Историческая динамика бытия культуры
В связи с тем что антропо-социо-культурные системы отличаются от природных систем своим историческим существованием, их изучение требует сопряжения синхронического «разреза» с «разрезом» диахроническим. Теоретическое обоснование такой программы исследования истории культуры на современном этапе предоставляет родившаяся в 1970-е гг. новая наука — синергетика, развивающая методологическую программу теории систем и принципов системных исследований на основе изучения закономерностей процессов развития сложных и сверхсложных самоуправляющихся систем — процессов их самоорганизации, а тем самым и дезорганизации, и реорганизации. Культура принадлежит к числу именно таких систем, и потому применение культурологической мыслью синергетических идей оказалось весьма перспективным.
Под историзмом очень часто понимают простую изменчивость форм бытия в духе знаменитого Гераклитова утверждения: «Все течет, все изменяется, и нельзя дважды войти в одну и ту же реку, потому что вода уже не та, и ты уже не тот». Между тем история, как специфический способ существования человечества обладает рядом принципиально важных особенностей, не допускающих такой упрощенной трактовки. Во-первых, при всей значительности влияния на нее природной среды, история является закономерным процессом социокультурных изменений, внутренне мотивированным самодвижением человечества; во-вторых, историческая форма бытия характеризуется развитием системы — движением от низших форм к высшим, более сложным и более совершенным с точки зрения связей системы со средой и ее собственного жизнеобеспечения; в-третьих, она выражает объективную целенаправленность процесса, независимо от того в какой мере эта целенаправленность осознается внутри самой системы и сколь широк спектр ее многолинейного движения. Обобщающим определением перечисленных особенностей исторического движения выступает понятие саморазвития, так как если изменение может происходить под влиянием и внутренних, и внешних причин, то развитие есть следствие только внутренней детерминации.
Это значит, что нет оснований вслед за А.Л. Чижевским или Л.Н. Гумилевым искать в космосе причины происходящих в жизни общества и в эволюции культуры метаморфоз — солнечная энергия не может действовать избирательно на Европу или Азию, Россию или Италию, а между тем в разных регионах земного шара,
11.4. Историческая динамика бытия культуры 253
Контрольные вопросы
1. Каковы закономерности культурогенеза в истории человечества?
2. Как соотносятся природные и культурные начала в развитии индивида?
3. Каково место культуры в системе бытия?
4. Как соотносятся культура и природа?
5. Каковы исторические закономерности взаимодействия культуры и общества?
6. В чем особенность духовной культуры в системном бытии культуры?
7. Каковы характерные особенности материальной культуры в системной целостности культуры?
8. Какое место занимает художественная культура в системе культуры?
9. В чем состоит полимодальность культуры?
10. Каковы закономерности исторического развития культуры и перспективы ее влияния на жизнь человечества в XXI в.?
258 Глава 11. Антропологические аспекты культуры
Литература
1. Баркова Э.В. Пространственно-временной континуум в онтологии культуры. Волгоград, 2002.
2. Библер B.C. От наукоучения — к логике культуры. М., 1991.
3. Ерасов B.C. Социальная культурология. Ч. I—II. М., 1994.
4. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
5. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.
6. Карнаух В.К. Волны цивилизации. СПб., 1998.
7. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
8. Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000.
9. Моисеев Н.Н. Судьба цивилизации. Путь разума. М., 2000.
10. Синергетика, философия, культура. М., 2001.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 558;