Конфликты между культурами (цивилизациями)
Цивилизационная идентичность, согласно Хантингтону, уже сегодня играет первостепенную роль. Еще большее значение она приобретет в будущем, когда мир станет формироваться в значительной степени под влиянием взаимодействия нескольких круп-
199 9.3. Культурная модернизация
нейших цивилизаций. Возможные столкновения глобального характера будут происходить не между нациями и государствами, как прежде. Сегодня изменилась сама природа конфликтов: конфликт наций уступил место конфликту идеологий. Ныне уже не государственные границы разделяют людей, а национальная идентичность. Она-то и ляжет в основание соперничества. Столкновения между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям, станут доминирующим фактором политики.
На сегодняшний день существует семь или восемь крупных цивилизаций, принципиально не схожих друг с другом: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская и, возможно, африканская. Именно «разломы» между этими культурными идентичностями и определят линии конфронтаций. Окончание «холодной войны» означало конец политико-идеологического раздела Европы. Полуторавековой период истории завершился. Зато вновь обозначилось культурное различие между западным христианством, с одной стороны, и православием и исламом — с другой. На смену «железному занавесу» пришел «бархатный», или идеологический, который может стать причиной кровавых военных конфликтов. Яркий пример тому — события в Югославии последнего десятилетия. Поток эмигрантов в развитые страны Западной Европы привел к всплескам расизма в Италии, Франции и Германии. Исторические столкновения между мусульманами и индусами проявляются сегодня не только в противостоянии стран-наций Пакистана и Индии, но и в конфликтах внутри Индии между индусами и мусульманами. Израиль уже не одно десятилетие живет практически в состоянии гражданской войны между палестинцами и евреями. Этот затяжной конфликт приобретает все больший размах. Еще один яркий пример: Чеченская республика, где уже более десяти лет полыхает гражданская война, конец которой, судя по всему, в ближайшем будущем не предвидится. Примеров усиливающегося противоборства между цивилизациями, культурными идентичностями бесконечно много. Особенно неспокойно в странах, населенных большим числом народов, относящих себя к разным цивилизациям, этносам, культурам.
Различия между цивилизациями настолько существенны, что ведут к реальным столкновениям, жертвам, насилию. Тому существует несколько причин. Цивилизации отличаются друг от друга историей, языком, традициями, культурным опытом и, что едва ли не самое важное, религией. Эти различия фундаментальны. Можно быть наполовину французом и наполовину арабом, но невозможно одновременно поклоняться и Иисусу Христу, и Аллаху. Не стоит забывать, что столкновения на религиозной почве в истории человече-
200 Глава 9. Культура в социальном пространстве
Контрольные вопросы
1. Что такое культура?
2. Каковы характеристики субъекта культуры?
3. Что такое культурная самоидентичность?
4. Что общего между социализацией и инкультурацией и чем они отличаются?
5. В чем состоят особенности информационно-семиотического подхода к культуре?
6. Чем отличаются функциональные знаки от естественных?
7. Что представляют собой вторичные семиотические системы?
8. Что такое социокультурная коммуникация?
202 Глава 9. Культура в социальном пространстве
9. Чем отличается культурная ценность от полезности?
10. В чем состоят социальная и технологическая функции культурны норм и как они связаны между собой?
11. В чем специфика проявлений традиций и инноваций в культуре
12. Что такое менталитет и как он образуется?
13. Какую функцию выполняют социальные институты в культуре?
Литература
1. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.
2. Леви-Стросс К. Неприрученная мысль //К. Леви-Стросс. Первобытное мышление. М., 1994.
3. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб. 1998.
4. Коржевская Н. Социальные институты как общественное явление (социологический аспект). Свердловск, 1983.
5. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или Судьба разума после Фрейда. М., 1997.
6. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001.
7. Соломоник А. Язык как знаковая система. М., 1992.
8. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? //Полис. 1994. № 1.
9. Эриксон Э.Г. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 1491;