Экономика феодальной Индии
Индийская цивилизация сложилась в результате миграции обитавших на рубеже III–II тысячелетий до н.э. в районе Причерноморья и Прикаспия индоевропейских племен. Во II тысячелетии до н.э. часть из них пришла в долину Ганга. Пришельцев назвали индоариями. Постепенно они оттеснили либо ассимилировали немногочисленные и отсталые местные племена. Высокий уровень материальной культуры – знакомство с металлами, использование плуга, удобрений, ирригационных устройств, средств транспорта, развитое ремесло – способствовали их успешному утверждению в долине Ганга.
Индоарии выше всего ценили собственную этническую общность. Религиозные нормы являлись для них чуть ли не единственным прочным связующим звеном. Итогом ужесточения этнической «стерильности» стало формирование системы варн (в переводе «вид», «разряд», «цвет»), а затем и каст. Три высшие варны – жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшья), – генетически связанные с индоариями, считались почетными. Четвертая – шудр, – состоявшая из неимущих и неполноправных неариев была низшей варной. Первые три вначале резко противостояли четвертой варне, состоявшей из неариев и формировавшейся из подчиненных аборигенных племен. Шудра не мог претендовать на высокое социальное положение, порой даже на самостоятельное хозяйство. Его удел – труд ремесленника или слуги, занятие тяжелыми и презираемыми видами труда.
Сложившаяся система стала основой индийского общества, освященной непререкаемыми религиозными нормами, – человек рождается в своей варне и навсегда принадлежит ей.
Арии, осевшие в Индии и превратившиеся в оседлых земледельцев, жили общинами, ставшими ячейкой индийского общества. В общине долгое время существовало коллективное землепользование. Хотя пахотная земля делилась на наследственные участки индивидуального семейного владения, все остальные угодья считались коллективным общинным достоянием. Многие важные и нужные для общины работы – очистка новых территорий от джунглей, ирригационные сооружения местного масштаба, строительство дорог или храмов, защита и охрана деревни и ее имущества – выполнялись совместно и считались делом коллектива в целом.
На свои средства община содержала нужных мастеров – горшечника, кузнеца, плотника, цирюльника, ювелира, жреца-астролога, мусорщика и т.п. Все работники получали за труд строго определенную плату, в основном натурой и необходимыми услугами. Подобное положение обеспечивало общине независимость, автономию, жизнеспособность. Община – это, по сути, административная самоуправляющаяся единица. При решении общинных дел голос имели лишь полноправные общинники–домохозяева, т.е. главы семейных групп. На общем собрании они выбирали руководство общины. Община своими силами разрешала внутренние споры и имела в распоряжении немалое количество санкций – от штрафа до изгнания из общины. Общинники обычно были сплочены в религиозно-культовом плане, чему никак не мешала их кастовая неравноправность.
Для Древней Индии характерна слабая политическая власть, неустойчивое государство, аморфная политико-административная структура, что объясняется, с одной стороны, областным сепаратизмом и отсутствием экономических связей между территориями, с другой – кастовым строем, скреплявшим общину.
Вместе с тем государство обладало неписаным правом распоряжаться подчиненной территорией на правах собственника; индийские правители по своему усмотрению расходовали получаемые доходы – на собственные нужды, содержание воинов, чиновников, поддержание храмов и обслуживавших их жрецов-брахманов.
Норма эксплуатации в Индии была сравнительно низкой – общины платили государству 1/6 урожая, такими же были и пошлины с городского населения, ремесленников и торговцев. Налоги государству община платила в целом, причем внутри общины свою долю вносили все те, кто считался полноправным членом общины и производил продукты сельского хозяйства. Доля богатых при этом была большей. Налоги платили имущие, как в деревне, так и в городе.
Земледельцы выполняли ряд повинностей в пользу государства – содержали в сохранности мосты и дороги, обслуживали приезжавших в деревню должностных лиц, участвовали в строительных работах.
Экономика раннефеодальных государств Индии. Основой экономики было земледелие. Щедрый климат Индии позволял выращивать два урожая в год – хариф (осенний) и раби (весенний), а в некоторых местах на орошаемых землях можно было собрать даже третий урожай. Основными зерновыми культурами было просо и рис, причем был известен 21 сорт риса. Кроме того, выращивали пшеницу, ячмень, бобовые, многие виды овощей и фруктов, сахарный тростник, масличные культуры. Увеличилась запашка под индиго, являвшийся самым распространенным красителем тканей, а также посадка тутовых деревьев для питания шелковичных червей.
Правители раннефеодальных государств (Гупт, Харш) раздавали земли в наследственные владения с правом фискальной эксплуатации, сдачи в аренду и даже заклада. Однако полной свободы отчуждения земли государство не разрешало.
В эпоху раннефеодальных государств система варн превратилась в сложную, дробную и строго иерархически организованную систему каст. Каста(«джати», т.е. род) – это замкнутая группа людей, обычно наследственно занятых в определенной сфере деятельности. Именно в касты консолидировались мелкие специализированные группы внутри старых варн, представители осевших в Индии иноплеменников-завоевателей, не говоря уже о появившихся на свет в результате смешанных браков, о неполноправных и т.п. На смену четырем древним варнам пришла система из многих сотен и даже тысяч каст. Она предоставляла каждой касте определенное строго фиксированное место в общекастовой социальной иерархии. Только включение человека в ту или иную касту могло узаконить его место в системе социально-сословных связей.
Принципиальным отличием каст было то, что они являлись корпорациями, т.е. имели четкую внутреннюю организацию – органы управления, кассы взаимопомощи, совместные ритуалы и обряды, внутренний регламент профессиональной деятельности, нормы внутреннего и внешнего общения, свои обычаи, привычки, кухню, украшения, кастовые знаки и т.п. Каста строго стояла на страже интересов своих членов, оказывала каждому из них поддержку, помогала найти работу, получить обусловленную нормой плату за нее и т.п. Кастовая система дожила до наших дней и продолжает существовать.
В IV–XII вв. при участии государства были заложены основы индийского феодализма, который отличался от европейского преобладанием государственной собственности на землю.
Для государства земля – это территория, с населения которой должна поступать определенная сумма налогов. В Индии подавляющее большинство пожалований носило условный характер. Условные пожалования предполагали уплату определенной суммы, размер которой для каждой местности определяли государственные чиновники. В крестьянское распоряжение землей индийский феодал не вмешивался. Поскольку налог взимался только с обрабатываемой площади, он стремился увеличить пахотную землю, устанавливая в течение ряда лет налоговые привилегии крестьянам, поднимавшим целину, или поощряя тех, кто засевал землю высокотоварными или интенсивными культурами. Государственная собственность на землю выражалась в праве установления нормы земельного налога.
Для землевладельца земля – это конкретное поле, которое он обрабатывал, не теряя прав на него даже после длительного перерыва в пользовании землей, передавал по наследству и мог отчуждать путем продажи и дарения при соблюдении некоторых традиционных общинных ограничений. За этот участок земли он должен был вносить установленный налог–ренту государству или тому лицу, которому правитель передоверял право сбора налогов.
Развитие феодальных отношений в XIII–XVI вв.В последней четверти XII в. Северная Индия была завоевана правителем из Газни (Афганистан) Шихад ад-Дином. После его смерти в 1206 г. на севере Индии образовался Делийский султанат.
Мусульманское завоевание Индии привело к укреплению существовавшего режима. Это было достигнуто путем создания мощного централизованного аппарата и роста государственной земельной собственности. Особая роль государства обусловила особый тип бюрократии. Нередко жалованье было единственным источником доходов чиновников и воинов. В средневековой Индии, например, существовал обычай, по которому все состояние умершего переходило в собственность раджи, а родные довольствовались пенсией, позволявшей лишь влачить полунищенское существование.
Государственная земельная собственность распадалась на земли халиса(или хасе) и икта. Чиновники султана собирали с земель халиса поземельные налоги в пользу казны. В сборщиков государственных налогов (заминдаров) превращались феодалы, которым разрешалось удерживать часть податей. Правительство не вмешивалось в их дела, пока они исправно выполняли обязанности. Заминдары могли передавать свои функции по наследству, делить и даже отчуждать и расширять земельные угодья. Они сами устанавливали нормы взимаемой ими ренты и порой вели собственное хозяйство с помощью зависимых или наемных работников. Но государство в любой момент могло отнять заминдарское владение и передать его другому,
Основная часть государственных земель была роздана в условное держание мусульманской прослойке (икта). Получая земельное владение, иктадар обязан был нести постоянную военную службу, поставляя в армию воинов. Икта не была наследственным держанием, а иктадаров перемещали в соответствии с требованиями службы. Большую часть собираемых оброков иктадар передавал государству.
Система икта подрывала финансовую основу государства, поскольку иктадары стремились превратить условное пожалование в наследственные вотчины. В 1398 г. войсками Тамерлана был нанесен сильный удар по Делийскому султанату. В XV в. государство потеряло контроль над икта. Иктадары перестали платить взносы в казну и превратились в полноправных земельных собственников.
Большинство пахотных земель были неполивными, и урожай зависел от муссонов. Делийское правительство принимало меры для увеличения площади поливного земледелия. Так, в окрестностях Дели были сооружены большие водохранилища. Фируз-шах построил около 200 км оросительных каналов от рек Сатледж и Джамна и обводнил значительные массивы земель. На постройке этих каналов работали в порядке трудовой повинности 50 тыс. человек.
Единицей хозяйства оставалась малая семья, входившая в состав сельской общины. Ее ядро состояло из постоянных и полноправных членов. В нее могли входить представители только одной господствующей или численно преобладающей в данной общине касты либо представители ряда каст. В качестве временных и неполноправных членов в общину нередко включались чужаки – будь то нанятый общиной ремесленник или служащий, купленный либо подаренный общине раб, нанятый кем-либо из членов общины наемный работник и т.п.
Традиционная индийская община в ее средневековой модификации обычно включала в себя несколько соседних деревень, иногда целый округ, организационно объединенных в большую общину. В каждой деревне был свой староста и общинный совет (панчаят). Представители каждой деревни, старосты и члены панчаята входили в общинный совет большой общины, который руководил всей сложной системой внутренних связей: разбирал жалобы, вершил суд, выносил приговоры. Немалую роль в совете играл староста, престиж и доходы которого были также высоки. Он осуществлял связь с государством и был ответственен перед ним.
Община представляла собой саморегулирующийся социальный механизм, практически не нуждающийся в контактах с внешним миром. Ее внутренняя жизнь подчинялась четко отрегулированному взаимообмену продуктами и услугами в соответствии с нормами варново-кастовой иерархии. Представители высших каст имели право пользоваться за гроши услугами выходцев из низших каст. Это право никем и никогда не подвергалось сомнению. Каждый член общины должен был не только четко знать свое место, права, обязанности, но и неукоснительно выполнять все то, что вправе ожидать от него другие.
Кроме уплаты 1/6 урожая, выполнения государственных повинностей при Великих Моголах земледельцы, исповедовавшие индуизм, обязаны были платить джизию – подушную подать, налагавшуюся мусульманскими правителями на индусов, что было для них тяжелым бременем.
Наиболее богатыми среди феодалов (за исключением правителей) были «коллективные владельцы» – индуистские монастыри и храмы, а затем мусульманские мечети. Как правило, земли, пожалованные храмам, освобождались от налога и пользовались иммунитетом. Совет брахманов – сабха – управлял жизнью деревень и решал вопросы распределения ренты, обычно раз и навсегда. В храмовом хозяйстве преобладала натуральная рента. Кроме продуктов земледельцы были обязаны поставлять все необходимое для богослужения: масло, благовония, гирлянды цветов, одежды и т.п. Особенно большим и хорошо организованным было храмовое хозяйство Южной Индии.
В средневековой Индии существовало три мира, три разных образа жизни: первый – окружение феодала или храма, второй – сельская община и третий – города.
Города являлись торгово-ремесленными центрами. Самые крупные стояли на основных караванных путях и на южном побережье. В городах касты играли еще большую роль, чем в деревне. Все торговцы и ремесленники разделялись на касты, причем представители близких каст и профессий нередко соединялись в более крупные специализированные корпорации – шрени. также возглавлявшиеся советами и руководителями, ответственными перед властями.
В эпоху Делийского султаната возросла численность ремесленников. Наряду с сельскими ремесленниками появились специализированные ремесленные поселения ткачей, оружейников, медников. Был известен также ряд строительных специальностей – каменщики, каменотесы. Ремесло оставалось кастовым. Свои изделия ремесленники продавали тут же на месте. Делийские султаны для нужд двора часто заводили ремесленные мастерские, именуемые карханами. Вкарханах Ала-уд-дина работало 17 тыс. ремесленников, получавших довольствие из казны.
Вплоть до конца XIII – начала XIV в. города, особенно портовые в Южной Индии, пользовались широкой автономией. Дела города вершили городские собрания, в которые входили главы наиболее влиятельных и богатых каст, особенно купеческих, реже ремесленных. Городское собрание не только наблюдало за порядком и разрешало жалобы, но и собирало в свою пользу рыночные пошлины и налог с ремесленников, самостоятельно устанавливая их величину. Оно было межкастовым и в значительной степени автономным.
Купеческие корпорации, как правило, контролировали целый торговый регион. Такова была, например, корпорация купцов Айяволе, которая распространила свое влияние на многие районы Южной Индии, на торговые центры купцов-индийцев в Юго-Восточной Азии, хотя центр ее – «совет пятисот» («свами») – находился в городе Айяволе в Южной Индии. Подобной же организацией были маниграмам, комати и т.п.
Широкое самоуправление городов не являлось зародышем капиталистических отношений, как в Западной Европе. Оно свидетельствовало лишь о том, что индийские феодалы не смогли еще подчинить себе всю экономику и общественную жизнь страны. Со временем города потеряли автономию. Пошлины стали собираться в казну государственными чиновниками, они же начали определять размер сборов. Феодалам жаловались доходы с лавок и ремесленных кварталов. Городские собрания распадались, а купеческие корпорации утратили политическое влияние. С конца XIII – XIV вв. правители стали жаловать феодалам города; феодал стал господствовать в городе так же полновластно, как и в сельской местности.
Индия вывозила хлопчатобумажные и бенгальские шелковые ткани, оружие, украшения и утварь из золота, серебра и меди. Весьма обычной была работорговля. Рабов использовали главным образом в качестве домашних слуг. Импортировались же шелк, золото, предметы роскоши и некоторые ткани, отличавшиеся от индийских выделкой и окраской, ввозились в большом количестве лошади, поскольку природа Индии не благоприятствовала их разведению.
Внутренняя торговля развивалась на протяжении всего феодального периода. Наиболее удобной торговой артерией был Ганг с его притоками. Из Бенгалии путем каботажной торговли везли товары на юг. Торговые пути, пересекавшие южные районы Индии, проходили вдоль больших рек. Из крупных портовых городов товары поступали во внутренние области страны. Однако внутренняя торговля была менее развита, чем внешняя.
Для развития внутренней торговли имел большое значение захват делийскими правителями морского побережья, откуда везли соль и кокосовые орехи, из которых делали масло, плели веревки. Плодородные, богатые рисом области Бенгалии посылали продовольствие в столицу для снабжения огромных армий султана. Купцы Канауджа торговали сахаром по всей Индии. Однако хозяйство оставалось натуральным. Продовольствие, а также ремесленные изделия шли главным образом для удовлетворения нужд султана, его придворных и наемной армии.
Расширению торговли и ремесла мешали многочисленные поборы и повинности, которые устанавливали делийские правители. Кроме закята, принятого во всех мусульманских странах и выплачиваемого торговцами и ремесленниками в денежной форме в размере 2,5% стоимости товара, они платили налог на застроенную домами и лавками землю, разнообразные пошлины у застав и речных переправ, уплачивали сбор в пользу градоначальника и т.п.
Таким образом, с середины I тысячелетия н.э. начинается перерождение азиатского способа производства в специфический восточный феодализм.
Государственная собственность постепенно превращалась в частную, и одновременно шла дифференциация общин. Их верхушка начинала распоряжаться землей, налогами, сдавала участки в аренду, эксплуатировала тех, кто попадал в долговую зависимость от нее.
Однако общинно-кастовые традиции и деспотическая власть государства не допускали роста «общинной аристократии», сдерживали перерастание азиатского способа производства в восточный феодализм, сохраняя важнейшие черты традиционного восточного общества.
Социально-экономическая система средневековой Индии отличалась от европейского средневековья. В Индии структура господствующего класса была слабо развита, а в иные периоды отсутствовала вовсе. Землевладелец, как правило, не вел своего домениального хозяйства, поэтому барщины не существовало. Принудительный неоплачиваемый труд использовался большей частью только на строительстве крепостей, оросительных сооружений и т.п. Рента с крестьян взималась в форме фиксированного государственного налога.
В индийском обществе верховная государственная собственность на землю сочеталась с частным землевладением и общинным землепользованием.
Собственность и власть были слиты воедино. Абсолютная власть была непререкаемой. Она освящалась религией и философскими трактатами.
Экономическая история средневековой Индии – типичный вариант восточного общества, для которого характерно стремление к стабильности и неизменности. Поддержанию стабильности служили и деспотизм правителей, и религия, и обычаи, и законы. Ключевую роль в общественной стабилизации играла система социальных корпораций – от общин до каст.
Вопросы для повторения
1. Какие четыре варны вы знаете?
2. Почему в Индии такие сильные позиции в экономике занимало государство?
3. В чем особенность становления феодальных отношений в Индии?
4. Почему система икта подрывала финансовые основы экономики?
5. В чем особенность индийской деревенской общины?
6. Что такое шрени?
7. Почему широкое городское самоуправление не стало основой развития капиталистических отношений?
Дата добавления: 2016-06-13; просмотров: 613;