Речевые упражнения, тренинги????
Работа нд
Чтобы эффективно воздействовать на нарушения речи, необходимо знать причины, их порождающие. Основными причинами нарушений звуковой стороны речи являются:
- нарушение слуха и слуховой дифференциации звуков речи;
- нарушение анатомического строения артикуляторного аппарата;
- нарушение его нормального функционирования (недостаточная подвижность артикуляторных органов);
- неправильная речь окружающих ребенка или недостаточное с их стороны внимание к его речи.
- нарушение дыхания (недостаток силы дыхания, что ведет к искаженному образованию некоторых звуков. Так, слабая воздушная струя недостаточна для колебания кончика языка, что очень важно для образования взрывных согласных, звуков р и л.
2) короткий неэкономный выдох, поверхностные судорожные вдохи. В момент речи дыхание обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот. Это ведет к захлебываниям в речи, несвоевременного вдоха, что делает речь рубленой.
3) нарушение координации дыхания при функциональном нарушении голоса
4) слишком шумный выдох
Задачи работы над звуковой стороной речи:
?????
Содержание работы над звуковой стороной речи:
Работа над звуковой стороной речи направлена на совершенствование дыхания, дикции и фонематического слуха детей.
Работа над дыханием
Задачи: развивать силу выдоха, его направленность, длительность и экономность.
Решению этих задач будут способствовать следующие упражнения.
Упражнения на силу выдоха.
Предложим детям представить свечу огромного размера, набрать побольше воздуха и потушить ее.
Или создадим воображаемое поле, нарисуем ворота, сделаем из ваты мяч и попросим детей забить мяч в ворота противника
2. Упражнения для отработки направленности выдоха: вдох и выдох носом, вдох носом – выдох ртом, вдох ртом – выдох носом, вдох и выдох ртом.
При выполнении упражнения используются примы контроля: приставляются к носовым ходам ватка, полоска бумаги, зеркало. (Ребенку трудно ощутить утечку воздуха через нос.)
Используются игровые упражнения с дутьем на ватку, на полоску тонкой бумаги, на снежинки, на бумажные игрушки и др.
3. Упражнения на плавный, постепенный длительный выдох без участи речи
Игровые упражнения
«Пилим дрова»: просим детей встать против друг друга парами, взяться за руки и представить, что они пилят дрова: руки на себя – вдох, руки от себя – выдох.
«Погреемся на морозе»: Представим, что пришли с мороза с озябшими руками: дуем на озябшие руки, плавно выдыхая через рот.
«Листья шелестят»: возьмем ветку, прикрепим к ней листики белой бумаги, вырезанные в виде листиков. Договоримся с детьми, что по сигналу «Подул ветерок» - они будут плавно дуть на листики так, чтобы отклонялись и шелестели.
Назову упражнения, а вы попробуйте представить их выполнение. «Надуй игрушку» (Надувные игрушки, шары)., «Чайник закипел», «Покатай карандаш», «Снежинки, бабочки летят»
См. Лалаева, Серебрякова, Зорина «Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития», с. 178-179.
4. Упражнения на плавный, постепенный длительный выдох с участием речи
«Эхо»: Распределим детей на 2 группы. Попросим одну группу громко произносить согласные (а,о, у) или их сочетания (ау, уа, оа), а вторую группа «эхо» - тихо повторять.4
«Вьюга»: повесим на доску картинку с изображением вьюги. Объясним детям, что они будут озвучивать картинку. По сигналу «Вьюга начинается» дети должны тихо гудеть «У-у-у», по сигналу «Сильная вьюга» - громко произносить «У-у-у-у», а по сигналу вьюга затихает дети постепенно уменьшают силу голоса.
Для отработки речевого дыхания подойдет счет, произнесение скороговорок на одном выдохе и т.п.
Там же с. С.180.
Методика работы над дикцией
Задачей логопеда является формирование гибкости речевого аппарата, работа над выработкой правильной артикуляции звуков и их правильным произношением в потоке речи.
Традиционно в работе над дикцией используются следующие приемы:
1. Артикуляционная гимнастика (для языка, губ).
2. Упражнения в отработке артикуляции отдельного звука.
Приемы: звукоподражания, (например: Кто живет в лесу? Как он кричит? )
артикулирование звука перед зеркалом,
2. Произнесения звука в слогах и словах. (Как кричит филин? Уф, уф…; )
3. Работа над чистоговорками и скороговорками, содержащими данный звук.
Методика работы над фонематическим слухом
Фонематический слух – тонкий, систематизирующий слух, позволяющий различать и узнавать звуки системы родного языка.
Его развитию будут способствовать упражнения в звуковом анализе (расположим их по степени возрастания сложности)
Упражнения на узнавание звука на фоне других звуков, на фоне слова.
Игра «Магазин»: выставим игрушки и просим детей назвать игрушки, а затем купить только те из них, в названиях которых есть нужный звук.
Раздадим детям флажки и попросим поднять флажок, если дети услышат в словах звук …
Раскладываем и называем картинки, а теперь попросим детей отобрать те, в названиях которых есть звук…
Просим детей по сюжетной картинке назвать слова со звуком…
Дополним предложение словами со звуком… Логопед называет часть предложения, дети выбирают предложенные им картинки на звук… «Мама посадила на грядке…(картинки: свекла, лук, морковь).
Упражнения по определению места звука в словах
Игра «Светофор»: положим перед детьми полоску-светофор (левая часть зеленая, середина желтая, а правая часть красная), это модель слова. Дети ставят зеленую фишку на ту часть полоски, где слышится звук…
Назвать посуду, цветы, животных, названия которых начинаются на звук…
По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются на звук…
Игра «Поезд»: предложим детям макет поезда с тремя вагонами. В вагоны нужно поселить картинки, в первый вагон - слова, в которых звук … находится в начале слова, в средний вагон картинки, в названии которых звук находится в середине, в последний вагон картинки. В названии которых звук в конце слова (с.190)
Упражнения на определение первого и последнего звуков в слове
Основной прием, помогающий вычленить звук - его пропевание, протягивание вместе с детьми или произнесение с большей силой при взрывных.
Лучше начинать с определения последнего звука. Сначала учим выделять сонорный Например. сыРРР, соННН.
Далее работаем над определение первого звука в словах (первыми анализируются слова, начинающиеся на ударный гласный: ослик, осень, улица…, затем смычно-проходные согласные: ШШШар. Последними выделяем взрывные: ДДДом, ТТТанк.)
Упражнение на определение последовательности звуков (назвать звуки по порядку)
Д. Б. Эльконин характеризовал вычленение звука как интонационное выделение (протягивание) последовательно каждого звука в слове (СССыр, сЫЫЫр, сыРРР)
Работу над звуковым анализом начинаем с анализа слов, состоящих из двух гласных звуков (ау…), затем слова, состоящие из обратного слога (ах…), затем слова из закрытого слога (сыр, сон)…
Приемы работы по определению последовательности звуков
«Живые звуки» У детей медальонысо звуками... Мы называем слова, а дети-звуки выстраиваются в нужной последовательности.
Просим детей назвать первый звук, второй…
Работа со звуковыми схемами (показать).
Ребенку предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек в которой соответствует числу звуков в слове. Детям также даются фишки. По мере выделения звуков в слове ребенок сначала вместе с логопедом заполняет эту схему. Первоначально для анализа даются односложные слова: осы, сом, сыр, мак, лук. Далее языковой материал усложняется.
Игровой вариант: В звуковой домик поселилось слово …. Узнаем, какой звук живет в первой квартирке. Протянем этот звук. (ОООсы)
Преобразование звуков: замени первый звук, чтобы получилось другое слово (дом – сом), второй звук (дом – дам), третий звук (кот-ком)…
3.
Формирование ритмоинтонационной стороны (самостоятельно).
Задачи: помочь ребенку в преодолении недостатков качеств голоса (темпа, методики, тембра), выработке интонационной гибкости.
Упражнения на темп речи:
- произношение речевого материала различной сложности (слогов, слов, коротких фраз, скороговорок) в разном темпе, чтение (сопряженное с логопедом, затем самостоятельное) под отбиваемый рукой такт; под метроном, с постепенным ускорением темпа,
- произнесение слогов, слов, фраз в ускоренном темпе, в замедленном темпе; (паровоз, считаем вагоны, изображаем дождик, который расходится).
Упражнение на силу голоса. Упражнение на высоту голоса (красим забор).
Упражнения на тембр голоса (упражнения в подражании).
4.
Актуальность и задачи работы над формированием слоговой структуры слова.
Этапы становления слоговой структуры слова. (Р.Е.Левина)
Упражнения в развитии слоговой структуры слова: скандирование, произношение слова с прохлопыванием, протоптывание, под метроном.
5.
Работа над произносительной стороной речи ведется на индивидуальных занятиях, групповых и фронтальных занятиях.
На индивидуальных занятиях работа строится с учетом возможностей каждого ребенка. На групповых занятиях объединяются дети со сходными речевыми нарушениями. На фронтальных состав детей более разнороден, поэтому требует комплексности в работе над речевым развитием детей.
Все занятия подчинены триединой цели:
- коррекционное воспитание (формирование черт гармоничной, незакомлексованной личности (дружбы, уважения, самоуважения, критичности, самооценки);
- коррекционное развитие (развитие сенсорных и моторных функций, кинестетической основы артикуляционных движений, мимической мускулатуры, интеллектуальных функций);
- коррекционное обучение (подготовка к усвоению чтения и письма).
Подробно рассмотрим структуру и содержание фронтального занятия по автоматизации произношения и дифференциации звуков. Она включает следующие этапы работы:
1 этап – организационный.
Задача этого этапа: введение в тему, создание положительного настроя на работу, коррекция психофизических функций.
Этот этап может включать релаксационные (На улице холодно (напряжение). Засветило солнышко (расслабление), мимические (Каким представляете весельчака. а ворчуна?) и имитирующие упражнения (Покажите хитрых, голодных, жадных мышат, подкрадывающихся к коту Леопольду).
2 этап – сообщение темы занятия. Например, Назвать картинки. На какие звуки начинаются слова? Другим примером является игровая ситуация: К нам пришли ДДДомовенок и дддедушка Домовой. Угадайте, какие звуки будем изучать? )
3 этап - характеристика звуков по их артикуляционным и акустическим признакам. Задача: уточнить артикуляцию. Приемы: показ артикуляции, образное сравнение и др.
4 этап - произношение звуков и развитие фонематического слуха. Задача: развитие слухо-речевой памяти, фонематического восприятия, уточнение и расширение лексического запаса. Приемы работы: произнесение звуков в словах, в слогах, упражнения по фонематическому анализу, лексические упражнения.
5 этап – физкультминутка, связана с темой занятия. Ее задача: снять усталость, внести эмоциональный заряд, вырабатывать четкие координационные движения во взаимодействие с речью. Приемы: подвижная игра (цып-цып), имитация трудовых действий, сопровождаемых чистоговорками, музыкальные паузы и др.
6 этап – работа над предложением. Задача: развитие лексико-грамматической стороны речи, актуализация словаря, формирование связности и четкости высказываний, анализ и синтез словесного состава как средства предупреждения дисграфии.
Приемы: составление предложений по набору слов, анализ слов в предложении, составление предложений по схеме с данными словами и др., задания на исправления смысловых ошибок.
7 этап - произношение звука в связной речи. Задача: доведение звуков до автоматизма, попутно – развитие воображение, ритмоинтонационной стороны речи, словотворчества.
Приемы работы: разыгрывание диалогов, заучивание небольших стихов, составление небольших рассказов по серии сюжетных картинок, по картинкам и др.
8 этап – обучение элементам грамоты. Задача: познакомить с буквой, обозначающей этот звук, учить читать слоги и слова с этой буквой, печатать или писать эту букву.
Приемы: показ буквы, работа с разрезной азбукой, приемы чтения слогов, конструирование буквы, ее копирование и др.
9 этап – подведение итогов.
Основные требования, способствующие эффективности занятия:
- единство тематики;
- организационно- сюжетная основа;
- наличие игровых элементов;
-разнообразие языкового материала, его содержательность, воспитательная направленность.
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются ошибки в передаче
слоговой структуре слова. Правильно повторяя за
логопедом сложные слова, дети нередко в самостоятельной ре-
чи их искажают, сокращая обычно количество слогов (вместо:
дети слепили снеговика - дети сипили новика) Много ошибок
наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: переста-
новки замены звуков и слогов, сокращение при стечении со-
гласных в слове (товотик вместо животик).
Типичными для детей являются персеверации слов
(хахист - хоккеист, ваваяпотик-водопроводчик), антиципации
(астобус-автобус); добавление лишних звуков и слогов
лимонт-лимон)
Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием
сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных)
возможностей ребенка.
Преодоление ошибок, выражающихся в перестановке или
добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового
восприятия ребенка.
Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу,
сокращение стечений согласных указывает на
преимущественное нарушение артикуляционной сферы, и носят более стабильный
характер.
Из всего вышесказанного можно заключить, что общее
недоразвитие речи представляет собой системное недоразвитие
речи, при котором нарушаются все ее компоненты, в том числе и фонетико-
фонематическая сторона речи. Степень нарушения фонематического восприятия
(дифференциация фонем,
Звуковой анализ синтез), а также звуко-слоговая структура слова зависит от
уровня речевого недоразвития.
Под голосом понимается совокупность любых звуков, исходящих из гортани человека.
Голос является важным компонентом речеобразования, поскольку он обеспечивает слышимость речи и ее интонационную выразительность.
Голосу присущи такие характеристики, как высота, сила, длительность, тембр.
Изменением этих характеристик достигается разнообразие интонации.
Голос — это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Звук голоса —
колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.
Высота звука — субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голосовых складок в 1 секунду. Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладоч-ного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т. е. высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразительность речи.
Сила голоса, его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитуды колебаний голосовых складок и измеряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр. Голос — это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Звук голоса —
колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и раздражения. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками.
Высота звука — субъективное восприятие органом слуха частоты колебательных движений. Чем чаще совершаются периодические колебания воздуха, тем выше мы воспринимаем звук. Качество высоты звука зависит от частоты колебательных движений голосовых складок в 1 секунду. Сколько смыканий и размыканий осуществляют они в процессе своих колебаний и сколько порций сгущенного подскладоч-ного воздуха пропустят, такова будет и частота рожденного звука, т. е. высота тона. Частота основного тона измеряется в герцах и может изменяться в обычной разговорной речи у мужчин в пределах от 85 до 200 Гц, у женщин от 160 до 340 Гц. От изменений высоты основного тона зависит выразительность речи.
Сила голоса, его энергия, мощность определяются интенсивностью амплитуды колебаний голосовых складок и измеряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос. Сила голоса находится в прямой зависимости от подскладочного давления воздуха, выдыхаемого из легких. При нарушении определенных координационных взаимоотношений между натяжением голосовых складок и воздушным давлением голос может потерять силу, звучность и изменить тембр.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1140;