Художественная роспись ткани
Набивные ткани. Среди приемов украшения тканей существует ручной способ их орнаментации путем набивки. Первоначально этим занимались иконописцы - «травщики». Узоры печатали по белому или окрашенному холсту с помощью деревянных форм. Доски с резным орнаментом изготовлялись из твердых пород дерева: березы, груши, клена, ореха. Русские набивные ткани можно разделить на белоземельные, фон которых оставался не закрашенным, и кубовые, название которых связано с приемом окрашивания тканей в кубах. Узор наносили масляными красками вручную, с помощью кисточки и резерва. Затем ткань опускали в чан (или куб) с краской. Там, где не было резервирующего состава, ткань окрашивалась, затем просушивалась, а резервирующий состав смывали горячей водой, в результате нитками получался светлый узор на цветном фоне.
В первой половине XIX в. русская набойка утратила черты самобытности. В 1828 г. в с. Иваново купцом Спиридоновым была установлена первая ситцепечатная цилиндрическая машина, положившая начало развитию ситцепечатания, которое постепенно оттеснило набойку.
Павловские платки и шали. Город Павловский Посад в Московской области является центром традиционного русского текстиля. В XVIII в. крестьяне изготавливали здесь платки и сарафанные ткани, украшенные орнаментом из золотых нитей. В 1812 г. зажиточный крестьянин из С.Павлова (впоследствии Павловский Посад) Семен Лабзин основал небогатую шелкоткацкую фабрику, заложившую базу современного производства платков и шалей. 1860 — 1880 гг. -время его формирования и расцвета. Изготовление и декорирование шерстяных тканей в Павловском Посаде базируется на древних традициях русской народной ручной набойки. Узорную ткань печатали при помощи досок - деревянных форм («манеры» или «цветки») с рельефным узором; для каждой краски резалась своя «манера». Для платков со сложной композицией вырезали 40-60 форм, что превышало в два-три раза число использующихся красок.
Русские шали первой половины XIX века имели свои стилевые особенности. Композиционные решения были разнообразными; узорная кайма по краю с гирляндами цветов, чередующихся с красным, голубым и зеленым цветами. Гео-метризированные формы орнамента были лишены строгой схематичности. В узорах русских шалей мастера предпочитали чистые нежные тона красного, зеленого, синего, фиолетового, желтого цветов. Павловские мастера использовали не только белый фон, но и черный, синий, зеленый, желтый, красный. На контрастном фоне яркие цветы собирались в гирлянды или букеты, а иногда свободно размещались на пустом поле платка.
В XIX в. узорные платки и шали, которые в России носили и в крестьянской, и в городской среде, стали выполнять в костюме роль цветного акцента. В настоящее время в Павловском Посаде применяют фотопечать, ручную набойку и набивку на плоскопечатных машинках. Ежегодно выпускается более 200 видов шалей, платков, шарфов. Эту богатую коллекцию ежегодно пополняют изделия, которые создаются по новым рисункам художников.
Вышивка
Вышивка - один из древнейших видов прикладного искусства. Это искусство возникло в незапамятные времена и передавалось из поколения в поколение. С течением веков постепенно сложился традиционный круг узоров, характер расцветки, выработались многочисленные приемы выполнения вышивки.
Народная вышивка выполнялась без предварительного рисунка. Свои узоры вышивальщицы знали наизусть, усваивая их и запоминая вместе с освоением самого процесса исполнения. Основные традиционные узоры, характерные для каждой местности, сохранились и по сей день.
Заслуженной славой пользуется русская народная вышивка. Она подразделяется на северную, вышивку среднерусской полосы и южных районов. Основным материалом, на котором русские женщины - вышивальщицы исполняли свои композиции, был крестьянский домотканый холст, так называемого полотняного переплетения.
На русском Севере - в Архангельской, Вологодской, Костромской, Ярославской областях, а также в Верхнем Поволжье преобладала строгая вышивка — белая по белому или двухцветная, красная с белым. Вышивка выполнялась льняными, шерстяными, шелковыми нитками, а также золотым шитьем, особенно на головных уборах. В северной вышивке на одежде и предметах домашнего обихода значительное место занимали сложные тематические рисунки. На шитых северных подзорах, особенно в XVIII в., можно видеть сложные жанровые сцены: замки с башнями, раскидистые деревья; кареты, запряженные горделивыми рысаками. Во многих северных народных вышивках встречается изображение барса с угрожающе поднятой передней лапой.
В узорах вышивок среднерусской полосы и юга преобладали геометрические формы. При общем геометрическом строе орнамента эти вышивки отличались большим многоцветием. Техника выполнения этих вышивок была счетная:
роспись, крест, набор.
Владимирская народная вышивка. Издавна бытовала вышивка на владимирских землях. Наиболее крупными вышивальными промыслами во второй половине XIX в. во Владимирской губернии были мстерский и холуйский. К концу XIX в. вышивкой во Мстере занималось около 400 мастериц Большое развитие здесь получила белая гладь. Белой гладью вышивали белье, платки, полотенца. Работа владимирских вышивальщиц отличалась большой тонкостью исполнения и ценилась очень высоко. По мере развития техники и технологии качество и внешний вид вышитых изделий становились на более высокий уровень. Стремясь к сохранению традиций, мастера промысла искали свой стиль, свой орнамент, формировали свой ассортимент. Удивительные произведения владимирских вышивальщиц создаются с помощью незамысловатого инструмента - пяльцев, иглы и вышивальных ниток. Умелые и проворные руки рукодельниц выполняют в натянутом полотне те дивные узоры, мимо которых нельзя пройти.
Народные мастера фабрики им. Н.К.Крупской в настоящее время продолжают традиции мстерской гладевой вышивки. Здесь распространена вышивка белой и цветной гладью. Белой гладью вышивают на белых тонких тканях:
креп-жоржете, маркизете, батисте - белыми нитками. Аналогична белой глади специфичная для мстерской фабрики техника вышивки «русская гладь». Это вышивка белыми нитками по суровому полотну.
Другой разновидностью владимирской вышивки является «владимирский шов». Сочетание растительного орнамента, выполненного выпуклой рельефной гладью, с прозрачным геометрическим узором посредине цветов и частично выстроченным пространством фона, придает особую выразительность мстерской вышивке.
Наиболее распространенный мотив мстерской вышивки - цветок розы в окружении листьев и разнообразных цветов. Иногда растительные узоры дополняются изображением птиц, бабочек и т.д.
Цветная перевить. Цветная перевить как самобытный вид русской народной вышивки выполняется по продернутой сетке, перевитой цветными нитками. Места бытования - Рязанская, Смоленская, Тульская, Калужская области Традиционные виды орнамента цветной перевити - геометрический, растительный, антропоморфный. Малиновый оттенок с вкраплением белого, синего, зеленого, желтого цвета - преобладающее колористическое решение цветной перевити Калужской и Тульской областей. Цветовая гамма смоленской перевити - белоснежный фон с четким красным узором. Синие тона - традиционный колорит рязанской цветной перевити. Основной узор дополняют мережки. Лен - традиционный материал для выполнения цветной перевити.
Золотошвечная вышивка Торжка. Город Торжок Тверской области — единственный в России крупный центр золотошвейной вышивки. Эта вышивка прошла сложный путь развития, во многом отличающийся от других видов народного искусства.
Золотным шитьем вышивали головные уборы, душегреи, обувь, платки и т.д. Золотные нитки накладывают на ткань сверху и прикрепляют прочной ниткой. Такой нитью вышивают на плотных, тяжелых материалах: толстая шелковая ткань, бархат, сукно, шерсть, кожа, замша. Нитки - золотные и серебряные - различаются по виду и способу изготовления (круглые, граненые, навитые на льняную, шелковую или бумажную основу). Орнамент в золотном шитье растительный, геометрический и зооморфный, предельно обобщен. В настоящее время используется мишура с добавлением небольшого процента золота. В дополнение к вышивке применяются: канитель, блестки, бисер, искусственный жемчуг.
Литература
Алпатова И., Воронов М. Искусство керамики.-М., 1962
Арбат Ю.А. Русская народная роспись по дереву.-М.,1970.
Афанасьев А. Ф. Резьба по дереву.-М., 1997
Барадулин В.А. Художественная обработка дерева.-М.,1986.
Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства.-М., 1971.
Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка.- Л.,1975.
Богуславская И.Я. Русская народная вышивка.- М.,1972.
Богуславская И Я., Графов Б.В. Искусство Жостова.-Л.,1979.
Василенко В.М. Искусство Хохломы.-М., 1959.
Василенко В.М. Русская народная резьба и роспись по дереву ХУ11-ХХвв.-М.,1960.
Василенко В.М. Русское прикладное искусство. — М.,1977.
Вишневская М. Хохлома.- Л., 1969.
Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избранные труды.-М., 1972.
Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера.- М.,1993.
Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. -М., 1981.
Дмитриев Н.Г. Мстера рукотворная. Рассказы об искусстве лаковой миниатюры и ее мастерах. - Л., 1986. Дурасов Г.П. Каргопольская глиняная игрушка. - Л , 1986.
Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы. — М.,1980
Коновалов А.Е. Городецкая роспись. - Горький, 1988.
Коромыслов Б.И. Жостовская роспись. - М., 1977.
Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины.-М.,1987.
Круглова О.В. Русская народная резьба и роспись по дереву,-М.,1974.
Маслова Г.Е. Орнамент русской народной вышивки.-М.,1978.
Народные росписи Русского Севера: методика обучения народному орнаментальному искусству. Под рук. Шпикаловой Т.Я.-Ханты-Мансийск, 1999.
Некрасова М А. Народное искусство России. Народное творчество как мир ценности.- М.,1989 Некрасова М.А. Искусство Палеха. - М.,1966.
Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры —М.,1983.
Некрасова М.А. Современное народное искусство. - Л. 1980.
Попова О.С. Русская народная керамика. - М., 1956. Рождественская С.Б. Народное искусство и народные художественные промыслы // Русские. - М., 1997.
Розова Л.К. Богородская игрушка и скульптура. - М.,1970.
Русское декоративное искусство от древнейшего периода до XVIII В.Т.1.-М, 1962.
Рысакова Б.А. Русское прикладное искусство Х-ХШ веков.- Архангельск, 1971
Шпикалова Т.Я. и др. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства: учебно-наглядное пособие для 1 класса, 2 класса. (80 таблиц и методических рекомендаций для учителя).- М., 1996,1997.
Шпикалова Т.Я. Методические рекомендации к серии слайд — фильмов «Дымковская игрушка», «Гжельская керамика», «Жостовские подносы»,- М.,1992.
Якунина Л.И. Русские набивные ткани ХУ1-ХУП вв.- М., 1954.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 920;