Сущность народной художественной культуры и народно - художественного творчества
Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народы, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира). В каждом современном обществе, как правило, сосуществуют и взаимодействуют множество различных национально-культурных и национально — художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.
Народная художественная культура - древнейший пласт отечественного культурного наследия. Ее корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских племен, проживавших на территории нашей страны. Главной частью этой культуры являются произведения народного художественного творчества (песни, сказки, танцы и т.д.). В старину они передавались от поколения к поколению в бесписьменной форме ("из уст в уста"), и поэтому все время изменялись (варьировались). До сих пор одна и та же народная песня в разных областях России может звучать по-разному. Имена авторов таких произведений установить невозможно, ведь они созданы коллективным творчеством народа.
Народная художественная культура складывалась на Руси как культура быта, развивалась во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучение и распространение традиций народной художественной культуры важный вклад внесли в XIX - начале XX в. представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий.
Наряду с русской народной художественной культурой в России с давних пор существуют художественные культуры многих других народов. В нашем многонациональном государстве проживает сейчас более 120 народов, и каждый из них имеет равные права на сохранение и развитие своих национально-культурных традиций и обычаев.
Народная художественная культура — более широкое понятие, чем народное художественное творчество.
Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Процесс и результаты народного художественного творчества неразрывно связаны с представлениями того или иного народа о мире, с особенностями его национального характера и творческих устремлений.
Народная художественная культура в России более 10 веков развивается во взаимосвязи с церковным искусством, которое основано на православной вере, христианском вероучении и неотделимо от библейских образов и сюжетов. Хотя церковное искусство пришло на Русь из Византии, его развитие происходило во взаимосвязи с отечественными национально-культурными традициями , с народным художественным творчеством.
В современной России получила распространение не только православная вера, но и другие религии, каждая из которых связана с соответствующими ей явлениями искусства.
Еще один важнейший исторический пласт отечественной художественной культуры, неразрывно связанный с народной художественной культурой - светская художественная культура (культура светского общества, просвещенных слоев населения). С XVIII в. она развивалась в России под влиянием западноевропейского искусства (оперного, театрального и т.д.) и в связи с реформами Петра I. В светской художественной культуре возникли новые, не встречавшиеся в древнерусской народной художественной культуре, формы
художественной жизни (балы, оперные, театральные и балетные спектакли, симфонические концерты и т.д.) Вместе с тем, западноевропейские традиции, перенесенные на отечественную почву, заметно изменились под влиянием особенностей нашей культуры.
Большую роль в развитии традиций народной художественной культуры, различных видов и жанров народного творчества сыграло русское классическое искусство. Как известно, многие русские композиторы-классики собирали и обрабатывали народные песни, создавали оперы, балеты и другие произведения по мотивам русских народных сказок, былин, древнеславянских мифов. Среди них композиторы П.И.Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, И.Ф.Стравинский, художники В. Васнецов, Врубель, Кустодиев и многие другие.
Таким образом, народная художественная культура -сложное и многогранное явление, не ограниченное крестьянским фольклором. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т.д.) , народная художественная культура включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание. Народная художественная культура включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.
Народная художественная культура имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества — мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту.
Литература
Арнольдов А. И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М.,1992.
Арутюнов С. А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М., 1989.
Бакланова Т.И. Народная художественная культура в универсальной гуманитарной образовательной системе // Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров. М., 1994. С. 90-94.
Бакланова Т.И. Народная художественная культура: Сборник авторских программ. М.,1998.
Бакланова Т.И. Русская традиционная культура в современном информационно-образовательном пространстве // Культурология: новые подходы. Альманах-ежегодник. 1998. №№ 3-4. С.95-112.
Бердяев Н. А. Человек. Макрокосм и микрокосм // Русский космизм.М., 1993, С. 171-175.
Бердяев Н.А. Душа России // Русская идея. М.,1993. С.296-312 Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М.,1994.
Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследований. Тбилиси, 1978.
Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., 1971.
Болотков В.Х., Кумыков А.М. Феномен наций и национально-психологические проблемы в социологии русского зарубежья. М.,1998.
Булгаков С.Н. Моя Родина // Русская идея. М., 1993. С. 363-373. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. М., 1990.
Выготский Л. С., Лурия А. Г. Этюды по истории поведения. М., 1993.
Гачев Г. Д. Жизнь художественного сознания: Очерки по истории образа. М.,1972. Г
Гачев Г. Д. Национальные образы мира. М., 1988.
Гачев Г. Д. Наука и национальные культуры. Ростов-на-Дону, 1992.
Гончаров И.Ф., Гончарова Т.Н., Скворцов В.Н. Приоритетная
шея русской школы: воспитание ума. СПб.,1995.
Громыко М.М., Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М ,2000.
Гумилев Л.Н. От Руси до России: Очерки этнической истории. М.,1992.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л ,1990
Гумилев Л.Н. Эгносфера: История людей и история природы. М.,1993
Гуревич А. Средневековый мир. Культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
Гусев В. Е. Русская народная художественная культура. Теоретические очерки. СПб., 1993.
Гусев В. Фольклор как источник изучения социальной психологии//Проблемы общественной психологии. М.. 1965
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М..1991.
Егоров Б. Российское коллективное бессознательное. М., 1993.
Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке:
Очерки общей теории. М., 1990. Ильин И. А. Путь к очевидности. М.,1993 Каргин А.С. Народная художественная культура. М.,1997. Карсавин Л. О. О личности // Религиозно-философские сочинения. Т. 1.М., 1992. С. 3-232.
Карсавин Л. П.. Восток, Запад и русская идея // Русская идея, М..1993, с.313-323
Картины мира. Взаимосвязь искусств в художественной культуре XX века // Вопросы искусствознания. 1993. №2-3. С. 281-286. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.
Коул М. Культурно-историческая психология М., 1997.
Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995
Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.
Лосский Н.О. Россия и русский народ// Бог и мировое зло. М., 1994.
Лосский Н.О. Характер русского народа// Условия абсолютного добра М.,1991.
Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.,1992.
Лурье С.В. Историческая этнология М., 1997
Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997
Мейлах Б.С. Художественная картина мира: Вопросы комплексного изучения. М.,1983.
Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовки кадров// Тезисы международной научно-практической конференции. М., МГУК, 1994.
Наторп П. Культура народа и культура личности. СПб., 1912
Некрасова М. А. Народное искусство России: Народное творчество как мир целостности. М., 1983.
Розанов В.В. Сумерки просвещения. М.,1990
Русская традиционная культура: Комплекс интегрированных этнокультурных программ для дошкольных учреждений и начальных школ. Научн. ред. Т.И.Бакланова. М., 1998.
Русская традиционная художественная культура: Экспериментальная художественно-образовательная система. Комплекс интегрированных программ. М., 1996
Русские. Этносоциологичсские очерки. М.,1992
Русский космизм. М., 1993.
Случевский К. К. Несколько картинок культур и искусств разных народов. СПб.,1902.
Соколов З.В. Значение теории «социального характера» и коллективного бессознательного для понимания массовых социальных процессов // Стиль и традиции в развитии культуры. Л., 1989. С. 38-51.
Соловьев В.С. Русская идея // Русская идея, М.,1992, с. 183-203
Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.,1989 Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими. Пед. Соч. в 6-ти Т.2,с.358-363.
Федотов Г. П. Письма о русской культуре// Русская идея. 1992. С. 379-419.
Федотов Г. П. Судьба и грехи России. Избранные труды по философии русской истории и культуры: В 2 т. СПб., 1991.
Фрейд 3. Психоанализ и русская мысль. М., 1994.
Шадриков В.Д. Духовные способности. М.,1998
Шадриков В.Д. Этническое мышление. М.,1998.
Шкуратов В. А. Психика. Культура. История. Ростов, 1990.
Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996.
Этнические стереотипы поведения. Л., 1985.
Эгнознаковые функции культуры. М., 1991.
Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. М., 1997
Юнг К. Г. Феномен духа в искусстве и науке. М., 1992.
Глава 2. Мифологические истоки народной художественной культуры
В эпоху Древней Руси, а также и в последующие исторические периоды народное художественное творчество было неразрывно связано с древнеславянской мифологией.
Миф - это древнее сказание, предание, в котором воплотились фантастические представления людей о мире, природе и человеческом бытии. В дошедших до нас мифах содержится информация об устройстве Вселенной, о богах, правящих миром и являвшихся олицетворением природных стихий, о всевозможных духах. Совокупность мифов того или иного народа составляет егомифологию.
По мнению русского философа А Ф. Лосева, «миф не есть религия, но религия есть мифическое творчество и жизнь Мифология шире религии» (Лосев А.Ф Миф. Число. Сущность. М., 1994, с. 106) И, тем не менее, «... миф —это своеобразная форма истинного, а не ложного мышления древнего человека. Миф меньше всего был заблуждением ума» (Мифы народов мира, часть 1. М., 1996, с. 13). Мифологическое мышление выражается в неотчетливом разделении субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, единичного и множественного, пространственного и временного.
В мифах речь идет не просто о времени, а о мифическом времени, т.е. о самой начальной, исходной точке, когда время только зародилось. Именно от того «правремени» идет отсчет настоящего течения времени. Мифическое время и заполняющие его события являются источником архетипических прообразов. Важнейшей функцией мифического времени, мифического действия было создание образца. Мифы заставляли ценить гармонию порядка, но в то же время они утверждали, что этот порядок хрупок и его могли взорвать природные стихии.
По существу, мифы не были для древних людей «пособием по мироустройству». Для нас же они являются источником информации о том, как мыслил древний человек, как формировались его представления о мире, как развивалась философская мысль, как обобщался практический и социальный жизненный опыт, как возникала потребность в художественном творчестве.
В основе русской традиционной художественной культуры — древнеславянская мифология, которая не менее интересна, чем египетская, древнегреческая, древнеиндийская, древнекитайская и др.
В мифах разных народов неразрывно были связаны фантазия и реальность. По утверждению крупнейшего русского ученого-философа А.Ф.Лосева, «миф — это не идеальное понятие и не идея. Это есть сама жизнь. Для мифического субъекта это есть подлинная жизнь со всеми ее надеждами и страхами, ожиданиями и отчаянием, со всей ее реальной повседневностью и чисто личной заинтересованностью. Миф не есть бытие идеальное, но — жизненно ощущаемая и творимая, вещественная реальность и телесная, до животности телесная действительность» (Лосев А.Ф Миф. Число. Сущность. М., 1994,с. 14).
Многие древние народы создали свои мифологические картины устройства Вселенной, в которых отражалась их вера в многочисленных богов - создателей и правителей мира. Среди богов существовала иерархия: был главный (верховный) бог, например, в древнегреческой мифологии — Зевс, а в древнеславянской — Сварог, и были боги, которые управляли отдельными стихиями, областями космической жизни или природными силами.
Опасаясь гнева богов, древний человек пытался защититься от всяких невзгод и поэтому он приносил им жертвы, отправлял обряды и ритуалы, чтобы умиротворить, задобрить всемогущие силы природы. Во избежание нарушения порядка, установленного богами, человек должен был постоянно искупать свою вину перед ними за убийство животных, за сломанное дерево, за сорванный цветок, т.е. за нарушение или разрушение живой природы. Основой жизни людей было культивирование и сохранение природы, а не ее варварское разрушение, как в наше время.
Вера в то, что природа - явление одушевленное, олицетворение ее сил было основной особенностью мифологических представлений о мире. Эта вера и составляла главный смысл язычества.
Язычество - вера в множество богов, покровительствующих природным стихиям. Это часть огромного общечеловеческого комплекса воззрений, обрядов, верований, которая послужила основой для всех позднейших мировых религий. В русском языке этот термин происходит от слова «языки», т.е. народы, племена. Язычество можно считать первобытной религией.
Некоторые древние народы верили также в тотемы (англ. 1о1ет из яз. индейцев, обозначает — род), то есть в свое происхождение и кровное родство с определенными видами животных, насекомых или растений, реже явлениями природы и неодушевленными предметами. Тотемизм — это явление раннего родового общества, где кровные родственные связи являлись особо важными. Тотемные черты ясно видны в образах богов и героев у разных народов. На природные объекты переносились человеческие свойства и, наоборот, мифологическим предкам могли быть приписаны свойства природных объектов, особенно животных. Каждый род носил имя своего тотема, который почитался.
Важно отметить, что тотем не обожествлялся, его не наделяли свойствами и качествами бога. Но тотем был священным, его нельзя было убивать, употреблять в пищу, т.е. существовал запрет (табу). Однако во время определенных магических обрядов, связанных с умилостивлением духа животного, допускалось употребление мяса тотемного зверя для магической связи с ним. Считалось, что, отведав мяса священного зверя, люди получают часть его способностей, в основном силу, выносливость, храбрость. Тотемизм послужил рождению зоолатрии - совокупности обрядов и верований, связанных с культом животных. Люди поклонялись животным, испытывали перед ними страх, верили в оборотней и в особую связь с миром духов и богов.
С тотемизмом связан и широко распространенный культ растений – фитолатрия. У многих народов мира сохранились мифы, согласно которым из растений появляются семена жизни. Часто растение является двойником человека. Растения наделены душой, умением разговаривать и слышать. Многие растения являются священными. Мифические образы Мирового Древа или Древа Жизни составляют космогонию многих народов.
Вера в существование души и духов — анимизм (от латинского animus — душа) является основой многих религий. Одним из наиболее ярко выраженных древних анимистических культов (от латинского си1Ш5 — почитание) является «ранившийся до наших дней культ умерших предков.
Сталкиваясь со смертью, наши предки пытались понять, куда уходим мы после смерти. Человеческое сознание, которому было свойственно одушевлять все неживое, создало мир инобытия — загробный мир. В этот ирреальный мир и (отправлялись умершие. Сама смерть осознавалась как пространственно – временной переход из одной жизни в другую. Для того чтобы боги были снисходительны к человеку, ' чтобы они покровительствовали ему во всех его делах и начинаниях, древние люди взывали к ушедшим в потусторонний мир, прося их о милосердии и помощи.
Формы проявления культа предков были очень разнообразны. Они были связаны с различными погребальными обрядами. Умершие предки воспринимались как существа, наделенные неземным знанием и могуществом. Смерть не воспринималась трагически, потому что существовал потусторонний мир, мир мертвых, «тот свет», У разных народов загробный мир отделен от земли либо реками, либо горами, либо еще какими-нибудь преградами, которые должен преодолеть усопший. Вход в загробный мир, как правило, кем-то охраняется и широко распространенный ты растений — фитолатрия. У многих народов мира
У некоторых народов жизнь в- загробном мире представлялась как повторение земной, но в инверсии (с латинского inversio — переворачивание, перестановка). То есть жизнь на том свете являлась зеркальным отражением земной.
Если на этом свете ночь, то в потустороннем мире день, люди ходят кверху ногами, их пища смертельна для живых, деревья растут кверху корнями и пр. В некоторых традициях души умерших вели безрадостное существование, в других, наоборот, обитали в стране изобилия.
Наряду с подземным загробным миром в некоторых древних мифах разных народов упоминается и небесный. Эта вера была распространена там, где существовала традиция сжигания умерших. Люди считали, что, отправляя своих предков в небесное плавание, они помогают им быстрее подняться в небо и там представиться своей звезде. У древних славянских племен, например, умерших сжигали в ладьях (лодьях) и существовало поверье, что сожженный покойник уносится в рай (вырий, ирий, арий).
Постепенно мифологическое мышление сформировало культ предков, который включал в себя и своеобразные формы поклонения и общения. Со стороны предков можно было ожидать и помощи, но в равной степени и вреда, поэтому десятками сотен лет складывались ритуалы взаимодействия живых людей с умершими предками.
Кроме того, человек верил в то, что существа иного мира довольно часто посещают мир живущих. Контакты с миром умерших осмысливались как двусторонние и происходили в определенные времена года и в определенные дни.
Для того чтобы такое общение было для человека безвредным, особые люди (посвященные) прибегали к магии. Магия (лат.magia, греч.mageia) — чародейство, колдовство, волшебство. Абсолютно дозволенной и необходимой была магия в языческой религии.
Магические действия (заклинания, ритуальные танцы и пение, и т.д.) часто были связаны с той деятельностью человека, которая давала ему пищу и помогала выжить (например, охота, земледелие, скотоводство и т.д.). Предметы для этих действийи их украшение можно рассматривать как древнейший источник народного декоративно-прикладного творчества.
Например, при раскопках курганов Балканского полуострова в Придунайских землях и на Правобережной Украине были найдены женские фигурки для заклинаний воды в большой чаре (отсюда — чародейки). В трипольской культуре (приблизительно 2500 -1800 гг. до нашей эры) атрибутом женских фигурок были миски-чары, расписанные внутри.
Важным является открытие Б.А.Рыбакова, который, исследуя рисунки поверхностей аграрно-магической посуды, обратил внимание на стилизованные фигуры двух оленей. Он пишет: «У оленей изображены ветвистые рога, передние ноги, а их туловища обозначены широкой полосой, как обычно трипольские художники изображали дождевые полосы. Эти дождевые олени как бы мчатся по небосводу в каком-то вихре; под их ногами иногда изображена земля, но сами они летят над землей, не соприкасаются с ней». (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1997, с. 98.).
В повседневной жизни люди также прибегали к магии. Они использовали обереги, амулеты, которым приписывались магические способности предохранять людей от болезней, несчастий, «злых чар». Была разработана целая система сопротивления потусторонним силам и общения с ними.
Мифологическому сознанию архаических коллективов было присуще связывать различных богов, духов и героев семейно-родовыми отношениями. В этом проявлялась значение семьи и крепких семейных уз как одной из главных духовно-нравственных ценностей у древних славян и других народов.
Древний языческий культ богов был связан с определенными ритуалами - условно-символическими действиями, главный смысл которых — общение с богами. У древних славян они обычно проводились в капищах и святилищах -специально обустроенных местах для поклонения богам, находившихся обычно на возвышенностях, а также в священных рощах, у священных источников и т.д. Там под звуки барабанов, бубнов и других музыкальных инструментов исполнялись ритуальные пляски, заклинания, приносились жертвы богам. Во главе исполнения ритуала стоял жрец.
Древние ритуалы некоторые исследователи рассматривают как один из истоков театра, так же, как и мистерии -тайные религиозные обряды, в которых участвовали только посвященные. Мистерии известны с древних времен. Они были широко распространены в Древнем Египте, в Древней Греции и других странах.
На мистериях «инсценировались» мифологические сюжеты, а также проходили ритуалы посвящения, на которых предусматривалось прохождение человеком целого ряда испытаний, символизировавших смерть, а потом — воскрешение из мертвых.
Итак, древние мифы порождали и отражали различные формы религиозной жизни людей, в которых зарождались различные виды художественной деятельности людей ( пение, игра на музыкальных инструментах, танец, основы изобразительного и театрального искусства).
Мифология, как мы уже выяснили, есть собрание мифов. Многие мифологические сюжеты дошли до нашего времени в литературно обработанном виде. Обилие мифов, различных версий одного и того же мифологического сюжета, множество богов и божеств, духов, мифологических персонажей — все это потребовало их классификации.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 5709;