Сущность, типы и формы социальной мобильности
Изучение социальной мобильности было начато Сорокиным, опубликовавшим в 1927 году книгу «Social Mobility». Он понимал под социальной мобильностью любой переход индивида или социального объекта (ценности), т.е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.
Существует два основных типа мобильности – горизонтальная и вертикальная. При этом вертикальная мобильность бывает восходящая и нисходящая, т.е. социальный подъём и социальный спуск. «Восходящие течения существуют в двух основных формах: проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий пласт, или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно, и нисходящие течения также имеют две формы. Первая заключается в падении индивида с более высокой социальной позиции на более низкую, без разрушения при этом исходной группы, к которой он ранее принадлежал. Другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении её ранга на фоне других групп или в разрушении её социального единства».
Согласно П. Сорокину, социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии и мобильность, диктуемая структурными изменениями (например, индустриализацией и демографическими факторами).
Социальная мобильность справедливо рассматривается как позитивный фактор общественного развития, поскольку содействует привлечению одарённых и динамичных людей из низов к ответственной деятельности. В то же время социальные перемещения сами по себе не меняют характера социальной стратификации.
Возрастание шансов на индивидуальное продвижение из низших слоёв в высшие в процессе мобильности оправданно рассматривается социологами как свидетельство открытости общества, его демократичности, равенства возможностей для его членов.
К отрицательным результатам мобильности, как вертикальной, так и горизонтальной, относят утрату индивидом своей прежней групповой принадлежности, чему предшествует его предварительное приспособление к своей будущей группе. Перемещение сопровождается усилением индивидуализма и часто сохранением возникшего при перемещении отчуждения.
Положительные и отрицательные последствия индивидуальной мобильности сказываются не только на индивиде, но и на обществе. Продвижение вверх тесно связано с экономическим развитием, интеллектуальным и научным прогрессом, формированием новых ценностей и социальных движений; движение вниз ведёт к освобождению высших слоёв от малополезных элементов. Но всего важнее то, что усиленная мобильность способствует дестабилизации общества по всем его параметрам. Другой возможный результат – вытеснение наиболее способных членов общества из процесса мобильности или же за пределы данного общества как такового, что с неизбежностью сказывается отрицательно и на судьбе самого общества. От той или иной реакции общества на последствия мобильности зависит возможность или невозможность преодоления вызываемой ею нестабильности.
Социальная мобильность является формой латентного процесса воспроизводства социальных отношений, социальной структуры в целом и индивидов. Это воспроизводство отражает как действие универсальных законов социального развития, так и специфические черты развития конкретных социальных организмов (государств, регионов), национальные традиции, выраженные в ценностях и нормах межгрупповых взаимодействий и связей. Воспроизводство рассматривается применительно к историческому времени существования конкретной социально-экономической системы.
За мобильностью скрыты структурные изменения в обществе.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1192;