Самосознания личности
Анализ психологических исследований позволяет выделить развитие самосознания личности в качестве одной из основных целей коррекционно-развивающей работы с детьми и подростками.
Большинство авторов предлагает программы, относящиеся к социально-эмоциональной сфере. Эти программы могут быть ориентированы на разные цели и быть корректирующими, развивающими или интегративными. Корректирующие программы создаются для тех детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы, в них используются такие виды упражнений, как ролевой тренинг, тренинг сензитивности, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализации. Программы по самоактуализации основываются на традиционных проблемах гуманистической психологии, и, согласно данным исследований, положительно влияют на самооценку и межличностные отношения.
В основе различных программ лежат различные психологические подходы и направления. В современной психологии существует множество различных школ, направлений, техник воздействия. По мнению Столина В.В. [108], неспецифическая эффективность различных техник объясняется особым сочетанием трех факторов: индивидуальность психолога; универсально-оптимальный терапевтический контакт; индивидуальность клиента. Эта точка зрения состоит в том, что неспецифический терапевтический эффект будет проявляться в той мере, в какой процесс взаимодействия психолога и клиента укрепляет или достраивает структуры самосознания и тем самым активизирует и оптимизирует его работу. Продолжением этого тезиса является то утверждение, что всякая техника, достигающая позитивного результата, неизбежно направлена помимо любых других целей и на усиление самосознания клиента. Соответственно терапевтический эффект будет зависеть от того, насколько избранный метод (при данных особенностях индивидуальностей психолога и клиента и данной специфике проблемы) соответствует задаче усиления активности самосознания клиента [108].
Отечественную психотерапию характеризует сознательное стремление к включению личности клиента, его сознания и самосознания в процесс терапии. Направленность усилий на укрепление сознания и самосознания клиента характеризует и современные зарубежные направления, хотя и эта направленность не всегда явно выражена. При этом, как отмечает Столин В.В. [108], чем в большей степени психотерапевтическая система апеллирует к собственной активности самосознания клиента, тем в меньшей мере структурирован, «технизирован» сам процесс психотерапии.
Так, в цели «гуманистического» направления входит оказание помощи клиенту в поиске смысла жизни и самого себя, достижении самоидентичности, обретении способности к выбору и ответственности. «Наиболее существенным на этом пути оказывается расширение самосознания, то есть сферы осознания самого себя» [87, с. 22]. Доминирующая направленность гуманистической психологии – на раскрытие потенциала человека, на достижение самоидентичности и самопринятия. При этом психолог отказывается от каких бы то ни было манипуляций клиентом и его сознанием; глубокое человеческое общение и личность психолога оказываются основными «средствами», помогающими клиенту осознать самого себя, смысл своей жизни, своих поступков. Можно сказать, что психологи этой ориентации стремятся усилить высший личностный уровень самосознания [24].
Целью гештальттерапии является обретение человеком целостности в высвобождение тем самым своих возможностей. Основной процедурой гештальттерапии является пребывание человека в том, что он испытывает в данный момент, т.е. акцент делается на переживании, а не на «думании», что позволяет работать с конфликтами, амбивалентными чувствами и состояниями. Конфликт может осознаваться и переживаться подростком. Может случиться, что обе тенденции переживаются как не-Я. Поскольку обе альтернативы – это силы клиента, то решение конфликта, как утверждает гештальттерапия, не предполагает выбор одной альтернативы, осуществляется решение внутреннего конфликта через диалог и проживание обоих полюсов. Гештальттерапия также дает возможность выхода бессознательных эмоций по отношению к своей личности через технику отождествления себя с образами своего бессознательного [22], [65], [66].
Психоанализ и родственные ему направления исходят из совсем иной модели человека. Однако и в психоанализе фактически реализуется цель усиления личностного уровня самосознания. Если гуманистическая психотерапия в основном апеллирует к настоящему и будущему человека, то психоанализ – к его прошлому, но в целях освобождения от этого прошлого. Переводя неосознаваемые импульсы, коренящиеся в специфических условиях развития человека, в сознание, субъект достигает контроля над ними, т. е. большей власти над самим собой, уверенности в себе. Впоследствии, в частности в работах К. Хорни, не только переносится акцент на социальные детерминанты внутренних конфликтов, но и придается большее значение процессу самосознания пациента; самоанализ во многом занимает место психоанализа [57].
Другая группа методов делает акцент на организмическом, телесном самосознании и его связях с высшими уровнями. К таким методам принадлежит, в частности, биоэнергетика – терапевтическая система, являющаяся разновидностью психоаналитического подхода, развитая А. Лоуэном. Основная цель биоэнергетики родственна многим другим направлениям – это помощь человеку в поиске и осознании скрытых причин конфликтов и страхов в овладении собственным поведением и состояниями. Однако к такому поиску биоэнергетика подходит со стороны тела, учитывая реальный факт связи эмоциональных компонентов и мышечной телесной активности. Специальные двигательные и дыхательные упражнения призваны помочь клиенту осознать связь между тем, как он дышит, двигается, держит себя, и тем, что он чувствует в собственный адрес, какие эмоции тормозит. Это высвобождает дополнительную энергию, необходимую для процесса самосознания [91].
Методы, основанные на апелляции к разуму и логике клиента, кроме своего внушающего эффекта, несут в себе также тот важный момент, который состоит в вооружении самосознания пациента средствами самоанализа. Таков, например, транзактный анализ.
Менее всего природа воздействия, направленного на усиление и совершенствование сознания и самосознания, проявляется в бихевиоральной психотерапии. Цели поведенческого направления включают в себя задачу усилить или затормозить те или иные реакции человека, имеющие характер болезненных симптомов, на определенные стимулы. В основе действенности поведенческих процедур лежит сознание человеком «собственной эффективности», последнее же оказывается тем, что очень напоминает житейскую «самоуверенность». Как пишет С. Бишоп: «Тренинг уверенности в себе будет приводить к развитию все более позитивного самовосприятия» [10,с. 376].
Важно подчеркнуть, что различные методы апеллируют к различным уровням самосознания и к различным аспектам межуровневых связей. При этом генеральной целью психологической помощи, в разном объеме в зависимости от характера проблемы, индивидуальности клиента и возможностей психолога является усиление личностного уровня самосознания [108].
По форме методы психологической помощи можно разделить на индивидуальные и групповые. Методы групповой психотерапии активно используются в работе с подростками, поскольку ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками. На эффективность общения в группе в развитии самосознания указывают многие авторы. По мнению К. Рудестама [91], в группе участники имеют возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами, поскольку группа способна отразить общество в миниатюре. Группа в большей степени помогает процессам самораскрытия, самоисследования и самопознания. Человек в группе идет по пути личностных открытий – он совершает самооткрытие, которое порождает самораскрытие – для других. Открытие себя другим и себе позволяет понять и изменить себя, повысить уверенность. По мнению В.И. Панова, в групповом тренинге сознание человека ставится в рефлексивную (т.е. самоотражающую, сомоосознающую) позицию. Как отмечает В.В. Столин [108], в результате общения в группе увеличивается способность быть самим собой, самоуважение. Но все это может происходить в группе при условии соответствующего руководства. Помимо формирования позитивного самоотношения, «во время собрания группы … уменьшается действие защитных механизмов» [108,с. 440]. А уменьшение защитной ригидности, как отмечалось выше, ведет к принятию человеком себя таким, какой он есть.
Таким образом, методы, основанные на учете закономерностей общения в группе, актуализируют и укрепляют самосознание индивида и связи индивидного и личностного уровней самосознания.
Можно различить три модуса групповой работы психолога: групповой тренинг как обучение общим и специфическим навыкам и способам общения, групповую работу как групповую психотерапию и групповой тренинг как создание условий для личностного роста и развития. Над формированием Я-концепции, самосознания интенсивно работает группа личностного роста. Минимальной целостностью тренинга личностного роста с подростками является искусственно сконструированная или подсмотренная руководителем естественная ситуация, в которой участник тренинга побуждается к совершению своеобразного микропоступка и затем получает от друзей и дает им обратную связь. Момент принятия личностью себя новой, вышедшей за пределы прежней данности, совершившей микропоступок, обязательно связан с модусом оправдания – но не исчерпывается этим. Близка по смыслу к оправданию и работа по восстановлению безусловного позитивного самопринятия личности [15], [16], [17], [51].
Одним из главных преимуществ психологической работы в группе является то, что групповой опыт противодействует отчуждению, которое может возникнуть при индивидуальной работе с психологом [17], [91].
Групповой тренинг, по мнению Г.В. Бурменской [17], особенно эффективно способствует созданию доверительного контакта с подростками, а в дальнейшем способствует формированию у них позиции клиента по отношению к психологу-консультанту. Индивидуальная работа с подростком, таким образом, более эффективна, если следует после групповой [21].
Помимо психологических методов развития самосознания следует обратить внимание и на ресурсные методы, в частности, Хильер и Митчел в своих исследованиях доказали, что «сочетание спортивно-оздоровительных программ с психологическим консультированием оказывается эффективным средством помощи лицам с низкой самооценкой для улучшения самовосприятия [8,с. 379].
В.В. Столин пишет: «Можно сказать, что сама жизнь является главным «корректором» самосознания. Психолог, однако, работающий в рамках психологической службы и выступающий как консультант или психотерапевт, не обладает, естественно, возможностями непосредственного вмешательства в сами обстоятельства жизни. …Психолог не может создать для своего клиента новую жизнь, которая изменит его самосознание …. Ход психологического вмешательства имеет противоположное направление: изменить самосознание так, чтобы сделать человека готовым к новым поступкам, а уж новые поступки закрепят изменения в самосознании» [108, с. 269].
Таким образом, анализ психологических работ, посвященных психологической помощи и психологическому сопровождению, показал, наиболее приемлемым является личностно-ориентированный подход. Наиболее эффективной формой в работе с детьми и подростками, исходя из особенностей возраста, является групповая работа, особым преимуществом которой является противодействие отчуждению, создание доверительного контакта, формирование позиции клиента по отношению к психологу-консультанту. Индивидуальная работа по развитию самосознания личности является более эффективной, если следует после групповой.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1174;