Структура заключения
Д. М. Сакс предлагает следующую структуру заключения.
«1. Перечень тех областей, в которых респондент показал наиболее явные нарушения установок. Они могут обеспечить терапевта необходимыми ключами.
2. Описание взаимозависимости между установками применительно к содержанию. Часто освещает динамические факторы данного случая. Например, респондент описал свою мать как «слишком нервозную» и «мелочную». Он считает, что большинство матерей «слишком любят своих детей и балуют их». Он утверждает, что его семья «нормальная», но они относятся к нему «как к маленькому». Он очень враждебен по отношению к женщинам, которых рассматривает как «лживых особ, которым нельзя доверять». Он осторожно относится к браку: «Брак хорош, если заранее все обговорено». Он считает своего отца хорошим человеком, но хотел бы, чтобы тот «перестал упрямиться». Он презрительно относится к руководству. Он не любит мелочных людей. Его наиболее живое воспоминание о детстве: «Со мной неправильно обращались». Он боится за себя, и когда обстоятельства против него, он сдается. Еще он полагает, что у него есть возможность «что-либо сделать». Его отношение к будущему поверхностно и почти нереально оптимистично. Однажды он ожидает «заработать миллион».
В дополнение к этому Д. М. Сакс считает полезным рассмотреть ответы по следующим рубрикам.
«1. Отвечает ли индивид сначала на внутренние импульсы или на внешние стимулы? Респондент А боится «выделиться и быть отвергнутым». Он хочет избавиться от боязни «дать себе волю». Его страхи иногда заставляют его «замыкаться в себе и даже вырвать». Это ответы субъекта, который первоначально реагирует на внутренние импульсы. В противоположность рассмотрим ответы респондента В, который не боится «практически ничего. Однако громкий шум смущает меня». Он хотел бы избавиться от боязни «вздрагивать, когда слышит громкий шум»«.
2. Контролирует ли субъект свои эмоции, или они носят импульсивный характер в стрессовых ситуациях? Респондент А сказал: «Когда обстоятельства против меня, я стараюсь использовать все свои шансы» (эмоции под контролем). Респондент С ответил на тот же вопрос: «Я пугаюсь» (возможно импульсивное поведение).
3. Является ли его мышление преимущественно зрелым, адекватным его ответственности и интересам и нуждам других, или оно незрелое и эгоцентричное? Респондент В выражает следующие цели: «Я всегда хотел петь». «Я мог бы быть абсолютно счастливым, если я мог бы делать все, что мне захочется». Респондент В в качестве своего тайного желания назвал «руководить оркестром, путешествовать и жить за границей, стать полезным для нашей культуры и общества и сделать мир лучше». Последний взгляд явно более зрелый.
4. Является ли его мышление реалистичным или абстрактным и фантазийным? Отношение к будущему и своим собственным способностям, целям, страхам и чувству вины дает ответы на этот вопрос: например, желание сниматься в фильмах; ощущение способности поиграть в мяч с «Янки»; желание «создать что-нибудь фантастическое» и «полететь к звездам»; «Я всегда хотел убить кого-нибудь»; «Мое представление о совершенной женщине как о тигрице»: «Я знаю, что это глупо, но я боюсь вас»; «Мои страхи заставляют меня покончить с собой»; «Моя самая большая ошибка в жизни – мое рождение» – все это примеры нереалистичных ответов различных респондентов»3.
С точки зрения П.В. Яньшина, заключение может иметь следующую структуру (ей следуют приведенные ниже образцы заключений):
q констатация наличия и степени внутриличностной дезадаптации;
q перечисление неблагополучных сфер отношений.
Полное описание каждой из перечисленных неблагополучных сфер:
q называние сферы;
q содержание проблемы, снабженное по мере необходимости иллюстрациями из текста завершений и протокола заключительной беседы с испытуемым;
q тип проблемы (привычная, скрываемая, ААК);
q степень осознания проблемы.
Анализ смыслового пересечения сфер.
Пример заключения
Пример 1
Этот пример приводится Д. М. Саксом.
«Основные области конфликта и неблагополучия: мать, отец, члены семьи, сексуальные отношения, подчиненные, страхи и чувство вины.
Взаимосвязи между установками: проблема тесной взаимосвязи с матерью, отсутствие отцовской фигуры и строгое воспитание привели к робости в отношении женщин, недостатку уверенности в навыках в сексуальной сфере и сильному чувству вины в связи с половым влечением. Чувство отверженности в детстве и неадекватная отцовская фигура оставили у него боязнь не справиться с враждебностью на руководящих должностях.
Структура личности:
q степень реагирования – реагирует в первую очередь на внутренние импульсы;
q эмоциональная адаптация – эмоционально зажат;
q зрелость - эгоцентричные цели и отсутствие сексуальной адаптации отражает умеренную незрелость личности;
q уровень реальности – имеется тенденция переоценивать свои потенциальные возможности;
q какой мере выражаются конфликты – потребность в признании и принятии, конфликты с боязнью враждебности и отвержения окружающими. Конфликт выражается через уход в себя, пассивную зависимость и расстройства пищеварения».
Пример 2 (П.В. Яньшин)
Заключение по исследованию личности Ф. И. О., пол женский, студентка второго курса, 19 лет.
Исследование проводилось с целью определения общего уровня внутриличностной дезадаптации испытуемой, выявления проблемных сфер личности. В ходе проведения методики незавершенных предложений испытуемая адекватно относилась к исследованию, был сформирован мотив экспертизы. Во время проведения исследования с испытуемой был установлен свободный контакт: она активно участвовала в процессе исследования, открыто выражала свои эмоции.
Общий уровень неблагополучия испытуемой равен 53 %, что говорит о повышенном уровне внутриличностной дезадаптации.
На первый план по неблагополучию выступила сфера взаимоотношений с отцом. Эта проблема расценивается и самой испытуемой как очень серьезная, т. к. по субъективному неблагополучию она поставила ее на первое место, но то, что по субъективной значимости эта проблема стоит на последнем месте, говорит о том, что испытуемая, осознавая проблему, старается не придавать ей большего значения. Это можно объяснить, исходя из результатов беседы с испытуемой, тем, что ей раньше не хватало любви, внимания и уважения со стороны отца, но сейчас она «в нем не нуждается». Испытуемая считает, что научилась со временем с ней справляться и в данный момент проблема не вызывает никаких эмоциональных переживаний с ее стороны. Выявлен также ряд признаков неблагополучия в сфере отношения с матерью, но проблема скрывается испытуемой, а ее наличие отрицается.
Следующая проблема, которая оказывает негативное влияние на жизнь испытуемой, – это проблема страхов и опасений и чувства вины. Испытуемая боится одиночества, хоть и скрывает это, темнота вызывает у нее неприятные ощущения, она также боится, что когда-нибудь ей придется умереть или выйти замуж (!). Негативное отношение к замужеству испытуемая объясняет тем, что супружеская жизнь на данный момент кажется ей «нудной и неинтересной». Возможно, это связано с указанной проблемой с отцом, и его негативный образ проецируется на потенциального мужа. Содержание чувства вины испытуемая тщательно скрывает, что заметно повышает латентный период в этой сфере.
Негативное отношение к замужеству коррелирует с проблемой в сфере отношений с противоположным полом. Она субъективно значима, но является привычной (о чем говорит наличие только К-конфликтов). Как показал содержательный анализ, основой неблагополучия в данной сфере является то, что мужчины «явно ее недооценивают». Следствием этого является негативное и агрессивное отношение испытуемой к представителям противоположного пола. По данным исследования самооценки испытуемой (по Дембо-Рубинштейн) следует отметить, что она значительно завышена. Возможно, что испытуемая ведет себя слишком высокомерно и требует слишком большого к себе внимания. Вероятно, мужчины не видят в ней тех замечательных качеств, которые, по ее мнению, в ней присутствуют, и это воспринимается самой испытуемой как пренебрежение. Эта проблема не осознается испытуемой, т. к. по субъективному неблагополучию она поставила ее на 13 место, а по значимости – на шестое. В сфере сексуальных отношений неблагополучия не выявляется, и как говорит сама испытуемая, «моя половая жизнь меня устраивает».
Таким образом, исследование выявило повышенный уровень внутриличностной дезадаптации и личностной тревожности. Испытуемая с детства испытывала нехватку любви и внимания со стороны отца, но с возрастом научилась ее рационализировать. Испытуемая требует к себе большего внимания со стороны мужчин, одновременно негативно оценивая их за «невнимание» к ней, и отрицательно относится к перспективе замужества. Это создает проблему взаимоотношения с противоположным полом, которая испытуемой не осознается.
Методика «Волшебный мир»[azps.ru]
Методика может использоваться для получения дополнительной информации при изучении самосознания ребенка, в частности, для понимания его особенностей и детерминант формирования.
Проективная методика предназначена для изучения потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка. Представляет собой полустандартизированное интервью, в котором намечена общая «логика» (канва) задаваемых вопросов.
Первую часть диагностического комплекса можно отнести к методике катарсиса. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя с всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т.п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.
Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д.
Содержательная интерпретация ответов, невербальные проявления, анализ формальных составляющих реакций ребенка (длина, развернутость, лексика, грамматическое построение и др.) составляют диагностическую основу данной методики.
Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики.
Текст методики
— Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький (-ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.
1.
— Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?
а. — А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?
б. — А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.
2.
— Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой — представь себе это.
3.
— Теперь ты у себя дома. Ты — всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т.д.).
Затем волшебник попадает в школу.
— В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.
4.
— Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?). Почему?
5.
— Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?
— Чуть не забыли о тебе!
6.
а. — Что бы ты сделал для себя? Почему?
б. — Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?
7.
— А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?
— Спасибо, ты — настоящий волшебник!
— Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.
8.
а. — Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?
б. — А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?
— Ты можешь превратиться в любое животное.
9.
а. — Ты каким бы животным хотел стать? Почему?
б. — А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.
10.
а) Кошка,
б) лев,
в) маленький козленок, олененок,
г) змея,
д) орел,
е) мышь,
ж) обезьяна,
з) тигр,
и) заяц,
к) собака,
л) птичка (например, синица).
— Ты отлично справился с заданием.
— Ты — волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.
11.
а. — Скажи, кем ты хочешь быть — маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?
б. — А почему ты не хочешь стать... (1-й не выбранный вариант)?
в. — А почему... (2-й не выбранный вариант)?
12.
— А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?
— Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).
13.
— А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?
— Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.
14.
а, б, в?
— А почему а, б, в?
— Отлично. А подумай:
15.
а. — Чего больше всего боятся дети? Почему?
б. — Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?
в. — А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
— Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?
Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.
В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление показать себя в лучшем свете.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1264;