Образец сводной таблицы диагностических параметров
По характеру выполнения задания ребенка относят к одной из пяти групп.
1 группа – дети, характеризующиеся наличием экстернального (в таблице столбец «Э») локуса контроля, мотива избегания неудач (ИН) и несформированностью позиции децентрации. Им свойственны неадекватная завышенная самооценка, неумение контролировать и оценивать себя объективно.
Причины неудач они видят в объектах (графа «Оценка ситуации» столбец «О») окружающего мира (виноваты горка, санки, стол, качели, скамейка, другие люди) и объясняют их как независящие от персонажа. Они считают, что избежать неудач можно в том случае, если кататься не с высокой горки, качаться не на высоких качелях и т. д. Судя по всему, столкнувшись с трудностями, они не будут добиваться успеха, а скорее бросят начатое дело и займутся чем-либо другим – на это указывают и их ответы о последующих событиях («Мальчик перестанет рисовать, выбросит все в мусорное ведро», «Девочка заплачет и пойдет домой жаловаться» и т. п.).
2 группа – дети, характеризующиеся наличием интернального (И) локуса контроля, мотивом достижения успеха (ДУ), адекватной, но недостаточно обобщенной самооценкой, сформированным самоконтролем. Этим детям, так же как и детям первой группы, свойственна только одна точка зрения, но, в отличие от них, позиция оценивающего субъекта как бы вынесена вовне (причина неуспеха кроется в субъекте (графа «Оценка ситуации» столбец «С»). Примеры их ответов – «Мальчик еще маленький», «Девочка слабая, а вот у мальчика получилось бы залезть на качели» и т. п.). При этом оценка дается по более объективным (графа «Обоснование» столбец «Об») основаниям – это свидетельствует о том, что дети находятся на стадии становления позиции децентрации. При ответе на вопрос, что нужно сделать, чтобы подобного не произошло, дети этой группы предлагают «потренироваться», «подрасти», «набраться сил», «позвать кого-либо на помощь» и т. д.
3 группа – дети, характеризующиеся наличием интернального локуса контроля, мотивом избегания неудач и заниженной самооценкой. Этим детям также свойственна позиция оценивающего субъекта, вынесенная вовне, что свидетельствует о становлении эмоциональной децентрации. При этом субъект как источник неуспеха просто констатируется без какого-либо объективного обоснования (графа «Обоснование» столбец «Б/О»): «Мальчик виноват». Довольно часто в ответах детей этой группы наблюдаются либо агрессивные тенденции (AT), направленные во вне («Отлупит скамейку», «Сломает качели», «Девочка начнет орать, ругаться»), либо неотвратимость (Н) наказания («Мальчика мама наругает», «Мама поставит девочку в угол», «Папа неумейку выгонит на улицу», «Его родители в лужу поставят, чтобы знал, как воду разливать»), либо прогноз физического (ФУ) ущерба («Разобьет коленку или голову», «Ребенок замерзнет и сильно заболеет», «Мальчика отправят в больницу»).
4 группа – дети, характеризующиеся условно смешанным локусом контроля (УСМ), сформированными мотивом деятельности (Н/С), инфантильной самооценкой. На условность локализации контроля указывают либо необъективное обоснование (графа «Обоснование» столбец «Н/О») причин неудач, проявляющееся в специфически «игровых» ответах ребенка: при описании ситуации появляются несуществующие в изображении объекты («Мальчику ворона помешала, он посадит ее на дерево», «Собака хвостом махнула и перепортила все рисунки»); либо простая констатация источника неудачи («Девочка виновата», «Скамейка виновата»). О несформированности мотива деятельности свидетельствуют либо уход от ответа (на все вопросы ребенок пожимает плечами и молчит), либо ответы типа «Не знаю, что он (она) будут делать дальше».
5 группа – дети, характеризующиеся смешанным (CP) реалистическим локусом контроля (причину неудачи они видят и в субъекте, и в объекте и при этом дают довольно объективные обоснования (Об): «Девочка еще маленькая, а качели высокие»), умением адекватно и в некотором смысле обобщенно оценить себя, «децентрироваться», посмотреть на себя и на ситуацию с разных позиций, абстрагируясь от несущественного. Им свойственен мотив достижения успеха, что проявляется в ответах типа «Мальчик возьмет инструменты, наладит скамейку и вместе с друзьями сядет на нее».
2.6. Методики диагностики параметров самосознания личности
Методика «Дорожки» Е. Фокиной [6, с. 107-109]
Данная методика предложена Е. Фокиной на основе аналога социально-символических заданий, разработанных Б. Лонгом, Р. Зиллером, Р. Хендерсоном и направленных на измерение самоотношения и самоидентичности. Методика используется в работе с детьми старше 3 лет.
Целью методики является выявление уровня самооценки и принятия себя, специфики идентификации ребенком себя с лицами ближайшего окружения.
Перед выполнением задания во избежание нанесения психической травмы ребенку по поводу семейных условий воспитания необходимо уточнить данные о составе его семьи. Затем ребенку предлагают карточки с изображениями «дорожек», на каждой из которых он помечает место своего расположения каким-либо значком – точкой, черточкой, крестиком.
Инструкция: «Посмотри, на рисунке – дорожки из круглых камешков, каждая из которых ведет к какому-то человеку. Первая дорожка ведет к точно такому(ой) же мальчику (девочке), как ты. Где бы ты стоял (а) на этой дорожке? Следующая дорожка ведет к твоей маме. Где ты на этой дорожке?» и т. д.
Обработка и интерпретация данных
В общем цикле методик, предложенных Е. Фокиной, физическая дистанция на листе бумаги между кружками, символизирующими «Я» и значимых других, интерпретируется как психологическая дистанция: позиция левее других – как переживаемая ценность «Я»; позиция выше – как переживаемая «сила» «Я»; внутри фигуры, составленной из кружков («других»), – как включенность и зависимость, вне – как независимость «Я».
Анализ результатов каждого ребенка по данной методике осуществляется по нескольким направлениям.
Стимульный материал к методике «Дорожки»
Уровень самооценки. Если на дорожке у слова «Я» значком помечен один из первых трех расположенных слева кружков, то это свидетельствует о высокой оценке и положительном восприятии себя ребенком. Место, обозначенное одним из двух средних кружков (4 и 5 слева), характеризует самооценку ребенка как недостаточно определенную. Выбор ребенком одного из трех расположенных справа кружков указывает на свойственный ему негативно окрашенный образ «Я» (низкий уровень самооценки).
Социальная ориентация. Чем левее (ближе) к каждому из слов (начиная с последующего после «Я») метки на дорожках, тем сильнее (очевиднее) ориентация ребенка на данного человека. Соответственно, значки-метки, расположенные справа на дорожке, указывают на негативно окрашенное отношение к этому лицу и восприятие его ребенком.
Профиль идентификации. Профильная линия идентичности ребенка образуется при соединении всех отмеченных на дорожках значков. Исходным для «прочтения» профиля служит метка на дорожке слова «Я»: чем ровнее полученная линия, тем более благополучен механизм идентификации и, соответственно, образ «Я» ребенка (при условии, что линия сконцентрирована преимущественно слева), а его отношение к окружающим липам стабильно, уравновешено.
Методика «Автопортрет»[6, с. 176-203]
Методика предназначена для диагностики самосознания и личностных особенностей. Автопортрет — это изображение человека, созданное им самим, В целях психодиагностики, считает Е. С. Романова, важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать.
Тест «Автопортрет» на сегодняшний день достаточно распространен в прикладной психологии, особенно в США и странах Европы. В отечественной практике используется преимущественно адаптированный Р. Бернсом вариант теста в его описательной интерпретации.
Развернутый качественный анализ рисунков осуществляется по критериям, разработанным Р. Бернсом, К. Маховер, С. Кауфманом, Д. Торрей, Ф. Гудинаф, Г. Фурт, С. С. Степановым, Е. С. Романовой и другими исследователями в целях получения развернутой интерпретации:
1. тип изображения;
2. расположение рисунка на листе;
3. величина изображения;
4. смысловые детали изображения, последовательность их рисования и степень прорисовки;
5. оценка характера линий (графика);
6. особенности деятельности и эмоционального состояния ребенка во время рисования, включая его спонтанные комментарии и реакции.
Необходимо, однако, подчеркнуть, что на основании обозначенных показателей возможно выявление неких типических тенденций, но не постановка точного психологического диагноза. Важно и то, что чем младше ребенок, тем более ограничены возможности суждения о его личности.
Анализ типа изображения позволяет выявить представления рисующего о себе, своей внешности, личности и отношения к ней. Е. С. Романовой на основе использования интегративно-оценочного подхода предложена следующая типология рисунков.
Эстетическое изображение выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Их рисунки отличают легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа.
Схематическое изображение – рисунок выполнен в виде лица, схемы тела, бюста, представленных в профиль и анфас. К такому типу изображения зачастую тяготеют лица интеллектуальною склада («мыслители» — по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении, так как частности и детали интересуют их фрагментарно и ситуативно, по мере необходимости. По-видимому, подобное изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.
Реалистическое изображение – это рисунок, выполненный достаточно тщательно, с подробностями – прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.
Метафорическое изображение – рисунок, на котором человек изображает себя в образе какого-либо объекта или явления (например, предмета бытового назначения, животного, растения, литературного персонажа, природного явления и т. д.). Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией, воображением, творческими способностями и, разумеется, известной долей юмора.
Интерьерно-атрибутивное изображение – рисунок человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т. д. К такого рода изображению склонны лица, обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.
Аффективное изображение – человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии. К этому типу изображения относят рисунки-шаржи и их подобия. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода изображениям. При этом переживаемая эмоция часто может быть противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т. п.
Динамическое изображение – человек рисует себя в период совершения какого-либо действия. Такой тип изображения свойственен лицам с экспрессивно-выразительными движениями, увлеченным спортом, танцами и т. п.
Инверсионно-анфасное изображение – рисунок, на котором у человека вместо лица изображен затылок. Обычно подобное изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении либо к инструкции, либо к экспериментатору, либо к диагностической ситуации в целом, или нежеланием рисовать лицо и другие детали изображения.
Типологизация рисунка может осуществляться и на основе разработанной применительно к детским рисункам классификации Г. Рида, в основе которой – принцип анализа формы художественного выражения. Все многообразие форм изображений было упорядочено Г. Ридом до восьми основных видов, каждый из которых характеризовался с точки зрения отличительных признаков. При анализе автопортретов их также можно классифицировать по схеме Г. Рида:
q перечисляющий рисунок – изображение нескольких автопортретов при инструкции нарисовать один;
q органический рисунок – человек рисует себя на фоне живой природы – в окружении растений, животных и т. д.;
q гаптический рисунок – человек изображает себя сквозь призму внутренних ощущений, отражая собственное эмоциональное или психосоматическое состояние, зачастую – болезненное («болит зуб», «болит голова», «плохое самочувствие» и т. д.);
q эмфатический (импрессионистский, экспрессивный) рисунок – человек изображает себя в какой-либо эмоциональной атмосфере, идущей извне;
q декоративный рисунок – человек изображает себя в явно приукрашенном виде: в красивой рамочке, с присутствием каких-либо узоров, орнаментов и другого декора;
q имажинарный рисунок – сюжетное изображение, в котором человек рисует себя в виде какого-либо персонажа из литературно-художественного произведения или созданного на основе собственного воображения;
q ритмический рисунок – изображение, в котором человек рисует себя в движении: идет по улице, бежит по лестнице, прыгает в «классики» и т. д.;
q структурный рисунок – изображение человека, в котором основное внимание сконцентрировано на передаче структуры целого: тщательно прорисовано только лицо, бюст, или детализированное изображение в полный рост.
Кроме того, обозначенные виды рисунков Г. Рид попытался привести в соответствие с концепцией типологических различий К. Г. Юнга. В своей основе типология Юнга опирается на обширное исследование культуры, начиная с античных времен. Анализ разнообразных концепций индивидуально-типологического развития человека, существующих в искусстве, философии, психологии, позволил ученому разработать и обосновать идею экстра- и интроверсии, представляющих собой сложное диалектическое единство осознаваемого и неосознаваемого в структуре личности. Базисом типологии К. Юнга выступает доминирование основных психических функций: мышления, интуиции, ощущения и чувства. Эмпирическое соотношение психологического типа, описывающего (по К. Юнгу) особенности личности, с формами художественного выражения по Г. Риду представлено в следующей таблице.
Соотношение вида рисунка с типологией личности
Вид рисунка (по Г. Риду) | Тип личности (по К. Юнгу) |
Перечисляющий | Экстравертированный мыслительный |
Органический | Интровертированный мыслительный |
Эмфатический | Экстравертированный ощущающий |
Гаптический | Интровертированный ощущающий |
Декоративный | Экстравертированный чувствующий |
Имажинарный | Интровертированный чувствующий |
Ритмический | Экстравертированный интуитивный |
Структурный | Интровертированный интуитивный |
Каждая из представленных типологий изображения позволяет осуществить первый этап обработки материала, по окончании которого приступают к анализу существенных признаков рисунка – это так называемый качественный анализ конкретного продукта изобразительной деятельности ребенка.
Так, расположение рисунка на листе свидетельствует о степени энергетизма, активности (социальной, деятельностной, эмоциональной) субъекта. В норме рисунок расположен по средней линии – одинаково удален от верхнего и нижнего краев листа, что по отношению к детям рассматривается как эмоциональность, концентрация на себе (нормативный в дошкольном возрасте эгоцентризм). Положение изображения на листе ближе к верхнему краю (чем больше, тем выраженнее) трактуется как наличие высокой самооценки, тенденции к самоутверждению и одновременно с этим недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, чувством незащищенности. И наоборот, если рисунок расположен в нижней части листа, то это свидетельствует о генерализованном чувстве неуверенности в себе, подавленности, нерешительности, незаинтересованности в своем социальном положении, признании, низкой самооценке и отсутствии тенденции к самоутверждению.
Подходы к анализу пространственного расположения рисунка на листе идентичны для всех проективных методик. Так, пространство «сзади и слева» от субъекта связано с периодом прошлого и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью и представлением и планированием и осуществлением), интровертивностью. Рисунок, сосредоточенный на левой стороне листа, выполненный представителем мужского пола, рассматривается как склонность к женской идентификации. И наоборот, девочки и женщины, рисующие свой автопортрет преимущественно на правой стороне листа, характеризуются наличием мужской идентификации. Расположение изображения в верхнем левом углу указывает на наличие регрессии. Правая сторона пространства спереди и наверху связаны с периодом будущего и действительностью, с ориентацией на окружение.
На листе левая сторона и нижняя часть связаны со спецификой эмоциональных переживаний и отражают наличие отрицательно окрашенных эмоций (неуверенность, пассивность). Правая сторона и верхняя часть указывают на специфику интеллектуальных переживаний, отражают положительно окрашенные эмоции, энергию, оптимизм, активность, способность к реализации конкретных действий.
Размер (величина) изображения свидетельствуют о психофизическом состоянии человека. Рисунок во весь лист свидетельствует об экспансивности, компенсаторном превознесении субъектом себя в воображении. Фигура, не помещающаяся на листе, свидетельствует об осознании субъектом среды как сильно сковывающей его действия, потенциальные возможности. Изображение маленькой фигуры указывает на наличие тревоги, эмоциональной зависимости (симбиотические отношения), чувства дискомфорта и скованности. Мелкая фигура с примитивными чертами свидетельствует о переживании чувства ущемленности «Я».
Рисование автопортрета предполагает в первую очередь отражение целостности образа себя. Следовательно, нормой является изображение фигуры человека полностью – голова, туловище, две руки, две ноги, кроме случаев профильного изображения. Изображение человека без определенных частей тела указывает на отвержение, непризнание его целостности или значимости отсутствующих частей.
Наиболее смысловые детали изображения связаны преимущественно со степенью прорисовки головы, являющейся центром локализации «Я». Это происходит в связи с тем, что на голове расположены основные органы чувств: рот, нос и парные – уши, глаза. Кроме того, рисунок головы отражает сферу интеллекта (контроля) и воображения, а также волевого управления «телесными побуждениями». Даже маленький ребенок считает голову чрезвычайно важной частью тела. Он чувствует, что умелость, ум взрослые каким-то образом связывают с головой. Поэтому рисунок маленькой головы свидетельствует о переживании своей интеллектуальной или социальной неадекватности (что вовсе не обязательно связано с низким умственным развитием), а также стремлении к отвержению контроля разума, не позволяющего удовлетворять телесные влечения, и отрицанию болезненных переживаний и вины. Нечеткое изображение головы – показатель застенчивости, робости. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии, или чувство глубокого недовольства своим интеллектом. Если голова непропорционально велика по отношению к туловищу (или имеет неправильную форму), то велика вероятность наличия органических нарушений (мозговые дисфункции).
Если на рисунке голова повернута вправо, то это трактуется как устойчивая тенденция к действительности: почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется, или, по крайней мере, начинает осуществление, даже если и не доводится до завершения. Другими словами, субъект активно переходит к реализации своих тенденций. Случаи, когда голова изображается в последнюю очередь, рассматриваются как наличие межличностных конфликтов, а нередко указывают и возможные нарушения мышления.
Голова, повернутая влево, свидетельствует о тенденции к рефлексии, склонности к размышлениям. Лишь незначительная часть замыслов субъекта реализуется им или начинается реализацией. Субъекту свойственны нерешительность, боязнь активных действий.
Положение головы анфас трактуется как эгоцентризм. Голова, обращенная затылком, указывает на отчужденность, тенденцию к развитию по аутично подобному типу. Слитые профиль и анфас при изображении головы (глаза и рот анфас, нос и лоб – в профиль) служат признаком недостаточности умственного развития либо органического, либо социокультурного генеза.
Волосы – символ мужественности (храбрости, силы, зрелости) и стремления к ней. Волосы, изображенные в виде сильной штриховки, указывают на наличие тревоги, связанной с мыслительной сферой (мышление, воображение). Не заштрихованные (не закрашенные) волосы, обрамляющие голову как клещи, отражают доминирование у субъекта враждебных чувств. Если волосам в рисунке уделено особое внимание – это признак эксгибиционизма (демонстративности и актуальной потребности в признании). В рисунках мальчиков и мужчин (ближе к подростковому возрасту) данный признак указывает на наличие проблем в области половой идентификации, возникновения гендерного конфликта вследствие неправильного воспитания или гормональных нарушений.
Шея – орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечения (телом). Как элемент в детских рисунках встречается не сразу, что, собственно, и отражает недостаточную психическую зрелость и способность детей к самоконтролю. Сначала ребенок рисует голову, непосредственно соединенную с телом, и лишь постепенно она обретает в рисунке свое функциональное значение. Поэтому отсутствие шеи в рисунке ребенка до 5-6 лет трактуется как неспособность к рациональному самоконтролю, психическая незрелость и рассматривается как возрастная норма. Если же в его рисунке изображение шеи подчеркнуто, то этот показатель рассматривается как наличие потребности в защитном интеллектуальном контроле.
Чрезмерно крупная шея трактуется как осознание «телесных» импульсов, стремление их контролировать. Рисунок длинной шеи (шея жирафа) указывает на проблемы контролирования злости или примитивных влечений. Длинная и тонкая шея рассматривается как наличие регрессивных тенденций в развитии, переживание депрессивного состояния по поводу внутреннего конфликта между разумом и чувствами, разрешаемого личностью через самоустранение от мира собственных сильных эмоций. Толстая и короткая шея свидетельствует о способности к открытому, импульсивному выражению собственных слабостей и желаний.
Плечи и их размеры – признак физической силы и потребности во власти. Поэтому чрезмерно крупные плечи отражают ощущение большой силы, а мелкие, наоборот, – малоценности, ничтожности, причем не только в физическом, но и личностном плане. Угловатые плечи свидетельствуют о чрезмерной осторожности, повышенной тревожности, защиты. Покатые плечи чаще всего отражают сниженный жизненный тонус, уныние, отчаяние, иногда – чувство вины. Плечи изящно нарисованы, округлены – признак ровной, пластичной, довольно хорошо уравновешенной силы. Неровные плечи указывают на отсутствие внутреннего равновесия, а угловатые (квадратные) – на агрессивность.
Туловище – символ средоточия жизненных сил. Туловище, изображенное угловатым или квадратным (прямоугольным), свидетельствует о мужественности, наличии эксгибиционистских тенденций. Слишком крупное туловище – признак наличия неудовлетворенных, остро осознаваемых потребностей. Ненормально маленькое туловище – симптом чувства униженности, ощущения малоценности собственной личности. Отсутствие туловища – признак отрицания телесных влечений, потери схемы тела. Начатое, но незавершенное изображение туловища свидетельствует о регрессии. Яркий контур тела указывает на эмоциональную нестабильность субъекта. Подчеркнутый контур тела сквозь одежду или ее очень мало – признак эксцентричности. Деформация в изображении тела отражает наличие психотических тенденций.
Лицо – одна из важнейших частей тела, значимых в процессе общения. Лицо включает рецепторы внешних стимулов, осуществляющих сенсорный контакт с действительностью. Пропуск каких-либо частей лица может указывать на серьезные нарушения в сфере общения. Тщательно выделенное, подчеркнутое, в деталях проработанное лицо указывает на сильную озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. В то же время девочки и женщины обычно больше, чем представители мужского пола, уделяют внимание рисованию лица. По мнению специалистов, этот показатель свидетельствует об адекватной половой идентификации. В рисунках мужчин этот момент может быть связан с озабоченностью своей физической красотой, стремлением компенсировать свои физические недостатки, формированием стереотипов женского поведения.
Лицо неяркое и тусклое – признак боязливости и застенчивости. На тенденцию к замкнутости указывает лицо, изображенное таким образом, что виден затылок. Изображенный на лице рубец (шрам) символизирует ожидание агрессии со стороны окружающих или ущемленное чувство собственного достоинства, наличие психической травмы. Лицо, похожее на маску, выражает осторожность, скрытость, свойственное субъекту чувство отчужденности. Подчеркнутый подбородок отражает актуальную потребность в доминировании, а также свидетельствует о наличии страха перед ответственностью. Слишком крупный подбородок указывает на наличие стремления компенсировать ощущаемую слабость и нерешительность. Черты лица, изображаемые в последнюю очередь, указывают на тенденцию игнорирования рецепторов внешних воздействий, а также стремление как можно больше отсрочить идентификацию личности.
Глаза – наиболее информативная деталь изображения. Глаза рассматриваются психоаналитиками как символ присущего человеку страха, причем это значение особенно подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. При этом большие расширенные глаза обозначают тревожность, беспокойство, потребность в защите. Изображение выпученных глаз свидетельствует о грубости и черствости индивида, а чрезмерно подчеркнутые, несколько раз обведенные глаза – указывают на склонность к экстернализированной (направленной вовне) агрессии и грубости, вызванной чувством социальной тревоги. Маленькие, закрытые или спрятанные под головным убором глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии, стремление избегать неприятных визуальных воздействий. Если глаза изображены без зрачков, как пустые глазницы, то эта деталь трактуется как враждебность, эгоцентричность, незрелость, истеричность, наличие чувства вины и значимого стремления к избеганию визуальных стимулов. Лицо с глазами-«точкам и» или «щелочками» несет в себе внутренний запрет на плач, выражение потребности в зависимости. У мальчиков и мужчин, рисующих большие глаза с длинными ресницами, зачастую отмечаются нарушения половой идентификации. Изображение длинных ресниц интерпретируется как склонность к демонстрированию себя, потребность в восхищении собой со стороны окружающих.
Уши – это «орган» восприятия критики, свидетельствующий о заинтересованности субъекта в информации, значимости любого мнения окружающих о себе. Большие, крупные или слишком подчеркнутые уши предполагают чувствительность к критике и даже возможные слуховые галлюцинации, возникающие вследствие повреждения или нарушенной функции органа слуха. Такая деталь изображения часто встречается у людей, гиперчувствительных к критике, а также озабоченных проблемой послушания. В рисунках у хорошо приспособленных умственно отсталых или у маленьких нормальных детей часто наблюдается изображение подчеркнутых ушей, но при этом лицо не закончено. Маленькие уши или их отсутствие указывают на стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.
Носв психоаналитической традиции трактуется как сексуальный символ, но подобная интерпретация до сих пор остается остродискуссионной у представителей разных психологических школ и направлений. И все-таки акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем, которые у детей существуют и проявляются в форме гендерного конфликта или трудностях половой идентификации. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к примитивной агрессии.
Рот – символ агрессии (ведь помимо прочего он служит для того, чтобы кричать, ругаться, кусаться). Особым признаком агрессивности выступают четко прорисованные зубы. Причем ряд авторов рассматривают изображение зубов как указание на простую форму шизофрении. В то же время следует помнить, что присущая детям вербальная агрессия зачастую имеет защитный характер (огрызается, грубит в ответ на осуждение, порицание или в период возрастных кризисов) на неблагоприятные воздействия извне.
Рот, похожий на клоунский, обозначает вынужденную приветливость, неадекватные чувства. Рот, изображенный как яркий штрих, отражает тенденцию к оральной агрессии. Отсутствие рта или рот-«точка» («черточка») означает, что субъект либо лишен возможности каким бы ни было образом влиять на других людей, либо депрессию, либо вялость в общении.
Выделенный, сильно подчеркнутый рот указывает на наличие чувства вины, тревоги, а также на возможные речевые затруднения, тогда как приоткрытый рот в сочетании с языком, но при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (вербализация). В сочетании с прорисовкой губ указывает на чувствительность. Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения страха и опасений, недоверия. Зачернение рта в рисунках детей свидетельствует о боязливости и тревожности.
Конечности – руки и ноги. Для малыша первоначальная функция руки заключается в том, чтобы с ее помощью цепляться к телу матери, то есть рука представляет собой инструмент для установления контакта с близким человеком. Лишь впоследствии, пережив физическую и психологическую автономизацию от тела матери, ребенок открывает вторую функцию руки – функцию взаимодействия с миром предметов и воздействия на этот мир. Таким образом, руки символизируют контакт личности с окружающим миром, орудие не только более совершенной и чуткой адаптации к окружению, главным образом в межперсональных отношениях, но и для управления, изменения среды, контроля поведения других людей.
Момент, когда ребенок почувствует себя субъектом, способным на какое-либо самостоятельное действие, довольно легко обнаруживается в его рисунке: у человечка появляется кисть руки, иногда в виде «варежки», иногда – с пальцами, причем пальцев не обязательно пять.
Если пальцев на руке изображено больше, чем пять – это свидетельствует, что человек чувствует себя более оснащенным, сильным (на левой руке – в сфере семейных отношений, на правой – в мире за пределами семьи – в детском саду, во дворе, в школе). Если меньше – более слабым, чем окружающие.
Крупные пальцы, похожие на гвозди или шипы, – признак враждебности, а пальцы одномерные, обведенные петлей – указывают на сознательные усилия против агрессивных чувств. Заботливо отделенные и нарисованные в виде «обрубков» или напоминающие по форме боксерскую перчатку пальцы отражают «вытесненную» агрессию, замкнутость. Пальцы, изображенные в форме грозди винограда или листочков, свидетельствуют о незащищенности, незрелости, инфантилизме (норма для детей). На проявление инфантильной агрессии, грубость и черствость указывают очень большие пальцы, пальцы-палочки или их изображение без ладоней. Если же пальцы изображены с тщательно нарисованными ногтями и суставами, то это является выражением свойственного индивиду навязчивого контроля над агрессией, наличия у него ощущения телесной дезорганизации, зависимости от матери. Очень длинные пальцы и пальцы-стрелы указывают на свойственную субъекту склонность к открытой агрессии, психическую регрессию.
В случае, когда человек рисует себя с поднятыми вверх руками, длинными пальцами, то это часто связано с агрессивными желаниями. Иногда такие рисунки выполняют и внешне спокойные люди. В данном случае можно предполагать, что человек чувствует враждебность по отношению к окружающим, но агрессивные побуждения подавлены. Подобный рисунок также может указывать на стремление компенсировать свою слабость, желание быть сильным, властвовать над другими. Эта интерпретация более достоверна, когда человек в дополнение к агрессивным» рукам рисует широкие плечи или другие атрибуты «мужественности» и силы.
Руки изображены длинными и мускулистыми – также признак того, что субъект ощущает потребность в физической силе, ловкости, храбрости, ему свойственно желание чего-либо достигнуть, овладеть чем-либо. Если же при изображении длинных и тонких рук человек не рисует рот, то этот показатель можно интерпретировать как астматический синдром. Слишком длинные, сильные, могучие руки указывают на чрезмерно амбициозные стремления и сильную вовлеченность в события внешнего мира, связанные у детей с потребностью в автономизации. Но если руки изображены длинными и слабыми, то это свидетельство зависимости, ощущения собственной незначительности и потребности в опеке. Гипертрофированно крупные, подчеркнуто выделенные руки – признак амбивалентности, когда у субъекта актуализирована потребность в адаптации к существующим социальным отношениям и одновременно – чувство неадекватности и склонности к импульсивному, возможно агрессивному, поведению. Очень короткие руки отражают недостаток амбиций, ограниченность стремлений, ощущение неадекватности. Тонкие, хрупкие, слабые руки указывают на переживание физической или психологической слабости, а вяло опущенные руки указывают на тщетность усилий, переживание чувства неэффективности, ощущение недостатка в достигнутом. Но руки расслабленные и гибкие свидетельствуют об адаптивности субъекта в межперсональных отношениях. Тонкие руки указывают на переживание слабости. Изображенные близко к телу руки – признак напряжения, неповоротливости, ригидности, а вытянутые по бокам – свидетельствуют о трудностях в социальных контактах, страхе перед агрессивными импульсами, пассивности как одной из форм защиты от них. Руки, спрятанные за спиной, отражают наличие чувства вины, неуверенности в себе и одновременно нежелание уступать, идти на компромиссы, а также склонность к контролю агрессивных, враждебных влечений. Спрятанные в карманах руки указывают на управляемую увертку (отвиливание) от какого-либо действия, склонность к асоциализации. Руки, скрещенные на груди, выражают враждебно-мнительную установку. Если при этом руки короткие, то этот признак свидетельствует об отвержении родителя противоположного пола. Руки, расположенные в опоре на бедра, указывают на боязнь и опасение сексуально ориентированных контактов. Неясно очерченные руки интерпретируются как недостаток уверенности в себе, в деятельности, в социальных отношениях. На зависимость и нерешительность также указывают подчеркнутые суставы локтей.
Часто заштрихованные руки, пальцы выражают чувство вины из-за какого-либо реального или представляемого действия руками (например, при склонности к воровству). Скованные руки предполагают жесткую, обязательную, но замкнутую личность. Руки, повернутые в стороны и достающие что-то, отражают зависимость, желание быть любимым, привязанность. Широкий размах рук – показатель интенсивного стремления к действию. Если же пальцы при этом сжаты в кулаки – это рассматривается как бунтарство, проявление протеста: кулаки прижаты к телу – вытесненный протест; далеко от тела – открытый протест. Широкие руки у ладони или у плеча указывают на недостаточный контроль действия и импульсивность.
Нарисованные в последнюю очередь руки отражают значимую нежелательность к поспешным, близким, откровенным связям со средой. Иногда причина этого явления кроется в старании скрыть чувство неадекватности. Отсутствие рук на рисунке или редуцированные кисти рук указывают на чувство вины, неадекватности (неполноценности, замкнутости) даже при высоком интеллекте (и социальном, и умственном), на сниженную практику общения. При этом потребность в общении вовсе не обязательно снижена (например, как при аутизации) – она может быть высокой, но уже подавленной, загнанной внутрь. По этому показателю довольно информативным является сравнение автопортрета с рисунком семьи: человек иногда прорисовывает руки и кисти разных членов семьи по-разному и не так, как у себя на портрете, что, собственно, и отражает различия в характере общения субъекта с каждым из них.
Ноги символизируют опору в реальности, потребность в независимости и свободе действий, передвижения. Чем больше площадь опоры у ног – тем тверже ощущение надежности. Но изображение слишком широко расставленных ног трактуется как откровенное пренебрежение миром, неподчинение, игнорирование социальных требований или наличие чувства незащищенности. Сильно сдвинутые ноги – признак ригидности и напряженности, возможной гендерной дезадаптации. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Подчеркнутое изображение ног – свидетельство грубости, черствости. В рисунках детей ноги, непропорционально длинные или неодинаковых размеров, указывают на амбивалентность и выражают потребность в личностной автономии, актуальное стремление к независимости. Слишком короткие ноги – наличие чувства физической или психологической неловкости. Если рисунок начат с ног – это свидетельствует о боязливости. Отсутствие ног рассматривается как переживание скованности, ощущение нестабильности, отсутствие основы, робость, замкнутость.
Ступни – признак физиологической и психологической подвижности в межличностных отношениях. Изображение непропорционально длинных ступней рассматривается как потребность в безопасности и демонстрации мужественности, а непропорционально мелких – как скованность и зависимость. Подчеркнутое изображение ступней ног указывает на грубость и черствость, а изображение голых пальцев на ногах – на агрессивность. Ступни, обращенные в разные стороны, – признак сильных амбивалентных чувств.
Ступни ног не изображены – признак замкнутости, робости. Характер соединения ног с туловищем (тщательность или небрежность, слабое соединение или полное его отсутствие) отражает специфику контроля субъектом своих рассуждений, выводов, решений.
Трактовкапозы и динамики изображенной фигуры в целом более прямолинейна. Так, интровертная поза при хорошо прорисованных кистях рук может интерпретироваться как высокая избирательность в общении, но вовсе не закрытость и не уход от общения. Сочетание интровертной позы (указывающей на узость круга общения, но ничего не говорящей о его эмоциональной глубине) с отсутствием кистей рук дает основание предполагать аутизацию как снижение потребности в общении, влекущее за собой бедность эмоциональных контактов. Экстравертная поза при отсутствии кистей рук свидетельствует о нарушении в общении, в частности, может интерпретироваться как склонность к широким, но формальным контактам с окружающими.
Фигура, изображенная в движении по направлению вправо (установка на будущее), отражает психическую активность, целеустремленность, активную работу фантазии. Ориентация движения влево указывает на активное переживание прошлого. Изображение бегущего человека отражает стремление убежать, уклониться, скрыться, тогда как легко и размеренно шагающего – свидетельство уравновешенности. Статичная фигура, изображенная в абсолютный профиль, рассматривается как серьезная отрешенность, замкнутость, тенденция к увиливанию, оппозиционности. Статичная фигура анфас указывает на актуальную потребность в коммуникации, социальную зависимость и одновременно на эксгибиционистские тенденции, социальную недоступность. Если голова изображена в профиль, а тело анфас, то это трактуется как тревога, вызванная социальным окружением и неудовлетворенностью потребности в общении. Если же при изображении лица профиль и анфас оказываются слитыми (глаза и рот – анфас, нос и лоб – в профиль), то в данном случае достаточно актуально стоит вопрос об умственной дефектности субъекта из-за примитивной культуры как следствия неадекватного воспитания. На неразвитость мышления указывает и фигура, у которой голова и ноги изображены в профиль, а туловище – анфас.
Стоячая неуравновешенная фигура выражает напряжение и рассматривается как первый признак начала психического расстройства. Фигура человека, сидящего на краешке стула, свидетельствует о снижении энергетических ресурсов, о сильном желании найти выход из ситуации, переживании чувства страха, одиночества и некоторой подозрительности субъекта по отношению к другим.
Анализ деталей изображения несет дополнительную информационную нагрузку и тем самым представляет определенную ценность. Так, отсутствие существенных деталей, если это не связано с интеллектуальной недостаточностью, часто является свидетельством серьезного эмоционального нарушения. В целом недостаточная детализация служит признаком нехватки психической энергии, тенденции к замкнутости. Однако не следует путать необязательные детали в рисунке человека со второстепенными. Шея, уши – детали, обязательные для каждого человека, хотя и второстепенные, по сравнению с глазами и ртом. А вот бантики на туфлях, множество рюш на платье, перья на шляпе, кружевной воротничок, сигарета в руке – детали факультативные, украшательские. Использование множества необязательных деталей в автопортрете, фиксация на украшательстве выступает проявлением демонстративности. При выраженной демонстративности повышенное внимание к украшательству на фоне посредственного уровня изображения основных деталей нередко сочетается с изображением «демонстративных» персонажей – клоунов, бандитов, фей и т. п. Подобного рода изображения могут свидетельствовать и об актуализированной потребности в социальном внимании, обусловленной недостаточно сформированным чувством собственной значимости и неопределенностью представлений о самоценности.
Стилизованный портретный рисунок (карикатура, шарж или примитивное изображение, ниже возрастной нормы) трактуется как склонность к эксгибиционизму, замкнутости.
Автопортрет, изображенный в виде абстрактной фигуры или как образ человека, состоящего из палочек, часто встречается у неуверенных в себе, незащищенных или негативно настроенных людей, а также у тех, кому общение с людьми в тягость. Автопортрет в образе куклы указывает на свойственную индивиду уступчивость, переживание доминирующего влияния со стороны окружающих, а фигура, переодетая, например, в костюм клоуна, – на недовольство собой. Фигура, одетая в неподходящую одежду (которая либо слишком велика, либо мала), выражает недовольство субъектом собственным социальным статусом, тогда как детальное изображение опрятной одежды – акцентированное внимание на соответствии и социальном престиже. Слишком щепетильное отношение к изображению одежды – признак эгоцентризма, незрелости. Если одежды слишком много, то это рассматривается как эгоцентризм с тенденцией к антисоциальному поведению, потребность в доминировании и социальном одобрении. Когда фигура изображена одетой, но видны пальцы ног, то это интерпретируется как агрессивная тенденция.
Каждая деталь одежды, дополнительные аксессуары при изображении автопортрета несут самостоятельную информацию.
q Пупок – эгоцентричность и зависимость.
q Пряжка на ремне – зависимость.
q Талия сильно затянута – нестабильный контроль над эмоциями.
q Подчеркнута линия талии, пуговицы по оси тела – чувство неполноценности, зависимость от матери.
q Пуговицы на груди – эмоциональная депривация, зависимость, возможна идентификация с матерью.
q Пуговицы и шляпа или шляпа при полном отсутствии другой одежды – регрессия.
q Сигарета – потребность в укреплении мужественности (у мальчиков и мужчин).
q Серьги – эксгибиционистские тенденции (у девочек и женщин), нарушение половой идентификация (у мальчиков и мужчин).
q Горящий камин, костер или печь перед фигурой – потребность в безопасности и теплоте.
q Оружие (ружье, нож, копье, дубинка, пистолет и т. п.) – агрессивные тенденции, враждебность защитного характера.
Не менее важную диагностическую информацию при анализе рисунка несут технические особенности его выполнения, такие как форма и характер линий, качество графики. Так, разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка выявляют конфликтные сферы человека.
q Акцентирование окружностей в изображении тела – женственность, уступчивость.
q Мало гнутых линий, много острых углов – агрессивность, склонность к дезадаптации.
q Закругленные (округлые) линии – женственность.
q Прямые линии – агрессивность.
q Линии неодинаковой яркости – напряжение.
q Зубчатые, неровные линии – дерзость, враждебность.
q Уверенные, твердые линии – амбициозность.
q Яркая линия – грубость.
q Слабая линия – озабоченность, фобическая невротичность.
q Тонкие, продленные линии – напряжение.
q Легкие линии – недостаток энергии.
q Подчеркнутая линия – тревога, незащищенность, область конфликтов, тенденция к регрессии (особо по отношению к подчеркнутой детали).
q Разрыв извилистой линии – неуверенность, застенчивость.
q Прозрачности в изображении – недостаток мышления (свойственен детям до 6-7 лет).
q Комбинация уверенных, ярких и легких контуров – грубость, черствость.
q Контур неяркий, неясный – боязливость, робость.
q Голова хорошо очерчена, а тело изображено тусклым контуром или вообще отсутствует – ярко выраженная депрессия.
q Тусклые черты с подчеркнутым контуром головы – застенчивость, замкнутость.
q Очень маленькая фигура с очень тонким контуром – скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.
q Яркий толстый контур – агрессия, вызванная потребностью защиты собственного «Я».
q Разрыв контура – указывает на сферу конфликтов, сосредоточенных в месте разрыва.
q Эскизный контур – тревога, робость.
q Очень слабый контур – чувство неполноценности, признаки аутизма.
q Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, – чувство социальной изоляции или стремление к ней.
q Сильный нажим – энергичность, настойчивость, повышенная напряженность с тенденцией к асоциализации.
q Очень сильный нажим на карандаш – агрессивность, настойчивость.
q Легкий нажим – низкие энергетические ресурсы, скованность.
q Варьирующий нажим – адаптивность, пластичность.
q Неровный, неодинаковый нажим – импульсивность, нестабильность, тревога, чувство незащищенности.
q Изменчивый нажим – эмоциональная нестабильность, лабильность настроения.
q Наличие штриховки – тревога, агрессия, сфера конфликта.
q Энергичные, уверенные штрихи – настойчивость, чувство безопасности.
q Сильная штриховка – агрессивные тенденции, эмоциональная неуравновешенность.
q Штрихи округлые – зависимость, женственность, недостаточность самоактуализации, эмоциональная зависимость (у детей).
q Прямые штрихи (у детей) – упрямство, настойчивость, упорство.
q Штрихи угловаты, скованные – напряжение, замкнутость.
q Горизонтальные штрихи – подчеркивание воображения, женственность, слабость.
q Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи – недостаток упорства, настойчивости, незащищенность.
q Длина штрихов – у возбудимого субъекта штрихи укорачиваются, у тормозимого – удлиняются.
q Длинные штрихи – контролируемое поведение (у детей).
q Ритмичная штриховка – чувствительность, сочувствие, отсутствие скованности.
q Короткие, эскизные штрихи – тревога, неуверенность.
q Штриховка справа налево (на себя) – интроверсия, изоляция.
q Штриховка от себя, слева направо – экстраверсия, агрессивность, обусловленная потребностью в поддержке.
q Короткие штрихи – импульсивное поведение (у детей).
q Вертикальные штрихи – упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.
q Заштрихованы ботинки – незащищенность.
q Легкая или минимальная штриховка – относительное спокойствие.
q Литографическая фигура с заштрихованными деталями, изменчивым нажимом карандаша, стираниями – гиперболизированное чувство тревоги.
Пропорциональность и симметрия. Видимые нарушения пропорций по отношению правой или левой стороны указывают на отсутствие личностного равновесия. Искажения, идущие по правой стороне автопортрета, отражают проблемы взаимоотношений с миром социальных норм и тех людей, которые их воплощают для человека. Искажения по левой стороне тела отражают проблемы в отношениях с наиболее близкими людьми и сосредоточены в сфере эмоциональных привязанностей.
Значительная диспропорциональность изображения служит симптомом органических нарушений, равно как и особая, ярко выраженная симметричность рисунка. В целом нарушение симметрии указывает на ощущение неполноценности и на проблемы с координацией, а недостаток симметричности – на незащищенность.
Характер и порядок изображения, ориентация в задании. Если субъект принимает задание с минимальным протестом, своевременно начинает выполнять рисунок, но вслед за этим у него возникает усталость и он прерывает деятельность, то это свидетельствует о наличии у него депрессивного состояния. Когда же по ходу выполнения задания значительно уменьшается темп и продуктивность деятельности – это является признаком быстрого истощения. Сопротивление трактуется как стремление скрыть проблемы, нежелание репрезентировать себя. Отказ или уход от задания – очень симптоматичные признаки, требующие тщательного анализа. Это может быть уход именно от данного задания, оказавшегося для человека слишком нагрузочным в связи с тем, что у него назрели серьезные проблемы в сфере общения (причем его собственные, субъективно переживаемые, проблемы, не обусловленные снижением потребности в общении). Отказ выполнять задание может быть обусловлен и общей конфликтностью самооценки, уровня притязаний ребенка, предполагающего, что он не сможет нарисовать себя так, чтобы его удовлетворил собственный рисунок. Наконец, уход от задания может быть вызван просто реакцией на диагностику, на саму ситуацию обследования.
Упорство субъекта в достижении цели, выполнение задания, несмотря на трудности, рассматривается как хороший прогноз психического развития – человеку свойственны жизненная энергия, мотивационная определенность. На недостаточную уверенность в себе указывают его периодические и извинения из-за рисунка, поиск оправданий снижения качества графики.
Развернутое название рисунка, его детализированное описание указывают на наличие мелочных тенденций. Если человек рисует фигуру противоположного пола, то это трактуется как наличие гендерного конфликта, сильная привязанность или зависимость от родителя противоположного пола.
Нормальный порядок рисования указывает на отсутствие нарушений в самосознании, мышлении, на адекватный контакт с реальностью. В случае, когда присутствует особая непоследовательность в изображении (например, голова, потом – ступни, затем – плечи, ноги) – человеку необходима консультация клинициста.
Особенности деятельности и эмоционального состояния во время рисования, включая спонтанные комментарии и реакции, фиксируются предельно точно. В протоколе отмечаются паузы длительностью более 15 секунд, попытки перерисовки или стирания отдельных деталей, высказывания и яркие эмоциональные реакции по ходу выполнения изображения. Все это служит источником дополнительной диагностической информации.
В процессе рисования или по его окончании нужно в свободной беседе выяснить значение отдельных деталей в рисунке и отношение к ним человека.
Следует обратить внимание на внесение поправок, изменение деталей в рисунке – это своеобразная спонтанно-защитная реакция на ситуацию. Эту реакцию символизируют и детали первоначального рисунка. Возвращение к уже нарисованным деталям автопортрета отражает их значимость для человека и указывает на связанные с ними доминирующие переживания.
Периодичные стирания могут быть обусловлены как позитивным, так и негативным отношением человека к тому, что он нарисовал. Определяющим моментом здесь выступает конечный результат перерисовывания: если оно не привело к значительному улучшению изображения, то это, как правило, представляет собой область сосредоточения конфликта и является признаком тревожности, опасений, возможных невротических тенденций. Частые стирания свидетельствуют о нерешительности, недовольстве собой. На наличие зоны внутреннего конфликта указывают и паузы в рисовании.
Однако какими бы на первый взгляд тревожными ни были выявленные показатели, всегда следует помнить и учитывать возрастные нормы изображения человека. Детский рисунок имеет свои стадии развития. Так, в возрасте 3 – 4 лет ребенок чаще всего рисует круг или овал, представляющий в большинстве случаев голову. Непосредственно к ней он присоединяет конечности. Это и есть «головоног». С 4 до 5 лет ребенок проходит стадию схематического изображения, причем одной из главных деталей в рисунке человека становится пупок. Постепенно в виде точек и черточек добавляется обозначение глаз, рта и носа. Иногда появляется намек на волосы. Позднее в изображение включаются руки, присоединяемые либо к голове, либо к ногам, гак как рисунок туловища появляется несколько позднее – для маленького ребенка оно не имеет принципиального значения. Первым признаком туловища служит появление горизонтальной линии между нарисованными ногами.
После пятого года жизни ребенок переходит к условно пространственному рисунку. Он уже способен нарисовать узнаваемую фигуру человека, причем изображения дифференцированы по половому признаку. Туловище часто изображается в виде круга, овала, треугольника или четырехугольника. Голова начинает непосредственно соединяться с туловищем. Ноги ребенок рисует далеко друг от друга, но они все-таки соединены с контурами туловища. Наблюдается нарушение в пропорциональности человеческой фигуры.
К 6 годам в изображении человека появляются пальцы и ладони, уши и волосы. Руки в изображении человека связаны с туловищем больше, чем голова. На седьмом году жизни детский рисунок характеризуется стремлением ребенка к уточнению пропорций. Ноги помещаются ближе друг к другу, руки присоединяются к туловищу на уровне плеч, появляется намек на шею. Ребенок совершенствует прическу и одежду, причем особое внимание уделяется изображению пуговиц на одежде.
Рисунок восьмилетнего ребенка характеризуется переходом от сегментарного к изображению целостного тела – двумерные руки и ноги; в фигуре человека появляются плечи. Рисунок анфас (где в этот период совершенствуется изображение ног) постепенно заменяется профильным изображением, которое чаще всего отражает только одну руку. Все формы закругляются, пропорции объединяются.
В 9 лет появляются попытки отображения в рисунке движения: в профильном изображении – это ходьба, в рисунке анфас – деятельность рук (например, ребенок несет портфель). Изображение лица характеризуется наличием большинства основных деталей. Наблюдаются значительные различия в рисунках по тендерному признаку. В то же время рисунки в этом возрасте сохраняют плоскостной признак.
Рисунки десятилетних детей характеризуются наличием попыток перспективного охвата, наложения тени и придания формы. Изображения приобретают объемность и пластичность.
При всех качественных изменениях, которые претерпевает детская графика, для нее долгое время неизменными остаются три основных признака:
q Контурное изображение предметов, отсутствие оттенков и цветотени.
q Несоблюдение пропорций объектов при их изображении, отсутствие перспективы (до 6 лет).
q Прозрачность (проекционное несоответствие) рисунка, то есть сохранение тех частей объекта, которые в действительности, при определенном расположении, не могут быть видны (два глаза или два уха при профильном изображении).
Методика для изучения маскулинности-фемининности С. Бэм[71, с. 277-280]
Методика предназначена для диагностики маскулинности – фемининности. Методика представляет собой перечень качеств, в котором испытуемому предлагается отметить те качества, которые ему присущи.
Инструкция:«Отметьте в нижеследующем списке те качества, которые, по вашему мнению, есть у вас».
Перечень качеств:
1. вера в себя;
2. умение уступать;
3. способность помочь;
4. склонность защищать свои взгляды;
5. жизнерадостность;
6. угрюмость;
7. независимость;
8. застенчивость;
9. совестливость;
10. атлетичность;
11. нежность;
12. театральность;
13. напористость;
14. падкость на лесть;
15. удачливость;
16. сильная личность;
17. преданность;
18. непредсказуемость;
19. сила;
20. женственность;
21. надежность;
22. аналитические способности;
23. умение сочувствовать;
24. ревнивость;
25. способность к лидерству;
26. забота о людях;
27. прямота, правдивость;
28. склонность к риску;
29. понимание других;
30. скрытность;
31. быстрота в принятии решений;
32. сострадание;
33. искренность:
34. самодостаточность (полагаться только на себя);
35. способность утешить;
36. тщеславие;
37. властность;
38. тихий голос;
39. привлекательность;
40. мужественность;
41. теплота, сердечность;
42. торжественность, важность;
43. собственная позиция;
44. мягкость;
45. умение дружить;
46. агрессивность;
47. доверчивость;
48. малорезультативность;
49. склонность вести за собой;
50. инфантильность;
51. адаптивность, приспосабливаемость;
52. индивидуализм;
53. нелюбовь к употреблению ругательств;
54. несистематичность;
55. дух соревнования;
56. любовь к детям;
57. тактичность;
58. амбициозность, честолюбие;
59. спокойствие;
60. традиционность, подверженность условностям.
Результаты испытуемого (отмеченные им характеристики) сравниваются с ключом, и за каждое совпадение начисляется 1 балл.
Маскулинность (номера вопросов): 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19, 22, 25, 28, 31, 34, 37, 40, 43, 46, 49, 52, 55, 58;
Фемининность (номера вопросов): 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59.
Остальные пункты являются нейтральными.
Показатели маскулинности (М) и фемининности (F) вычисляются следующим образом:
сумма баллов по маскулинности делится на 20 – это М,
сумма баллов по фемининности делится на 20 – это F.
Вычисляется также IS (основной индекс) по формуле:
IS = (F – М) * 2,322.
Испытуемого относят к одной из 5 категорий:
1. IS меньше -2,025: ярко выраженная маскулинность.
2. IS меньше – 1: маскулинность;
3. IS от -1 до +1: андрогинность;
4. IS больше +1: фемининность;
5. IS больше +2,025: ярко выраженная фемининность.
Методика «Половозрастная идентификация»
Н. Л. Белопольской[7]
Методика предназначена для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста. Используется процедура предпочтения и упорядочения невербального стимульного материала.
Предназначена для детей от 4 до 12 лет с нормальным и аномальным интеллектуальным развитием. Может применяться для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы.
В качестве стимульного материала используются два набора карточек, на которых персонаж мужского или женского пола изображен в разные периоды жизни от младенчества до старости. Каждый такой набор (мужской и женский варианты) состоит из 6 карточек. Облик изображенного на них персонажа демонстрирует типичные черты, соответствующие определенной фазе жизни и соответствующей ей половозрастной роли: младенчеству, дошкольному возрасту, школьному возрасту, юности, зрелости и старости.
Исследование проводится в два этапа.
Задачей первого этапа является оценка возможности ребенка идентифицировать свой настоящий, прошлый и будущий половозрастной статус на представленном ему изобразительном материале. Другими словами, проверяется способность ребенка к адекватной идентификации своего жизненного пути.
Исследование проводится следующим образом. Перед ребенком на столе в случайном порядке раскладываются все 12 картинок (оба набора). В инструкции ребенку предлагается показать, какому образу соответствует его представление о себе в настоящий момент. То есть ребенка просят: «Посмотри на все эти картинки. Как ты думаешь, какой (какая) ты сейчас?» Можно последовательно указать на 2-3 картинки и спросить: «Такой? (Такая?)». Однако, в случае такой «подсказки» не следует показывать на те картинки, образ которых соответствует настоящему образу ребенка в момент исследования.
Если ребенок сделал адекватный выбор картинки, можно считать, что он правильно идентифицирует себя с соответствующим полом и возрастом. Это отмечается в протоколе. Если же выбор сделан неадекватно, это также фиксируется в протоколе. В обоих случаях можно продолжать исследование.
В тех случаях, когда ребенок вообще не может идентифицировать себя с каким-либо персонажем на картинках, например, заявляя: «Меня здесь нет», эксперимент продолжать нецелесообразно, так как даже идентификация с образом настоящего у ребенка не сформирована.
После того, как ребенок выбрал первую картинку, ему дается дополнительная инструкция показать, каким он был раньше. Можно сказать: «Хорошо, сейчас ты такой, а каким ты был раньше?» Выбор фиксируется в протоколе. Выбранную карточку располагают перед той, что была выбрана первой, так чтобы получилось начало возрастной последовательности. Затем ребенка просят показать, каким он будет потом. Причем, если ребенок справляется с выбором первой картинки образа будущего (например, дошкольник выбирает картинку с изображением школьника), ему предлагают определить и последующие возрастные образы. Все картинки выкладываются самим ребенком в виде последовательности. Взрослый может помочь ему в этом, но находить нужный возрастной образ ребенок должен строго самостоятельно. Вся полученная таким образом последовательность отражается в протоколе.
Если ребенок правильно (или почти правильно) составил последовательность для своего пола, его просят разложить в возрастном порядке карточки с персонажем противоположного пола.
На втором этапе исследования сравниваются представления ребенка о Я-настоящем, Я-привлекательном и Я-непривлекательном.
На столе перед ребенком лежат обе
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 2285;