Феномен человека. Антропогенез. Происхождение и эволюция человека. Пол и раса как понятия антропологии
Антропогенез – учение о происхождении человека. Антропогенез, раскрывая место человека в животном мире, указывает на его реально существующую видовую эволюцию: с биологической точки зрения человек – один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов. Человеческая эволюционная историявместила предшествующую историю живого на Земле как необходимый этап. Как биологический организм человек характеризуется принадлежностью к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид. Развитие, эволюция гоминид завершается появлением человека, существа не только биологического, но и социального - разумного и универсального во Вселенной, и его общества.
Антропоген – геологическая эра, самая молодая в истории Земли. По различным оценкам охватывает от 0,6 млн. лет до 3,5 млн. лет. Это эпоха появления предков человека, зарождения и становления человека современного типа и человеческого общества.
Появление человека и человеческого общества в истории Земли является революцией в развитии живого, по значимости сравнимой с появлением живого из неживого. Генетическое сходство человека и представителей животного мира (человекообразные обезьяны) заставляло ученых прошлого и современности изучать вопрос его происхождения сопоставлением с миром животных. Этим занимается приматоведение – дисциплина, изучающая обезьян, и антропоидов (человекообразных обезьян, предков человека, человека современного типа). Человек имеет сходный с животными вещественный состав и строение организма: такие же белки и нуклеиновые кислоты, единый для всего органического мира принцип хранения и реализации генетического кода, сходные структуры и функции частей организма. Человек должен жить и как природное существо, он должен жить в реальном мире: то, что необходимо для телесной жизни, гоминоид первоначально получает от природы (окружающей среды).
Максимальное сходство человека, которое обнаруживается с человекообразными обезьянами, дополняется внешним сходством. У человека и гориллы, например, 385 общих морфологических признаков. Зародыши приматов почти невозможно отличить от эмбриона человека. Эмбрион человека в своем развитии проходит стадии, которые осуществило живое, обнаруживает признаки истории животного мира. У него обнаруживаются хорда, жаберные борозды, жаберные дуги, подобно тому, как это имело место у древних рыб. Биология человека на уровне нервной деятельности имеет сходные признаки с высшими животными: наличие мозга как материальной системы, нервных системы и волокон.
Механизмы и факторы эволюции предков человека были сходными с механизмами и факторами эволюции других типов живых существ на Земле. Биологическая совместность человека и всего живого мира планеты – результат всеобщей эволюции биологических существ планеты. Эта эволюция – результат адаптивного процесса. Под адаптацией в широком смысле слова понимается гармония организмов со средой обитания. В узком смысле слова адаптация – это процесс приспособления к естественному и социальному окружению; адаптации способны обеспечить выживание и сохранение не только отдельной особи, но и всего вида, популяции в конкретной среде. Адаптивные признаки организмов связаны со средствами решения проблем, поставленных перед организмом окружающей средой.
Поведение предков человека, их организация, связанная с добыванием пищи, активность при размножении и сохранении себя как вида, все это особенности, подверженные действию естественного отбора. Естественно исторически в ходе развития адаптаций предков человека складываются морфологические особенности, позволяющие им оптимально осуществлять свою жизненную активность. Происхождение человека от обезьян обнаруживается в анатомических особенностях найденных археологами древних останков предков человека. Древний предок человека и высших обезьян – рамапитек – жил примерно 14 млн. лет тому назад. Австралопитеки– объем мозга 520 куб. см. – обнаружены в Африке, жили примерно 9 млн. лет тому назад. Они не пользовались искусственно созданными орудиями, имели выпрямленное положение тела. Продолжительный период эволюции охватывает сотни тысяч лет, в ходе которой росла масса мозга человекообразных обезьян. Позднее, у питекантропов – до 900 куб.см., и у синантропов – до 1000 куб. см.
Практическая занятость изготовлением орудий для улучшения существования, а затем и орудий для изготовления орудий труда, стадный образ жизни и использование мясной пищи стимулировали развитие головного мозга. Естественно исторически предки людей создавали свою половую, родовую общность, устраивали собственную среду обитания, отходили от принуждающего природного инстинкта в руководстве своим поведением, управляли своим существованием и продолжением рода в окружающей среде обитания.
В настоящее время выделяют следующие этапы эволюции предков человека: дриопитек (рамапитек) – австралопитек – человек умелый – человек прямоходящий – неандертальский человек (палеоантроп) – кроманьонский человек (неоантроп). Неоантроп - это уже человек современного типа, одаренный сознанием, мышлением, членораздельной речью. Звуковая и жестовая сигнализации видимо существовали уже у человекообразных обезьян (психическое отражение существовало задолго до появления сознания, мышления человека, членораздельной речи). Она возникла у высших животных и регулировала отношения организма и среды. В результате и в ходе гоминизации мозг и центральная нервная система совершенствовались. Гоминизация– процесс очеловечивания – отличается развитием прямохождения, прогрессивными преобразованиями мозга, адаптацией руки к трудовой деятельности, формированием членораздельной речи, перестройкой онтогенеза, развитием социальной организации, материальной и духовной культуры и другими явлениями.
Человека из мира животных выделяют принципиальные отличия, как биологические, психические, так и социальные. Вертикальное положение тела, прямохождение, высокая степень развития рук, способность выполнять высокоточные операции, большой объемголовного мозга, который более чем в два раза превышает объем мозга антропоидов и в 3,5 раза – площадь его поверхности, членораздельная речь - свойственны только человеку. Потребности в совместной жизнедеятельности, изготовление и совершенствование орудий труда, приводят к качественно новому этапу в развитии психики – социально-психическому отражению, способности к познанию без биологических потребностей. Появляется абстрактное мышление и вырабатывается речь. Совместная продуктивная, опосредованная речью орудийная деятельность людей требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Эта деятельность по осуществлению общей цели, ее наличие обеспечивала существование людей. Речь способствовала более эффективному взаимодействию в первобытном обществе, развитию разумности. Возникает человечество: кроманьонец – человек современного типа, появился не менее 40 тыс. лет тому назад. Эволюционная анатомия человека позволяет утверждать это. Кроманьонец успешно приспосабливался к изменяющимся природным условиям, включая похолодания. Его жилища многообразны, орудия охоты эффективны, орудия обработки продуктов питания разнообразны. На местах стоянок кроманьонцев находят керамические изделия, предназначенные для приготовления горячей пищи. Это уже Человек Разумный – Homo sapiens. Чистота окружающей среды древнего человека позволила ему выжить и накопить резервы выживания. Со временем человек создает вокруг себя ландшафт и живое, ранее не существовавшее в природе. Формируется возделывание природных земель и создание присущего только человеку мира культуры. Трудовые процессы, будучи биологически выгодными, совершенствовались: появлялись возделываемые и выводимые образцы живой природы. Биосфера как живое вещество планеты сочетает в себе человека, человечество и органический мир, жизненные процессы которого происходят в наследуемом от поколения к поколению постоянном обмене веществ с окружающей средой.
К всеобщим понятиям человеческого существования относятся пол и раса. Раса есть совокупность людей, обладающих общностью физического типа, происхождение которого связано с географической средой, определенным ареалом обитания этой группы людей. Большинство исследователей определяет человечество как единый тип, где раса есть группа людей, имеющая ареал обитания и исторически сложившиеся телесные (антропологические) особенности.
Одной из наиболее известных отечественные антропологи признают классификацию Я.Я. Рогинского, М.Г. Левина, которые выделяют три большие расы: австрало-негроидную, европеоидную, монголоидную. (В России среди специалистов хорошо известны три классификации рас: Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина, Г.Ф. Дебеца, В.В. Бунака)
И если биология человека является основанием изучения рас, то для изучения пола в антропологии существенным является социобиологическое развитие людей. Что есть пол? В социально рациональной трактовке общественного существования пол – это совокупность биологических и социальных особенностей человека, единство биологического и социального в нем. Социальная наука призвана выяснить биологические и социальные механизмы женского и мужского поведения, выявить гендерные резервы прогрессивного преобразования общества в экономике, политике, культуре. Закономерности изучения жизнедеятельности полов в обществе и история статуса женщин опирается на научные знания, выработанные социальной теорией пола как междисциплинарной теорией. Социальная теория пола – высший тип научных знаний о полах – трактует понятие пола единством биологического и социального в нем. Концептуальной основой исследования пола в социальной теории пола становится представление о социальной конструкции пола (гендере) как элементе культуры и системы социальной стратификации. Широкие реализации пола делают социальную теорию пола плюралистической.
3.84 Человек как личность. Индивид, индивидуальность, личность. Духовный мир человека
Современный человек благодаря различным формам отчуждения – политическим, экономическим, социальным, нравственным, научным – утратил связь и единство с природой. В своем разумном бытии он дрейфует по волнам ментальности. Заслуга подлинно антропологического знания состоит в том, что сам человек начинает рассматриваться как участник процесса освоения окружающего мира, в неотрывной связи с Космосом. Чувства, эмоции, страсти, присущие живому субъекту истории и современности делают человека небеспристрастным в деле защиты своих, человеческих интересов во Вселенной. Человек рационализирует мир, это его имманентная составляющая. Но он вполне гармоничен, когда чувственно-рационально воспринимает идеи добра, блага, любви и утверждает их в собственной жизнедеятельности. Оценка человека немыслима без его сущностного человеческого, складывающегося исторически в обществе, природе - духовности. Эта оценка человеческого во Вселенной может быть предпринята в человекознании характеристикой человека как личности. Обратимся к характеристике понятия «личность». Для того чтобы раскрыть понятие «личность», полезно рассмотреть его в сопоставлении с понятиями «индивид» и «индивидуальность».
Индивид есть отдельно взятый человек. Понятие «индивид» означает единичного человека, характеристика которого безликость – это всегда один из многих. Это понятие указывает определенность родовой принадлежности человека: всякий Homo sapiens есть индивид. В отношении других людей это понятие абстрактно характеризует его отдельность. Понятие «индивид» содержит возможность дальнейшей конкретизации изучения человека. Индивидуальность – понятие, характеризующее своеобразие, совокупность качеств и отличительных свойств человека. Это особенное, неповторимое в индивиде. В формировании индивидуальности значительная роль принадлежит наследственным факторам и неповторимому природному развитию человека(биологическим процессам, среде обитания и т.д.) Так, новорожденный уже индивидуальность - уникальный и неповторимый человек. Индивидуальность новорожденного здесь – это его личная уникальность и биопсихологическая неповторимость. Понятие «индивидуальность» характеризует неповторимость, самобытность и незаменимость человека. Личность есть социально одаренная индивидуальность. Это то, что характеризует человека среди себе подобных в плане социально-выработанных свойств и качеств. В этом смысле понятие «личность» противоположно понятию «индивид». Такая оценка личности заостряет внимание на ее общественной жизнедеятельности, проявляющейся в общении с другими индивидами. Это индивид с развитой эмоционально-волевой сферой, представитель своих мыслей, взглядов, суждений, активный субъект, оценивающий и занимающий определенную позицию по отношению к мировоззрению, ценностям и поведению. Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его «Я». Академик И.С. Кон построил структурную модель «самости»:
1. Экзистенциальное Я или Эго – субъективно-деятельное начало.
2. Я-концепция или рефлексивное, категорийное Я – представление Я о самом себе.
3. «переживаемое» Я – не определяемое логическими формами, понятиями.
Личность - не застывшая оценка индивида. Она реализует себя в различных видах социального общения и в деятельности. Личность здесь – сумма поступков. Личность формируется в деятельности, общении, требующих постоянной самооценки. Способность самооценки и самосознание образуют неповторимую специфику личности, защищают ее достоинство.
Личность всегда формируется в обществе, и, являясь активным субъектом общества, она еще и объект деятельности, совокупность общественных функций в нем. Становление личности, ее признание обществом происходит в процессе социализации, т. е. в процессе усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедеятельность адекватным для данного общества способом. В социализации заметное место занимает воспитание, как намеренное формирование личности. Сознание управляет освоением ценностей, формируется самосознающий разум. Сошлемся для примера на характеристику новорожденного или младенца. Видимо, новорожденный и младенец еще не личности. Личность есть обладатель совокупности общественно признанных качеств, ей присуще умение управлять своим и чужим поведением в обществе. А это как раз то, что зависит от мира людей, и что предстоит освоить появившимся на свет человеческим существам.
Социализация охватывает весь жизненный путь личности.
Основу личностного развития составляет устойчивая система общественно значимых черт, связывающих личность с окружающим обществом, другими людьми, природой и оказывающих определенное влияние на них. Ее важными компонентами признаются мировоззрение, характер, нравственность.
Непрестанное духовное усилие имеет важным, подчас решающим для личности результатом собственное мировоззрение. Личность получает вселенскую возможность оценить собственный путь в мире, понять природу окружающего мира, наметить свой путь постижения истины. Именно мировоззрение позволяет личности осознанно целенаправленно действовать, осуществляя личностные интересы, удовлетворяя потребности, создавая идеалы, осуществляя замыслы. Мировоззрение объединяет всю сумму знаний личности, ею сформированных своеобразно в единстве знаний и оценки в ней. Адекватное мировоззрение выступает благодатным способом общественного признания личности, что и является объективным критерием зрелости личности. Мировоззрение выдающихся личностей (Л.Н. Толстой, Н.К. Рерих и др.) способно ускорить развитие общественного самосознания, оставить заметный след в интеллектуально-нравственной жизни общества. Это огромное благо общества – развитая личность, способная увлечь народную цивилизацию увиденным путем ее приемлемого, прогрессивного развития.
Особым компонентом личности является нравственность. Усвоение нравственных принципов в семье, школе, профессиональной среде, общественной борьбе или среди единомышленников приводит к превращению их в нравственные качества. Нравственность общения и нравственный выбор собственной активности и индивидуальности украшает личность. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные качества, которые совпадают с общечеловеческими ценностями, тем ярче и значительней личность. Мораль как компонент личности является одним из факторов, определяющих для нее картину мира, и носит характер внутренней составляющей ее полноценной сознательной жизни.
Характер придает цельность личности. Характер личности обозначает меру личностной силы. Признается, что великим характером обладает человек, стремящийся к осуществлению не только объективно, но и субъективно оправданных целей, придав объектам воли достойное содержание. Сплав эмоционально-волевых качеств позволяет личности стабильно осуществлять его социальные формы активности. Воля позволяет благополучно осуществиться нравственности, разумности отношения к миру, самоутверждению человека как личности. Неотъемлемая черта личности – свобода воли, т.е. беспрепятственного внутреннего самоопределения личности в выполнении своих целей и задач. От принуждающих инстинктов человек освобождается в процессе социализации. И человек становится свободен – от слепой силы природных инстинктов. Труд, деятельность позволяет развить самобытный путь, ведущий личность от природных импульсов в мир осознанного отношения к нему. Минимальной затратой энергии свободная творческая личность легко, быстро, без переутомления выполняет намеченное дело. Экономное усилие тренирует волевое, привычка духовного усилия превращает трудное в легче решаемое.
Антропологическая проблема свободы личности может быть сформулирована как рациональное критическое самоосуществление личностью собственной активности и собственной индивидуальности в природной, современной техногенной (информационной) среде и в обществе. Так, возможность выбирать активность и индивидуальность затруднена у тех, кто подчинен чужой воле, лишен собственного мировоззрения, марионеток социальных сил вследствие идеологического оболванивания, «бомбардировки» сознания СМИ. Невозможно назвать личностью того, кто не следует самому себе или полностью лишен разума, сознания и, следовательно, свободы действий. Воля – это сознательное и свободное устремление человека к осуществлению определенной цели, которая для него представляет определенную ценность. Воля противоположна импульсным стремлениям и влечениям, а также (в ряде ситуаций) и потребностям человека. Освоение понятием свободы личности, индивидуальности в условиях современного роста нестабильности и непредсказуемости явлений в природе и обществе необходимо позволяют осуществить самосознание человека и социальных групп, правильно понимать устройство человеческого бытия в прошлом и современности. Это – путь к личностному осуществлению человека в котором особенно важное место занимает его духовное развитие
Духовный мир человека освещен глубинными человеческими чувствами и разумом, важнейшим из которых является нравственное отношение к миру, культура личности. В совокупности материальных и духовных ценностей, востребованных человеком, этика является ядром человеческого. Особенно важна космическая этика. Морально-этическое значение космической этики колоссально, она обосновывает модель, в которой органически соединяются биологические, социальные, культурные явления человеческого бытия. В конечном счете, человек превращается в ноосферное существо, оптимально существующее в космическом и культурном измерениях современности и будущего.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 814;