Развитие системы государственного призрения в России с XVIII по втор. пол. XIX вв.

К концу ХVII в. на Руси исторически сложились и развивались три основных направления благотворительности и оказания социальной помощи нуждающимся: государственная, земско-церковно-приходская и частная (личная). С XVIII по вторую половину XIX в. государственное призрение приобретает законченную форму и развивается по нескольким направлениям. Оформляется административная система помощи, которая включает в себя наличие определенных территориальных институтов помощи и поддержки, государственных превентивных и защитных акций в отношении различных слоев населения, усиление законодательной базы, регулирующей отношения между различными субъектами, группами и государством.

В развитии административной системы поддержки намечаются тенденции институциональной системы помощи, представляемой различными ведомствами – общественными и частными институтами защиты и призрения. В этот период конфессиональная система помощи претерпевает существенные изменения: она переходит от самостоятельного существования под непосредственный патронат и контроль государства.

Намечаются последовательные действия и мероприятия со стороны государства. Они направлены на поддержку и защиту таких институтов, как материнство, детство, инвалидность, семья, престарелые; осуществляются мероприятия в рамках общественного призрения по распространению образования и медицинских услуг. Помимо государственного патронажа над нуждающимися организуются институты государственного контроля. Их назначение – локализовать такие социальные болезни, как профессиональное нищенство, детская безнадзорность, алкоголизм, проституция и другие.

Административная система помощи нуждающимся начинает складываться в период разрушения старых государственных связей и хозяйственных отношений. В период правления Петра I хозяйство России проходит три основных этапа:

1. Приказное хозяйство – 1682-1709 гг.

2. Губернское хозяйство – 1710-1718 гг.

3. Коллежское хозяйство – 1719-1725 гг.

На первом этапе (приказное хозяйство) проблемы призрения тесно связаны с секуляризацией монастырских земель и реформированием деятельности Монастырского приказа. К 1700г. церковные вотчины становятся основными источниками денежных, хлебных и других сборов государства, которые распределялись согласно государственным нуждам.

В период приказного хозяйства только с 1706 г. начинают призревать детей, вдов служилых людей, тогда как нищим финансовая помощь оказывается постоянно.

На втором этапе (губернское хозяйство) государство лишило духовенство власти и самостоятельного финансового управления, отдало предпочтение губернскому административному управлению и таким образом спровоцировало рост нищенства. Поэтому большинство указов этого времени направлено на искоренение нищенства как социальной болезни. Характерны в этом отношении институты призрения, которые можно разделить на институты социального контроля и социальной помощи.

К институтам социального контроля относились смирительные и прядильные дома. Их предназначение виделось прежде всего в насильственном привлечении мужчин и женщин к общественно-полезному труду. Эти меры были направлены против профессиональных нищих. Институты же социальной помощи («гошпитали») предназначались для призрения сирот, убогих, увечных, престарелых, то есть тех людей, которые не могли, в силу разных обстоятельств, самостоятельно кормиться.

Помимо создания государственных структур помощи и контроля, предпринимаются попытки организации новых источников финансирования общественного призрения, а именно:

· увеличение сбора венечных денег;

· контроль за продажей восковых свечей;

· «установление вычетов» из жалованья на госпитали;

· обучение монахинь ремеслам;

· сбор подаяния при церквях на госпитали;

· сбор штрафных денег с раскольников.

Реорганизация общественного призрения продолжается и в годы послепетровского правления. Происходят изменения в деле управления призрения на местах. В 1775 г. в связи с принятием нового административного уложения о губерниях Екатериной II были организованы приказы общественного призрения. Приказы общественного призрения включали в себя институты контроля и поддержки. Среди них: народные школы, больницы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимых больных, дома для сумасшедших, дома работные, дома смирительные.

С 1810 г. надзор за приказами начинают осуществлять Министерство внутренних дел и Министерство полиции. Эти министерства стимулировали приказы общественного призрения к увеличению средств. К ним можно отнести разрешение на ведение хозяйственных и имущественных операций (сдача в наем лавок, домов, кузниц, мельниц, садов, огородов, сенокосов и т.д.; поощрение добывания торфа, распилки бревен, дров для продажи; разрешение продажи игральных карт; открытие суконных фабрик).

Министерство внутренних дел контролировало не только финансы, но и кредиты приказов общественного призрения. В некоторых случаях Министерство вмешивалось в их деятельность, отдавая предпочтение заемщикам. Это касалось экстремальных ситуаций (пожары, наводнения, голод, неурожай). Тогда издавались особые распоряжения для отдельных приказов общественного призрения.

Приказы общественного призрения, находясь под непосредственным контролем Министерства Внутренних дел, увеличивали свои капиталы за счет банковских операций, частных пожертвований, а также в результате ведения самостоятельной хозяйственной деятельности. К 1862 г. в приказах общественного призрения сложилась определенная финансовая структура капиталов, которая состояла из следующих разрядов:

· собственных капиталов,

· благотворительных капиталов,

· апелляционных капиталов,

· судебных вкладов,

· частных вкладов,

· правительственных вкладов,

· пересылочных сумм.

Оформляется не только финансовая, но и организационная структура приказов общественного призрения, хотя еще нельзя говорить о единой административной структуре. Приказы общественного призрения управлялись коллегиально, но председательствовал губернатор. В состав правления входили заседатели Совместного Суда (по одному из каждого сословия: дворянства, купечества, поселян), при этом ведение дел возлагалось на одного из них. С 1818 г. в приказы вводятся должностные лица и со стороны правительства – инспекторы врачебных управ.

К 1862 г. сложилась определенная структура институтов помощи:

· лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных),

· заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных),

· учебно-воспитательные заведения (воспитательные, сиротские дома, училища для детей канцелярских служащих),

· институт пенсионеров,

· местные благотворительные общества.

Общественное призрение получило развитие благодаря трем основным принципам:

· Самостоятельности местных благотворительных организаций.

· Привлечению к управлению местного населения.

· Обеспечению населения более или менее достаточными денежными средствами.

Приказы общественного призрения хотя и вели работу по оказанию поддержки нуждающимся, но все-таки не могли удовлетворить потребности населения; так, их деятельность не была постоянной, административно-хозяйственная система не являлась совершенной.

Однако общественное призрение в России в рассматриваемый период только оформляло свои организационные принципы, формы управления, оно не ограничивалось только вспомоществованием, а было тесно связано с просвещением и воспитанием. В этой связи характерна благотворительная деятельность различных воспитательных обществ, из которых одним из первых было «Общество воспитания благородных девиц», основанное в 1764 г. Постепенно это общество разрасталось, у него появились филиалы, целая сеть институтов воспитания. В качестве полноправных членов в него входили различные попечительства и более мелкие благотворительные общества (Императорское женское патриотическое общество, Московское дамское попечительство о бедных и др.).

К этому времени сеть учреждений представляла собой следующую структуру:

· призрение младенцев, с организацией яслей в городах;

· призрение детей;

· призрение слепых и глухонемых;

· учреждения женского воспитания и образования;

· учреждения воспитания и образования мальчиков, юношей;

· учреждения призрения взрослых;

· учреждения врачебно-медицинской помощи.

Таким образом, общественное призрение в указанный период сложилось в определенную систему со своими светскими институтами, появляется специальное законодательство, регулирующее деятельность не только приказов общественного призрения, но и благотворительную деятельность в обществе. На основе расширяющейся благотворительной практики создаются институты поддержки разным категориям нуждающихся. Намечаются меры по решению проблем социальной патологии: проституции, профессионального нищенства, детской беспризорности.

 








Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 2070;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.