Неолиберализм: Ф. Хайек и Й. Шумпетер.
Неоавстрийская школа. После Кейнса и широкой популярности его идей 1930-1960 гг. теории рыночной свободы перестали пользоваться популярностью. В 70-е гг. началось постановление идей неолиберализма и свободной рыночной экономики. Среди них монетаризм, экономика предложения, ТРО. Авторы многих школ получили нобелевские премии по экономике: Милтон Фридмен, Роберт Лукас, Фридрих фон Хайек (1984).
Фридрих фон Хайек (1899-1992). Был из дворян, немец, энциклопедист в области общественных экономических, математических и др. наук. 26 томов избранных произведений. С появлением “общей теории” Кейнса Хайек продолжал говорить о преимуществах свободного рыночного хозяйства. За что его прозвали “экономический динозавр”.
Теория торгового цикла X. основывалась на австрийской теории капитала. Согласно X., существует равновесная структура образования капитала. В период экономического подъема (как это было в конце 20-х гг.) происходит принудительное сбережение, обусловленное кредитной экспансией (даже при условии неизменности уровня цен), что ведет к увеличению запасов капитала сверх желаемых размеров. Рано или поздно это перенакопление капитала по сравнению с добровольными сбережениями приводит к кризису. Концепция X. предвосхитила монетаристское объяснение Великой депрессии, данное Милтоном Фридменом.
В то же время X. утверждал, что депрессии было свойственно чрезмерное потребление в сочетании с неверной экономической политикой. Большая безработица была вызвана не соответствующим потребностям совокупным спросом, как это утверждал Кейнс, а перекосами, как упорно заявлял X., в относительных ценах. Эти перекосы в свою очередь образовались из-за непредвиденных изменений в предложении денег, приведших к дисбалансу между спросом и предложением рабочей силы в масштабах всей экономики. Только рыночный механизм, заключал X., может исправить эту несбалансированность и вернуть систему в состояние равновесия; экспансионистская же и интервенционистская политика привительства не была необходимой или продуктивной.
Хотя большинство наблюдателей считает, что этот спор завершился в пользу кейнсианцев, теории X. сыграли роль маяка для того развития макроэкономики, которое произошло почти сорок лет спустя. Например, он считал, что экспансионистская фискальная и монетарная политика может привести к расширению совокупного производства в краткосрочном плане, но из-за ее воздействия на относительные цены в конечном счете произойдет рост и безработицы, и инфляции. Этот вывод предвосхитил теорию Фридмена о “естественной норме” безработицы и явил собой точное описание “стагфляции” 70-х гг. Утверждение X. о том, что теория макроэкономических событий нуждается в микроэкономическом фундаменте, и концентрация его внимания на трудностях установления различия между изменениями в относительных и в абсолютных ценах (вызванных изменениями в предложении денег) образовали сердцевину революции “рациональных ожиданий” в макроэкономике.
Другим существенным вкладом X. в экономическую теорию стала его книга “Чистая теория капитала” ("The Pure Theory of Capital"), опубликованная в 1941 г. В ней, вместо того чтобы определять капитал как осязаемый фактор, поддающийся измерению, X. стал рассматривать длительность времени (или число промежуточных стадий или продуктов), требуемого для превращения сырья в готовый товар. Это было сделано в соответствии с ранней австрийской теорией капитала. Согласно X., снижение процентной ставки (или повышение производительности новых инвестиций) будет удлинять период производства: фирмы будут применять более окольные технологические приемы и прибегать к большему разделению труда. Повышение процентной ставки будет приводить к уменьшению промежуточных стадий развития и к выпуску менее сложных продуктов. Неортодоксальное для своего времени и часто трудное для понимания, новое восстановление X. в правах теории классической интерпретации капитала с большими трудностями внедрялось в современный экономический анализ.
В то время как к монетарной политэкономии X. подтолкнуло его сопротивление кейнсианству, он обратил внимание и на политэкономию социализма. Его критика социализма основывается не на вере в эффективность капитализма (которую подчеркивает неоклассическая политэкономия благосостояния), а на убеждении, что централизованное социалистическое планирование никогда не сможет реагировать так быстро, как рыночный механизм, на постоянные колебания в уровнях спроса и предложения. Более того, согласно X., при социализме отсутствует информация о предпочтениях потребителей и о коммерческой производственной технологии, которая необходима для расчета равновесных цен и количеств товаров. Главное преимущество свободных рынков состоит в том, что цены содержат в себе всю информацию, необходимую для потребителей и фирм, чтобы принять рациональные экономические решения при намного более низких издержках, чем в любой другой системе. Здесь и правительства не могут улучшить рыночные результаты, а понятия “рыночная неудача” или “несовершенная конкуренция”, с точки зрения X. (за исключением того, что происходит по правительственным указам в случаях, когда правительства предоставляют юридические права и власть профсоюзам), полностью лишены смысла.
Книга X. “Дорога к рабству” ("The Road to Serfdom", 1944) явилась его атакой на социализм. Оперируя аргументами из области политики, X. адресовал ее обычному читателю. Он утверждал, что демократические правительства, которые воспринимали такие социалистические цели, как равное распределение дохода, и такую социалистическую тактику вмешательства в рыночные отношения, как установление контроля над ценами, с неизбежной обреченностью превращались в тоталитарные режимы. Точно так же любые попытки ввести конкурентные рынки в тоталитарном государстве в конечном счете вызовут политические потрясения, т. к. свобода выбора, лежащая в основе рынка, несовместима с автократическими целями.
Речь шла о том, что взгляды Хайека были неадекватны концепции “Гос. регулирования”. Хайек утверждал, что всякий шаг, направленный на усиление гос.вмешательства в экономику является шагом по дороге к рабству, т.е. рост гос.регулирования подавляет рынки, они перестают работать. Далее требуется усиление гос.регулирования.
В конце дороги формируется тоталитарная экономика, в которой государство поглощает экономическую, идеологическую и духовную жизнь общества. По Хайеку тоталитаризм имеет две основные формы проявления:
- фашизм
- советский социализм. Двуликий Янус.
В конце войны (1944) “Дорога к рабству”. В этой книге Хайек не делал острых высказываний против СССР, учитывая историческую ситуацию.
В статье “Конкуренция, как процедура открытия” Хайек высказывает мысль, что конкуренция – это лучший способ распространения информации. В условиях монополии приток внешней информации (немонопольной) информации отсутствует. Конкуренция – основной двигатель рыночной экономики. Ликвидация её ведет к застою в НТП, духовном прогрессе.
В другой статье Хайек пишет, что всякая гос.религия является нарушением прав человека. В работе “Правительство как генератор делового цикла” Хайек высказывает мысль, что экономические потрясения послевоенных лет связаны с усилением гос.регулирования политизацией экономики, т.е. экономика становится “заложницей” политики, политики же в экономике делают только то, что им экономически выгодно.
Хайек яростно любил свободу, свобода человека вообще – это принцип юстиции – покоится на свободе экономической.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1056;