Философия образования
В наше время образование нуждается в радикальном совершенствовании. Если не изменить всю его систему, человечеству просто не уцелеет. В мире, в котором мы живем, происходят все убыстряющиеся и углубляющиеся социально-преобразовательные процессы. Он становится более изменчивым и нестабильным. Человечество преодолело порог традиционных сбалансированных отношений с природой, и теперь ее ответные реакции могут стать непредсказуемо опасными.
Образование важно превратить в непрерывное, многосвязно целостное, постоянно обновляющееся,а также принципиально ориентированное на глобальные проблемы и духовные (особенно нравственные) ценности.
Важнейшую роль в современном образовании во всех его формах и на всех этапах играют творческие моменты.
…Для творческой личности характерны ярко выраженная оригинальность мышления, самозащищенность от внешнего манипулирования, независимая от начальственных предпочтений и общественного мнения позиция, прекрасная профессиональная подготовка, интеллектуально развивающие увлечения, ориентация на высокие ценности и идеалы.
Великие мыслители далекого прошлого могут показаться невежественными людьми по сравнению со средним современным выпускником университета. Они многого не знали из того, что знает сегодня он. Их объем информации в битах был, может быть, даже меньше, чем у него. Но они могли творить, творить так, как ныне дано далеко не каждому...
Коллективное сотворчество на лекциях, семинарах, дискуссиях - необходимая предпосылка и непременное условие продуктивного индивидуального творчества студентов.
Информационно-просветительский метод играет немалую роль в преподавании. Но он ограничен лишь передачей студенту определенной суммы знаний[1]. Метод же проблемно-поисковый дарит радость соучастия в открытиях. Никогда не обнаружит подлинно нового тот, кто в свое время не открывал заново “велосипед”. Все признают, что плохо, если знание поступает к студентам в виде готовых “блоков” - окостеневших незыблемых истин. И тем не менее зачастую студенты получают ответы на вопросы, которые в них еще не родились. Вспомним в связи с этим мудрую мысль М.М.Бахтина: “Смыслами я называю ответы на вопросы. То, что ни на какой вопрос не отвечает, лишено для нас смысла”[2]. Вот почему столь важно в учебном процессе заинтриговать, озадачить студентов, а кроме того показать высокую ценностную значимость для них решения рассматриваемой проблемы.
Современные научные знания развиваются такими темпами, что кое-что в них устаревает, даже не успев попасть в учебные пособия. Вот почему преподавателю не гоже только пересказывать учебник, а следует по возможности дополнять (а в чем-то опережать) его.
Важно научить студента ориентироваться в практически безграничном информационном массиве, самостоятельно расширяя и углубляя свои знания. Современные информационные системы дают возможность фантастично расширить круг “консультантов” и “наставников”. Роль “основного” преподавателя в этом отношении превращается в роль мудрого и доброго проводника по огромному материку мировой истории и культуры.
Что касается воспитательных аспектов образования,то, по моему глубокому убеждению, их значительный неизрасходованный потенциал хранит любая учебная дисциплина. Речь конечно же идет не о пресловутых “принципе партийности” или “классовой морали”, гипертрофированных в свое время до абсурда. Я имею в виду другое: любая наука, любая сфера профессиональной деятельности, представленные в учебном курсе, встроены в единую социокультурную реальность. И грош ему цена, если этот учебный курс изолирует себя от судьбоносных проблем современности и исторических перспектив, высших идеалов и целей общечеловеческого развития.
В такие времена, как наше, особая роль у философии. Онапо самой своей природе сориентирована на высшие духовные ценности, на интимно личные и глобальные проблемы. Любую тему важно - явно или неявно - пронизывать высокими нравственными целями, одухотворенным смыслом, гуманистическими ориентациями.
Одно из важных назначений философии - научить студента мыслить нешаблонно и масштабно, самостоятельно принимать ответственные решения научного и социально-значимого характера. На достижение этой цели ориентированы методологическая и аксиолого-мировоззренческая функции философии.
Главными ценностями постиндустриальной цивилизации будут не материальные блага, а духовное богатство. Эта идея не нова. Но в современной России ее приходится возрождать заново, преодолевая немалые трудности. Слишком коммерциализирована и криминализировананынешняя российская жизнь. Чисто физическое выживание ценой временного отказа от духовных ценностей грозит невосполнимой утратой последних. Духовные ценности - привередливое растение, нуждающееся в постоянном уходе за собой.
Для мировоззренческой основы образования большое значение имеют идеи всеединства, гуманизма,социальнойсправедливости, а также размежевание с принципами бездушно-расчетливого прагматизма и безбрежного индивидуализма. Одна из причин реформаторских неудач была связана с роковым стремлением решительно потеснить почти все основные формы коллективистской мотивации, всячески насаждая вместо нее сугубо индивидуалистскую. Как результат - заметное увеличение отчуждения в отношениях между людьми, расширение грубых насильственных форм в разрешении межличностных и межгрупповых конфликтов, резкая переориентация на приоритет материальной выгоды. Это особенно болезненно для россиян. Ведь их культура, традиции, особенности психического склада в значительной степени были нацелены на относительно высокие духовные ценности и солидарные формы жизни, общинность, коллективизм. Отрицательные моменты были заложены не в этих принципах самих по себе, а в тех манипуляторских злоупотреблениях, которым они подвергались со стороны тоталитарной власти и коррумпированных структур. Будучи очищенными от подобных злоупотреблений, эти формы могли бы сполна раскрыть свой богатый потенциал в сферах образования, управления, производственной деятельности.
А теперь об идее гуманизма как мировоззренческой основе воспитания. Важнейшей основой гуманизма является гуманистическая нравственность. Напомню, как Л.Н.Толстой различал три типа нравственности. Нравственность дикости: нравственно то, что служит на пользу только моему “я”. Нравственность варварства: нравственно то, что служит на пользу только тому кругу, который есть мой. Нравственность общечеловеческая: нравственно то, что служит на пользу всему человечеству. Я думаю, основная нравственная беда советского строя была не в том, что мы пытались жить в соответствии с нравственностью “общечеловеческой” или с официально тогда провозглашавшейся “классовой” нравственностью, а в том, что вопреки этому фактически процветала - лицемерно прикрытая - нравственность “варварства” и “дикости”. А сейчас? Ныне подобная форма нравственности получила официальное благословение и приоритетную поддержку...
Желателен синтез гуманитарной и естественнонаучной культуры. Ведь лишь тогда, когда общество востребует человека не в его функциональной частичности, а в его личностной целостности, общественное бытие превратится в арену подлинного самовыражения человека.
Что касается рассмотренных в проекте форм воспитания и видов ценностных ориентаций, то к ним можно добавить научно-мировоззренческие ценности (научные знания как ценность) и трансцендентные ценности, которые столь значимы для многих молодых людей и тоже играют важную воспитательную роль.
Узкопрофессиональная подготовка никак не оправдывает себя ни с социальной, ни с экономической стороны. Высокая общая культура делает человека более активным и лучше приспособленным как к современной жизни в целом, так и к динамичным условиям современного производства в частности. Она формирует установку на непрерывное саморазвитие и самообразование. Кроме того, человек с высоко развитыми духовными потребностями, привычками и вкусами отвергает агрессивные и эгоцентричные жизненные ориентации.
Поэтому профессиональная подготовка и профессиональное воспитание никогда не должны реализовываться в чистом виде, в полном отрыве от всех других воспитательных и образовательных сфер.
Одно из социальных последствий НТР: возрастает потребность не только в высококвалифицированных, но и универсально подготовленных кадрах.
Выигрывает тот, кто лучше прогнозирует и планирует. Методы социального, экономического, естественнонаучного прогнозирования. Планирование.
Статья из Интернета:
Следует ожидать появления типовых учебных продуктов-полуфабрикатов, которые окончательно дорабатывает, дополняет или настраивает преподаватель при подготовке к занятию. Будут созданы центральные банки учебных продуктов. Согласно результатам исследования группы MediaLabs технического института в США, системы компьютерного обучения и тренинга поднимают "кривую обучения" среднего студента в 2-5 раз, а способность к запоминанию с 35% увеличивается до 85%. Эти обследования проводились с компьютерными системами, использующими только текст и несложную графику. Аудиовизуальные возможности мультимедиа должны еще поднять эти показатели.
Решать необходимо не столько технические, сколько психолого-педагогические задачи.
Итак, использование ПК и НИТ в образовании может являться одним из перспективных направлений, повышающих эффективность обучения.
Из Интернета тезисы о преподавании КСЕ
Анализ проблем современного постиндустриального информационного общества (локальные войны и опасность ядерного конфликта, рост населения и энергетический кризис, экологические и медико-генетические проблемы, статистика социального нездоровья - бедность, самоубийства, нарушения психики, алкоголизм, наркомания, преступность и раздробленность культуры) позволяет сделать вывод: земная цивилизация на рубеже тысячелетий вступила в фазу эволюционного кризиса (Налимов 1993,1994, Назаретян 1996: 109, Моисеев 1998: 275-288).
Причинами кризиса являются дисбаланс между технологическим могуществом и гуманитарной составляющей (мудростью) Интеллекта (Назаретян), доминирование науки, научно-технического прогресса и непонимание природы человека, природы смыслов, в которые он погружён (В.В.Налимов), разрушение человеком своей экологической ниши (Н.Н.Моисеев).
Междисциплинарные исследования антропосоциогенеза, истории, диалектики информация-энтропия подсказывают, что возможно два варианта выхода из кризиса: самоуничтожение или трансформация Интеллекта, становление нового сознания: этика ненасилия, терпимость к различиям, экологический императив
Главными шагами по гуманистическому пути являются объективная информация о негативных тенденциях для общества, реформирование системы образования и признание образования самой приоритетной сферой общественной жизни.
Становление новой парадигмы образования Становление новой парадигмы образования связано с признанием базисного значения образования, науки для общества и изменениями функций системы образования в информационном обществе: от подготовки узких специалистов и ориентации на знание к воспитанию новой нравственности, пониманию актуальных проблем общества и опережающей социализации личности по принципу «Не знание, а методология». Недостатки нынешней системы высшего образования во всём мире - это узкая специализация и потеря целостного взгляда на мир, ориентация на информацию и отсутствие анализа сегодняшних проблем. В устремлённости к узкой специализации проявляется одряхлелость, раздробленность культуры (Налимов 1994: 63-64). Приоритетом должны пользоваться проблемы людей и человеческого общества сегодняшнего дня (Г. Кюнг). Высшее социально-гуманитарное образование пока не ушло от автономной дисциплинарности, не устремилось к органичной целостности воспроизведения мира, которая скреплена магистральной проблемой Человек и перспективы его развития. А ведь обществом больше востребован не «одномерный» специалист, а «многомерная» личность – высоко образованная, всесторонне культурная, готовая принять самое активное участие в жизнеопределяющих процессах современности.
Реализовать новые тенденции можно в системе многоуровневого высшего образования: первые два года - изучается унифицированный блок общеобразовательных дисциплин (естествознание и гуманитарные науки), содержание которых раскрывается в контексте актуальных проблем общества (неполное высшее), следующая ступень - два года общей специализации (бакалавриат), третья ступень - либо год узкой специализации, либо два года магистратура.
В информационном обществе получение образования перестает быть одной из характеристик определенного жизненного этапа. Оно стало кардинальной стороной и неизбежной чертой всего человеческого существования.
[1] Герой Д.Свифта Гулливер, посещая академию в Лагадо, познакомился со своеобразным методом обучения: школьникам скармливали специально изготовленные тетради с конспектами. Главным недостатком подобного метода его реализаторы считали только то, что трудно было уследить, чтобы подопечные не выплевывали сии “препараты”. К сожалению, эта сатирическая зарисовка кое-что напоминает и сегодня...
[2] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1979, с.340.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 575;