Фортепианное творчество Аренского
Наиболее композитора привлекало искусство малых форм. Среди миниатюр Аренского основное место занимают этюды, прелюдии, танцевальные пьесы, а также программные сочинения. Для русской композиторской школы особенно характерно преобладание данных жанров.
Этюды Аренского в исполнительском плане необычны и сложны. По характеру пианистических движений они требуют не только легкости и пальцевой ровности, но и особой пластичности руки. Технические задачи, связанные с растяжением соседних пальцев, широкой интерваликой, свободой горизонтальных движений кисти, роднят, на наш взгляд, этюды Аренского с этюдами Крамера. Но, в отличие от последних, этюды Аренского отнюдь не инструктив-ны, он в значительно большей степени поэтизирует жанр этюда.
Оригинально, свободно и живо написаны прелюдии Аренского. Интересно сравнить прелюдии Аренского с произведениями этого жанра, принадлежащими перу других русских композиторов. Прелюдии Аренского - результат яркой и интенсивной вспышки чувства - существенно отличаются от наделенных «светлым, нередко холодноватым, «кристальным» звуковым колоритом» прелюдий Лядова. По сравнению с Кюи, «приятнейшими» качествами музыки которого Б. Асафьев называет элегантность рисунка и акварельную по нежности красок фактуру, прелюдии Аренского более оригинальны в области фактуры, ритма, гармонии: «.в каждой пьесе всегда наличествует какая-либо «выдумка» касательно ритмики, конструкции, колорита или орнамента».
По масштабу и непритязательности прелюдии Аренского мало сопоставимы с прелюдиями Рахманинова, которые далеко выходят за рамки миниатюры, отличаются большей интенсивностью образного развития, а также монументальностью и «концертностью» фактуры. В сравнении с прелюдиями Скрябина, в творчестве которого «лирический восторг перерастал в страстную экзальтированность, мощь широких настроений сменялась нервной взвинченностью и импульсивностью», прелюдии Аренского в целом гораздо более уравновешены и создают поэтическую лирическую атмосферу.
Исполнение фортепианных прелюдий Аренского требует изящества, изысканности и определенной предрасположенности к тому, что именуется эстетикой «музыкального салона», поэтому они могут оказаться близки далеко не каждому пианисту.
Талант Аренского многогранно раскрылся и в программных миниатюрах. Программность в творчестве Аренского имеет особую специфику. Его заголовки не следует понимать буквально. Музыка фортепианных сочинений Аренского ни в коем случае не может быть прочитана как раскрытие определенного сюжета. Некоторые темы сочинений Аренского, возможно, и были связаны в его сознании с вполне конкретными представлениями, но он прежде всего воплощал в музыке свободное чередование эмоциональных состояний. К числу наиболее интересных его сочинений относятся «Двадцать четыре характеристические пьесы» ор. 36 и «Опыты в забытых ритмах» ор. 28.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 1805;