В) Восточно-Сирийская школа (Эдесско - низибийская).
Замечания. В отечественной исторической науки обычно очень мало уделялось внимание Эдесско-Низибийской школе. Изучение ограничивалосьна фигуре преподобного Ефрема Сирина, но мы посчитали нужным, во-первых, засширить число изучаемых представителей этой школы, а, во-вторых, рассмотреть учебный ивоспитательный процессы в этой школе.
Знаменитые академии Эдессы и Низибии возникли, подобно эллинистическим школам, на почве катехизических школ при храмах. В этих школах обучались только мальчики. Обучение начиналось с освоения основ грамоты по Псалтири и заучивания псалмов наизусть. Основатель Низибийской академии мар Нарсай поступил в школу города Айн Дулба в возрасте семи лет, благодаря своим способностям, он уже через девять месяцев выучил наизусть всю Псалтирь. Далее изучали Ветхий и Новый Заветы, а также толкования на них Феодора Мопсуестийского. Кроме того, заучивали важнейшие богослужебные песнопения и получали некоторый опыт в гомилетике.
О ранних годах существования Эдесской академии есть лишь отрывочные сведения. В 363 году Низибия была захвачена персами, поэтому оттуда в Эдессу бежали многие христиане. Среди них был и преподобный Ефрем Сирин (мар Апрем). Он основал в Эдессе «школу персов» (беженцев из Персии). Это была школа семитского типа, — школа-общежитие, некое братство. Главным предметом преподавания так и оставалось чтение и толкование Священного Писания. Ученики записывали и заучивали объяснения учителя. При жизни преподобного Ефрема и в течение нескольких десятилетий после его смерти в Эдесской школе пользовались его толкованиями как экзегетическими образцами. В 420 году мар Киора, один из преемников Ефрема Сирина, перевел на сирийский язык толкования Феодора Мопсуестийского. Позднее, толкования Феодора Мопсуестийского вытеснили в учебной программе все прочие толкования.
После осуждения Нестория на III Вселенском Соборе на всю восточно-сирийскую традицию легло подозрение в ереси. Споры между монофизитами и диофизитами захлестнули и Эдесскую школу. В 489 году школа была объявлена очагом несторианства и по приказу императора Зенона закрыта. За несколько лет до этого ее руководитель мар Нарсай вместе с учениками переселился в Низибию. К концу V века Низибийская школа становится одним из главных духовных и богословских центров сирийской Церкви.
Представители.
1. Преп. Ефрем Сирин (мар Апрем).
Родился в Низибии в начале IV в. Сын языческого жреца, который за обращение его ко Христу изгнал Апрема из дома. Воспитывался преподобный Ефрем под руководством св. Иакова низибийскаго и сначала был учителем сирийского языка в школе в Низибии. Незадолго до смерти он совершил путешествие в Египет к тамошним подвижникам. Скончался он в 373 г. в Эдессе в сане диакона.
Сочинения: Всего около 1000, не считая молитв и стихотворений. Был хорошо знаком с еврейским языком, этнографией и географией Палестины, а также с «эллинскою мудростью», языческой мифологией и началами тогдашнего естествознания.
Экзегетические: Толкование на Пятикнижие, Иисуса Навина, Судей, Царств, Паралипоменон, Иова, великих Пророков и некоторых малых, на послания апостола Павла и др. Также известны его полемические, гомилетические, гимнологические и аскетические сочинения.
2. Феодор Мопсуестийский.
Главный авторитет в области богословия и экзегетики во всей восточно-сирийской традиции, его называли «Блаженным» или «Вселенским Толкователем». Представитель крайне диофизитского направления в христологии, впоследствии отождествленного с несторианством.
Сочинения:Экзегетические: толкования практически всех книги Библии. Почти все были уничтожены, остались только комментарии на малых пророков, на Евангелие от Иоанна (в сирийском переводе) и на Павловы послания (в латинском переводе).
3. Map Нарсай.
Родился в 399 году. Подвижник и выдающийся толкователь. Шесть качеств более всего привлекали к нему народ: новизна его мыслей, умение держать себя с достоинством, располагающая внешность, отзывчивость, доброта и красноречие. Умер в 501 году.
Сочинения: При мар Нарсае появились «Правила Нисибийской школы».
4. Энана Адиабенский.
Ректор с 572 года. Симпатизировал Халкидонскому Собору. Сделал попытку отказаться от комментариев Феодора Мопсуестийского и заменить на комментарии Иоанна Златоуста и свои. Поместный Собор 585 года подтвердил незыблемый авторитет Феодора, запретив кому-либо явно или открыто порицать, этого Учителя Церкви или отвергать его книги. Впоследствии два Собора, в 596 и 605 годах, осудили толкования Энаны и повторили предыдущие анафемы. Несмотря на соборные решения конца VI века, Энана продолжал пользоваться авторитетом на рубеже VI и VII веков.
Сочинения: неизвестны.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 737;