Жизнь. Смерть. Бессмертие.
ЖИЗНЬ - 1) Термин классической философии, фиксирующий способ бытия наделенных внутренней активностью сущностей, в отличие от нуждающихся во внешнем источнике движения и эволюции неживых предметов. В рамках гилозоизма Ж. мыслится как имманентное свойство праматерии, фактически синонимичное бытию, - в отличие от смерти как небытия (ср. с идеей "косной" материи в рамках механицизма, предполагающей тот или иной вариант перводвигателя как источника "силы", приводящей ее в движение). 2) Понятие неклассической философии, фундирующее собой философию "жизненного мира" и обозначающее интуитивно постигаемую целостность реальности бытия: живое как естественное в противоположность сконструированному как искусственному (Ницше); "жизненный порыв" как формотворчество космической силы Ж. (Бергсон); Ж. как непосредственное внутреннее переживание, уникальное по своему содержанию и раскрывающееся в сфере духовно-коммуникативного или духовно-исторического опыта (Дильтей, Зиммель). 3) Термин естествознания, обозначающий такой способ существования систем, который предполагает обмен веществ, раздражимость, способность к саморегуляции, росту, размножению и адаптации к условиям среды. Жизнь является объектом исследования многих естественных наук, но прежде всего биологии. Вопрос о сущности жизни и ее определения был и остается предметом дискуссий различных философских и естественно-научных направлений. Со второй половины 20 в. стали отчетливо проявляться два основных подхода к определению Ж. - субстратный и функциональный. Сторонники первого в трактовке сущности Ж. обращают внимание на тот субстрат (белок или молекулы ДНК), который является носителем основных свойств живого. Вторые рассматривают Ж. с точки зрения ее основных свойств (обмен веществ, самовоспроизводство и т.д.). Современное естествознание существенно обогатило представления о природе материального носителя Ж., которым является целостная система взаимосвязанных биополимеров - белков, нуклеиновых кислот и др. Современной наукой обосновано положение о многообразии форм Ж. и о том, что их носителями выступают живые системы различной степени сложности и организованности. При этом выделяются следующие основные уровни организации живого: организменный, популяционно-видовой, биоценотический и биосферный. Ориентация исследователей на познание особенностей того или иного уровня организации живого привела к вычленению уровней познания, исследования его. В настоящее время наиболее результативным оказался уровень, связанный с познанием молекулярных основ Ж. Его осуществление привело биологию к эпохальным открытиям в области познания молекулярных основ Ж., их универсальности для всего живого. Возможности этого уровня исследования еще далеко не реализованы, однако тенденции развития современного научного знания подвели его к необходимости перехода на исследование еще более глубинных структур и процессов живого. Объектом исследования становятся атомный и электронный уровни организации структур живого. Так, представления об атомных и электронных состояниях структур живого, в частности, Дж. Бернал посчитал необходимым включить в определение сущности Ж.: "Жизнь есть частичная, непрерывная, прогрессирующая, многообразная и взаимодействующая со средой самореализация потенциальных возможностей электронных состояний атомов". Другой тенденцией в познании сущности Ж. является исследование особенностей ее проявления на надорганизменных уровнях организации живого. Эту тенденцию обосновал еще Вернадский. В системе своего учения о живом веществе он подчеркивал важность изучения "совокупностей организмов", их комплексов, что позволит открыть "новые свойства жизни", ее "проявления" на биоценотическом и биосферном уровне. Сегодня необходимость такого исследования определяется не только познавательными задачами, но и задачами сохранения Ж. на Земле. Отличные от естественно-научных, воззрения на проблему Ж. предлагают религиозные доктрины, а также разнообразные философские концепции, акцентирующие проблематику человека и его предназначения в мире, а также специально осмысливающие феномен смерти. (См. также Философия жизни, Жизненный мир.) П.С. Карако .
Человек часть бытия, и универсальные закономерности последнего пронизывают его индивидуальное бытие. Эволюционное возникновение живого из неживого, смена и взаимообусловленные трансформации разных форм жизни, переход от живого к неживому - подобные процессы безусловно относятся к универсальным природным закономерностям. Жизнь обладает удивительным свойством: индивидуальная жизнь невозможна вне универсального потока жизни, вне того, что В.И.Вернадский называл “живым веществом планеты”.
Статья 3 “Всеобщей декларации прав человека” провозглашает, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Жизнь следует воспринимать как величайший дар матери-природы или Бога-отца, как то, что лежит в основе всего реализованного или возможного для человека.
Философская антропология придает важнейшее значение такому аспекту жизни человека как ее переживание. Алеша Карамазов взывал “полюбить жизнь больше смысла ее”.
В учении А. Швейцера центральным понятием является благоговение перед жизнью. Человек достигает подобного душевного состояния в результате непростого пути самосовершенствования. Иной подход в концепции Э.Уилсона: биофилия предстает уже как влечение - врожденная любовь к жизнь. Он связывает биофилию с взаимным альтруизмом и групповым отбором. Причины того, что биофилия зачастую оттесняется на второй план жесткими правилами и нравами реальной жизни, связаны с дефектами цивилизации и культуры.
Человек рождается, живет и умирает... Это знают все. Однаковажно добавить, что многие люди умирают, так и не успев родиться. Ведь рождение человека не сводится к чисто биологическому процессу появления на свет из материнского чрева. Подлинное рождение человека происходит лишь тогда, когда он начинает постигать высокие смыслы, заложенные в нем самом и окружающем мире; пробуждает в себе способность творить по законам мудрости, добра и красоты; устремляется ко все более высоким вершинам самосовершенствования.
Важнейшие показатели заложены в понятии качество жизни: это и продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая), и состояние его физического и психического здоровья, и отклонения окружающей среды от желательных параметров, и уровень образования, и качество пищи и медицинского обслуживания.
Неизбежными спутниками самой жизни являются старение и смерть. И подобно тому, как жизнь существует на биосферном и космическом уровнях, на них существует и смерть. Смерть индивидуальных организмов неизбежна для естественного отбора и прогрессивной эволюции. Поэтому смерть (не связанная с болезнями или несчастными случаями) столь же естественна, как и жизнь.
Понятием смерть, противостоящим понятию жизнь, лучше обозначать прекращение существования индивида (особи) или совместного существования их совокупности. Говоря же о прекращении существования популяции или вида, как правило, называют это вымиранием.
Что касается смерти человека, то принято в ней различать два основных этапа - клиническую смерть и следующую за ней биологическую. Именно последнюю можно считать истинной смертью, при которой необратимо прекращаются физиологические процессы во всех основных органах и тканях. А при «клинической смерти» функционирование совокупной целостности основных жизнеобеспечивающих систем продолжается, и было бы правильней подобное состояние называть «клинической жизнью».
Невозможно постичь суть и смысл жизни, не постигнув суть и смысл смерти. Обостренное переживание жизни порождено предчувствием и знанием своей смертности. Духовно зрелому человеку дано знать о своей временнóй конечности, осознанно или бессознательно соизмеряя с ней всё своё смыслозадающее поведение.
Вот почему можно согласиться с утверждением, что “в диалектическом развитии философской антропологии положение о смерти есть первое” (Landsberg P.L., S.707).
Своеобразное отношение к смерти было у Фейербаха. Так как человек природное существо, он ничего не может поделать с этим неизбежным естественным процессом. Поэтому естественная смерть не есть зло. Более того, “смерть есть самый решительный коммунист: миллионера она приравнивает к нищему, императора к пролетарию”[2]. Бессмертие возможно не для человека, но лишь для рода. Эгоизм же человека, жаждущего неограниченного существования, может быть заменен альтруизмом нравственного бессмертия.
Совершенно иной подход характерен для философско-идеалистических и религиозных учений. Уже в учении Платона важную роль играет идея бессмертной души. В христианстве к ней добавляется идея полного восстановления (воскрешения) триединства духа, души и тела. Традиционная христианская позиция (включая Вл. Соловьева) признает в смерти последствие греха. Однако Н. Федоров и его последователи отказались от идеи личного спасения, противопоставив ей “дело” всеобщего спасения. Они считали смерть результатом определенного “незнания”, мешающего выполнить главную задачу, стоящую перед людьми, - участие в реализации божьего замысла, который включает воскрешение умерших (“патрофикацию”) и достижение всеобщего бессмертия.
Общественное сознание, кардинально противопоставляя жизнь и смерть, в то же время обычно связывает их между собой. Как отмечает А.А.Брудный, пралогическое мышление, противопоставляя их, в то же время отождествляет смерть и сон; подобно сну, который сменяется пробуждением, смерть сменяется воскрешением. Такое сочетание, имеющее архетипическую основу, можно обнаружить в различных религиозных культурах. Хотя человек не имеет собственного опыта рождения и смерти, последние запечатлены в коллективном бессознательном. Врожденный страх смерти начинает проявляться уже у ребенка. Этот страх сопровождает ряд болезней (напр., стенокардию) и даже служит их симптомом. По З.Фрейду, сексуальный инстинкт и влечение к смерти являются фундаметальными бессознательными психическими силами. В классическом психоанализе Танатос генетически связан с естественным отбором, а Эрос - с половым отбором как важнейшими факторами человеческой эволюции.
При тоталитарном режиме в нашей стране было не принято обсуждать в философии проблему смерти. Но она по праву занимала одно из важнейших мест в мировой философии. Следуя сократо-платоновской традиции[3], Шопенгауэр мудро подметил, что люди вряд ли стали философствовать, если бы не было смерти.
Что касается возникновения и развития культуры, то обряды, связанные с захоронением своих близких, соблюдались на самых ранних ступенях развития человечества и их зачастую относят к важным показателям перехода от животной дикости к культурным сообществам.
Социальные процессы, воздействующие на смертность, ее рост или уменьшение крайне многообразны. Нетрудно понять, что существует прямая связь между, с одной стороны, увеличением выпуска спиртных напитков и табака, снижением затрат на медицину и образование, а с другой стороны - резким сокращением продолжительности жизни. И это лишь один из примеров.
В современной России проблема смертности вышла в число первоочередных. По расчетам демографов смертность в 47 городах России превышает рождаемость. Академик В.П.Казначеев считает, что если нынешняя демографическая обстановка сохранится, то население в стране с 1995 по 2005 год сократится со 148 до 131 млн. человек (что означает явную депопуляцию российской нации).
Одна из фундаментальных проблем, в которой пересеклись вопросы жизни и смерти, это проблема самоубийства (суицида). Вспоминаются разглагольствования “самоубийцы-теоретика” Кириллова из “Бесов” Ф.В.Достоевского: Я три года искал атрибут божества моего и нашел: атрибут божества моего Своеволие! Это все, чем я могу в главном пункте показать непокорность и новую страшную свободу мою. Ибо она очень страшна. Я убиваю себя, чтобы показать непокорность и новую страшную свободу мою.
Что касается науки, то в ней представлены различные объяснения самоубийств: с одной стороны, в них видят некоторые проявления социальных деформаций, передающих психическое напряжение в обществе; с другой стороны, их объясняют психопатологическими процессами в самом человеке.
Э.Дюркгейм в своем посвященном самоубийству фундаментальном труде (1878 г.) выделил три различных типа самоубийств в зависимости от специфики связей человека с его социальным окружением:
1) «аномическое» самоубийство, причина которого может таиться в жизненных кризисах, личностных трагедиях, подобных смерти горячо любимого человека, полной утрате имущества, резкой потере работоспособности и пр.;
2) «альтруистическое» самоубийство, которое совершается ради блага других людей или даже общества в целом;
3) «эгоистическое» самоубийство, которое связано с неприемлемостью социальных требований, общепринятых норм поведения, причем в своих взаимосвязях с социальным окружением индивидуум исходит прежде всего из своих собственных интересов. Дюркгейм заострял внимание на том, что в различных социальных условиях существует разная степень риска широкого распространения суицидного поведения.
По иному трактовал причины самоубийств З.Фрейд. Он их связывал с проявлениями “инстинкта смерти”, который противостоит питаемому либидо-сексуальной энергией “инстинкту жизни”. При нарушении равновесия между этими двумя силами и преобладании “инстинкта смерти” он реализуется в агрессивном поведении, которое направлено на самогó человека или других людей.
На самом же деле суицидное поведение находится под воздействием многих факторов как внешних, так и внутренних, как социобиологических, так и социокультурных, как необходимых, так и порою случайных, как аномальных, так и порою “нормальных”. В “пограничной ситуации”, приведшей к самоубийству (или попытке его совершить) чрезвычайно важно учитывать всесторонние конкретные обстоятельства происшедшего и личностную индивидуальность человека.
Любопытно, как общественное мнение и принятые культурные традиции относились к суицидным поступкам в прежние времена. В древности почти у всех народов существовало и пользовалось большим почетом добровольное принесение себя в жертву богам во имя интересов данного сообщества. Также социально регламентировались самоубийства жен и слуг после гибели или естественной смерти их “повелителя”. Те, кто проигрывал военные сражения, порою насильственно кончал свою жизнь, спасаясь таким образом от общественного позора. В дальнейшем такое уважительное отношение к самоубийству сохранилось только лишь в восточных религиях, подобных брахманизму и буддизму. В то же время христианство и ислам строго осуждают самовольное лишение себя жизни.
По данным Всемирной организации здравоохранения в мире каждый год происходит более полумиллиона самоубийств и около 7 миллионов попыток к ним. Только 25-27% самоубийц - психически больные люди, 19% - алкоголики; подавляющее число остальных - это те, кто никогда не лечился у психиатров и не проявлял каких-то поведенческих особенностей, на основании которых мог бы быть отнесен к категории больных[4].
Сама жизнь порою ставит жестокие “социальные эксперименты”. Бурные изменения во всех сферах российской жизни наряду с позитивными преобразованиями повлекли за собой обнищание, скрытую безработицу, аномию, бедственное положение системы образования и культуры. Все это отразилось и на суицидных процессах: так, например, число самоубийств в Республике Коми, которое в 80-е годы и на пороге 90-х заметно падало, с 1992 г. резко подскочило вверх. Схожий процесс наблюдается и по России в целом.
И в то же время акт самоубийства настолько интимно уникален и индивидуально неповторим, что может не укладываться в расхожие нравственные или житейско-практические нормы. Тем более, здесь неприменимы жесткие юридические санкции[5]. Во всяком случае, властные структуры не должны прямо или косвенно преследовать жертву удавшегося или неудавшегося самоубийства или ее родственников (конечно, если при этом не существует уголовной вины).
И несколько слов о том, о чем уже говорилось, но что чрезвычайно важно повторять вновь и вновь - о все более возможном “самоубийстве” человечества как вида. Как это не парадоксально, но мы незаметно свыкаемся с нависшей над нами угрозой, хотя все более приближаемся к роковой бездне самоуничтожения. Мы не встречаем братьев по разуму не потому, что другие цивилизации редко возникают, а потому, что они редко выживают. Мать-природа или Господь Бог словно поставили нравственную планку не только нам, но и им... Можно предположить, что намного опередившие нас инопланетные цивилизации гораздо нравственнее нас, лучше нас. Иначе они бы давно сорвались с восходящей линии развития. Как сорвемся мы, если не научимся великой мудрости взаимной любви, любви к другим как к самим себе ...
Завершить же наше рассмотрение проблемы суицида хочется словами Мартироса Сарьяна: “На свете есть очень мало вещей, ради которых стоит умереть... но очень много, ради которых стоит жить”.
Непростые философские, нравственные и правовые вопросы встают при обсуждении проблемы аборта. Как соотнести “право на жизнь” развивающегося человеческого эмбриона и “право” родителей (или общества) лишить его этой возможности? Известно, что даже христианская церковь шла на некоторые уступки, допуская аборт в тех случаях, когда от него зависело спасение жизни матери. Выступая на одной из конференций, проводимых Советом международных организаций по медицинским наукам (создан ЮНЕСКО совместно со Всемирной организацией здравоохранения), Христофор Тиц (Tietze Ch.) сформулировал 25 вопросов, актуальных при решении правовых проблем аборта и стерилизации и их связи с “Декларацией прав человека”. В числе них были такие: Является ли зигота, эмбрион или зародыш человеческим существом с момента оплодотворения? Имеют ли они право на защиту от насильственного уничтожения? Если такое человеческое право эмбрионом или зародышем приобретается в матке, то с какого момента? С момента имплантации, с конца первого триместра, с начала шевеления зародыша, или только с момента рождения? Когда и до какого момента женщина имеет право прекратить беременность? Если зародыш имеет право на защиту, а женщина имеет право прекратить беременность, то при каких условиях одно право будет предолевать другое?[6]
Глубокие социально-философские и нравственные проблемы связаны с констатацией самогó момента перехода от жизни к смерти. Наиболее убедительным критерием наступления смерти кажется прекращение электрической активности головного мозга. Но довольно часто в глубоких кризисных ситуациях сердце продолжает биться и человек - дышать даже при нулевых показателях электроэнцефалограммы. Можно ли у такого человека брать тот или иной орган (скажем, бьющееся сердце), чтобы, пересадив его, продлить жизнь другому человеку? Или это вопиюще безнравственно и антигуманно?
Академик АМН России Ю.М.Лопухин ставит целый ряд подобных вопросов. “... Что делать с новорожденными, родившимися с глубокой асфикцией, у которых погибла кора головного мозга и живыми остались только подкорковые образования, поддерживающие инстинктивные функции? Это ведь будущие идиоты, живые существа, способные только пить и есть. Надо ли их реанимировать в момент рождения, когда диагноз предельно ясен? Или их можно использовать в качестве доноров?
А как быть с теми несчастными жертвами, которые потеряли корковые функции вследствие травмы или длительного (более 5 минут для мозга) обескровливания головного мозга и после реанимации могут жить (если это жизнь?) годами, подсоединенные к аппаратам искусственного дыхания? Кто отважится остановить механическую систему дыхания и умертвить тем самым человека?”[7]
Острые дискуссии философско-этического и нравственно-практического плана возникают в связи с проблемой эвтаназии[8]. Последняя имеет два вида: активная эвтаназия (используются средства, ускоряющие наступление смерти, - смертельные инъекции, передозировка снотворного и т.п.); пассивная эвтаназия (прекращается искусственное поддержание жизни)[9].
Противники эвтаназии в нашей стране видят в ней не признание полного бессилия медицины, а скорее нежелание бороться со слишком тяжелыми формами заб Человек часть бытия, и универсальные закономерности последнего пронизывают его индивидуальное бытие. Эволюционное возникновение живого из неживого, смена и взаимообусловленные трансформации разных форм жизни, переход от живого к неживому - подобные процессы безусловно относятся к универсальным природным закономерностям. Жизнь обладает удивительным свойством: индивидуальная жизнь невозможна вне универсального потока жизни, вне того, что В.И.Вернадский называл “живым веществом планеты”.
Статья 3 “Всеобщей декларации прав человека” провозглашает, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность. Жизнь следует воспринимать как величайший дар матери-природы или Бога-отца, как то, что лежит в основе всего реализованного или возможного для человека.
Философская антропология придает важнейшее значение такому аспекту жизни человека как ее переживание. Алеша Карамазов взывал “полюбить жизнь больше смысла ее”.
В учении А. Швейцера центральным понятием является благоговение перед жизнью. Человек достигает подобного душевного состояния в результате непростого пути самосовершенствования. Иной подход в концепции Э.Уилсона: биофилия предстает уже как влечение - врожденная любовь к жизнь. Он связывает биофилию с взаимным альтруизмом и групповым отбором. Причины того, что биофилия зачастую оттесняется на второй план жесткими правилами и нравами реальной жизни, связаны с дефектами цивилизации и культуры.
Человек рождается, живет и умирает... Это знают все. Однаковажно добавить, что многие люди умирают, так и не успев родиться. Ведь рождение человека не сводится к чисто биологическому процессу появления на свет из материнского чрева. Подлинное рождение человека происходит лишь тогда, когда он начинает постигать высокие смыслы, заложенные в нем самом и окружающем мире; пробуждает в себе способность творить по законам мудрости, добра и красоты; устремляется ко все более высоким вершинам самосовершенствования.
Важнейшие показатели заложены в понятии качество жизни: это и продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая), и состояние его физического и психического здоровья, и отклонения окружающей среды от желательных параметров, и уровень образования, и качество пищи и медицинского обслуживания.
Неизбежными спутниками самой жизни являются старение и смерть. И подобно тому, как жизнь существует на биосферном и космическом уровнях, на них существует и смерть. Смерть индивидуальных организмов неизбежна для естественного отбора и прогрессивной эволюции. Поэтому смерть (не связанная с болезнями или несчастными случаями) столь же естественна, как и жизнь.
Понятием смерть, противостоящим понятию жизнь, лучше обозначать прекращение существования индивида (особи) или совместного существования их совокупности. Говоря же о прекращении существования популяции или вида, как правило, называют это вымиранием.
Что касается смерти человека, то принято в ней различать два основных этапа - клиническую смерть и следующую за ней биологическую. Именно последнюю можно считать истинной смертью, при которой необратимо прекращаются физиологические процессы во всех основных органах и тканях. А при «клинической смерти» функционирование совокупной целостности основных жизнеобеспечивающих систем продолжается, и было бы правильней подобное состояние называть «клинической жизнью».
Невозможно постичь суть и смысл жизни, не постигнув суть и смысл смерти. Обостренное переживание жизни порождено предчувствием и знанием своей смертности. Духовно зрелому человеку дано знать о своей временнóй конечности, осознанно или бессознательно соизмеряя с ней всё своё смыслозадающее поведение.
Вот почему можно согласиться с утверждением, что “в диалектическом развитии философской антропологии положение о смерти есть первое” (Landsberg P.L., S.707).
Своеобразное отношение к смерти было у Фейербаха. Так как человек природное существо, он ничего не может поделать с этим неизбежным естественным процессом. Поэтому естественная смерть не есть зло. Более того, “смерть есть самый решительный коммунист: миллионера она приравнивает к нищему, императора к пролетарию”[10]. Бессмертие возможно не для человека, но лишь для рода. Эгоизм же человека, жаждущего неограниченного существования, может быть заменен альтруизмом нравственного бессмертия.
Совершенно иной подход характерен для философско-идеалистических и религиозных учений. Уже в учении Платона важную роль играет идея бессмертной души. В христианстве к ней добавляется идея полного восстановления (воскрешения) триединства духа, души и тела. Традиционная христианская позиция (включая Вл. Соловьева) признает в смерти последствие греха. Однако Н. Федоров и его последователи отказались от идеи личного спасения, противопоставив ей “дело” всеобщего спасения. Они считали смерть результатом определенного “незнания”, мешающего выполнить главную задачу, стоящую перед людьми, - участие в реализации божьего замысла, который включает воскрешение умерших (“патрофикацию”) и достижение всеобщего бессмертия.
Общественное сознание, кардинально противопоставляя жизнь и смерть, в то же время обычно связует их между собой. Как отмечает А.А.Брудный, пралогическое мышление, противопоставляя их, в то же время отождествляет смерть и сон; подобно сну, который сменяется пробуждением, смерть сменяется воскрешением. Такое сочетание, имеющее архетипическую основу, можно обнаружить в различных религиозных культурах. Хотя человек не имеет собственного опыта рождения и смерти, последние запечатлены в коллективном бессознательном. Врожденный страх смерти начинает проявляться уже у ребенка. Этот страх сопровождает ряд болезней (напр., стенокардию) и даже служит их симптомом. По З.Фрейду, сексуальный инстинкт и влечение к смерти являются фундаметальными бессознательными психическими силами. В классическом психоанализе Танатос генетически связан с естественным отбором, а Эрос - с половым отбором как важнейшими факторами человеческой эволюции.
При тоталитарном режиме в нашей стране было не принято обсуждать в философии проблему смерти. Но она по праву занимала одно из важнейших мест в мировой философии. Следуя сократо-платоновской традиции[11], Шопенгауэр мудро подметил, что люди вряд ли стали философствовать, если бы не было смерти.
Что касается возникновения и развития культуры, то обряды, связанные с захоронением своих близких, соблюдались на самых ранних ступенях развития человечества и их зачастую относят к важным показателям перехода от животной дикости к культурным сообществам.
Социальные процессы, воздействующие на смертность, ее рост или уменьшение крайне многообразны. Нетрудно понять, что существует прямая связь между, с одной стороны, увеличением выпуска спиртных напитков и табака, снижением затрат на медицину и образование, а с другой стороны - резким сокращением продолжительности жизни. И это лишь один из примеров.
В современной России проблема смертности вышла в число первоочередных. По расчетам демографов смертность в 47 городах России превышает рождаемость. Академик В.П.Казначеев считает, что если нынешняя демографическая обстановка сохранится, то население в стране с 1995 по 2005 год сократится со 148 до 131 млн. человек (что означает явную депопуляцию российской нации).
Одна из фундаментальных проблем, в которой пересеклись вопросы жизни и смерти, это проблема самоубийства (суицида). Вспоминаются разглагольствования “самоубийцы-теоретика” Кириллова из “Бесов” Ф.В.Достоевского: Я три года искал атрибут божества моего и нашел: атрибут божества моего Своеволие! Это все, чем я могу в главном пункте показать непокорность и новую страшную свободу мою. Ибо она очень страшна. Я убиваю себя, чтобы показать непокорность и новую страшную свободу мою.
Что касается науки, то в ней представлены различные объяснения самоубийств: с одной стороны, в них видят одно из проявлений социальных деформаций, передающих психическое напряжение в обществе; с другой стороны, их связывают с болезненным состоянием самоубийц. Э.Дюркгейм в своем посвященном самоубийству фундаментальном труде (1878 г.) выделил три различных типа самоубийств в зависимости от специфики связей человека с его социальным окружением: 1)”аномическое” самоубийство, причина которого может таиться в жизненных кризисах, личностных трагедиях, подобных смерти горячо любимого человека, полной утрате имущества, резкой потере работоспособности и пр.; 2)”альтруистическое” самоубийство, которое совершается ради блага других людей или даже общества в целом; 3)”эгоистическое” самоубийство, которое связано с неприемлемостью социальных требований, общепринятых норм поведения, причем в своих взаимосвязях с социальным окружением индивидуум исходит прежде всего из своих собственных интересов. Дюркгейм заострял внимание на том, что в различных социальных условиях существует разная степень риска широкого распространения суицидного поведения.
По иному трактовал причины самоубийств З.Фрейд. Он их связывал с проявлениями “инстинкта смерти”, который противостоит питаемому либидо-сексуальной энергией “инстинкту жизни”. При нарушении равновесия между этими двумя силами и преобладании “инстинкта смерти” он реализуется в агрессивном поведении, которое направлено на самогó человека или других людей.
На самом же деле суицидное поведение находится под воздействием многих факторов как внешних, так и внутренних, как социобиологических, так и социокультурных, как необходимых, так и порою случайных, как аномальных, так и порою “нормальных”. В “пограничной ситуации”, приведшей к самоубийству (или попытке его совершить) чрезвычайно важно учитывать всесторонние конкретные обстоятельства происшедшего и личностную индивидуальность человека.
Любопытно, как общественное мнение и принятые культурные традиции относились к суицидным поступкам в прежние времена. В древности почти у всех народов существовало и пользовалось большим почетом добровольное принесение себя в жертву богам во имя интересов данного сообщества. Также социально регламентировались самоубийства жен и слуг после гибели или естественной смерти их “повелителя”. Те, кто проигрывал военные сражения, порою насильственно кончал свою жизнь, спасаясь таким образом от общественного позора. В дальнейшем такое уважительное отношение к самоубийству сохранилось только лишь в восточных религиях, подобных брахманизму и буддизму. В то же время христианство и ислам строго осуждают самовольное лишение себя жизни.
По данным Всемирной организации здравоохранения в мире каждый год происходит более полумиллиона самоубийств и около 7 миллионов попыток к ним. Только 25-27% самоубийц - психически больные люди, 19% - алкоголики; подавляющее число остальных - это те, кто никогда не лечился у психиатров и не проявлял каких-то поведенческих особенностей, на основании которых мог бы быть отнесен к категории больных[12].
Сама жизнь порою ставит жестокие “социальные эксперименты”. Бурные изменения во всех сферах российской жизни наряду с позитивными преобразованиями повлекли за собой обнищание, скрытую безработицу, аномию, бедственное положение системы образования и культуры. Все это отразилось и на суицидных процессах: так, например, число самоубийств в нашей стране, которое в 80-е годы и на пороге 90-х заметно падало, с 1992 г. резко подскочило вверх.
И в то же время акт самоубийства настолько интимно уникален и индивидуально неповторим, что может не укладываться в расхожие нравственные или житейско-практические нормы. Тем более, здесь неприменимы жесткие юридические санкции[13]. Во всяком случае, властные структуры не должны прямо или косвенно преследовать жертву удавшегося или неудавшегося самоубийства или ее родственников (конечно, если при этом не существует уголовной вины).
И несколько слов о том, о чем уже говорилось, но что чрезвычайно важно повторять вновь и вновь - о все более возможном “самоубийстве” человечества как вида. Как это не парадоксально, но мы незаметно свыкаемся с нависшей над нами угрозой, хотя все более приближаемся к роковой бездне самоуничтожения. Мы не встречаем братьев по разуму не потому, что другие цивилизации редко возникают, а потому, что они редко выживают. Мать-природа или Господь Бог словно поставили нравственную планку не только нам, но и им... Можно предположить, что намного опередившие нас инопланетные цивилизации гораздо нравственнее нас, лучше нас. Иначе они бы давно сорвались с восходящей линии развития. Как сорвемся мы, если не научимся великой мудрости взаимной любви, любви к другим как к самим себе ...
Завершить же наше рассмотрение проблемы суицида хочется словами Мартироса Сарьяна: “На свете есть очень мало вещей, ради которых стоит умереть... но очень много, ради которых стоит жить”.
Непростые философские, нравственные и правовые вопросы встают при обсуждении проблемы аборта. Как соотнести “право на жизнь” развивающегося человеческого эмбриона и “право” родителей (или общества) лишить его этой возможности? Известно, что даже христианская церковь шла на некоторые уступки, допуская аборт в тех случаях, когда от него зависело спасение жизни матери. Выступая на одной из конференций, проводимых Советом международных организаций по медицинским наукам (создан ЮНЕСКО совместно со Всемирной организацией здравоохранения), Христофор Тиц (Tietze Ch.) сформулировал 25 вопросов, актуальных при решении правовых проблем аборта и стерилизации и их связи с “Декларацией прав человека”. В числе них были такие: Является ли зигота, эмбрион или зародыш человеческим существом с момента оплодотворения? Имеют ли они право на защиту от насильственного уничтожения? Если такое человеческое право эмбрионом или зародышем приобретается в матке, то с какого момента? С момента имплантации, с конца первого триместра, с начала шевеления зародыша, или только с момента рождения? Когда и до какого момента женщина имеет право прекратить беременность? Если зародыш имеет право на защиту, а женщина имеет право прекратить беременность, то при каких условиях одно право будет предолевать другое?[14]
Глубокие социально-философские и нравственные проблемы связаны с констатацией самогó момента перехода от жизни к смерти. Наиболее убедительным критерием наступления смерти кажется прекращение электрической активности головного мозга. Но довольно часто в глубоких кризисных ситуациях сердце продолжает биться и человек - дышать даже при нулевых показателях электроэнцефалограммы. Можно ли у такого человека брать тот или иной орган (скажем, бьющееся сердце), чтобы, пересадив его, продлить жизнь другому человеку? Или это вопиюще безнравственно и антигуманно?
Академик АМН России Ю.М.Лопухин ставит целый ряд подобных вопросов. “... Что делать с новорожденными, родившимися с глубокой асфикцией, у которых погибла кора головного мозга и живыми остались только подкорковые образования, поддерживающие инстинктивные функции? Это ведь будущие идиоты, живые существа, способные только пить и есть. Надо ли их реанимировать в момент рождения, когда диагноз предельно ясен? Или их можно использовать в качестве доноров?
А как быть с теми несчастными жертвами, которые потеряли корковые функции вследствие травмы или длительного (более 5 минут для мозга) обескровливания головного мозга и после реанимации могут жить (если это жизнь?) годами, подсоединенные к аппаратам искусственного дыхания? Кто отважится остановить механическую систему дыхания и умертвить тем самым человека?”[15]
Острые дискуссии философско-этического и нравственно-практического плана возникают в связи с проблемой эвтаназии[16]. Последняя имеет два вида: активная эвтаназия (используются средства, ускоряющие наступление смерти, - смертельные инъекции, передозировка снотворного и т.п.); пассивная эвтаназия (прекращается искусственное поддержание жизни)[17].
Противники эвтаназии в нашей стране видят в ней не признание полного бессилия медицины, а скорее нежелание бороться со слишком тяжелыми формами заболеваний. Они также предостерегают о том, что возможны ошибки в прогнозе болезни или злоупотребления со стороны тех или иных заинтересованных в этом лиц.
Сторонники эвтаназии допускают ее в исключительных случаях (настойчивая просьба дееспособного больного; невозможность облегчить его страдания каким-то приемлемым образом; единогласное заключение врачебного консилиума о невозможности излечения или облегчения заболевания; согласование с органами прокуратуры). М.Малеина считает, что в законе должна быть разрешена и активная и пассивная эвтаназия. “В качестве морального обоснования эвтаназии можно указать на то, что несомненной ценностью является реальное благополучие человека. Не каждый имеет силы лежать парализованным, не обходиться ни дня без посторонней помощи, испытывать постоянные боли... Применительно к пассивной эвтаназии надо добавить, что пациент вправе требовать оказания ему квалифицированной медицинской помощи, но и вправе отказаться от нее (чувствует себя плохо, но в поликлинику не идет; лежит в больнице, но против операции)... Другой взгляд означал бы, что врачи могут ворваться в любую квартиру и, ссылаясь на клятву Гиппократа, навязать свою помощь”[18]
Конечно, проблема эвтаназии не имеет однозначных решений. Важно учитывать, неизлечимо ли болен человек, способен ли он в добром уме и памяти высказать свое пожелание, как его искусственная кончина повлияет на родных и близких и многие другие аспекты. Существуют и удивительные примеры того, как узнав о своей скорой и неизбежной кончине от неизлечимой болезни, человек совершал, казалось бы, невозможное - создавал бессмертное произведение искусства, науки или публицистики, причем творческий процесс продлевал ему жизнь.
Остановимся на проблеме активной старости. Чтобы “отодвинуть” старение, важно овладеть управляющими механизмами на разных уровнях организации и в разных формах поведения индивида. Как известно, на этом жизненном этапе в результате инволюции функций (связанных со зрением, слухом и т.п.) усиливается противоречие между “ослаблением” функциональных механизмов познания и развитой системой познавательных операций и действий. “Если человек и в старости продолжает вести активную творческую жизнь, то стабилизированная операционная система противодействует гетерохронной инволюции функциональных механизмов. Как можно судить по известным из истории примерам активного творческого долголетия выдающихся личностей, явления инволюции как бы перекрываются и компенсируются явлениями операционного прогресса. Кроме того, в случаях активного долголетия сохранность и даже прогрессивное развитие познавательных процессов наряду с противостоящими старению операционными механизмами обеспечивается высоким уровнем мотивации, потребностями в знаниях, общении с людьми и созидании ценностей”[19]
[1] Выражение Саади.
[2] Фейербах Л., Избранные философские произведения. Т.1-2. -М.: Госполитиздат, 1955 т.1, с.393.
[3] “Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью” (Платон. Избранные диалоги. – М., 1965. С.334).
[4] В своей знаменитой книге “Человек в поисках смысла” В.Франкл приводит удивительные статистические результаты одного из обследований студентов, пытавшихся совершить самоубийство: 85% из них не видели в своей жизни смысла, причем 93% от этого количества были психически и физически здоровы, жили в благополучных семьях и в хороших материальных условиях, успешно учились и участвовали в общественной жизни.
[5] Как известно, Уложение о наказаниях 1845 года лишало самоубийцу права быть погребенным в соответствии с христианскими традициями.
[6] Protection of human rights in the light of scientific and technological progress in biology and medicine. Geneva, 1974. - 384 p. Р. 153-159.
[7] Лопухин Ю.М. О науке, творчестве и здоровье. (Трибуна академика). - М.: Знание. - 1991. - 192 с. С. 27.
[8] Впервые термин эвтаназия (от греч. eu - хорошо и thanatos - смерть) введен в активное употребление в ХYI веке Ф.Бэконом. Однако он использовался уже Светонием в описании смерти Августа.
[9] Законы отдельных штатов США допускают пассивную эвтаназию при строгом соблюдении следующих юридически оформленных правил: подпись больного на его заявлении о добровольном желании умереть заверяется тремя врачами; больной имеет право отказаться от ранее принятого решения; исключается меркантильное использование принятого решения кем бы то ни было (родственниками, медицинскими работниками и пр.); документы, касающиеся акта эвтаназии, хранятся по строго определенным правилам.
[10] Фейербах Л., Избранные философские произведения. Т.1-2. -М.: Госполитиздат, 1955 т.1, с.393.
[11] “Те, кто подлинно предан философии, заняты, по сути вещей, только одним - умиранием и смертью” (Платон. Избранные диалоги. – М., 1965. С.334).
[12] В своей знаменитой книге “Человек в поисках смысла” В.Франкл приводит удивительные статистические результаты одного из обследований студентов, пытавшихся совершить самоубийство: 85% из них не видели в своей жизни смысла, причем 93% от этого количества были психически и физически здоровы, жили в благополучных семьях и в хороших материальных условиях, успешно учились и участвовали в общественной жизни.
[13] Как известно, Уложение о наказаниях 1845 года лишало самоубийцу права быть погребенным в соответствии с христианскими традициями.
[14] Protection of human rights in the light of scientific and technological progress in biology and medicine. Geneva, 1974. - 384 p. Р. 153-159.
[15] Лопухин Ю.М. О науке, творчестве и здоровье. (Трибуна академика). - М.: Знание. - 1991. - 192 с. С. 27.
[16] Впервые термин эвтаназия (от греч. eu - хорошо и thanatos - смерть) введен в активное употребление в ХYI веке Ф.Бэконом. Однако он использовался уже Светонием в описании смерти Августа.
[17] Законы отдельных штатов США допускают пассивную эвтаназию при строгом соблюдении следующих юридически оформленных правил: подпись больного на его заявлении о добровольном желании умереть заверяется тремя врачами; больной имеет право отказаться от ранее принятого решения; исключается меркантильное использование принятого решения кем бы то ни было (родственниками, медицинскими работниками и пр.); документы, касающиеся акта эвтаназии, хранятся по строго определенным правилам.
[18] Малеина М. Уйти достойно // Человек. - 1993. - №2. С. 48-49.
[19] Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. - М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1997. - 576 с. С. 464.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 488;