ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
Музыкальная педагогика определяет в качестве основных три типа музыкальных занятий, обеспечивающих оптимальное развитие каждого дошкольника.
Фронтальные занятия. Наполнены различными видами музыкальной деятельности, проводятся со всеми детьми группы.
Небольшими подгруппами, где продолжается разучивание материала, усвоение которого требует от тех или иных детей больших усилий, затраты дополнительного времени. На этих занятиях разучиваются сюрпризные номера для праздников, развлечений.
Индивидуальные занятия, где совершенствуются навыки более одаренных детей, их исполнительское мастерство; осуществляется подготовка сюрпризных моментов, также разучиваются песни, пляски, игровые роли с застенчивыми, малоактивными детьми или теми, которые по той или иной причине долгое время не посещали детский сад. Здесь же проводится проверка уровня музыкальных способностей, степени усвоения навыков.
В зависимости от содержания и структуры эти занятия подразделяются на типовые, тематические, по слушанию музыки, развитию творчества, по обучению игре на инструментах, комплексные, с доминированием одного вида деятельности.
Наиболее распространенным является типовое занятие. Оно состоит из трех частей. Первая частьосуществляет задачи активизации внимания, его сосредоточения на звучании музыки, внесения организованности в работу, создания рабочего настроения. Начинается эта часть занятия с ходьбы детей, которая должна согласовываться с характером, формой и средствами выразительности музыкального произведения. Обычно для ее проведения используются бодрые марши. По ходу занятия даются задания на совершенствование основных движений: ходьбы, бега, подскоков, прыжков и различных перестроений. (Ни в коем случае нельзя вводить детей под звучание марша из-за двери, ибо в этом случае многие дети не начинают движение одновременно со звучанием музыки.) Так как основой жизнедеятельности организма является движение, то в первой части занятия идет обучение музыкально-ритмическим и двигательным навыкам в процессе какого-либо одного вида упражнений: образного, подготовительного, композиционного.
Во второй частизанятия педагог переходит к пению или слушанию (в зависимости от интенсивности движений первой части), учитывая при этом этапы разучивания произведения. В младших группах дети поют две-три песни, перед исполнением которых проводятся музыкально-дидактические упражнения на различение высоты, тембра, силы, длительности звуков. В средней и старшей группах - три песни, перед которыми проводятся упражнения по развитию слуха в виде распевания специально подобранных попевок, исполняемых подгруппами или индивидуально. Для слушания музыки детям предлагается специальный репертуар, указанный в программе или дополнительный. Это может быть и музыкальный материал песен, игр, плясок, которые в дальнейшем будут разучиваться с детьми. Обычно дети слушают и анализируют одно произведение, но можно - для сравнения по сходству или контрасту - исполнить два уже знакомых произведения. После пения или слушания, когда уровень внимания падает, с детьми проводится хорошо разученная ранее игра или пляска (в младших группах возможно их соединение.) В них совершенствуются музыкально-ритмические умения и навыки, ведется работа над выразительностью исполнения. Многократно повторяя игру или пляску, дети начинают выполнять ее непринужденно, придумывать варианты образных движений в играх, фигур в танцах.
После игры или пляски (без перерыва) начинается третья частьзанятия, одной из задач которой является приведение возбужденного организма к нормальному состоянию, снижение физической нагрузки. Музыкальный руководитель играет марш спокойного характера, дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, останавливаются с окончанием звучания марша. Проводится оценка занятия. У старших детей спрашивают, а младшим говорят, чем они занимались и как, чтобы закрепить полученные ими знания. После этого педагог высказывает необходимые замечания по поводу участия детей в занятии, их поведения (если это необходимо).
Методика проведения типовых занятий разработана с достаточной полнотой, однако для повышения эффективности обучения педагог должен относиться к их построению творчески. В зависимости от сложности репертуара, степени его усвоения, особенностей поведения детей музыкальный руководитель может, например, исключить слушание музыки или ритмические упражнения, танец, игру, остановиться на более углубленном разучивании только одной песни и т. д.
Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Темы занятий могут быть самыми разнообразными: от игровых («Наш поезд», «Любимые игрушки», «Поездка в гости к бабушке») до учебно-познавательных («Музыкальные жанры», «О чем нам рассказывает музыка», «Танцы разных народов», «Что и как рисует музыка» и т. д.). Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педагогом программных требований, особенностей развития детей данной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.
Занятие по слушанию музыки. Обычно оно проводится с детьми, уже имеющими опыт музыкальной деятельности, обладающими определенным запасом музыкальной терминологии, т. е. в средней и старшей возрастных группах. Но и здесь оно сокращено по времени, так как не включает смен деятельности, и внимание детей притупляется. Занятие по слушанию музыки обычно продолжается 10 (в средней группе) и 20-25 (в старших группах) минут, его можно проводить и в вечернее время. Но это не развлечение, не концерт, ибо здесь присутствуют элементы обучения: после слушания каждого произведения в грамзаписи или исполненного педагогом с детьми проводится его анализ. Отмечаются характер и средства выразительности произведения, его жанр и форма. На таких занятиях целесообразно слушать произведения в исполнении оркестра, различных музыкальных инструментов, певцов, сравнивать вокальные и инструментальные произведения, программные и непрограммные. Для облегчения восприятия произведений в целом в занятие включается образное и поэтическое слово педагога, пение самих детей, иллюстративный материал - картинки, детали народных костюмов, образные игрушки, предметы прикладного искусства и т. д. На занятие дети приходят как обычно (без маршировок), слушают 4-5 произведений (из них 1-2 незнакомых), анализируют их и спокойно уходят, чтобы не нарушить звучанием марша впечатлений от услышанного.
Занятия по развитию творчества также проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объемом знаний, умений и навыков в области пения, музыкально-ритмических движений, игры на инструментах, когда у них в достаточной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оценочные суждения, музыкальный вкус. В младших группах творческие задания включаются в ту или иную деятельность на типовых, тематических, комплексных занятиях. Практикой установлено, что в содержание творческих занятий можно включать три элемента из ниже перечисленных: сочинение кратких мелодий или небольших попевок на заданный текст: выполнение образных упражнений; составление пляски-импровизации; сочинение плясовых, маршевых или колыбельных мелодий на металлофоне; проведение сюжетных игр и придумывание их вариантов; сюжетных и несюжетных этюдов; инсценирование незнакомых песен под исполнение педагога. Разумеется, составные элементы занятия должны быть не однотипными и глубоко затрагивать эмоциональную сферу ребенка. Поэтому педагогу самому следует быть на занятии «актером» и «режиссером», применять игровые приемы воздействия на детей, организовывать их активную поисковую мыслительную деятельность, поддерживать инициативность и самостоятельность, относиться ко всем творческим, даже самым элементарным проявлениям детей с доброжелательностью и вниманием. Необходимо вызывать у ребенка желание быть не только исполнителем, но и автором тех или иных игровых ситуаций, танцев, мелодий, т. е. развивать исполнительскую и продуктивную стороны творчества дошкольников.
Обучение игре на инструментах сначала проводится воспитателем на индивидуальных занятиях. По мере продвижения детей в этой области музыкальный руководитель организует занятия по подгруппам и фронтальные по обучению игре в ансамбле и оркестре. Обычно они состоят из трех частей: ознакомление с новым произведением, показ способов звукоизвлечения мелодии и ее ритмичного сопровождения инструментами ударной группы; совершенствование исполнения знакомых произведений; подбор мелодий по слуху или их сочинение.
Комплексные занятия. На них в равной степени представлены музыка, изобразительные искусства и литература. Такие занятия обычно проводятся не часто и служат показателем уровня эстетического развития детей данной группы. Они требуют согласованной предварительной работы музыкального руководителя и воспитателей. Комплексные занятия, как правило, не преследуют задач обучения чему-либо новому, а включают материал, закрепляющий умения детей в сфере художественной деятельности, расширяющий их знания о разнообразных видах, жанрах, средствах выразительности произведений искусств. Например, детям показывают репродукции картин с осенними пейзажами, предлагают желающим прочитать стихотворения об осени, затем исполняют фрагмент пьесы П.И. Чайковского «Октябрь», беседуют о характере музыки, ее настроении ипросят изобразить в рисунках свои впечатления.
Занятия с доминированием одного вида деятельности. Проводятся они обычно тогда, когда музыкальный руководитель считает необходимым уделить выработке навыков той или иной музыкальной деятельности большего количества времени. Исключение составляет пение, так как известно, что певческий голос формируется у детей лишь к возрасту 9-12 лет и до этого периода для его охраны следует удерживать их от длительного пения. На одном занятии рекомендуется исполнять 2-3 песни, а на вечерах досуга, праздниках - 4-5. Такие занятия позволяют наверстать упущенное в обучении навыкам, способствуют более углубленному изучению материала по разделам музыкально-ритмических движении, игры на инструментах, музыкально-дидактических игр. Например, дети выполняют подготовительное упражнение к несюжетной игре, затем упражнение-композицию, слушают какое-либо вокальное произведение, разучивают песню, а затем проводят сюжетную игру. В данном случае на занятии доминирует музыкально-ритмическая деятельность.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 3825;