НАЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Музыкальное воспитание в дошкольных учреждениях в основном осуществляется на музыкальных занятиях, где дети слушают музыку, поют, выполняют различные виды музыкально-ритмических движений. Под руководством педагога ребенок стремится проявить себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодий при игре на музыкальных инструментах.
Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля за собственным исполнением, музыкально-эстетических представлений и музыкально-сенсорных способностей.
Педагогические исследования, проведенные в этой области, доказывают, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей их жизни. Оперируя звуками, дети начинают внимательно относиться к их свойствам, сочетаниям, что развивает их ориентировку в музыкальных явлениях. Сенсорное развитие детей осуществляется в процессе самых разнообразных музыкальных действий на занятиях и в повседневной жизни детского сада.
«Решение сенсорных задач, - пишет Н.А. Ветлугина, - возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие. Однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки». Действительно, ребенок встречается с музыкой на занятиях два раза в неделю, где в основном осуществляется обучение певческим и музыкально-ритмическим навыкам. В быту музыкальные впечатления не всегда бывают систематичны. Следовательно, для успешного музыкально-сенсорного развития детей требуется специальная среда. В качестве такой среды музыкальная педагогика рассматривает музыкально-дидактические игры.
В Программе музыкального воспитания отмечается, что назначение музыкально-дидактических игр - научить ребенка различать, понимать свойства и качества чувственно воспринимаемых явлений. Н.А. Ветлугина предложила классификацию дидактических игр, охарактеризовала их структуру и содержание, определила музыкально-дидактический материал и сформулировала требования к эстетическому оформлению наглядных пособий. В дальнейшем эту работу продолжили А.Н. Зимина, Э.П. Костина.
Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умение не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что совершенствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений. В дошкольных учреждениях они включаются в работу с детьми самого раннего возраста. Например, упражнения «Где звучит», «Высокие и низкие звуки», «Где мои детки?», «Кто в домике живет?», «Кто пришел?» и т. д.
Музыкально-дидактические упражнения занимают немного времени на музыкальных занятиях и могут быть включены в разделы пения и музыкально-ритмического движения.
Иначе обстоит дело с музыкально-дидактическими играми. Они достаточно сложны, и проводить их следует только тогда, когда у детей уже есть некоторый опыт общения с музыкой. В построении этих игр непременно должно найти отражение единство музыки и движения.
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 922;