Коэволюция. Экологическая культура. Концентрируя свое внимание на эволюции человека и высших форм живого, мы порою в какой-то мере забываем о глобальной эволюции всей природы
Концентрируя свое внимание на эволюции человека и высших форм живого, мы порою в какой-то мере забываем о глобальной эволюции всей природы. А ведь многие мыслители прошлого говорили об этом. Вспомним хотя бы идеи Гете о двух “маховых колесах” природы - принципе полярности (притяжение - отталкивание и пр.) и принципе повышения уровня организованности. А из последнего принципа вытекает, что природа всегда существует “в вечно стремящемся потоке”, в непрекращающемся возвышении своей духовности (Гете И.В. с. 364).
4Такие ценностные ориентации современной культуры. как сотрудничество, кооперация, ненасилие, любовь органично связаны с концепцией коэволюционного развития общества и природы[4]. “Общая” коэволюция* включает коэволюцию биологических систем, генно-культурную коэволюцию, коэволюцию человеческой психики и духовно-психической жизни социокультурных сообществ, коэволюцию природы и общества, коэволюцию различных концепций и учений, и т.п.
Что касается коэволюции биологических систем, то возможны такие типы как положительных, так и отрицательных взаимодействий между двумя видами популяций: 1) нейтрализм (взаимодействие не сказывается на одной из популяций); 2) взаимоконкурентное подавление (обе популяции активно подавляют друг друга); 3) конкуренция из-за ресурсов при их нехватке (это более частный и смягченный вариант предыдущего); 4) аменсолизм (одна из популяций подавляет другую, но сама не испытывает отрицательных воздействий); 5) паразитизм; 6) хищничество (одна популяция отрицательно воздействует на другую, но зависит от нее); 7) комменсализм, от франц. commensal - сотрапезник (одна популяция извлекает пользу из объединения, в то время как для другой оно ничего не дает); 8) протокооперация (обе популяции получают какие-то преимущества от объединения, но их взаимодействие не обязательно); 9) мутуализм, от лат. mutuus - взаимный (связь популяций не только благоприятна, но и жизненно необходима: напр., цветы и опыляющие их насекомые)[5].
Говоря о генно-культурной коэволюции, важно отметить, что суть данной концепции состоит в следующем утверждении: отдельно функционирующие гены или зарождающаяся культура не смогли бы привести к появлению человеческого разума; его способно породить лишь “компактное соединение” генетической эволюции и культурной истории. Э.Уилсон и Ч.Ламсден в заключительном разделе “Прометеева огня” пишут, что культурный детерминизм столь же непривлекателен как и генетический. “Обычно говорят, что всё следует воспринимать только в историческом свете, подразумевая под этим культурные изменения, происходящие на протяжении нескольких столетий. Более точно следовало бы говорить о том, что всё следует рассматривать в свете органической эволюции, которая и управляет процессами тесно связанных между собой культурных и генетических изменений, охватывающих сотни тысяч лет” (Lamsden G., Wilson E., p.170). Ч.Ламсденом, А.Гушурстом разработаны понятия “культурген” (информационная форма, выражающая множество повторяющихся артефактов, образцов поведения и ментальных шаблонов) и “эпигенетические правила” (термин эпигенез* в широком смысле слова обозначает в биологии совокупность всех взаимодействий между генами и средой). “Эпигенетические правила” - это особые врожденные регуляторы поведения и развития, нацеливающие на овладение традиционной культурой; они определяют специфичность цветового восприятия, некоторые особенности слуха, предрасположенность к определенным языковым формам и невербальной коммуникации, своеобразие памяти, существование определенных фобий.
Коэволюционный подход помогает преодолеть неоправданное отрицание роли биолого-антропологических факторов в социокультурной эволюции. Кроме того, он прекрасно согласуется с плодотворной идеей о том, что биологическая эволюция человека не завершилась, как считают многие, примерно 10 тыс. лет тому назад, полностью сменившись одной культурной эволюцией; скорее всего, основные ментальные характеристики мозга продолжают свое развитие. Такой авторитетный исследователь как Э.Уилсон даже выдвигает “тысячелетнее правило” для генетической эволюции мозга, считая, что за 30-40 поколений в человеке происходят определенные социобиологические изменения.
Коэволюционный дух мышления пронизывает не только науки биологического цикла, но все более уверенно входит в геологию, астрономию, космологию, гуманитарные науки. Коэволюция стала заметнее характеризовать и развитие самих внутринаучных принципов и подходов - идет их все большее сближение и взаимопроникновение (и это не просто интеграция различных пластов научного знания, а их взаимопорождение).
Лишь при неукоснительном следовании стратегии устойчивого развития возможен новый этап успешной коэволюции человечества в согласии с природой. Эта стратегия признана основополагающей рядом международных конференций и симпозиумов (Рио-де-Жанейро, 1992; Амстердам и Москва, 1996).
5К сожалению, человеческая способность действовать постепенно стала все больше обгонять возможности предвидеть последствия своих действий. Как известно, ныне воздействие человечества на нашу планету соизмеримо уже по мощи с космическими факторами. При преобладании отрицательных коэволюционных моментов над положительными появляется зловещая опасность как для окружающего мира, так и для самих людей. Вот почему сегодня над выживанием всего рода человеческого нависла неумолимая угроза. Индивидуальная “пограничная ситуация” переросла в ХХ веке в общечеловеческую. Перспективы развития человека следует рассматривать в широком контексте биосферных, ноосферных и космических взаимодействий.
Необходимость решать встающие в связи с этим проблемы привела к стремительному росту такой науки как экология. Она изучает воспроизводство жизни, первостепенно учитывая важнейшую роль гео-, биосоциальных факторов этого воспроизводства.
Уже Штайнер в своей антропософии предчувствовал необходимость единения с природой на новом витке исторического развития; а А.Швейцер мудро и точно определил абсолютное ценностное основание человеческой жизни - “благоговейное отношение ко всему живому”. Но подлинное массовое прозрение пришлось на 60-е годы нашего века, когда началась настоящая революция в умах, появилось движение зеленых, стремление к упрощению жизни. Гимном поколения Вудстока стала песня Джонни Митчелл с такими словами: “Мы вернемся к земле и освободим наши души от грязи больших городов”. В ряде стран были созданы экологические политические партии; стали функционировать полицейские спецподразделения по охране окружающей среды, оснащенные необходимой аппаратурой и оперативно выявляющие “экологические преступления”.
Формирование более зрелого экологического сознания, а также развитие крепнущего экологического движения, охватывающего всё новые страны и регионы, говорят о смене определенных важных мировоззренческих ориентаций[6]. Таким путем понемногу преодолевается непростительная экологическая неграмотность довольно широких слоев населения.
За свою долгую историю человечество не сталкивалось с катастрофически неразрешимыми экологическими сложностями. Для большинства людей экологические “беды” проявлялись, как правило, лишь косвенным, непрямым образом. К тому же распространен защитный механизм психики, ослабляющий в сознании память о всем плохом. Это порождало иллюзорные представления о стабильной равновесности и неисчерпаемости природы, которые продолжают зачастую встречаться в массовом сознании (во всяком случае на уровне подсознательных установок).
В нашей стране в начале перестройки заметно обострились чувства человеческого достоинства и ответственности, а также немыслимое без них экологическое сознание. Но в последние годы экономические и политические мотивации потеснили его на периферию обыденно-общественного сознания. В действиях аппарата чиновников, руководителей и хозяев предприятий, да и самого правительства преобладают иные настроения, суть которых сводится к тому, что сейчас-де не до забот о природе. В погоне за максимальными прибылями предприниматели нередко используют такие технологические новшества, которые пагубно влияют на окружающую среду. Но любая хозяйственная деятельность, игнорирующая нравственные и экологические нормы, становится разрушительной и опасной не только для природы, но и для самих людей.
Важно не только добиваться расширения и углубления экологических знаний, но и того, чтобы они приводили к появлению соответствующих социальных потребностей и становились регулятором практической деятельности. Важнейшие из них представляют так называемые “экологические императивы” - социальные и моральные нормы взаимоотношений человека и природы. Некоторые из них в броской и лаконичной форме попытался сформулировать Б.Коммонер: “Всё связано со всем”, “всё должно куда-то деваться”, “ничто не дается даром” и др. Из них напрашивается вывод: со всех точек зрения (включая экономическую) целесообразнее не загрязнять окружающую среду, чем разрабатывать и внедрять сложнейшие дорогостоящие технические устройства, которые ее очистят.
Экологическая культура ориентирует на целостное, холистическое воспроизведение мира. В очень скором времени - хотим мы этого или не хотим - экологическая проблема станет во главе угла и в экономике, и в политике. Но пока многие актуальные экологические задачи упираются в цепочку государство - рынок - гражданское общество. Наличие надежной и эффективной государственной структуры является важнейшим условием налаживания охраны окружающей среды. К сожалению, в определенных кругах распространен ложный стереотип, в соответствии с которым природоохранные мероприятия якобы препятствуют экономическому развитию. Слабость экологического законодательства во многих странах обусловлена тем, что законы в скрытой форме больше оберегают интересы промышленных монополий, чем многострадальную окружающую среду. Что касается средств массовой информации, то они поднимают экологические вопросы чаще всего тогда, когда возникает сенсационная катастрофа.
На протяжении многих веков производственно-экономическая деятельность человечества была ориентирована на прибыль и удовлетворение потребностей без учета последствий для природы. Ныне стал неотложным переход производственно-экономической деятельности на новые рубежи: в стоимость любой продукции следует включать затраты на возмещение ущерба, приносимого природной среде (в перспективе желательна ориентация на полное восстановление гомеостатического равновесия, которое существовало до производственного “вмешательства” в природные процессы).
Экологические программы могут быть эффективными только при соответствующем действенном природоохранном законодательстве, позволяющем привлекать к персональной ответственности тех, по чьей воле создаются и осуществляются опасные проекты, вызывающие серьезные нарушения экосистем.
Наша цивилизация подошла к черте, за которой уже недостаточны не только современные знания, но и распространенные ныне моральные нормы и системы ценностей. Развиваться дальше станет возможно лишь воссоздав равновесие между жизнью общества и биосферой, восстановив их коэволюцию. Развиваться не за счет природы, а вместе с ней - таков императив нашего времени[7]. Во имя этого социальное целеполагание не должно вступать в роковое противоречие с природной целесообразностью.
Понятия, раскрывающие и дополняющие содержание
Инволюция (лат. involūtio - свертывание, изгиб): регрессивное биологическое развитие, приводящее в ходе эволюции, а также в процессе онтогенеза к редукции или утрате отдельных органов (или упрощению их функций). Примеры: физиологическая атрофия половых желез при старении; послеродовое «обратное развитие» матки.
Коэволюция: первоначально понятие, предложенное еще в 1964 г. экологами, обозначало взаимное приспособление видов[8]. Вообще говоря, возможны два варианта коэволюции – взаимовыгодный (мутуалистический) и конфликтный (напр., хищник - жертва). Учитывая то, что разные виды, а также среда имеют разные темпы развития, зачастую возникает отставание чего-то одного от чего-то другого. Образуется так наз. «временной лаг», требующий постепенного «подтягивания» того вида, который развивается более медленно.
Понятие «коэволюция» получило расширительное толкование в рамках общей теории систем: речь уже шла не только о симбиотических взаимодействиях отдельных биоорганизмов или видов, но и о синергетических связях и совместном сопряженном развитии природы и человечества, биосферы и ноосферы и т.п.
Экологическая проблема: одна из важнейших глобальных проблем современности, разрешить которую можно, только объединив усилия всех стран, всего человечества. Ее важнейшие стороны:
- Истощение природных ресурсов (нехватка полезных ископаемых и пресной воды, уменьшение площади лесов и т.п.).
- Засорение природной среды (отравление больших территорий токсическими веществами, загрязнение мирового океана нефтепродуктами, кислотные дожди, возрастание количества радиоактивных отходов).
- Нарушение устойчивого равновесия и природных балансов (и как следствие – парниковый эффект, утончение озонового слоя, увеличение площади пустынь, возрастание числа наводнений)[9].
Все эти стороны экологической проблемы взаимосвязаны. К ним следует добавить еще одну, не зависящую от антропосферы. Это чисто природные катастрофы (возрастание солнечной активности, сейсмической активности Земли и пр.)
Что касается первых трех факторов (по своей сути антропогенных): ныне уже мало уменьшить воздействия на природу, рассчитывая, что в результате она сама восстановится; зачастую требуется наша более существенная реакция, включающая природовосстановительные программы.
Один из исследователей верно отметил, что вред, приносимый полчищами саранчи, неправомочно сравнивать с вредом от антропогенного фактора. Первое происходит по сценарию природной необходимости, а второе в значительной мере определяется надприродной свободой выбора, коей обладают люди.
Экология: междисциплинарная сфера исследований процессов, определяемых взаимодействиями общества и биосферы. Изначально развивалась в рамках биологии. В настоящее время включает социальную экологию и экологию человека. Впервые термин введен Э. Геккелем.
См. также Экологическая проблема.
Энвайроментализм: концепция, разрабатывающая проблему управления жизненной средой и социально-экономическим развитием и учитывающая единство человека и биосферы, частью которой он является. Христианское учение ставит человека в центр мироздания. Согласно ему все природные объекты созданы для человека, его пользы и ему предоставляется право изменять их по своему усмотрению. Разумеется, в христианстве это право ограничено. Бессмысленное уничтожение не приветствуется, считается грехом. Но есть и другие религии, такие как индуизм, буддизм, синтоизм, где человек поставлен в равное отношение с другими биологическим видами. Исповедующие их люди верят, что душа бессмертна и способна переселяться в представителей других видов и даже в неорганические предметы. Часто природные объекты являются предметом поклонения и заботливой охраны (например, гора Фудзияма в Японии, коровы в Индии). Известно и то, что численно они преобладают над христианами, а следовательно, такой взгляд является преобладающим на планете.
Для христиан признать право равенства жить на Земле за представителями других биологических видов - своего рода героический поступок, заставляющий "преодолеть себя". Но именно из этого принципа исходят ведущие ученые мира, формирующие концепции энвайроментализма. Благодаря им появились Красная книга, охраняющая редкие и исчезающие виды растений и животных, работы "Римского клуба", современные теории постиндустриального и устойчивого развития. Заботиться о других, значит заботиться и о себе - такова этика природопользования. В России к энвайроменталистким можно отнести созданную В.И. Вернадским теорию ноосферы.
Основой энвайроментализма является энвароментология - комплексная наука об окружающей среде, ее качестве и охране, традиционно имеющая целью ограничение пределов деятельности человека, введение запретов и ограничений. Получила развитие в западной науке. В отечественной науке аналогичные функции выполняет научная дисциплина "охрана природы".
Предмет энвайроментологии (охраны природы) достаточно прост и доступен для понимания всем людям, поскольку в его основе лежат привычные, воспитанные культурой и религией, действия, состоящие во введении своего рода "табу" на использование отдельных территорий, видов растений или животных. Простота состоит в предположении, что путем разного рода ограничений, в первую очередь через издание законов, можно решить ресурсные и экологические проблемы региона, страны или мира. Видимо поэтому энвайроментологические представления близки широким слоям населения, выливаются в форму массовых общественных движений ("зеленые" партии в ряде стран), а иногда достаточно агрессивны (Greenpeace). Несмотря на часто аффективный характер, массовость экологических движений создает альтернативу действиям промышленных и аграрных корпораций путем "давления" на парламенты и правительства, заставляет их выбирать равновесные решения, ограничивающие безудержный научно-технический прогресс, часто идущий в разрез с интересами человека и среды его обитания.
Одной из них является эконология, одна из базовых наук устойчивого развития. Эконология представляет собой науку, исследующую "эконэкол" ("эконол"), экономию природы. Она анализирует эколого-экономические системы разного уровня иерархии, прежде всего пределы допустимых нагрузок на природную среду и комплексные пути преодоления возникающих объективных лимитов в природопользовании. Объектами изучения эконологии являются как глобальные (например, эконология океана), так и региональные, а также локальные системы, такие как воздушная среда города, озеро или речной бассейн.
Важнейшая роль в поддержании устойчивого развития общества отводится экономике природопользования. Эта наука является отраслью экономики, изучающей методы эффективного воздействия человека на природу в целях поддержания динамического круговорота веществ в природе. Её цель - сформировать экономический механизм взаимодействия производства, ресурсной и экологической составляющих окружающей среды.
Экономические методы - относительно мягкие и гибкие, по сравнению с прямыми запретами и ограничениями. Они позволяют регулировать отношения в обществе рыночным путем, используя интересы отдельных лиц и производственных коллективов, совмещать их с интересами населения городов, регионов, стран и человечества в целом. К сожалению, у многих субъектов рынка часто имеет место тенденция получить односторонние преимущества, выгоды за счет других субъектов или так называемых "третьих лиц", то есть населения в целом. Поэтому рыночная экономическая система, а тем более в области природопользования, где негативные побочные следствия часто проявляются через много лет, требует регулирования. Экономический механизм требует управляющего, аналогично как автомобиль требует водителя. Таким управляющим, задающим параметры ("правила игры") в рыночной системе является государство в лице центрального и региональных органов власти.
Очевидно, что прежде чем проводить осмысленную экономическую политику в области природопользования, государство должно иметь общую концепцию такой политики, содержащую цели и ориентиры, план действий, особую организационную структуру по его претворению в жизнь, системы мотивации и контроля. Эту задачу выполняет энвайроментализм - общая теория управления средой жизни и социально-экономическим развитием исходя из представлений о человеке как части биосферы. Последний тезис требует специального пояснения.
Христианское учение ставит человека в центр мироздания. Согласно ему все природные объекты созданы для человека, его пользы и ему предоставляется право изменять их по своему усмотрению. Разумеется, в христианстве это право ограничено. Бессмысленное уничтожение не приветствуется, считается грехом. Но есть и другие религии, такие как индуизм, буддизм, синтоизм, где человек поставлен в равное отношение с другими биологическим видами. Исповедующие их люди верят, что душа бессмертна и способна переселяться в представителей других видов и даже в неорганические предметы. Часто природные объекты являются предметом поклонения и заботливой охраны (например, гора Фудзияма в Японии, коровы в Индии). Известно и то, что численно они преобладают над христианами, а следовательно, такой взгляд является преобладающим на планете.
Для христиан признать право равенства жить на Земле за представителями других биологических видов - своего рода героический поступок, заставляющий "преодолеть себя". Но именно из этого принципа исходят ведущие ученые мира, формирующие концепции энвайроментализма. Благодаря им появились Красная книга, охраняющая редкие и исчезающие виды растений и животных, работы "Римского клуба", современные теории постиндустриального и устойчивого развития. Заботиться о других, значит заботиться и о себе - такова этика природопользования. В России к энвайроменталистким можно отнести созданную В.И. Вернадским теорию ноосферы.
Основой энвайроментализма является энвароментология - комплексная наука об окружающей среде, ее качестве и охране, традиционно имеющая целью ограничение пределов деятельности человека, введение запретов и ограничений. Получила развитие в западной науке. В отечественной науке аналогичные функции выполняет научная дисциплина "охрана природы".
Предмет энвайроментологии (охраны природы) достаточно прост и доступен для понимания всем людям, поскольку в его основе лежат привычные, воспитанные культурой и религией, действия, состоящие во введении своего рода "табу" на использование отдельных территорий, видов растений или животных. Простота состоит в предположении, что путем разного рода ограничений, в первую очередь через издание законов, можно решить ресурсные и экологические проблемы региона, страны или мира. Видимо поэтому энвайроментологические представления близки широким слоям населения, выливаются в форму массовых общественных движений ("зеленые" партии в ряде стран), а иногда достаточно агрессивны (Greenpeace). Несмотря на часто аффективный характер, массовость экологических движений создает альтернативу действиям промышленных и аграрных корпораций путем "давления" на парламенты и правительства, заставляет их выбирать равновесные решения, ограничивающие безудержный научно-технический прогресс, часто идущий в разрез с интересами человека и среды его обитания.
Еще одной наукой данного цикла является энвароменталистика - техническое приложение энвайроментологии, изучающее способы и методы очистки отходящих газов, сточных вод, утилизации отходов и т.д., создания малоотходных и безотходных технологий, предметов контроля состояния окружающей среды, качества продуктов питания, безопасность потребительских товаров и пр. Энвайроменталистика создала целую отрасль хозяйства, известную под названием экобизнеса. Благодаря ему, отходы превращаются в доходы, уменьшается пресс на природные ресурсы, становятся чище воздух и воды, и все это достигается путем частных инвестиций. Государство лишь создает условия для развития экобизнеса, регулирует его отношения с другими сферами предпринимательства.
[1] Для сравнения напомним три эволюционно-исторических этапа взаимоотношений человека и природы, которые выделял Владимир Соловьев: 1)”страдательное подчинение ей”; 2)отрицательно-деятельное отношение, состоящее в активной борьбе с ней и стремлении ее покорить для использования в своих нуждах; 3)положительно-деятельное отношение, а именно “утверждение ее идеального состояния, - того, чем она должна стать через человека” (Соловьев В.С. Собр. соч. Т. 1. С. 427). Три основных этапа взаимодействия природы и человека принято выделять и в современной социально-философской литературе; так, В.Ф. Сержантов говорит о: 1) локальном приспособлении человеческих коллективов к природе географических районов обитания; 2) экологической экспансии человеческих обществ; 3) социально-биосферной гармонии, в которую вступает ныне человечество, преодолевая экологический кризис (Сержантов В.Ф. Человек, его природа и смысл бытия. – Л., 1990. С.81).
[2] Лишь к ранним этапам развития человечества приложимы соображения Ш. Монтескье, который считал, что от различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни - различие законов.
[3] Бродель Ф. История и общественные науки. Историческая длительность // Философия и методология истории. М. : Прогресс, 1997. С.124
[4] Как глубокое научное, так и нравственное содержание коэволюционной концепции выделял в многочисленных работах академик РАН Н.Н. Моисеев.
[5] См. Одум Ю. Основы экологии, с.273.
[6] Характерно, что перед входом в штаб-квартиру Детского фонда ООН в Нью-Йорке висит табличка: “Земля не оставлена в наследство нашими родителями, она дана нам в долг нашими детьми”.
[7] “Глобальный экологический кризис наших дней предстает не как результат какой-то единичной ошибки, неправильно выбранной стратегии технического или социального развития. Экологический кризис - это отражение глубинного кризиса культуры и цивилизации, свидетельствующий об исчерпании возможностей тех принципов, на основе которых они сформулировались. Выход из кризиса видится в освоении новых ценностно-нормативных отношений, позволяющих преодолеть отчуждение человека от природы, соединить мир природы и мир человека, выработать новое экологическое мировоззрение, экологические императивы взаимодействия человека, общества и природы” (Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П.,с.226).
[8] Карпинская Р.С., Лисеев И.К., Огурцов А.П. Взаимодействия природы: коэволюционная стратегия. - М.: Интерпракс. 1995. С. 149
[9] Чтобы биосфера сохраняла устойчивость, по некоторым расчетам, энергетическая нагрузка на квадратный километр поверхности не должна значительно превышать 100 Квт. Однако в некоторых развитых странах (таких, например, как Германия и Япония) эта норма уже превышена более чем в 20 раз. Современное состояние биосферы не сможет сохраниться, если подавляющее большинство стран достигнет такого же уровня.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 674;