Английская печать XIX века: основные тенденции развития, ведущие публицисты.
XIX век был веком расцвета Великобритании. Здесь была создана первая паровая машина и уложены первые рельсы для железнодорожного транспорта, в Лондоне строятся первые линии метро, появляются пароходы и быстрые паровозы, возводятся высокие мосты из железных конструкций. Но вместе с этим в Великобритании обостряется и социально-политическая обстановка.
Рост и перемещение людей из провинции в города изменили политический и экономический баланс в стране. К этому времени состояние английской экономики было вполне удовлетворительным, зато в социальной сфере положение оставалось безрадостное: низкая заработная плата у рабочих и постоянная угроза безработицы не способствовали улучшению условий жизни.
В 1830-х и 1840-х годах в Великобритании разрасталось рабочее движение, получившее название «чартизм». На место легальной печати пришла пресса нелегальная, следовательно – более дешёвая по себестоимости. Главной газетой чартистского движения была еженедельная «The Northern Star» [Северная звезда]. Её основал один из лидеров чартизма, оратор и публицист Фергюс Эдвард О'Коннор. Газета имела сеть собственных корреспондентов в основных европейских столицах. В 1848 году на её страницах регулярно появлялись эксклюзивные материалы из охваченных революционным движением Франции, Германии, Австрии. Пользовались популярностью и такие чартистские издания, как «People's Paper» [Народная газета] и журнал «The Labourer» [Труженик]. Их редактировал выдающийся чартист, политик и публицист Эрнст Чарльз Джонс. Он был хорошо знаком с Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом. В «People's Paper» [Народная газета] неоднократно публиковались политические статьи Маркса, а журнал «The Labourer» [Труженик] поместил на своих страницах написанный Марксом и Энгельсом «Манифест Коммунистической партии».
Издания той поры, испытав на себе капитализацию, постепенно становились крупными издательскими предприятиями. Издание газеты стало результатом совокупного труда коллектива сотрудников, где каждый отвечал за свой участок работы. Кроме главного редактора, на постоянную работу принимались руководители различных отделов, репортёры, готовые в любое время отправиться на место событий для освещения текущих новостей, литературные сотрудники, готовившие к печати материалы, присланные агентствами новостей, и художники, занимавшиеся подготовкой иллюстраций. Поскольку внимание изданий, рассчитанных на массовую аудиторию, было ориентировано на темы преступности, скандальной хроники и профессионального спорта, то в редакциях появились криминальные, судебные и спортивные репортёры.
Сильный удар крупным издательствам нанесло появление в конце XIX века так называемых полупенсовых листков. Мало того, что они очень дёшево стоили (отсюда и название), содержание их было таким, чтобы максимально возбудить в эмоциональном плане падкую до сенсаций простую аудиторию. Тон статей был примитивным и вульгарным, тематика не поднималась выше скандалов, интриг и непроверенной информации. Создателем такого типа изданий в Англии считается Уильям Стэд, а образцом – его вечерняя лондонская газета «The Pall Mall Gazette» [Газета Пэлл-мэлл], впервые вышедшая 7 февраля 1865 года.
При необозримом количестве названий в газетном медиапространстве Великобритании, журналы получили здесь не менее широкое развитие. Назовём три самые популярные из них.
«The Gentleman's Magazine» [Журнал джентльмена] – ежемесячный журнал, созданный Эдуардом Кейвом, содержал новости и комментарии на любую тему – от цен на товары до латинской поэзии, чтобы привлечь образованных читателей. Кейв впервые начал использовать английское слово «magazine» (склад) в значении «журнал». «The Gentleman's Magazine» [Журнал джентльмена] стал первым специализированным журналом, охватывавшим обширную тематику.
Среди многочисленных юмористических журналов первое место принадлежит основанному по инициативе Уильяма Теккерея «Punch» [Панч]. Остроумные статьи, карикатуры и отсутствие оскорбительных выпадов привлекло внимание интеллигенции. «Punch» [Панч] стал популярным в течение года со дня его основания, его читали, начиная со среднего класса и завершая Королевским домом.
«The Economist» [Экономист] был основан британским предпринимателем и банкиром Джеймсом Уилсоном. Журнал публикует статьи об элементарных принципах политической экономии, поддерживая свободную торговлю, анализирует состояние и перспективы рынка, сообщает зарубежные новости из мира торговли. Это было первое издание, стремившееся подавать сложный материал в доступной форме для образованных неспециалистов.
Среди выдающихся английских публицистов XIX века следует назвать Чарльза Диккенса, Уильяма Теккерея и Оскара Уайльда.
Чарльз Диккенс с двенадцати лет пробовал себя в той сфере, в которой позже он сделает профессиональную карьеру: он писал криминальную хронику, репортажи, побыл парламентским репортёром. Под псевдонимом «Боз» он написал ряд рассказов и очерков о лондонских типажах, изданных в таких известнейших изданиях как «Monthly Magazine», «Bell's Weekly Magazine», «The Morning Chronicle», «The evening Chronicle». Многие из очерков – фактически эссе, написанные живым и простым языком, которым говорили на лондонских улицах представители простонародья и среднего класса, чью жизнь он непосредственно наблюдал. Диккенс зафиксировал многие из тех ситуаций и тем, который позже появятся в его романах.
Успех «Очерков Боза» привлёк к Диккенсу внимание Эдварда Чапмэна и Уильяма Холла, известных книгопродавцев и издателей периодических изданий. Они предложили Диккенсу написать ряд вещей в духе «Очерков Боза» для сопровождения иллюстраций Роберта Сеймура. Так появились «Посмертные записки Пиквикского клуба».
В дальнейшем в журналах «Bentley's Miscellany» [Альманах Бентли], «Master Humphrey`s Clock» [Часы мистера Хамфри] он публикует публицистические романы, отражающие социальное положение Великобритании тех лет.
В «Американских заметках для всеобщего распространения», появившихся после поездки в США в 1842 году, Диккенс ведёт проницательные журналистские исследования американских учреждений, сравнивая их с английскими аналогами: его внимание отдано лечебницам, фабрикам, тюрьмам. Гражданское чувство, общественный темперамент были органически присущи Диккенсу. И вся его публицистика проникнута живейшим интересом к тому, что составляло предмет наибольшего значения для современного ему общества. В последние годы жизни он борется за права женщин, оказавшихся на панели из-за жестоких социально-политических условий зарождающегося капитализма.
Уильям Теккерей хорошо известен как сатирик. Ещё во время своего студенческого путешествия по Европе в 1833 году он выполнял функции иностранного корреспондента издаваемых его отчимом журнал «The National Standard» [Знамя нации] и газеты «The Constitutional» [Конституционалист]. После возращения в Англию журналистика превратилась в его настоящую профессию. Пятнадцать лет работы в журналистике были для писателя серьёзной школой литературного мастерства. Неслучайно с миром журналистики связано повествование в его романах «История Пенденниса» (1850) и «Ньюкомы» (1855), а главный герой «Приключений Филиппа» (1862) – Филипп Фернинг – газетчик, специализирующийся на зарубежных корреспонденциях.
С самого начала своей литературной карьеры Теккерей пользуется особым приёмом – выступлением от имени вымышленного героя-маски: в «Paris Literary Gazette» [Парижской литературной газете] и в «Frazer's Magazine» [Журнале Фрэзера] он публикуется под псевдонимами «Один из них», Уэгстаф («Август Шутник»), «Чарльз Йеллоуплаш» («Чарльз Желтоплюш») и «Микельанджело Титмарш» («Микельанджело Болотная Синица»). Все его маски как посредники между автором и читателем воплощают неустойчивость периодической печати, помогают сатирически изобразить её претензии на авторитетность. Все персонажи Теккерея – дилетанты, из тех, что пишут в газеты и журналы, что называется, «для души».
Одно из важнейших направлений в журналистском творчестве Теккерея в конце 1830-х – начале 1840-х годов – осознание феномена периодической печати: печать как товар и печать как исторический документ. В связи с этим у него возникает вопрос о реалистичности, правдивости этого документа и о причастности автора к тому, о чём он пишет. Многое из того, что он чувствует на интуитивном уровне – воздействие СМИ на сознание массового человека, СМИ как «четвёртая власть», нравственные и профессиональные черты личности человека, имеющего эту власть, – приобретут настоящую остроту только в следующем XX веке.
В «Punch» [Панч] Теккерей начал сотрудничать с самого его основания, с 1841 года, и покинул его десять лет спустя – в 1851 году. Этот журнал был, с одной стороны, типичным для того времени изданием, с другой стороны, изданием, которое эту типичность стало эксплуатировать и смеяться над ней. Он был задуман как своеобразная пародия на расплодившиеся в это время газеты и журналы, как некое кривое зеркало, в котором в перевёрнутом виде отражаются методы и приёмы, используемые в журналистике. Обращалось внимание не столько на новости как таковые, сколько на способы, на методику подачи материала. Журнал ставил перед собой цель защищать читателя от недобросовестных журналистов. Теккерей, имевший уже известность как насмешник, писал пародии на журналистские репортажи и памфлеты, разоблачавшие двуличность политики. Среди последних особое место занимают памфлеты цикла «Английские снобы в описании одного из них».
Оскар Уайльд – яркий представитель ещё одного направления в английской журналистике XIX века. В журналистику Уайльд придёт в тридцатилетнем возрасте. С 1884 года он стал печататься в «The Pall Mall Gazette» [Газета Пэлл-мэлл]. Он написал множество статей, заметок, отчётов, рецензий на театральные постановки, концерты, выставки, публичные лекции. Близость его к культуре модерна проявилась в устойчивом интересе к эстетическим аспектам быта, к прикладному искусству. Ряд статей Уайльда посвящены эстетике костюма («Женское платье», «Ещё о радикальных идеях реформы костюма», «Отношение костюма к живописи»), искусству книжных переплётов, иллюстраций и оформления изданий («Типографское дело и типографы», «Красоты переплётного дела»), дизайну («Близость искусств и ремёсел»). Излюбленный жанр Уайльда-журналиста – рецензия, которой он придал интонацию свободной беседы. Он часто выбирал для рецензирования малозначительные произведения, исходя из принципа равноценности материала, темы.
В эссе «Душа человека при социализме» – единственном образце политической эссеистики Уайльда – перед нами предстаёт характерно уайльдовское видение важнейших общественных конфликтов и идейных течений, определивших противоречивый облик современной ему Британии. На страницах этого эссе, рождённого идеями русского анархиста Петра Кропоткина, отчётливо проявляются глубокие переживания Уайльда об исторической трагедии России. Но и буржуазно-демократическая Британия, по мнению Уайльда, не слишком выгодно отличается от деспотий других европейских держав. Тирания Толпы немногим лучше своеволия монархов; что же касается англичан, то они с редким постоянством обрекали на изгнание самых талантливых своих художников. В том, что государственному вмешательству в деятельность художников должен быть положен конец – Уайльд нисколько не сомневался.
Уайльд-публицист даже не стремится документально воспроизвести описываемую реальность, он фиксирует мгновенные изменения в своём восприятии, через образы воспроизводя впечатления, рождающиеся в нём в тот или иной момент времени. Потому так трудно определить жанр, в котором работает Уайльд.
Ужасные условия жизни в каторжной тюрьме вновь вернули Оскара Уайльда к социально направленной журналистике. Он адресует газете «Daily Chronicle» [Ежедневная хроника] протестующие письма, в которых он возмущенно говорит о тяжёлом положении в тюрьме малолетних детей, об аморальных законах, по которым ребёнок может быть заключён в тюрьму.
Мир Уайльда – это мир субъективных, оригинальных впечатлений, он декоративен, чрезмерно картинен, но это мир обдуманных и даже придуманных впечатлений, вступающих в противоречие с суровой действительностью. И Уайльд готов бороться с миром жестокого надругательства над Прекрасным, каковым является любой человек.
● Французская печать XIX века: основные тенденции развития, ведущие публицисты.
Бонапарт, объявив себя первым консулом Франции, издаёт «Консульский указ о газетах». Вышедший 17 января 1800 года, он привёл к закрытию 60 из 73 газет, издававшихся в Париже, на министра полиции была возложена обязанность следить, чтобы на территории Парижа и Сенского департамента не появилось ни одной новой газеты, а остававшиеся «редакторы газет были неподкупной нравственности и патриотизма». Что удивительно: протестов со стороны газетчиков не последовало.
Прекрасно понимая силу прессы, Бонапарт заявил, что «четыре враждебно настроенные газеты опаснее ста тысяч штыков», и эта его позиция во многом объясняет дальнейшее развитие ситуации с периодикой во Франции.
Победные войны Бонапарта в Швейцарии и Италии привели его к идее объявить себя пожизненным консулом, а в 1804 году сенат провозгласил его императором французов под именем Наполеона.
Наиболее заметным явлением периода Империи следует назвать газету Луи Франсуа Бертена «Journal des Débates» [Журнал дебатов]. Она интересна, прежде всего, введением новых журналистских форм и жанров, которые в дальнейшем вошли в практику всей европейской журналистики. Речь идёт о фельетоне. В 1800 году Бертен стал выпускать добавочные листы к своей газете, где публиковалась не попавшая в другие рубрики информация. В дальнейшем термин «фельетон» использовался в двух значениях: литературного материала «подвала» газеты и литературного произведения в дополнительных частях издания.
3 августа 1810 года Наполеон подписал декрет, согласно которому в каждом департаменте (исключая департамент Сены) можно было издавать только одну газету, которая должна была находиться под властью местного префекта, а в конце того же 1810 года был подготовлен проект декрета о парижских газетах. Декрет запрещал газетам публиковать политические известия и фельетоны. А закон от 21 октября 1814 года вводил предварительную цензуру для всех периодических изданий.
Во Франции гарантий свободы слова удалось добиться только после событий июля 1830 года, когда власть окончательно перешла в руки буржуазии, и во Франции установилась буржуазная монархия.
Другой важной коммуникационной инновацией XIX века стало появление информационных агентств. Первое в мире информационное агентство появилось в 1835 году в Париже. Его основателем стал Шарль Луи Гавас. Для быстрого получения информации в период, когда железные дороги были ещё крайне медленным средством сообщения, а телеграф только стал входить в газетную и информационную практику, агентство Гаваса с успехом применяло голубиную почту.
Технологические новшества в издательском процессе, в информационных технологиях и введение в европейских странах в широких масштабах начального образования стимулировали появление «массовых», недорогих периодических изданий, рассчитанных на вкусы малообразованной, но большой читательской аудитории. Лидером французской дешёвой прессы был Эмиль де Жирарден. Подписная цена его политической газеты «La Presse» [Печать] была вдвое ниже всех других подобных изданий. Жирарден считал, что «газета делается не редакторами, а подписчиками» – при большом числе подписчиков объявления будут печататься именно в его газете, а плата за них покроет низкую подписную цену. С именем Жирардена связано и первое появление в европейской периодике «скрытой рекламы».
Во французской «массовой» печати родился любопытный газетный феномен – «роман-фельетон». Его появление связывается с деятельностью Луи Верона, который смог сделать свою газету «Le Constitutionnel» [Конституционная] популярной, предложив читателю роман с продолжением.
Параллельно с жанром романа-фельетона во французской журналистике 1830-х – 1840-х годов наблюдается расцвет такого литературно-журналистского жанра, как «физиологии». Они писались в псевдонаучном стиле, с разбивкой текста на параграфы и с включением различного рода классификаций, и обычно сопровождались остроумными иллюстрациями, над которыми работали лучшие художники того времени. Иногда физиология могла принимать формы сатирического политического памфлета, как, например, вышедшая в 1832 году «Физиология груши», где под грушей не без помощи блистательного карикатуриста Шарля Филиппона подразумевался «король французов» Луи-Филипп. После выхода в свет данной физиологии обыгрывание сходства лица короля с грушей стало «хорошим тоном» в среде оппозиционно настроенных журналистов.
Сотрудничество в изданиях Шарля Филипона составило первую славу публициста Оноре де Бальзаку. Сатирические иллюстрированные журналы Филипона «La Caricature» [Карикатура] и «Le Charivari» [Кошачий концерт] находились в авангарде прессы, оппозиционной режиму Июльской монархии. Бальзак принимал активнейшее участие в работе еженедельника «La Caricature» [Карикатура], из 216 своих очерков почти половину он написал как сотрудник этого журнала. Он публиковался там с 1830 по 1832 годы, и, например, весь текст первых семи номеров этого издания за 1830 год принадлежал исключительно ему.
Заслугой изданий Филипона была уникальная попытка соединить достоинства очерка с достоинствами рисунка. Картинка не просто сопутствовала тексту, но могла заменять текст, выполняя ту же политическую задачу, что передовая статья или фельетон.
Политический и социально-бытовой очерк был актуальнейшим для журналистики того времени жанром – в силу своей общественной направленности и художественного потенциала. Бальзак проявляет в нём себя как талантливый, крупный публицист, чьё творчество может быть интересным как коллегиальный продукт журналистского сотрудничества, где важен и текст, и изобразительный ряд.
Бальзак написал несколько остроумных вещей и в рамках жанра физиологии – «Физиология буржуа», «Физиология чиновника», «История и физиология парижских бульваров», «Монография о рантье», «Монография о парижской прессе».
«Монография о парижской прессе» была написана для коллективного сборника «La Grande City» [Большой город] 1842 года и составила своеобразную сатирическую галерею типов журналистов. Бальзак составляет в этом памфлете-физиологии исчерпывающий каталог персонажей газетно-журнального мира: государственный муж, ничеговед, публицист с портфелем, автор одной книги, юный белокурый критик, кадильщик и т.д.
Политическая, социальная и морализирующая сатира 1840-х годов, достигшая в это время исключительной разоблачающей силы, оказала большое влияние на Бальзака. Он сохранил обычные для физиологического очерка шутливые параллели с научным стилем. Наглядности характеристик способствуют блестяще выполненные писателем пародии на всевозможные виды публикаций парижских газет. Каждая главка завершается «аксиомой» – краткой сатирической сентенцией, подводящей итог авторской мысли. Художники Оноре Домье, Адам, Эми украсили этот памфлет острыми карикатурами, в которых современные литераторы могли легко узнать самих себя.
Другим видным французским публицистом 1830-1840-х годов стал Жерар де Нерваль. В публицистических очерках Нерваля привлекала не широкая панорама значительного исторического события или переходной эпохи, преломлённая сквозь судьбу среднего человека, и не увлекательный сюжет, опирающийся на известные исторические факты и отношения, а главным образом незаурядная и неповторимая индивидуальность, личность, не пожелавшая подчиниться законам, нормам и представлениям своего времени и своей среды. Таковы, например, герои его очерковых циклов «Иллюминаты», «Путешествие по Востоку». На протяжении двух с лишним десятилетий Нерваль регулярно сотрудничает во многих парижских газетах и журналах, помещая там свои рецензии, статьи, очерки, рассказы, эссе.
Но самым ярким представителем французской журналистики XIX века стал Эмиль Золя. Ценность и интерес литературно-критических статей Золя заключаются в том, что они рассматривают важнейшие стороны историко-литературного и художественного процесса всего XIX века и в целом воссоздают одну из наиболее интересных эпох в истории французской литературы. Статьи о Бальзаке, Стендале, Гюго, Жорж Санд, Флобере, Доде, Гонкурах, Дюма, Готье; аргументированная и систематическая полемика с Сент-Бёвом – крупнейшей фигурой во французской критике; тонкий и точный анализ системы создателя культурно-исторической школы в искусствознании Ипполита Тэна – все эти труды раскрывают реалистическую концепцию, рождавшуюся в XIX веке. Золя как выдающийся критик внёс в своих публицистических работах научные основы в оценку новых литературных и художественных произведений.
В 1871 году Эмиль Золя оказался в центре событий Парижской Коммуны. В качестве корреспондента газеты «La Cloche» [Колокол] он отправляется в Бордо, затем в Версаль, куда из оккупированного немецкими войсками Парижа переезжало Национальное собрание, пишет и посылает в Париж парламентские отчёты: его ужасает развязанная «братоубийственная война».
По инициативе Ивана Сергеевича Тургенева, с которым Золя познакомился в 1872 году в Париже, Золя стал постоянным парижским корреспондентом «Вестника Европы». С 1875 по 1880 годы Золя опубликует в этом русском журнале 64 материала – статьи, очерки, эссе.
Но самым ярким выступлением Золя стал цикл статей, посвящённых делу Дрейфуса – судебному процессу, начавшемуся в декабре 1894 года, по делу о шпионаже в пользу Германской империи офицера французского генерального штаба, еврея родом из Эльзаса (на тот момент территории Германии) капитана Альфреда Дрейфуса, разжалованного военным судом и приговоренного к пожизненной ссылке при помощи фальшивых документов и на волне сильных антисемитских настроений в обществе. Начав кампанию в защиту невинно осуждённого, Золя заявляет: «Я хотел бы возвысить этот спор, превратить его в огромное дело человечности и справедливости».
Кульминацией кампании стало письмо Эмиля Золя, адресованное Президенту Франции. Опубликованное на первой странице газеты «L'Aurore» [Аврора] 13 января 1898 года, оно вызвало громкий резонанс во всём мире. Обвинённый в клевете, Эмиль Золя был привлечён к суду, приговорён к году тюрьмы и бежал в Англию. Однако, после смерти Президента, дело публициста было пересмотрено, Золя смог вернуться во Францию и добиться освобождения Дрейфуса.
Этот поступок стал доказательством того влияния, которое интеллектуальная элита способна оказать на стоящих у власти.
● Социально-политические условия и технические предпосылки появления массовой прессы в Европе и США.
В первой половине XIX века население нынешних Соединённых Штатов Америки было преимущественно сельским. Именно жители деревень играли основную роль в экономике страны. Но развитие капиталистических отношений требовало появления лично свободных в двояком смысле людей: свободных лично и свободных от собственности. Америке ещё предстояло справиться с этой задачей, но уже тогда города росли численно за счёт появления в них всё новых и новых рабочих мест. Развивающемуся капитализму был нужен не просто работник, а человек, уверенно справляющийся со сложной по тому времени техникой. Отсюда следовало новое требование: грамотность населения.
В связи с потребностями индустриального производства в США, как, впрочем, и странах Западной Европы, внедрялось обязательное начальное образование, способствовавшее преодолению массовой неграмотности, формированию рабочей силы, приспособленной к условиям труда с использованием машин.
В США хлынула молодёжь из Северной и Западной Европы: с Британских островов, из Скандинавии, Германии, Италии, Польши, России, Австро-Венгрии… Возросшая конкуренция на рынке рабочей силы и ужесточение условий труда вызвали массовые волнения, прошла волна забастовок с требованием восьмичасового рабочего дня, появились профсоюзы, объединявшие главным образом квалифицированных рабочих.
К «новому журнализму» капиталистическая пресса США переходила вместе с укрупнением объёма и усложнением газетного коммерческого бизнеса, с усложнением содержания газеты и обособлением функции управления внутри административного руководства газетного издания. Внутренние и внешние события в США на рубеже нового столетия и потребовали от прессы выработку новых методов идеологического воздействия на читателей.
Характерным признаком новых методов работы с аудиторией стало изменение фундаментальной функции печатных изданий. Преобладающее место в прессе теперь принадлежало не «viewspaper» (газете взглядов), а «newspaper» (газете новостей). Политика газеты стала находить своё выражение не столько в редакционном мнении, сколько в тенденции и методах отбора и обработки публикуемых фактов.
Американская пресса добивалась повышения своей роли как идеологического оружия, ориентируясь на возрастающий интерес у среднего класса к тому, что происходит в их стране и за её пределами. Стремясь увеличить свой политический престиж в глазах массового читателя, пресса США опиралась на интересы «простого» человека.
Прорывом в области типографского дела стало изобретение ротационной печатной машины, сделанное американцем Ричардом Хоу в 1846 году. Теперь тиражи газет увеличились в разы, а стоимость производства одного номера стала меньше. Это поставило газеты в условия жёсткой борьбы за своего читателя, что, в свою очередь, повлияло на содержание газеты. Теперь газета ёщё больше подстраивалась под потребности своей аудитории, и это свидетельствовало о наступлении новой эры в журналистике – эры, в которой основной акцент делается на вкусы массового читателя.
К техническим новшествам конца XIX века следует отнести тот факт, что с 1867 года сырьём для производства газетной бумаги становятся волокна или отходы древесины, тогда как ранее бумага изготовлялась из тряпья. Это привело к удешевлению изданий. Годом ранее была осуществлена успешная прокладка трансатлантического телеграфного кабеля, связавшего Америку с Европой. В 1868 году Кристофер Шоулз изобрёл печатную машинку, изменившую традиционное представление о работе журналиста. В 1869 году было завершено строительство трансконтинентальной железной дороги, соединившей побережья Тихого и Атлантического океанов, а в 1876 году Александр Белл изобрёл телефон.
Во второй половине XIX столетия газеты всё более становятся частью бизнеса, а не политической борьбы. В условиях формирования общенациональных рынков существенно возросла роль рекламы как средства продвижения товаров и услуг. Резкий рост массового индустриального производства, усилившаяся рыночная конкуренция производственных и торговых фирм стимулировали во второй половине XIX века бурный рост рекламного бизнеса. Печать всё чаще рассматривалась рекламодателями как канал вывода рекламных объявлений на массовую аудиторию потенциальных потребителей товаров и услуг. Поток рекламных объявлений, поступающих в редакции периодических изданий, резко возрос в последней четверти века. Всего за одно десятилетие объём рекламы, публикуемой в журналах США, увеличился на 200–300%. Существенно возросли и доходы от рекламной деятельности периодических изданий. Если в 1880-е годы доходы издателей газет наполовину состояли из средств, полученных от продажи тиража, и наполовину – от платы за публикацию коммерческих объявлений, то к 1910 году рекламные доходы составляли уже 65% от общего объёма поступлений.
Таким образом, коммерческая реклама превратилась в основной источник дохода, а пресса стала выходить на всё более широкую аудиторию, став массовой.
● Особенности развития североамериканской журналистики на рубеже XIX-XX веков.
Появление ежедневных и массовых газет создало новую ситуацию на медиарынке.
«The New York Sun» [Солнце Нью-Йорка], ежедневная газета, издававшаяся с 1833 года, была задумана как серьёзное новостное издание большого формата. В качестве её основателя и идеолога выступил нью-йоркский журналист Бенджамин Дэй.
Самая дешёвая не только в Нью-Йорке, но и во всей стране газета Бенджамина Дэя была рассчитана на городское население и на массового, в основе своей малограмотного читателя. Она впервые выходила два раза в день, причём утренний выпуск был насыщен политической полемикой, а вечерний, наоборот, предлагал читателям материалы исключительно информационного характера.
Особую известность «The New York Sun» [Солнце Нью-Йорка] получила в 1835 году благодаря так называемому «большому лунному надувательству» – серии из шести очерков, об открытии жизни и цивилизации на Луне. Это открытие было ложно приписано Джону Гершелю, одному из самых знаменитых астрономов своего времени. В 1844 году было опубликовано не менее знаменитое «воздушное надувательство» – статья Эдгара Аллана По о перелёте через Атлантику на воздушном шаре.
4 сентября в США отмечается неофициальный праздник – День разносчика газет. В этот день в 1833 году редактор газеты «The New York Sun» [Солнце Нью-Йорка] Бенджамен Дэй нанял для своего издания первого в истории США разносчика – десятилетнего ирландца Барни Флахерти. С этого момента мальчишки стали главными распространителями печати. Они стояли на углах улиц или носились по кварталам, в розницу распродавая газеты с броскими заголовками. Газетчики не состояли в штате редакций, а были свободными предпринимателями и относились к беднейшим классам общества, часто живущим прямо на улицах.
Другая популярная газета – «New York Herald» [Вестник Нью-Йорка] – была создана Джеймсом Гордоном Беннеттом-старшим в 1835 году. В 1836 году «New York Herald» [Вестник Нью-Йорка] провела первое в истории журналистское расследование: параллельно с судебно-следственными органами журналисты газеты шаг за шагом расследовали убийство двадцатитрёхлетней нью-йоркской проститутки Хелен Джуитт и регулярно публиковали в газете соответствующую информацию. Вскоре выяснилось, что журналистам удалось собрать больше сведений и фактов, чем следствию. На суде и прокурор, и адвокат апеллировали к материалам из «New York Herald» [Вестник Нью-Йорка]. В результате предполагаемого убийцу проститутки признали полностью невиновным, как это установили журналисты.
Не удивительно, что вскоре газета стала самой популярной и прибыльной ежедневной газетой США, и к 1861 году её тираж достиг 84 000 экземпляров, что позволило ей называть себя «самая массовая газета в мире».
Беннетт считал, что задача газеты – «не учить, но удивлять». Этой же точки зрения придерживался и его сын – Джеймс Гордон Беннетт-младший, сменивший отца на посту редактора в 1867 году. Он финансировал африканские экспедиции Генри Мортона Стэнли и поход Джорджа Де Лонга к Северному полюсу.
«New York Herald» [Вестник Нью-Йорка] создала корреспондентское бюро своей газеты в Вашингтоне, завела своих постоянных корреспондентов в Европе и получала материалы европейской печати, используя для этого изобретение телеграфа. Беннет создал в газете финансовую рубрику, именовавшуюся им «денежной страницей», колонку писем читателей с их мнениями о публикациях газеты и освещаемых ею событиях. Он же первым сообщил в своей газете об открытии золотых приисков в Калифорнии. «New York Herald» [Вестник Нью-Йорка] по праву считалась самой агрессивной и сенсационной среди ведущих нью-йоркских газет.
Крупнейшей фигурой американской журналистики на стыке XIX и XX столетий стал Уильям Рендольф Хёрст, имя которого во многом стало символом многих отрицательных сторон американской капиталистической прессы. Он был уверен, что «читатель интересуется, прежде всего, событиями, которые содержат элементы его собственной примитивной природы <...> : 1) самосохранение, 2) любовь и размножение, 3) тщеславие». При выборе тематики материалов для него не существовало барьера благопристойности. С его подачи американская пресса окончательно и бесповоротно выросла в крупный бизнес, став его важной и неотъемлемой частью.
«Массовая» пресса быстро освоила и приемы иллюстрированных изданий, дополнив сенсационность соответствующим видеорядом. В Германии первая иллюстрированная газета «Leipziger lllustrierte Zeitung» [Лейпцигская иллюстрированная газета] появилась в 1843 году в Лейпциге. В начале 1870-х годов первая ежедневная иллюстрированная газета «Le Journal illustré» [Иллюстрированный журнал] появляется во Франции. А вот в Англии первая ежедневная иллюстрированная газета «Daily Graphic» [Ежедневный рисунок] появилась лишь в 1890 году.
К периоду 1840-х годов относится появление первых рекламных агентств, завязывавших тесные контакты с прессой. Реклама становится одним из видов экономической деятельности, и финансовые вливания от рекламных объявлений в журнальную и газетную продукцию привели к тому, что реклама и пресса стали взаимозависимы.
В мае 1848 года представители шести ведущих газет Нью-Йорка для того, чтобы уменьшить расходы на получение новостей по телеграфу, создали корпоративное объединение под названием «Associated Press of New York», а в дальнейшем просто «Associated Press» [Объединённая печать]. Так возникло первое американское информационное агентство, получающее финансовую выгоду от продажи новостей различным средствам массовой информации.
12 апреля 1861 года началась Гражданская война между Севером и Югом. Весьма символичным стал и тот факт, что честь первого выстрела по форту Самтеру была предоставлена известному журналисту Эдмунду Раффину, писавшему антирабовладельческие статьи.
Интересным феноменом периода Гражданской войны стало появление армейских периодических изданий, носившее в большей мере стихийный характер. Так, когда войска армии северян проходили через город Макон (штат Миссури), они захватили и печатный пресс, оставленный в редакции местной газеты. Несколько журналистов и типографов, воевавших в рядах северян, взяли станок с собой и стали выпускать армейскую газету под названием «The Union» [Союз]. Роль военных корреспондентов, которые в то время ещё не имели специального статуса и подвергались значительному риску, была чрезвычайно высока: они доставляли аудитории самую оперативную информацию с театра военных действий.
● Место визуальной информации на страницах печати в системе методов «нового журнализма».
Первая фотография была получена в 1839 году французским изобретателем Луи Дагером, но потребовалось более сорока лет на усовершенствование этого процесса, прежде чем 4 марта 1880 года в газете «The New York Daily Graphic» [Ежедневный рисунок Нью-Йорка] была опубликована первая фотоиллюстрация. Отныне иллюстрированные издания приобретали характер документов, могли фиксировать факты, нести информацию о реальных событиях, а развитие событийной фотографии привело к появлению профессиональных фоторепортёров.
Это было очень важно для развития «жёлтой прессы» и изданий, рассчитанных на многочисленную малоинтеллектуальную аудиторию. Иллюстрации позволяли лучше понять журналистский текст, эмоциональнее воспринять предлагаемую информацию и «своими глазами» увидеть детали происшествий. В типологическом многообразии прессы появились специализированные издания, публикующие, прежде всего, будни полицейской жизни и накал спортивных состязаний.
Технология изготовления полутоновых фотографических клише, появившаяся в Англии в 1850-х годах, долгое время совершенствовалась. Она впервые нашла широкое применение в газетном деле лишь с 1897 года, когда начала использоваться при производстве нью-йоркской газеты «The Tribune» [Трибуна]. Усовершенствованная технология обеспечивала быстрое и качественное изготовление газетных клише. К тому же изготовление полутонового клише обходилось примерно в пятнадцать раз дешевле, чем подготовка ручной гравюры аналогичного размера, что обеспечивало существенное удешевление производства иллюстрированных изданий и стоимости распродаваемых газет.
Отныне на страницы газет и журналов пришёл огромный массив фотоиллюстраций.
Первой иллюстрированной газетой в мире была «The Illustrated London News» [Иллюстрированные новости Лондона] Герберта Ингрэма. Уже в первом номере, вышедшем 14 мая 1842 года, шестнадцать страниц были отданы таким темам, как война в Афганистане, крушение поезда во Франции, обзор программ кандидатов на президентских выборах в США, отчёт о преступности, описание костюмированного бала в Букингемском дворце, театральные и книжные рецензии. Всё это сопровождало тридцать две гравюры, позволявшие глазами иллюстраторов увидеть людей, места и события, которые до тех пор большинство читателей могли только вообразить. Издание стало представлять своей аудитории яркую картину британских и мировых новостей.
Иллюстрированное издание становилось разновидностью документа.
Но изображение имеет не только прикладное значение, просто и наглядно представляя информацию и рождая ощущение присутствия на месте события. Первая страница издания может оказать значительное влияние на читателей, поскольку она отражает политику издания. Иллюстрация, вынесенная на первую страницу, эмоционально настраивает читателя на оценку «гвоздевого» материала. Значимость визуального ряда невозможно переоценить. С приходом в мир прессы новых технологий, рисунки стали всё чаще заменяться фотографиями. Это потребовало совершенствования мастерства журналистов-фотографов, чтобы суметь в реальной жизни отыскать сюжет, эмоционально отражающий актуальную социальную проблему.
Приоритет визуального над текстовой составляющей номера даёт возможность аудитории зрительно-образно пережить эмоции. Поскольку восприятие зрительных образов в первую очередь идёт на подсознательном уровне, то издания, использующие этот приём, адресуют свой контент к неосознанному инстинктивному влечению человека. Сенсационность такого иллюстративного материала, перенаправляет внимание читателя от соразмышления к сопереживанию. Вот лишь некоторые приёмы визуализации журналистской сенсационности: изображение мест преступления и скандальных происшествий, публикация портретов преступников и жертв, создание шокирующих иллюстраций к материалам табуированной тематики, фоторепортажи с театра военных действий, презентация экзотической информации.
● Средства массовой информации в условиях перехода к информационному обществу.
Современная информационная среда – продукт массового общества, в котором преобладают массовая культура и коммуникация, а их становление, в свою очередь, во многом обязано распространению СМИ. Массовое общество возникает в странах, вступивших в конце XIX – начале XX веков на путь модернизации, то есть форсированного развития промышленного сектора экономики. Индустриальное (конвейерное) производство автоматически рождает новый тип потребителя, непохожего на человека предшествующих эпох.
Уже в 1950-е годы исследователи обратили особое внимание на влияние технологий на развитие медиа. Виднейшим представителем этого направления в коммуникавистике стал канадский философ и культуролог, социолог и литературовед Маршалл Маклюэн. Его идея о «глобальной деревне» логично вытекала из представлений теоретика в области экономической теории Гарольда Инесса, который считал, что развитие средств массовой коммуникации и коммуникационная технология помогают преодолевать прежние ограничители знания и информации – пространство и время, а потому полагал неизбежным превращение электронных СМИ в некое подобие «нервной информационной системы» общества.
Маршалл Маклюэн уже в своих ранних работах рассматривал формы коммуникации как ведущий фактор культурной эволюции, относя к средствам коммуникации язык, деньги, дороги, печать, радиовещание, телевидение и компьютеры. В его концепции событие приобретает общественную значимость не само по себе, а в связи с переданными о нем посредством коммуникации сообщениями. И переход от печатных к электронным средствам коммуникации формирует новый тип восприятия реальности, при котором человек оказывается включенным во все происходящее целостно. Исследователь называет этот период эпохой «глобальной деревни», для которой характерным является «детрадиционализация» – ослабление традиционных связей, иерархий, ценностей.
По его мнению, в обществе поочередно доминировали сперва – устный, затем – письменный и печатный, а сейчас – электрический и электронный типы коммуникации. Распространение электронных средств вновь возвращает общество к «племенному миру» с устными формами коммуникации, но при этом включенному в глобальную коммуникационную сеть. Происходит снятие координат «центра» и «периферии», и индивид может одновременно переживать состояние как близких к нему, так и отдаленных от него объектов. В этом смысле процесс глобализации напрямую зависит от технической эволюции СМИ.
Глобальные СМИ имеют своеобразную монополию на конструирование мирового общественного мнения, формирование повестки дня и оценки важности свершающихся или намеченных событий. Глобальная реклама – транслирующееся одновременно по всем ведущим каналам мира событие – принуждает к мгновенной реакции на свершающееся в режиме on-line.
Постоянно ведущаяся идеологизация общества, при которой идёт активное производство мифов, настораживает исследователей, ориентированных на гуманистические ценности и деидеологизацию массового сознания. Лидеры промышленно развитых государств и правительств впервые забили тревогу по поводу отрицательных сторон информатизации 23 июля 2000 года, собравшись на Окинаве (Япония) на встречу «Большой восьмерки». Уже в сентябре в нью-йоркской штаб-квартире ООН для обсуждения информациологических проблем, поднятых на Окинаве, на «Саммит тысячелетия» собрались сто восемьдесят семь глав государств и правительств мира. Среди поднятых проблем ведущей была названа растущая дифференциация потребителей информации на бедных и богатых: «Существует вероятность появления нового опасного разрыва в уровнях грамотности в результате образования все большей неравномерности в доступе к возможностям, предоставляемым новыми технологиями коммуникации и информации».
Противостояние свободы и ответственности оказалось связанным с теоретико-практической интерпретацией концепции «свободного потока информации», возникшей в США, утверждающей право западных держав, прежде всего самой Америки, беспрепятственно распространять неограниченный объём информации на практически неограниченной территории. Практика «свободного потока информации» целым регионам мира фактически отводила роль лишь потребителя информации. Появились новые формы зависимости, получившие название «информационный империализм», что, в свою очередь, породило концепцию нового международного информационного порядка. Эта концепция затрагивала проблему неравномерного распределения информации между странами и регионами мира, утверждая, что освобождение и развитие национальных средств массовой информации – составная часть борьбы за политическую, экономическую и социальную независимость. Так формулировала насущные задачи современности политическая декларация неприсоединившихся государств, принятая в 1976 году в Коломбо. В 1979 году на аналогичной конференции в Варшаве были уточнены и конкретизированы эти положения.
По инициативе UNESCO в 1977-1979 годах проведено изучение глобальных информационных процессов. Доклад Комиссии Макбрайда, представленный XXI сессии Генеральной конференции UNESCO в Белграде (1980), на огромном фактическом материале продемонстрировал последствия неравномерности в обмене информацией. В частности, были отмечены негативные тенденции, вызванные засильем транснациональных корпораций в сфере прессы, радио и телевидения; высказаны мысли о том, что в расширяющихся коммуникационных системах предпочтение следует отдавать некоммерческим формам массовой коммуникации и что, признавая потребность масс-медиа в прибыли, следует рассмотреть вопрос о том, как способствовать уменьшению негативного влияния, которое оказывают чисто коммерческие соображения на организацию и содержание национального и международного потока информации.
В докладе, направленном против психологической войны, подчёркивается необходимость осуществления обмена информацией в соответствии с нормами международного права, на основе признания суверенитета, равенства, невмешательства во внутренние дела других государств, признания их права на самоопределение. В документе говорится, что свобода без ответственности ведёт к искажениям и злоупотреблениям, но при отсутствии свободы невозможно реализовать ответственность.
Выступление выдающегося ирландского общественного деятеля, лауреата ряда премий за укрепление мира Шона Макбрайда вызвало бурную дискуссию и даже ожесточённую критику со стороны тех, кто стремился узаконить «право сильного» и в сфере международного обмена информацией. Теоретические споры вокруг теории «свободного потока информации» стали приобретать ярко выраженную идеологическую и политическую направленность. Позиция оппонентов концепции нового международного информационного порядка нашла отражение в так называемой Таллуарской декларации 1981 года. Согласно ей, чем больше удалена пресса от правительственных и законодательных органов, тем она свободнее, и наоборот.
В последние годы, в условиях постконфронтационного мира, усилия UNESCO сконцентрировались на содействии независимости, свободе и плюрализму прессы по всему миру. На достижение этой цели был направлен весь пафос деклараций о развитии независимости и плюрализма в Африке (Виндхук, 1991), Азии (Алма-Ата, 1992), Латинской Америке (Сантьяго, 1994). День принятия Виндхукской декларации – 3 мая – объявлен Всемирным днём свободы прессы.
● Духовная публицистика как тип творчества. Роль публицистики в возрождении культуры как системы ценностей.
Изучение истории развития общественной мысли невозможно без изучения проблемы гуманизации личности и всех общественных отношений, составной частью которой является проблема духовного развития общества. Духовная публицистика создаётся как церковными, так и светскими деятелями. Наиболее существенное её отличие по содержанию заключается в том, что она сосредоточена на светских проблемах, касающихся обустройства общественных отношений.
Роль русской духовной публицистики состоит, во-первых, в утверждении в массовом сознании православия как человеколюбия; во-вторых, в формировании официальной религиозной идеологии; в-третьих, в её предназначении быть проводником светских, социально-политических идей, прежде всего – государственных.
Духовная публицистика на Руси ведет отсчёт с середины X века, когда появляются первые образцы христианской проповеди. Но именно в XI веке книжные формы духовной публицистики стали чрезвычайно популярными среди городского населения. Три большие темы «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона – во-первых, соотношение права и милосердия; во-вторых, значение Крещения для русской земли; в-третьих, проблемы дальнейшего развития Русского государства, – позволяют крупнейшему исследователю Древней Руси Дмитрию Сергеевичу Лихачёву утверждать, что это – политико-публицистический трактат, в котором получили отражение наиболее острые злободневные вопросы современности.
Русская церковь начала свою нравственно-воспитательную миссию среди народа с первобытной языческой религией, нимало не проникнутой началами нравственными. Основными мотивами служения язычников кумирам были корысть и грубый расчёт. Замена принципа безжалостности человеколюбием стала основным лейтмотивом произведений духовной публицистики на многие века.
Главной целью духовной публицистики становится нравственное преобразование общества в целом и каждого его члена в отдельности. Уничтожая многоженство и положив начало устроению положения женщины как жены и матери, а также ослабив холопскую неволю, публицисты христианской направленности активно взялись за реорганизацию политического устройства Руси.
Миротворческая деятельность русской церковной иерархии и соединенные с нею посреднические и представительские обязанности, принимавшиеся ею сперва по собственной инициативе, очень скоро создали для духовных публицистов специальное положение в сфере государственной жизни, – положение посланников. Духовные лица, ведущие активную проповедь человеколюбия, стали у князей самыми обычными послами как во внутренних междукняжеских сношениях, так и в международном посредничестве.
Основная тематика духовной публицистики Руси сводится к следующему: проповедь христианской любви к человеку и обществу; христианин как свободная личность, несущая ответственность за происходящее; внутреннее устроение христианина как воспитание высоких нравственных начал: уважительно относиться к истории, вести себя скромно за столом, незаметно помочь другому, беречь природу, не мусорить вокруг себя ни бытовыми отходами, ни словами, ни дурными идеями.
● Н.И. Новиков – зачинатель сатирической публицистики в России.
Конец 1760-х годов отмечен внезапным ростом числа журналов с ярко выраженной сатирической направленностью, рассчитанных на широкие читательские круги. Примечательной особенностью возникновения этой массовой сатирической журналистики явилось то, что инициатива в пробуждении интереса к периодическим изданиям подобного типа исходила от высшей власти в лице императрицы Екатерины II.
В январе 1769 году она организует выпуск еженедельных листов под названием «Всякая всячина», разрешив одновременно издавать подобные журналы всем желающим. При помощи журнала, в котором легкая, ни к чему не обязывающая сатира перемежалась с назидательными поучениями, манипулируя мнениями многочисленных корреспондентов журнала, зачастую мнимых, Екатерина II рассчитывала руководить общественным мнением страны, предлагая читателям свое видение общеполитической обстановки в государстве, навязывая выгодное ей понимание стоявших перед правительством проблем и путей их решения.
«Всякая всячина» выступала за сатиру в «улыбательном духе», за обличение пороков, но не отдельных лиц и конкретных недостатков. Суеверие и страсть к слухам, скупость, зависть и невоспитанность, самодурство и бесполезное модничанье, склонность к дурным привычкам и нетерпимость к окружающим – таковы основные объекты сатиры на страницах журнала.
Позиция, занятая «Всякой всячиной», вызвала ответную реакцию в журнале «Трутень», который издавал Николай Иванович Новиков. В листе V этого журнала от 26 мая было помещено письмо на имя издателя «Трутня» от некоего Правдулюбова, в котором правила сатиры «в улыбательном духе» подвергались резкой критике. Журнал выходил с мая 1769 по апрель 1770 года. В журнале Новиков рассматривает три рода деятельности: военная, гражданская и придворная. Он оценивает их критически, особенно последнюю.
Трутень – бездельник, который не знает, чем заняться. В предисловии издатель журнала признаётся читателям в своей слабости: он ленив и потому ничего не читает, ни с кем не переписывается и нигде не служит. Но он непременно желает принести пользу отечеству, а потому решает издавать чужие труды и просит присылать ему письма, сочинения и переводы в прозе и в стихах, особенно сатирические, критические и прочие, ко исправлению нравов служащие, и обещает все их напечатать в своих листах.
В 1769 году Новиков выбрал эпиграфом для своего журнала колючие строки из басни Александра Петровича Сумарокова: «Они работают, а вы их труд едите». В 1770 году Новиков понимает, что надо сменить тон сатиры. Он меняет эпиграф опять на слова Сумарокова: «Опасно наставленье строго, где зверства и безумства много». Новиков подчеркивает, что осознаёт опасность своих выпадов, и из журнала демонстративно изгоняется Правдолюбов. Тем не менее, в конце апреля 1770 года «Трутень» был закрыт.
В июне 1770 года появился «Пустомеля». Руководствуясь тактикой осторожности, Новиков вынужден был действовать в данном случае через подставное лицо (донесение в Академию наук с просьбой печатать «Пустомелю» написано рукой Новикова от имени маклера Фока). Всего удалось напечатать только два номера, после чего и этот журнал был закрыт. Причина закрытия – продолжение Новиковым неугодной Екатерине II сатирической линии.
Екатерина II вновь пытается повести за собой общественное мнение, решив заняться драматургией. В 1771 году она пишет 5 комедий, которые в 1772 году выходят на сцене придворного театра без указания авторства.
Воспользовавшись этим, с середины апреля 1772 года Новиков выпускает еженедельный сатирический журнал «Живописец», посвящённый неизвестному сочинителю комедии «О, время». Продолжая идейно-тематическое направление «Трутня», писатель по-прежнему обличает дворянство, утратившее связи с родиной, национальной почвой, народом, русской культурой. Он создаёт яркие карикатуры щёголей и щеголих, высмеивает их язык, засорённый иностранными словами. В журнале ведётся обличение социального зла. Новиков использует больше приёмов сатиры, даётся более тонкая психологическая характеристика своим персонажам, авторское повествование перемежается с высказываниями самих персонажей. В конце июня 1773 года журнал закрывается без объяснения с читателем.
С 8 июня по 2 сентября 1774 года выходит последний сатирический журнал Новикова – «Кошелёк». Его ведущей темой стало обличение галломанства русских дворян. Центральная мишень критики – персонаж с говорящим именем Шевалье де Мансонж (от французского «ложь»), который приехал в Россию обучать детей, хотя на родине был парикмахером. Само название журнала – говорящее: в XVIII веке, согласно французской моде, мужчины носили парики с косами, на которые надевали сетку, называвшуюся кошельком. Этот кошелёк для Новикова – символ галломанства, на которое он и обрушивается. Журнал закрыли.
Через несколько лет, в 1782 году, Новиков решился вновь предстать перед своими читателями в прежнем облике беспощадного обличителя – и взялся за выпуск журнала, названного им безобидно: «Городская и деревенская библиотека, или Забавы и удовольствия разума и сердца в праздное время». Жизнь этого издания продлилась достаточно долго: в течение пяти лет в журнале печатались российские пословицы, причём по теме каждой пословицы создавался сатирический рассказ о возможном её происхождении, а сама пословица служила заголовком рассказа. Сюжеты этих рассказов намекали на реальные события придворной жизни. Здесь же печатались переводы повестей Вольтера, Дидро и других французских вольнодумцев.
Екатерина II поняла, что свобода слова ведёт к подрыву государственной власти. В 1792 году, по личному приказу императрицы, Новиков был схвачен и заключён в Шлиссельбургскую крепость. Его объявили «государственным преступником» и приговорили к смертной казни. В последний момент императрица заменила её 15-летним заключением.
Новиков, однако, провёл в тюрьме всего около четырёх лет: после смерти Екатерины II в 1796 году указом Павла I он был освобождён, но ничего более не публиковал.
● Информационные войны в России первой половины XIX века: Отечественная война 1812 года и декабристское движение.
Отечественная война 1812 года многими историками называется первой информационной войной России. Термин «информационная война» имеет двойное значение. Во-первых, это воздействие на гражданское население и военнослужащих другого государства путём распространения определённой информации. А во-вторых, это целенаправленные действия, предпринятые для достижения информационного превосходства путём нанесения ущерба информации, информационным процессам и информационным системам противника.
Информационная война предстаёт как совокупность пропагандистских приёмов идеологического противостояния, среди которых важнейшими являются вброс дезинформации и представление информации в выгодном для себя ключе.
Идея создания при штабе Русской армии агитационно-пропагандистского центра возникла сразу же после начала военных действий. Первые его шаги были связаны с публикацией пропагандистских материалов, обращённых к солдатам противника: листовок, прокламаций, публицистических брошюр.
Дело в том, что российские солдаты уже получали подобные листовки и воззвания, отпечатанные агитационным центром армии Наполеона, и требовалось начать контрпропаганду. Известно, что Наполеон придавал слову огромное значение, а потому войну он начал с дискредитации имиджа России. Со страниц газет и журналов Наполеон обращался к французам: «Вы думаете, что Россия – это далёкая мирная страна, с уважением относящаяся к нам? Нет! Это настоящий агрессор. Русские варвары являются врагами цивилизации и всего европейского!».
За 4,5 месяца до начала войны был разработан подробнейший план информационного противостояния России. Доклад, написанный польским генералом Михаилом Сокольницким, который находился на французской военной службе, составлен настолько хорошо, убедительно, мощно, настолько прописано там всё, что надо сделать и как уничтожить Россию, поставить её на колени и ликвидировать потом просто как нацию, как государство, что может быть учебником по информационной войне.
Главная мысль доклада в том, что необходимо любой ценой спровоцировать и разжечь межнациональную рознь, в первую очередь – между русскими и украинцами. С помощью запорожцев и крымских татар можно возбудить и другие народы. Дальше предполагалось двинуться на Кавказ. План войны с Россией был рассчитан на три года.
В начале 1812 года вышло пропагандистское произведение «О росте могущества России с её возникновения до начала XIX века», автором которого был назван публицист и историк Шарль-Луи Лезюр. Рукопись книги корректировал, а возможно местами и писал текст, сам Наполеон. В книге утверждалось, что император Пётр Великий, прежде чем упокоиться, оставил своим потомкам и будущим правителям России секретнейший план. В нём было завещано вносить смуты и распри в международную политику, поддерживать российские народы в воинственном настроении. Главная цель всего этого – добиться власти над всей Европой, захватить Константинополь и через Персидский залив устремиться на земли Индии.
К тому же Великая армия была полностью атеистической. Французские мемуаристы писали: «Мы с удивлением и непониманием смотрели, как русские плачут и носят иконы. Молятся перед этими досками и пытаются возбудить себя религиозным фанатизмом». К тому времени французы, проникнувшись духом революции, верили только в свои собственные силы, силы человека, который сам творит свою судьбу, сам одерживает победы. И в силу гения, который их возглавляет, – Наполеона.
Так что в 1812 году России пришлось столкнуться не просто с нашествием огромной армии, а с невиданной информационной провокацией.
Среди листовок Главной квартиры – воззвание к народам Европы «Официальные известия из армии», провозгласившее принцип политической независимости европейских государств; прокламации, призывавшие народы Европы подняться на борьбу с Наполеоном; обращения к солдатам Великой армии с призывом сложить оружие.
Типографии приходилось работать в сложных походных условиях. Тем не менее, агитационная публицистика типографии Главной квартиры включает в себя «Журналы военных действий» – официальные документы штаба; публицистические листовки и брошюры; литературные произведения, издававшиеся в штабе Михаила Илларионовича Кутузова.
Для контрпропаганды следовало развернуть, прежде всего, идеологическую войну против всего французского. Консервативная пресса начала возводить на степень апофеоза всё русское и принижать всё французское вплоть до самого грубого и плоского высмеивания.
Первое достигалось рядом статей и стихотворных произведений, посвящённых русскому патриотизму, храбрости, великодушию и другим добродетелям и написанных возвышенным слогом или, напротив, приближенным к лубочно-простонародному стилю.
Генерал-губернатор Москвы Граф Федор Васильевич Ростопчин – постоянный автор журнала «Русский вестник». Он писал афиши – обращения к солдатам и мирному населению. Основной приём – стилизация, грубая подделка под народный язык.
В своём ожесточении против Наполеона и французов издатель «Русского Вестника» Сергей Николаевич Глинка доходил до крайностей и даже настраивал своих соотечественников против мирных французов, торгующих в Москве. Так, в статье «О московских вывесках» журнал разражается гневом по поводу того, что на французских вывесках в Москве «русские речи ставятся всегда ниже французских» и что вообще слишком много французских вывесок в русском городе.
В противовес им выступал журнал «Сын Отечества», который начал издаваться в Санкт-Петербурге с октября 1812 года Николаем Ивановичем Гречем. Правительство считало необходимым иметь в столице полуофициальный общественно-политический журнал. Гражданское свободомыслие «Сына Отечества» проявилось в характеристике войны как борьбы за национальную независимость Родины. «Умрём свободными и в свободном Отечестве!» – таков был лейтмотив всех материалов журнала.
Греч ввёл в свой журнал интересное новшество – иллюстрации содержание которых подчинялось общей патриотической цели журнала. Основной жанр иллюстраций – политическая карикатура, высмеивающая Наполеона и его сподвижников. Рисовали для «Сына Отечества» известнейшие художники Алексей Гаврилович Венецианов и Иван Иванович Теребенёв. Зачастую тематика этих карикатур перекликалась с сатирическими баснями Ивана Андреевича Крылова «Обоз», «Ворона и курица», «Волк на псарне» и других, печатавшихся в «Сыне Отечества».
Отечественная война 1812 года способствовала развитию новых форм печати, которой позже воспользуются и декабристы: «летучие» листки-воззвания, оперативно откликающиеся на события. Так что не только рост национального самосознания позволил Матвею Ивановичу Муравьеву-Апостолу сказать от имени всех декабристов: «Мы были дети 1812 года». Декабристы создавали агитационные произведения, которые нелегально распространяли среди солдат – «Любопытный разговор» Никиты Михайловича Муравьёва (1822), «Православный катехизис» Сергея Ивановича Муравьёва-Апостола (1825); сочинялись и распространялись песни в народном стиле, которые с конца 1822 года совместно писали Кондратий Фёдорович Рылеев и Александр Александрович Бестужев; писались критические обзоры и статьи, воспевавшие силу и могущество русского народа, оказавшегося под гнётом крепостников. Таким образом, разворачивалась информационная война, направленная на массовое сознание с целью формирования эмоционального восприятия, выгодного воздействующей стороне.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Виды мер административного принуждения | | | Производительные силы и средства насилия. |
Дата добавления: 2016-06-02; просмотров: 5378;