Принцип рациональности научного знания.
Тайна науки заключается в том, что она обладает способностью вносить порядок в окружающий мир. В мире не так уж много порядка, но наука может взглянуть на жизненные явления и увидеть в них определенный порядок.
Василий Леонтьев[4]
Ученый подходит к миру с рациональных[5] позиций. Он ищет устойчивые взаимодействия, упорядоченные процессы (а нередко стремится условно или теоретически упорядочить и структурировать неупорядоченные процессы).
Приведу пример чисто условного упорядочивания:
еще в древности звездное небо было упорядочено, благодаря выделению определенных созвездий (хотя, как оказалось в дальнейшем, звезды одного и того же созвездия физически не связаны в единое целое).
А теперь пример объективно существующего порядка: начиная беседовать, люди попадают в систему упорядоченного языка.
Верующие люди зачастую связывают разумное, гармоничное, в значительной мере рациональное с божьим замыслом, а абсурдное, иррациональное – с дьявольским умыслом.
Из возможных интерпретаций рационального* и иррационального* наиболее научно обоснована такая: они характеризуют, прежде всего, взаимодействиясубъекта с миром (в том числе, с другими субъектами), сферу его материально-практической и духовной деятельности.
Возможно рациональное познание не только того, что в психике и ее взаимодействии с миром рационально, но и того, что иррационально (либо кажется таким).
Ведь рациональное познание - это не только упорядоченное воспроизведение, но и упорядочивающее преобразование (в знаковой форме).
В науке по возможности используют упорядоченный и формализованный логический язык, весомые обоснования и доказательства[6].
Делая то или иное заключение, исследователь пользуется строго определенными логическими правилами.
Любой ученый хотел бы, чтобы его исследование было логически последовательным и непротиворечивым. Конечно, он готов и к тому, что в процессе его исследования возникнут новые противоречия, так как видит в них неизбежную черту познания[7].
«Нормальной» следует считать не только классическую, но и неклассическую науку. Классическая наука опиралась на формальную аристотелевскую логику («да» или «нет»).
Однако мир оказался гораздо сложнее, чем его отображение формальной логикой.
Поэтому современные научные концепции (и современный рационализм) опираются на так называемые многозначные логики. Последние допускают, в частности, «да», «нет», а также их одновременное наличие («да и нет»).
ДОБАВЛЕНИЯ
По Куну, объективность - вопрос консенсуса в научном сообществе данной эпохи.
В попперовской философии объективность означает возможность проверки (проверяемость, опровержимость). Поппер принимает аргументы социологии науки и феноменологии о наличии в научном знании интерпретации (герменевтический аспект), социального заказа и политической ангажированности (социальный аспект), психологического индивидуализма (феноменологический). В то же время, он находит способ избавить науку от социологического релятивизма. В концепции третьего мира знаний и в эволюционной эпистемологии научные теории не отдаются на милость сообществу ученых данной эпохи. Напротив, само это сообщество всего лишь фрагмент процесса развития автономного третьего мира. Третий мир - продукт человеческого духа, но его онтологический статус является автономным.
[1] Один русский писатель вывел двух героев: «мальчик с принципами, но без штанов» и «мальчик в штанах, но без принципов».
[2] Однако можно вообразить некую цивилизацию разумных дельфинов, в которой "мерой всех вещей" считался бы дельфин…
[3] Клод Бернар (1813-1878), известный французский физиолог и методолог науки.
[4] В. Леонтьев (1906-1999), лауреат Нобелевской премии по экономике.
[5] Рациональное: в самом широком смысле - это определенная упорядоченность (законосообразность, соразмерность), характеризующая мировые процессы и явления, которая в принципе делает возможным их логически связное воспроизведение в человеческом сознании. Такое рациональное сопоставляют с иррациональным (неупорядоченным, хаотичным)и обычно противопоставляют ему. Однако правильнее не ограничиваться противопоставлением рационального и иррационального, ибо между ними существуют и определенные взаимосвязи.
[6] Чем больше человек обращает внимание не только на утверждения, но и на их доказательства, тем больше он защищен от ошибок, обмана и манипулирования собой. В то же время что-то доказать можно только тому, кто признает доказательства критерием достоверности.
[7] Интересно сравнить противоречия в науке с противоречиями в искусстве (см. Воскобойников А.Э. Бессознательное и сознательное в человеке. М., 1997.)
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1092;