Познавательный оптимизм.
Именно практика человечества дает главные аргументы для опровержения агностицизма.
«Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы тем, что сами его производим, вызываем его из его условий, заставляем его к тому же служить нашим целям, — писал Ф.Энгельс, — то кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец» [2].
И далее Энгельс приводит примеры из истории промышленного производства и из истории науки, подтверждающие справедливость этих общих заключений. Введение практики в качестве критерия истины позволило философии диалектического материализма отказаться от распространенной среди философов претензии на абсолютную истину как главную цель создаваемой философской системы.
1 Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1, 3.
2 Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 284.
Философия диалектического материализма провозглашает отказ от вечных, абсолютных, неизменных истин. А ведь они были идеалом и целью познания для многих прежних философских систем.
В то же время, диамат не отказывается от задач истинного познания мира.
Он только ориентирует ученых на постоянное развитие наших представлений о мире, на углубление и расширение этих представлений, предостерегая их от того, чтобы частные успехи в познании и возникающие при этом теории объявлять вечными, неизменными, абсолютными.
Классификация знаний в философии диалектического материализма и соответственно классификация истин строится следующим образом.
1. В первую очередь решается вопрос об источнике наших знаний. Материальный мир, являясь главным объектом познания, представляет собою объективную реальность.
Поэтому содержание наших знаний, правильно отображающих этот объект, оказывается независимым от познающего субъекта (независимым от отдельного человека и человечества в целом).
Это выражает понятие «объективная истина».
2. Следующий важный аспект связан с проблемой полноты, глубины и точности воспроизведения объектов исследования.
Речь идет о соотношении абсолютного и относительного в познании. При этом вводится понятие «абсолютная истина» и «относительная истина».
Абсолютная истина рассматривается как точное отражение в сознании, в теории тех или иных объектов познания или их свойств. Как правило, это будут констатации фактов, событий в природе или истории, типа — «сегодня морозный день», «Россия — многонациональная страна» и т.п. А сколько-нибудь сложные теории и устанавливаемые в них законы, как правило, имеют значения относительных истин.
Однако в каждой относительной истине есть элементы абсолютного, что и обеспечивает процесс постоянного развития совокупного знания человечества, хотя те или иные научные теории теряют свою силу и уступают свое место новым.
В заключение – несколько слов о социальном идеале общества в марксистском учении.
Это общество, которое покончило с классовыми и межгрупповыми антагонизмами, научилось избегать агрессивного насилия, преодолело материальную и духовную нищету, реализовало социальную справедливость, открыв путь для всестороннего и гармоничного развития всем и каждому.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 1804;