Регулирование отношений между родителями и детьми
Римская семья
В древнейший период истории Рима римскую патриархальную семью характеризовал ряд особенностей. В состав семьи включались не только жена и дети, но и другие родственники, кабальные (находившиеся в кабале за долги) и рабы. Единственным полноправным членом семьи являлся ее глава - домовладыка (paterfamilias).
Римское право придавало решающее значение родству, его линиям, степеням и типам.
Родствомобозначается кровная связь между людьми, то есть связь, основанная на происхождении одного от другого или на происхождении группы людей от общего предка.
Право устанавливает линииистепени родства.
Линии различаются прямые и боковые.
Прямая линия обозначает родственников, которые последовательно происходят один от другого: сын от отца, отец от деда, дед от прадеда и т.д. Отсчет по прямой линии может быть по восходящей (восходящие прямые родственники): внук, сын, отец, дед...; отсчет в противоположном направлении производится по нисходящей (нисходящие прямые родственники).
Боковая линия обозначает родственников, которые происходят от одного общего предка: братья, сестры; дядья, племянники и пр.
Степень прямого и бокового родства определяется количеством рождений, устанавливающих связь между двумя данными лицами. Поэтому, например, отец и сын связаны прямым нисходящим родством первой степени, а братья - боковым родством второй степени.
Существовало два типа родства: агнатское и когнатское родство.
1) агнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через отца (патрилинейное родство) и именно эта связь имеет юридическое значение, то есть устанавливает взаимные права и обязанности родственников;
2) когнатические родственники - те, связь между которыми устанавливается через мать (матрилинейное родство) и долгое время эта связь не имела юридического значения.
Важность отцовской власти при этом определялась тем, что подпадание лица под эту власть (усыновлением, замужеством) или выход лица из-под нее (эмансипацией сына, браком дочери) - то есть перемена семейного состояния - изменяли круг агнатических родственников данного лица. Например, дочь состояла в агнатском родстве с отцом. Выйдя замуж, она переставала быть агнаткой своего отца и становилась когнаткой. Например, дети эманципированного сына, т.е. освобожденного из-под власти патерфамилиас, были в отношении к своему родному деду когнатами, т.е. родственниками лишёнными юридической связи со своим прародителем.
Агнатическая связь могла быть уничтожена любой из форм умаления правоспособности, например, дозволялась продажа в рабство сына, чем-либо опорочившего свою семью.
Когнатическая связь, принадлежавшая к «естественному праву», считалась нерушимой.
Когнатство привело к определенной самостоятельности членов семьи, и в период республики агнатское родство было полностью вытеснено им.
Родство между супругом и когнатическими родственниками второго супруга называлось свойством (например, свойство было между мужем и когнатическими родственниками жены).
Свойство, так же как и родство, может иметь много степеней.
Общее правило определения степени свойства: если необходимо определить свойство между родственником одного супруга и родственником другого, то надо исчислить родство одного лица с мужем, потом родство другого лица с женой и сложить вместе степени, считая мужа с женой за одно лицо. Например:
Ø первая степень свойства: свекровь и сноха, тесть и зять;
Ø вторая степень свойства: невестка и золовка, зять и шурин;
Ø третья степень свойства: племянник (племянница) жены по отношению к ее мужу;
Ø четвертая степень свойства: муж по отношению к двоюродной сестре жены или ее двоюродному брату.
Регулирование отношений между родителями и детьми
В древнейший период Рима дети, как до совершеннолетия, так и в зрелом возрасте находились под властью домовладыки (патерфамилиас). Отец мог отказаться от признания ребенка своим, мог продать его, отдать в кабалу и даже убить. Ромул запрещал убивать ребенка, не достигшего трех лет, за исключением родившегося с явными признаками уродства. Чтобы убить такого ребенка, следовало показать его пяти соседям. Они должны были одобрить решение отца.
С течением времени власть отца над детьми свелась к применению легких наказаний (домашних наказаний). В IV в. по указу императора Костантина у отца отнимается право казнить сына; сыноубийство приравнивается к обычному убийству, то есть признается уголовным преступлением. Сын получает право обращаться к магистрату с просьбой защитить его от злоупотреблений отца.
Условия возникновения отцовской власти:
1) с рождением сына (дочери) от родителей, состоявших в законном браке;
2) путем узаконения, т.е. признание законными детей, рожденных вне брака;
3) посредством усыновления.
Узаконение.Путем узаконения устанавливалась отцовская власть над детьми, рожденными вне брака. Узаконение производилось, или путем получения императорского рескрипта, или путем зачисления сына в члены муниципального сената (курии), а дочери - путем выдачи замуж за члена муниципального сената.
В период империи был разрешен брак родителей внебрачного ребенка.
Усыновление.Существовало два вида усыновления:
1) адопция(adoptio)- усыновление лица, находящегося под отцовской властью; первоначально она совершалась в форме частной сделки - троекратной фиктивной продажи ребенка его натуральным отцом усыновителю. И только при Юстиниане эта архаичная форма усыновления была заменена рассмотрением просьбы об усыновлении в суде и вынесением соответствующего решения;
2) адрогация (adrogatio) - усыновление лица, не находящегося под отцовской властью; такое усыновление вначале осуществлялось народным собранием, затем - на основании рескрипта императора.
Закон устанавливал необходимые условия усыновления:
· усыновителем мог выступать только мужчина;
· усыновитель не должен быть подвластным;
· усыновитель должен быть старше усыновляемого не менее чем на 18 лет. Позднее появилось требование, чтобы усыновитель был не моложе шестидесяти лет и не имел своих детей.
Прекращение отцовской власти наступало в результате:
1)смерти домовладыки;
2)смерти подвластного;
3)утраты свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;
4)лишение домовладыки прав отцовской власти (например, за оставление подвластного без помощи и т. п.);
5)приобретения подвластным некоторых почетных званий, либо вступление на высшие позиции в государственной или церковной иерархии (префектов претория, епископов);
6)эмансипации подвластного (освобождение из-под власти по воле домовладыки и с согласия подвластного).
В республиканский период освобождениеосуществлялось посредством тройной фиктивной продажи отцом сына доверенному лицу, которое троекратно отпускало его на свободу. Такой ритуальный акт носил название эмансипация (emansipatio). При Юстиниане эта архаичная процедура была заменена эмансипацией по решению суда.
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 612;