Медицинская и этическая оценка искусственного прерывания беременности. Позиция христианских конфессий .
В последнее время среди микрогенетиков получает все большее распространение позиция, связывающая начало человеческой жизни с моментом зачатия человеческого плода во чреве матери. Такого мнения придерживаются, в частности, В. А. Голиченков и Д. В. Попов. Согласно данному ими заключению (от 03.09.93) современные исследования в области биологии (генетики и эмбриологии) свидетельствуют о том, что “жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал” Более категорична позиция ряда зарубежных специалистов, в частности Ж. Судо , согласно которой аборт представляет собой не просто безвредное “прерывание беременности”, но “преднамеренное убийство”.
Точка зрения выступающих против абортов медиков согласуется с текстом клятвы Гиппократа ( V - IV в. до н. э. ), содержащей следующее обязательство врача: “я никогда не дам женщине абортивного средства .” В настоящее время будущие российские врачи по окончании ими учреждений профессионального образования также дают клятву. Указание на это обстоятельство содержится в ст. 60 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан». Однако в содержание клятвы российского врача не входит обязательства в отношении не родившейся жизни. Отсутствуют такие обязательства и в Этическом кодексе российского врача (принят в ноябре 1994 г. на 4-й Конференции ассоциации врачей России).
Попытаемся сопоставить отечественные этические нормы с международными. С этой целью обратимся, в частности, к Декларации ВМА “О медицинских абортах” (принята 2-й Генеральной Ассамблеей ВМА в сентябре 1948 г., дополнена 35-й Ассамблеей ВМА в октябре 1985 г.). Декларация провозглашает в качестве основополагающего морального принципа врача “уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия”. Этот этический принцип, к сожалению, проигнорирован этическими актами медицинского права России. Предусмотренная ст. 60 Основ клятва врача, равно как и Этический кодекс российского врача даже не декларируют уважение к человеческой жизни с момента зачатия человека.
Выводы современной медицины, заключающиеся в признании аборта убийством человека, соответствуют позиции христианских конфессий . Большую роль в формировании канонического суждения христианской Церкви об абортах сыграло постановление Константинопольского собора 692 г., согласно которому “нет разницы, убивает ли кто-либо взрослого человека или существо в самом начале его образования”. Данная позиция находит подтверждение в учении святых отцов Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого и других. Так, свт . Иоанн Златоуст определял плодоизгнание как то, что “хуже убийства ”. В трудах свт . Василия Великого говорится о том, что “умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению как за убийство”. Для современного российского общества достаточно значима точка зрения Русской Православной Церкви, поскольку в силу преамбулы Федерального Закона ”О свободе совести и о религиозных объединениях” Федеральное Собрание, уважая христианство, признает “особую роль православия в истории России, в становлении ее духовности и культуры.” Согласно XII .2 и XII .3 Основ социальной концепции Русской Православной Церкви “ Церковь с древнейших времен рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех”.
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 472;