Правовой режим управления портом.
В процессе преобразования государственных предприятий – советских портов в акционерные общества система управления портами трансформировалась вводимыми рыночными отношениями и изменяющимся законодательством Российской Федерации.
В рыночной экономике правовой режим порта зависит, прежде всего, от намерений государства, которое руководствуется либо принципом макроэкономическим, либо микроэкономическим. При макроэкономическом принципе государство стремится к созданию портовой системы такого типа, чтобы она, прежде всего, способствовала развитию страны в целом. При микроэкономическом подходе государство стремится к сокращению затрат на управление портом и создание портовой системы такого типа, чтобы оно в своей хозяйственной деятельности практически не зависело от бюджета государства. Экономическая и политическая стратегии правительства обычно находит отражение в соответствующих нормативных актах.
Для морских и речных портов такими актами являются Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации и Федеральный закон о морских портах.
Благодаря Федеральному закону «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» на территории морских и речных портов могут создаваться портовые особые экономические зоны с предоставлением льготных условий, таможенных преференций и других льгот для осуществления установленной портовой деятельности, создания и развития инфраструктуры нового порта, а также для реконструкции и развития действующей инфраструктуры порта. Введением этого закона для российских портов создаются условия конкурентоспособности, близкие к условиям работы иностранных портов, в которых созданы промышленные зоны.
Правовой режим управления портом зависит также от характера перевозок, обслуживаемых портом. Например, во Франции законодательством [4] предусмотрено, что региональные власти могут создавать каналы и речные порты, а также оборудовать и эксплуатировать внутренние водные пути и речные порты, переданные в их распоряжение. Однако региональные власти не правомочны эксплуатировать морские порты.
Правовой режим управления портом определяется степенью институциональной зависимости портов от государства или местных органов. Не всегда такой режим управления портом может быть определен лишь на основе статуса порта. Еще совсем недавно в России большинство портов были государственными предприятиями с централизованными системами управления морскими и речными портами ведомственного подчинения.
В процессе приватизации речные порты были преобразованы в открытые акционерные общества, в которых акционером осталось государство с пакетом акций 25,5%. В порту Осетрово этот пакет акций у государства составляет 51%. Государство влияет на управление ОАО как член совета директоров с упомянутым пакетом акций, позволяющим блокировать решения, которые могут нанести ущерб государству и обществу, а также способствуют развитию порта с точки зрения учета общегосударственных интересов и выбора генерального директора и членов правления ОАО.
На морском транспорте начальный этап приватизации не существенно отличался от приватизации речных портов. Государственное предприятие – морской порт также был преобразован в открытое акционерное общество с пакетом акций у государства в большинстве портов в количестве 20%. Все это предопределяет необходимость обратить внимание на предысторию управления портом в советское время, поскольку она наложила существенный отпечаток на преобразование и формирование системы управления портом.
В соответствии с Кодексом торгового мореплавания Союза ССР (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1968 г.) правовой режим управления морским портом и, в такой же мере, речным портом заключался в следующем.
Морской торговый порт находился в ведении Министерства морского флота СССР, осуществлял свою хозяйственную деятельность на основе хозяйственного расчета и являлся юридическим лицом. Отдельные морские торговые порты могли находиться в ведении Министерства речного флота РСФСР. По своим имущественным обязательствам порт нес самостоятельную ответственность и не отвечал по обязательствам Министерства. Государство не отвечало по обязательствам порта, а порт не отвечал по обязательствам государства.
Морской торговый порт в пределах отведенной ему территории и акватории осуществлял погрузку, разгрузку и обслуживание заходящих в порт советских и иностранных судов, транспортно-экспедиторские и складские операции с грузами, перевалку на морской транспорт грузов с других видов транспорта и обратно, обслуживал пассажиров морских судов, а также перевозки грузов, пассажиров и почты на судах порта. Порт осуществлял погрузку и разгрузку судов в порядке очередности их прихода в порт, однако линейным судам мог предоставлять преимущество перед судами, не обслуживающими регулярные линии.
Порядок и условия выполнения портом грузовых операций, устанавливался Министерством морского флота СССР. Порядок и условия выполнения транспортно-экспедиторских и складских операций внешнеторговыми грузами устанавливались Министерством морского флота СССР по согласованию с Министерством внешней торговли СССР и Государственным комитетом Совета Министров СССР по внешним экономическим связям, а порядок передачи этих грузов организациям других видов транспорта и приема внешнеторговых грузов от этих организаций – также и по согласованию с министерствами и ведомствами, в ведении которых находились соответствующие виды транспорта.
Перечень осуществляемых операций, связанных с перевозкой грузов, обслуживанием пассажиров, сроки открытия и закрытия навигации, а также сроки начала и окончания приема грузов портами устанавливались для каждого морского торгового порта Министерством морского флота СССР и публиковались им в установленном порядке. Перечень портов, осуществляющих перевалку грузов, перевозимых в прямом смешанном и прямом водном сообщении, а также порядок и условия перевалки грузов устанавливались Министерством морского флота СССР совместно с министерствами и ведомствами, в ведении которых находились соответствующие виды транспорта.
За выполнение портом работ и предоставление услуг взималась плата по ставкам, утверждаемым в установленном порядке.
Агентское обслуживание судов в морском торговом порту осуществлялось государственными агентскими организациями, являющимися юридическими лицами.
На морские торговые порты возлагалось осуществление следующих функций по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту:
1) надзор за соблюдением законов и правил по торговому мореплаванию, а также относящихся к торговому мореплаванию международных договоров, в которых участвует СССР;
2) внесение судов в Государственный судовой реестр, регистрация в судовой книге и выдача судовых документов;
3) выдача дипломов и квалификационных свидетельств;
4) проверка судовых документов, а также дипломов и квалификационных свидетельств;
5) выдача паспортов моряка лицам, входящим в состав судового экипажа;
6) оформление прихода судов в порт и выхода из порта;
7) руководство лоцманской службой;
8) руководство ледокольной проводкой судов на подходах к порту и в пределах его акватории;
9) выдача разрешений на подъем затонувшего в море имущества, а также на производство в пределах территории и акватории порта строительных, гидротехнических и иных работ.
На морские торговые порты возлагалось также расследование аварий судов.
Во главе морского торгового порта стоял начальник порта, осуществляющий руководство деятельностью порта. Начальник порта издавал обязательные постановления по вопросам безопасности движения, охраны социалистической собственности и общественного порядка, проведения санитарных и противопожарных мероприятий в порту.
Функции по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту осуществлял капитан морского торгового порта, действующий в соответствии с Положением о капитане порта. Положение о капитане морского торгового порта утверждалось Министром морского флота СССР.
'Территорию морского порта составляли отведенные порту земли.
Акваторию порта составляли отведенные порту водные пространства, в том числе внутренний и внешний рейды. Отвод земельных и водных участков для морского порта, а также изъятие этих участков производился в порядке, установленном законодательством Союза ССР и союзных республик.
Территория и акватория морского торгового порта использовалась для эксплуатации флота и портовых сооружении. За предоставление во временное пользование складов, зданий, сооружений и устройств взималась в установленном порядке арендная плата.
Порядок захода судов в морские торговые порты и выхода их из портов устанавливался начальником порта.
Перечень портов, бухт и рейдов, открытых для захода иностранных судов, определялся в порядке, установленном Советом Министров СССР, и публиковался в «Извещениях мореплавателям».
В морских портах взимался корабельный, причальный и грузовой сборы в размерах и порядке, yстанавливаемом Министерством морского флота СССР. Другие портовые сборы могли устанавливаться Министерством морского флота СССР по согласованию с Государственным комитетом цен при Госплане СССР.
Каждое судно обязано было до выхода из порта получить на это разрешение капитана порта.
Капитан порта мог отказать в выдаче разрешения на выход из порта в случаях:
1)·непригодности судна к плаванию, нарушения требований о его загрузке, снабжении, комплектовании экипажа и при наличии других недостатков судна, создающих угрозу безопасности плавания или здоровью находящихся на судне людей, а также в случаях нарушения требований относительно судовых документов;
2) неуплаты установленных сборов и штрафов.
Расходы, связанные с осуществлением капитаном порта прав по осмотру, освидетельствованию и т. п., возлагались на судовладельца.
Судно и груз могли быть задержаны в морском порту начальником порта по просьбе лица, имеющего требование, основанное на общей аварии, спасании, столкновении судов или ином причинении вреда, а также по требованиям порта, вытекающим из повреждений портовых сооружений, иного находящегося в порту имущества и средств навигационной обстановки, впредь до предоставления судовладельцем или грузовладельцем достаточного обеспечения.
Ответственность за убытки, причиненные неосновательным задержанием судна или груза, несли лица, по требованию которых состоялось задержание.
Распоряжение начальника порта о задержании судна или груза по требованиям капитана порта, указанное выше, было действительно в течение трех суток. Если в течение этого срока не состоялось постановление суда или председателя Морской арбитражной комиссии при Всесоюзной торговой палате о наложении на судно или груз ареста, они подлежали немедленному освобождению. Морской торговый порт действовал на основании Положения о морских торговых портах, утвержденного Министром морского флота СССР.
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 798;