Диатонические лады с меньшим количеством ступеней
Из этих диатонических ладов наибольшую роль в народной и профессиональной музыке играют пятиступенные лады, относящиеся к области пентатоники. Пентатонику можно себе представить как диатонический звукоряд, в котором отсутствуют полутоновые и тритоновые соотношения ступеней. Например:
151
Пентатоника относится к разряду так называемых ангемитонных, то есть бесполутоновых ладов.
Приведенные звукоряды можно сравнить соответственно с натуральным (ионийским) до мажором, где отсутствуют звуки фа и си, образующие между собой тритон и находящиеся в полутоновом сопряжении с одной из соседних ступеней, и натуральным (эолийским) до минором, в котором отсутствуют звуки ре и ля-бемоль, также образующие между собой тритон и прлутоновое соотношение с одной из соседних ступеней лада.
Как и в полных диатонических звукорядах, звуки пентатоники могут быть расположены по чистым квинтам (или квартам). Подобно семиступенным диатоническим ладам, и в данном случае тоновая величина терции, построенной от I ступени, придает пентатонике мажорную или минорную окраску. Однако практически, благодаря отсутствию в звукоряде остро звучащих полутоновых сопряжений между ступенями и тритонов, устоем (постоянным или временным) может оказаться любой из звуков пентатоники. Это обстоятельство способствует образованию некоторых промежуточных видов пентатонного звукоряда, не обладающих четко выраженным ладовым наклонением. Например:
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 627;