ДЖО ДОГЕРТИ: Боевик из Белфаста
Он рос с горечью в сердце и с сознанием того, что является жертвой. И Джо Догерти взял реванш. Он убивал и калечил — и все из "патриотических побуждений".
Убийство офицера спецслужбы на одной из улиц Белфаста в 1980 году на первый взгляд имело мало общего с бомбардировкой ливийской столицы Триполи в 1986 году. Первое было совершено боевиком так называемой Ирландской республиканской армии Джо Догерти, который облачил это насилие в тогу борьбы за свободу. Другое выполнено опытными пилотами по приказу президента США Рональда Рейгана как предупреждение полковнику Каддафи с целью заставить его прекратить широкомасштабное покровительство терроризму.
Связь не прослеживалась до 1992 года, пока беглого боевика наконец-то не доставили в наручниках из Америки и не огласили вынесенный ему приговор — пожизненное заключение за зверское убийство капитана Герберта Ричарда Уэстмакотта. И тут оказалось, что убийство и бомбовый удар по Триполи взаимосвязаны. Выяснилось все благодаря миссис Тэтчер, действовавшей как любой полицейский офицер, контрразведчик или агент ФБР. Она протянула свою "длинную руку" через Атлантику и вернула Догерти домой из Америки, где он искал политического убежища. Догерти явился "платой" за Триполи, потому что Маргарет Тэтчер позволила американским бомбардировщикам стартовать с британских военных баз и выполнить свою задачу. За это решение она подверглась острой критике мирового сообщества, но дала понять американской стороне, что эта любезность когда-нибудь должна быть оплачена. И ее оплатили тридцатисемилетним Джо Патриком Догерти, убийцей, которому миссис Тэтчер не позволила уйти от заслуженного наказания.
История Джо Догерти — уличного вора, бунтаря, мастера устраивать засады, политического убийцы и пропагандистской пешки — это история международных заговоров и дипломатических интриг. Если бы в юности он выбрал другую дорогу, подальше от оружия и крутых парней, которые контролировали его район в Западном Белфасте, возможно, теперь он стал бы уважаемым отцом семейства со спокойной работой и прекрасным будущим. Вместо этого Догерти выйдет на свободу почти пенсионером. Единственным утешением будут приукрашенные воспоминания в пивных или на собраниях в залах, где республиканский дух почитается как религия.
Перед тем как стать позорно знаменитым, Джо Догерти был внедрен в организацию, которая преследовала католическое меньшинство в Северной Ирландии. Ограничение избирательных прав, дискриминация католиков в школах, в быту и на работе, попрание гражданских свобод и полицейский террор подлили масла в огонь возрождения республиканского движения, которое бездействовало или почти умерло ко времени появления на свет Догерти в 1955 году.
Он родился в семье, в которой славили ирландских героев, поднявших восстание против Англии в начале столетия и завоевавших независимость в южной части страны. Догерти вспоминал, что уже в пять лет почувствовал первые проявления несправедливости. "Я помню, как пошел в школу и стал учить английский вместо нашего национального языка. По истории мы проходили то, что нам навязывали. Главным образом это была история Тюдоров и других королевских династий Англии. О нашей стране нам ничего не говорили. Когда мы изучали географию, нам показывали карту Англии, Шотландии и Уэльса, Европы, Соединенных Штатов, но ни разу мы не видели карту своей собственной страны. Это ведь оскорбительно. Я знал больше о Бирмингеме и Манчестере, чем о своем городе и прекрасных землях, раскинувшихся вокруг него".
Увлечение оружием вскоре привело Догерти в лапы ИРА — незаконного, но боеспособного партизанского формирования. В четырнадцать лет он уже преступил закон, участвуя в ограблениях со взломом и кражах. Тогда же примкнул к молодежному крылу ИРА. С ненавистью к британским войскам на его земле, Догерти был очень желанным рекрутом. В отдаленных районах Великобритании и на западном побережье Ирландии он прошел пропагандистскую обработку и тренировку, которые укрепили его дух и дали в руки оружие, превратив в активного боевика. Он стал профессиональным информатором ИРА, орудовавшей на улицах Белфаста: предупреждал о приближении полиции или армейских патрулей, заманивал солдат в засады и участвовал в операциях по срочной переброске террористов в "горячие точки" страны.
Он также стал членом команды "наколенников", успевших завоевать дурную славу. Эти группы патрулировали танцевальные залы и питейные заведения, верша скорый суд и расправу над теми, кого уличали в пьянстве, наркомании или во враждебном отношении к ИРА. Догерти впоследствии заявит, что он представлял из себя нечто большее, чем борец за "общественную нравственность", а отстаивал национальные интересы "всеми доступными средствами".
Уроки терроризма
Армия пыталась выкорчевать и сдержать терроризм, который захлестывал страну. На глазах Догерти солдаты в полночь вытащили из постели всю его семью, а его самого офицер разведки долго допрашивал о членстве в юниорской организации ИРА. 22 января 1972 года, когда ему исполнилось семнадцать, Догерти без суда и следствия интернировали в один из британских лагерей. Он заявил, что подвергался пыткам в лагере Гирдвуд. В то время как наблюдатели комиссии по правам человека пришли к выводу, что некоторые террористы действительно подвергались грубому и бесчеловечному обращению в лагерях для интернированных, у Догерти не было никаких оснований утверждать, что с ним плохо обращались. И конечно же, он никогда не подвергался воздействию электрошоком, который, по его словам, широко применялся в лагере.
Позднее его перевели на корабль-тюрьму "Мэйдстоун", а в Лонг-Кеш, где ИРА готовила боевиков, его поведение было квалифицировано как образцовое и отмечено, что скоро Догерти будет готов нести активную службу, то есть убивать людей. В лагерях действовали агенты ИРА, которые знакомили узников с республиканским движением. Заключенных обучали владению оружием, которым они будут пользоваться после освобождения.
Выйдя из лагеря, Догерти вступила ИРА и поклялся в верности терроризму, положив руку на Библию, на револьвер и на трехцветный ирландский флаг. Так он стал волонтером роты "Си", входящей в третий батальон Ирландской республиканской армии. В начале семидесятых от деятельности подобных подразделений страдало прежде всего мирное население: от беспорядочных взрывов бомб, от убийств на религиозной почве, от бесчисленных расстрелов охранников и полицейских. Но Догерти ни разу не был обвинен в убийстве, хотя сотрудники службы безопасности имели достаточно подозрений. Только один раз, в 1973 году, после трех месяцев службы в ИРА, полиция задержала его за ношение стартового пистолета, которым он, бывало, пугал местную молодежь.
После освобождения, накануне Рождества этого же года, ему приказали явиться в третий батальон для выполнения активных действий. Он должен был оставаться "на ходу". Боссы ИРА уже имели на него свои виды.
В феврале 1974 года Догерти перевозил на машине восемьдесят фунтов взрывчатки из временного полевого склада организации в одно из подразделений. Армейский контроль задержал его с этим смертоносным грузом и взял под стражу. Догерти получил три года тюремного заключения. Вскоре после неудачной попытки бежать к этому сроку добавилось еще восемнадцать месяцев. Находясь в тюрьме, преступник получил повышение в звании и стал офицером ИРА. Хозяева на воле ждали удобного случая и вынашивали в отношении Джо Догерти большие планы.
Его освободили накануне Рождества 1979 года — последнего Рождества, которое он встречал как свободный человек, а не как беглец или узник.
Дата добавления: 2016-05-05; просмотров: 874;