Музей афинского Акрополя.

означало сотворение мира. В скульп­туре того времени этот подвиг вы­глядит наивно, празднично: фигуры обращают головы к зрителю, а пре­вышающая их размерами Медуза кажется сказочным монстром. Ста­туи уменьшались соответственно склонам фронтона, и если Горгону изображали в центре, то в углах по­мещали каких-либо зверей или кро­шечных человечков-героев. Архаи­ческий мир был насквозь мифичен, но он уже лишён «страха и ужаса», которым наполнен мир Древнего Востока. Он драматичен по содержанию, но ярок и светел по духу. От­дельные статуи вначале слишком напоминают колонны: руки тесно прижаты к телу, ступни ног стоят на одном уровне. Фигуры будто только вышли из каменного блока, из кото­рого поочерёдно обрабатывались четыре фасада здания. У мужских и женских фигур сходные пропор­ции: тонкие талии и широкие плечи, с той лишь разницей, что мужские статуи очень часто предстают обнажёнными, а женские — в одеяниях. Вместе с тем фигуры ранней поры удивительно органичны; они словно живут внутри камня и сохраняют в нём свою божественную душу. Тако­вы, например, знаменитые статуи Ге­ры Самосской или Артемиды с ост­рова Делос.

Однако со временем фигуры ста­ли отделяться от каменного блока и «выходить» в реальное пространст­во. К концу VI — началу V в. до н. э. пропорции женских фигур, называ­емых статуями кор (от греч. «кора» — «девушка»), и мужских фигур, назы­ваемых статуями куросов (от греч. «курос» — «юноша»), становятся бо­лее естественными, а их движения более свободными. Выходя из состо­яния неподвижности, они радостно ступали навстречу зрителю. Куросы оставались обнажёнными, коры бы­ли одеты в богатые сложные одея­ния, как показывают удивительные памятники, найденные археолога­ми на афинском Акрополе.

Девушки кокетливо поддержи­вают сбоку свои пышные тонкие гофрированные хитоны. На их ли­цах сияет радостная архаическая улыбка. Сложные одеяния, принад­лежностью которых был короткий косой хитончик, наброшенный на грудь, скрывают пластику тела, но уже в 30-х гг. VI в. до н. э. у кор поя­вились строгие дорийские уборы — пе'плосы, которые станут основным одеянием классической эпохи. Фор­мы тела становятся более крепкими, реальными, а к началу греко-пер­сидских войн улыбка сбегает с ар­хаических лиц. Позднее статуи куросов, например Аристодика, слу­жившего надгробным памятником,

приобретают свободный пластиче­ский объём.

Архаическая скованность значи­тельно дольше сохранялась в рель­ефе. Мемориальная стела воина Аристиона, выполненная скульпто­ром Аристоклом (как начертано на памятнике), создана около 510 г. до н. э. Его образ ещё очень условен, лишён индивидуальных черт. Изоб­ражённая в профиль фигура скован­на, силуэтна и по-архаически бога­то раскрашена. Однако появилось новшество, которое состоит в том, что рельеф не представляет жесто­кую сцену охоты или войны, как на стелах Микен. Он просто изобража­ет человека в его торжественном во­инском обличии. Фигура является частью узкой высокой стелы (такие стелы иногда оставались без фигур, и на них могло быть высечено толь­ко имя). В дальнейшем фигура будет стремиться «выйти» из каменного блока. Так низкий (по высоте изо­бражения над плоскостью каменно­го блока) рельеф — барельеф — по­степенно становился высоким — горельефом.

В эпоху архаики одной из самых высокоразвитых областей искусства стала вазопись. Были созданы тыся­чи мастерских для формовки и рос­писи разнообразных сосудов: ам­фор для масла или вина, кратеров для смешивания вина с водой (как было принято на греческих пирах), скифосов и киников для вина, пиксид для женских украшений.

В первой половине VI в. до н. э. вазопись процветала в Коринфе, в котором были популярны росписи в восточном стиле. Этот стиль казал­ся похожим на восточную манеру украшать изделия рядами фризов животных или фантастических существ. Вазы этого стиля сменили геометрические, и символы-знаки уступили место образам. Для ко­ринфской керамики, изготовленной из красивой глины кремоватого цве­та, характерны фризы животных — львов, леопардов и пантер. На свет­лом фоне глины чёрные фигуры не выделяются слишком резко: их кон­туры процарапаны, силуэты под-

цвечены пурпуром (природным кра­сящим веществом красно-фиолето­вого цвета), а по фону разбросаны многочисленные пятна-розетки.

Во второй половине VI в. до н. э. Коринф уступил место Афинам, ко­торые с этого времени постепенно становятся своеобразной столицей эллинского мира. В Аттике — обла­сти, в которую входили Афины, — приобрели особую популярность сосуды, исполненные в так называ­емом чернофигурном стиле:чёр­ные фигуры располагались на свет­лом фоне. Однако в них появился ряд новшеств, таких, как удивитель­ный, блистающий, словно зеркало, лак, новые типы сосудов (среди ко­торых особо ценились большие ам­форы) и украшения росписью —

*Хито'н — мужская и женская одежда древних греков. Льняной или шерстяной покров без швов; подпоясывалась с напуском. Пе'плос — греческая женская верхняя одежда, в основном из шерсти, заколотая на плечах, с поясом; его могли носить и без пояса.

Евфроний.








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 559;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.