Ангкор Ват. Реконструкция.
вали столько же камня, сколько требовалось для возведения древнеегипетской пирамиды.
Храм украшен редкими по красоте рельефами, сочетающими фигурные изображения с растительным и геометрическим орнаментом. В рельефах галереи первого этажа запечатлены в основном сюжеты из эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна», на рельефах второго этажа предстаёт множество грациозных небесных танцовщиц. Композиция рельефов построена так, что одна сцена плавно переходит в другую. Ощущение глубины изображения создаётся не за счёт объёмности фигур, а в результате наложения их друг на друга. Первоначально рельефы были раскрашены и покрыты позолотой, а потому выглядели значительно более живописными. Проходя по галереям, зритель «читает» одно за другим многофигурные изображения. Площадь, занимаемая скульптурными работами в Ангкор Вате, поистине огромна — около двух тысяч квадратных метров.
Пожалуй, не найти в мире другого памятника, где при подобном изобилии рельефов и точности деталей было бы сохранено чувство меры и удивительной гармонии с архитектурой. Поэтому Ангкор Ват по праву считается одним из величайших ансамблей мира.
Рельеф. Ангкор Ват. XII в.
Кампучия.
Скульптура из храма
Байон. XII в.
Ангкор Тхом. Кампучия.
ИНДОНЕЗИЯ
Индонезия — государство на островах Малайского архипелага и в Западной части острова Новая Гвинея. В первых веках новой эры на Малайском архипелаге распространились буддизм и индуизм, вместе с тем усилилось и влияние индийской культуры. Самые ранние из известных сооружений находятся на Яве, одном из крупнейших островов Индонезии. Эти восемь индуистских храмов, возведённых на плато Дьенг (VII—VIII вв.), посвящены богу Шиве. Храмы напоминают ратхи в Махабалипураме. На острове Ява
ИСКУССТВО ВЬЕТНАМА И ЛАОСА
Древнейшая культура на территории Северного Вьетнама получила название Донгшон. Основные археологические памятники донгшонской культуры относятся к VI—I вв. до н. э. Особую группу находок составляют большие бронзовые барабаны. По-видимому, они использовались в магических обрядах, связанных с культом плодородия и культом мёртвых. Барабаны покрыты геометрическим орнаментом и сценами с изображениями танцоров и лодок с людьми. Возможно, эти сцены символизировали переход души человека в загробный мир. Донгшонская культура, в которой отразились религиозные представления древнейшего населения Юго-Восточной Азии, позже растворилась в местных культурах Индокитая.
Другой центр художественного творчества находился в Центральном Вьетнаме, где в течение почти полутора тысяч лет существовало государство Тьямпа (II—XV вв.). Искусство этого региона испытало влияние индийской и китайской культур.
Древнейшие центры тьямского искусства — Мисон и Донгзыонг. Огромных комплексов, подобных кхмерским, здесь не возводили. Для тьямского зодчества было типичным башенное святилище с залом — калан. В плане оно выглядело прямоугольником. Калан обильно украшали скульптурной резьбой и статуями.
Скульптуру тьямов отличает отточенность деталей и мягкость изображения. Такова, например, статуя бога Шивы из Донгзыонга (IX в.), олицетворяющая плодотворящие силы природы.
Искусство Лаоса до сих пор мало изучено. Одна из древних построек на крайнем юге Индокитая — кирпичная ступа-тхат Луанг (XVI в.). Лаосская ступа-тхат отличается остроконечной, сильно расчленённой верхней частью, из-за чего образ традиционной буддийской ступы меняется до неузнаваемости. Ват, буддийский монастырь в Лаосе, также имеет своеобразные черты. В него включены павильоны с широкими
крышами, которые ступенями поднимаются одна над другой. Для украшения таких построек характерны коньки крыш, вздымающиеся подобно язычкам пламени — тхи.
Основным материалом для лаосской скульптуры служило дерево. Широко были распространены покрытые позолотой небольшие деревянные статуэтки Будды. Причёска и ушниша (выступ на темени) Будды превращались здесь в высокую корону, вытянутые мочки ушей — в длинные серьги. Поверхность скульптуры, сплошь украшенная орнаментом, щедро покрывалась драгоценными камнями.
Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 951;