Альгамбра. XIII -XIV вв Гранада. Испания.

жизни, чтобы показать своё неистов­ство». Особую роль в художествен­ном образе Альгамбры играют над­писи. С совершенством исполненные и виртуозно вплетённые в убранство здания, они легко читаются, внушая религиозные и эстетические идеи, как бы исходящие от самой архитек­туры: «Вглядись внимательно в мою изысканность и пожни пользу от пояснения украшения...».

Прекрасная архитектура Альгам­бры исполнена гармонии и возвы­шенной поэтичности. Вознесённые на тонких, будто стебли тростника, мраморных колоннах, разнообраз­ные по форме арки, кажется, парят, отделяя залитые солнцем дворики от затенённых галерей, охраняющих прохладу и полумрак молитвенного

зала, кельи или дворцового покоя. На изразцовых цоколях сверкают чис­тыми красками геометрические ор­наменты. Их сменяют хрупкие, похо­жие на изморозь резные каменные узоры и надписи на стенах. Густо-ко­ричневое кружево карнизов и изумрудно-зелёные черепичные кровли завершают убранство здания. Во внутренних помещениях на сталак­титовых куполах, на стенах с тонко прорисованными арабесками игра­ет разноцветный живой узор, созда­ваемый пятнами света, льющегося сквозь оконные решётки и витражи. В глади бассейнов отражаются вечнозелёные деревья и цветущие кусты. Нежно журчат серебристые струйки фонтанов в гранёных чашах. Дворики с вымощенными мрамором

*Изразцы — плитки из обожжённой глины, часто покрытые росписями или глазурью (стекловидным

покрытием поверхности, закреплённым обжигом).

МИНИАТЮРА

Рукописная книга ценилась в мусульманском общест­ве как святыня и драгоценность и была плодом сов­местных усилий каллиграфа, орнаменталиста, миниа­тюриста и переплётчика. Чтение и рассматривание рукописи должно было доставлять интеллектуальное и эстетическое наслаждение.

Миниатюры конца XII — XIV вв., созданные в мас­терских городов Ирака, Ирана, Сирии и Египта, унас­ледовали подчас далёкие друг от друга традиции си­рийской и византийской живописи. Однако при всех различиях в художественных приёмах и сюжетах книжные иллюстрации той поры имеют и много общего. Условность в изображении места действия и пер­сонажей в миниатюрах сочетается с мастерским вла­дением линией и цветом; множеством занимательных подробностей. Жанровые сценки, особенно в миниа­тюрах к поучительным коротким рассказам «Макамам», сочинённым иракцем аль-Харири (1054—1122), окрашены мягким юмором, порой скрывающим на­смешку; их действующие лица отличаются театральной выразительностью жестов и живостью поз.

Миниатюра в ту эпоху воздействовала на стиль всех видов декоративного искусства. Наиболее попу­лярные изображения — сцены царских приёмов, пи­ров, охот, сражений, портреты правителя на троне или на коне — почти без изменений переносились со стра­ниц рукописей на сосуды из керамики, стекла и брон­зы, включались в узоры тканей, ковров и резных шка­тулок из ценных пород дерева или слоновой кости. О расцвете миниатюры в XII в. можно сулить по живо­писи на керамике, обнаруженной при раскопках го­рода Фустата в Египте или выполненной в мастерских иранских городов Рея и Кашана. В частности, велико­лепным достижением искусства является иранская многоцветная керамика минаи':чаши и кубки, распи­санные красками поверх глазури (стекловидного по­крытия на керамике, закрепляемого обжигом).

В XV в. при дворе Тимуридов в Герате (Иран) рабо­тала китабхане — книжная мастерская, где были соб­раны лучшие каллиграфы и живописцы из Багдада (Ирак), Шираза и Тебриза (Иран). Там сложился утон­чённый стиль миниатюры, которую отличали изящный рисунок и чистые и «звучные» краски. В Герате рабо­тал выдающийся миниатюрист, «редкость эпохи» Кемаледдин Бехзад (около 1455—1535 или 1536). В своих произведениях, то насыщенных действием, то лириче­ских, то располагающих к размышлению, он создал мно­гогранный мир поэтических и философских образов. В 20-е гг. XVI в. Бехзад возглавил придворную книжную мастерскую в первой столице Сефевидов — Тебризе; его творчество оказало значительное влияние на раз­витие тебризской и других восточных школ живописи.

Одним из самых тонких колористов и искусных ри­совальщиков XVI в. был тебризский мастер Султан Му­хаммед, автор аристократически изысканных «портре­тов» юных принцев. Стиль школы Исфахана (Иран), столицы Сефевидов с конца XVI в., складывался под влиянием творчества придворного художника Реза А6баси (около 1 575 — 1 635), замечательного рисоваль­щика, автора галереи утончённых образов юных при­дворных и выразительных портретов стариков.

При дворе османских султанов в Стамбуле (Турция) в XV в. работали итальянские мастера, в XVI—XVII вв. — каллиграфы, орнаменталисты и миниатюристы из Ира­на и Азербайджана; рядом с ними трудились и местные художники. Османские владыки в первую очередь тре­бовали от художника умения убедительно воплотить идею абсолютной власти султана. В турецкой миниатю­ре султан представал как идеальный правитель, глава превосходно устроенного государства. Произведения придворных живописцев как бы наглядно подтвержда­ли описания успешных военных походов, пышных двор­цовых приёмов, празднеств и торжественных парадов. Художникам полагалось хорошо знать воссоздаваемые ими события. А потому придворные живописцы неред­ко служили одновременно придворными историками и сопровождали султана в военных походах. Турецкие ми­ниатюры красочны и занимательны, они изобилуют де­талями, документально воссоздающими образ эпохи.








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 639;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.