Галерея Академии, Венеция.

ТИНТОРЕТТО (1518—1594)

Полной противоположностью Веронезе был его современник Тинторетто (1518—1594), настоящее имя которого Якопо Робусти. Он родил­ся в Венеции и был сыном красиль­щика, отсюда и прозвище мастера — Тинторетто, или Маленький Кра­сильщик.

Обилие внешних художествен­ных воздействий растворилось в неповторимой творческой индиви­дуальности этого последнего из ве­ликих мастеров итальянского Воз­рождения. В своём творчестве он был гигантской фигурой, творцом вулканического темперамента, бурных страстей и героического нака­ла. Вслед за поздним Микеланджело и Тицианом Тинторетто проложил новые пути в искусстве. Недаром его творчество имело грандиозный ус­пех и у современников, и у последу­ющих поколений. Тинторетто отли­чался поистине нечеловеческой трудоспособностью, неутомимостью исканий. Он острее и глубже, чем большинство его современников, чувствовал трагизм своего времени. Мастер восстал против сложивших­ся традиций в изобразительном искусстве — соблюдения симмет­рии, строгого равновесия, статич­ности; расширил границы про­странства, насытил его динамикой, драматичным действием, стал ярче

Тинторетто.

Чудо Святого Марка.

XVI в.

Галерея Академии, Венеция.

 

«ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ» ТИНТОРЕТТО

Ни один художник не обращался так часто к теме «Тайной вечери», как Тинторетто. Вначале мастер оставался целиком во власти тра­диций. Его ранняя «Тайная вече­ря», находящаяся в церкви Санта-Маркуола (1547 г.), написана в классической манере: действие разворачивается параллельно пло­скости стены, оно торжественно и неторопливо, композиция симмет­рична. Прошло несколько лет, и Тинторетто написал «Тайную вече­рю» для церкви Сан-Тровазо. Он отошёл здесь от принятой схемы. Действие переместилось в тёмный полуподвал, свет в который скудно проникает откуда-то из глубины. Возле квадратного стола, расположенного под углом к плоскости картины, сидят на соломенных стульях апостолы — бедные люди в потёртых одеждах. Живописец изобразил эмоциональный порыв, охвативший их в ответ на слова Христа о том, что кто-то из них предаст его.

В конце творческого пути Тин­торетто создал свою последнюю «Тайную вечерю» для церкви Сан-Джорджо Маджоре (1592—1594 гг.). Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело мое». Сцена проникнута глу­бокой одухотворённостью и мисти­ческим волнением, охватившим всех сидящих за пасхальной трапе­зой. Сцена помещена в бедной та­верне, но пространство её, тонущее в полумраке, кажется безграничным, что усилено и расположени­ем стола углом, уходящим в глуби­ну. Таверна живёт своей буднич­ной жизнью, и помещение на переднем плане не связанных сю­жетом динамичных фигур и пред­метов (хозяин, служанка, кошка, заглядывающая в корзину с прови­антом, кувшины, блюда с едой и фруктами) усиливает по контрасту царящую таинственную и напря­жённо-взволнованную атмосферу происходящего чуда. Главная роль принадлежит свету. Сумрачное по­мещение освещено колеблющимся пламенем светильника и сиянием Христа. Его мерцающий холодный зеленовато-золотистый свет прони­кает всюду, достигает потолка, где возникают словно раздвигающие пространство, похожие на при­зраков летящие ангелы.








Дата добавления: 2016-05-16; просмотров: 532;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.