УСТАНОВКА БРИЛЛИАНТОВ


 

Перед установкой бриллианта оправу заполняют фиксирую­щей пастой. Это делается расплавлением палочки пасты до тех пор, пока достаточное для заполнения внутреннего пространства кольца ее количество не станет пластичным, как оконная замазка. Когда паста достаточно остынет, чтобы с ней можно было без­опасно обращаться, но останется еще достаточно теплой, необ­ходимое ее количество можно «оттянуть» от бруска (Рис. 3-58). Быстро заполните пустое место под пластиной до такой степени, чтобы паста начала проникать сквозь узор филиграни, затем за­жмите кольцо в тиски. После застывания паста становится твер­дой. Небольшим изношенным бором или сверлом можно убрать пасту, которая проникла в посадочное место. Не забывайте, что паста затупит острую фрезу. Обметите оправу для удаления му­сора и очистите бриллиант. Наконец, поместите бриллиант в по­садочное место.



ФИКСАЦИЯ БРИЛЛИАНТА
Поставьте корнеры, начиная из каждого угла пластины по на­правлению к бриллианту, но не до конца, а чтобы лишь слегка поджать камень. Когда бриллиант больше не будет шевелиться внутри посадочного места, возвратитесь к каждому корнеру и окончательно подожмите их к бриллианту. Работайте всегда по­очередно с противолежащими корнерами.

ВЫЕМКА ЛИШНЕГО МЕТАЛЛА
Вначале шпицштихелем прорежьте пластину от каждого угла к основанию близлежащего корнера. Это выделит углы пластины резами поверх канавок, оставленных ранее болтштихелем. Затем прорежьте шесть сторон, ограничивающих бриллиант. Старай­тесь получить плоскость, идущую от оснований корнеров вдоль рундиста и выходящую к краю пластины. Шпицштихель для это­го придется держать под наклоном.

ЗАКАТКА КОРНЕРОВ
Закатайте корнеры корнайзеном подходящего размера. При этом рукоятка инструмента должна описывать окружность при одновременном вращении корнайзена вокруг корнера.

Постановка корнеров. Используйтеболтштихелем. шпицштихель для прорезания наклонной плоскости от корнера до корнера вдоль рундиста
бриллианта.

Использование корнайзена для закатки корнеров. металла шпицштихелем.

Глянцевая подрезка

ГЛЯНЦЕВАЯ ПОДРЕЗКА МЕТАЛЛА
Шесть бордюрных плоскостей подвергаются глянцевой под­резке флахштихелем с заполированным кончиком. Каждая пло­скость должна быть выровнена и блестеть. Затем баретным иголь­чатым надфилем обработайте края пластины до границ глянцевой подрезки. Далее при желании можно край пластины обработать мелиграфом.

Выравнивание краев пластины баретным игольчатым надфилем.

Бриллиант в шестиугольной пластине.


«Маркиз»

Пластины в форме «маркиз» весьма обычны в оправах для корнеровой закрепки. Здесь приводится типичный пример по­становки двух небольших бриллиантов в непосредственной бли­зости друг от друга именно в такую пластину. Если бриллианты устанавливаются рундистами вплотную, а металл подрезается так, как указано, то эти бриллианты похожи на одиночный ка­мень огранки «маркиз». Такое расположение бриллиантов мож­но повторять, в результате получая множество похожих закрепок на кольце с кластером камней или на так называемом «вечернем кольце», где используются также и другие типы закрепок. Здесь подразумевается, что мы получаем закрепленные пары брилли­антов, выглядящие, как мелкие бриллианты огранки «маркиз», визуально поддерживающие более крупные комбинации камней или какие-то другие центральные оправы. Встречаются и случаи, когда пластина формы «маркиз» сама по себе является центром изделия. В подобных дизайнах площадь такой пластины может оказаться достаточной, чтобы вместить несколько бриллиантов. Сейчас же мы рассмотрим корнеровую закрепку двух бриллиан­тов, имитирующую единичный бриллиант «маркиз» по той при­чине, что такая закрепка очень тесно связана с рассмотренной ранее закрепкой в треугольную пластину.
На что следует обратить внимание:

1. Осмотр оправы, изображенной на Рис. 3-69, поможет вы­яснить, хватит ли толщины металла для постановки камней. Бу­дут устанавливаться два небольших камня, так что не придется резать слишком глубокие посадочные места.

2. Шипы камней в данном конкретном кольце не смогут трав­мировать палец, так как площадка поднята достаточно высоко.

3. Следует обратить внимание на прочность оправы при фик­сации кольца в зажимном приспособлении. Видно, что пропильное исполнение кольца, скорее всего, не обеспечит достаточной прочности при сильном давлении. Проверьте так же, заглянув под площадку снизу, как она крепится к кольцу.

«МАРКИЗ»

Определите положение центра.

(d) Для того чтобы оценить, разместятся ли бриллианты на оправе, положите бриллианты площадками вниз так, чтобы они соприкасались рундистами. Должно остаться достаточно места для постановки корнеров и последующей глянцевой подрезки.

РАЗМЕТКА
Прочертите легкую линию, соединяющую концы оправы - это будет средняя линия. Из концов этой линии циркулем методом проб и ошибок найдите центр,. Этот центр будет находиться на одинаковом расстоянии от каждого из концов пластины. Затем выложите бриллианты на центральную линию так, чтобы они соприкасались в центральной точке, и от­метьте центры камней. Снимите бриллианты и в тех местах, где должны располагаться их центры, сделайте отметку штихелем.
СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ
Просверлите отверстия в центрах расположения бриллиантов. Не забывайте почаще окунать сверло в охлаждающую жидкость.



РАСФРЕЗЕРОВКА ОТВЕРСТИЙ
Расфрезеруйте отверстия на конус фрезой-«бутон», ориен­тируясь по центральной линии и центру пластины. Бриллианты будут установлены так, чтобы соприкасаться рундистами, но фрезы-«бутон» должны быть чуть меньше диаметра бриллиан­тов. Поэтому в центре пластины металл останется нетронутым. Позже, когда будут вырезаны посадочные места, точно соответ­ствующие диаметрам бриллиантов, эти отверстия могут сопри­касаться.

ВЫРЕЗАНИЕ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ
Посадочной фрезой из быстрорежущей стали вырежьте поса­дочные места. Не стоит думать, что бриллианты у вас в точности одного размера. Они могут различаться и по толщине рундиста, и по диаметру. Возможно, придется несколько раз менять инстру­мент, прежде чем удастся подобрать фрезу подходящего диаметра для каждого камня.

УСТАНОВКА БРИЛЛИАНТОВ
Вначале зачистите посадочные места от облоя, который образовался при резке посадочных мест, при помощи баретного надфиля. Затем проверните посадочные фрезы в гнездах еще раз, чтобы убрать опилки, стружки и другой мусор из посадочных мест, после чего очистите бриллианты и поместите их в соответ­ствующие посадочные места.

 


Показано, как снимает­ся облой по краю только то про­резанных посадочных мест при помощи баретного надфиля.

Щеткой уберите мусор из посадочных мест.

ФИКСАЦИЯ БРИЛЛИАНТОВ
Каждый бриллиант крепится тремя корнерами, которые под­нимаются болтштихелем. Корнеры по концам площадки располагаются на осевой линии, что очевидно, а корнеры в центре площадки требуют некоторого обдумывания при постановке. По­становку корнеров следует начинать от воображаемой либо дей­ствительно проведенной линии, огибающей рундисты бриллиан­тов. Эта кривая линия повторяет контур площадки и позже будет местом выполнения глянцевой подрезки, окружающей бриллиан­ты. Начинайте постановку корнеров настолько далеко от брил­лиантов, чтобы металла было достаточно для их закрепки. По­становка корнеров таким образом обеспечивает их симметричное расположение.

Поставьте корнеры при помощи болтштихеля.

ВЫЕМКА ЛИШНЕГО МЕТАЛЛА
Металл выбирается для того, чтобы выделить камни и корне­ры. Работайте шпицштихелем. Вначале режьте от концов оправы к основанию корнеров, расположенных по краям. Далее подбе­рите металл с каждой стороны пластины вдоль рундистов брил­лиантов. Эти резы должны изгибаться от угла к углу и иметь на­клон от края пластины к бриллиантам. Затем выберите металл от центральных корнеров до основания ограничивающей подрезки. Осторожно: не порежьте край пластины.

ОФОРМЛЕНИЕ КОРНЕРОВ
Закатайте корнеры корнайзеном с кончиком подходящего размера. Корнеры по краям пластины обычно получаются крупнее центральных, так как металла для их постановки в этих местах больше. Это не испортит рисунок закрепки при условии, что кра­евые корнеры одинаковы.

ГЛЯНЦЕВАЯ ПОДРЕЗКА МЕТАЛЛА
Глянцевую подрезку металла выполняйте флахштихелем с за­полированным кончиком. Начните с центральной части: это по­может избежать искажения контура подрезки при окончательном металла флахштихелей. пластины баретным надфилем.

Глянцевая подрезка. Обработка края
Всегда обязательно проходитесь шпицштихелем в углах пластины уже после глянцевой подрезки: этим вы подчеркнете дизайн закрепки. После завершения резки баретным надфилем подравняйте края пластины. Затем резиновым диском большого диаметра удалите следы от опиливания.

Постановка бриллиантов в ряд

Корнеровая закрепка бриллиантов в ряд или в линию - это разновидность закрепки, которая используется преимуществен­но в обручальных кольцах. Есть множество других оправ, когда бриллианты устанавливаются в линию, которая является состав­ной частью общего дизайна, эти оправы нельзя здесь совершен­но исключать из рассмотрения. Однако, исходя из практических соображений, в этом разделе не приведены сложные варианты, не связанные с рассматриваемым вопросом, и внимание концен­трируется непосредственно на рассматриваемом предмете. В действительности нашей непосредственной задачей является раз­витие закрепки бриллианта в квадратную пластину. Вместо того чтобы крепить единственный бриллиант, крепится идентичным образом несколько камней рядом друг с другом в линию.

Дизайн закрепки определяется способом подрезки окружаю­щего бриллианты металла и тем, насколько близко расположены камни. Полоска металла может быть поделена на индивидуаль­ные квадратные секции, может быть выполнена непрерывная глянцевая подрезка вдоль всего ряда камней с обеих его сторон, либо металл гравируется как-то иначе для достижения особого эффекта. Существует множество способов подрезки металла в полоске с установленными в ней корнеровой закрепкой брилли­антами. Наиболее часто встречающиеся из них приведены здесь. Другие виды подрезки, базирующиеся на этой основе, закрепщик может разработать сам по мере накопления опыта и в силу воз­никающей необходимости.

На что следует обратить внимание:

1. Убедитесь, что толщина металла достаточна для выреза­ния посадочных мест. Пластина, напаянная на сплошное кольцо. Обычно в таких типах оправ глубины метал­ла хватает для вырезания посадочных мест.

2. Часто встречающаяся проблема для этого типа оправ -возможность выхода шипов бриллиантов во внутренний контур кольца. Прежде чем начинать работу, убедитесь, что этого не про­изойдет. При резке посадочных мест в дальнейшем обратите осо­бое внимание на то, чтобы они не получились слишком глубоки­ми, хотя металла, казалось бы, и достаточно.

3. Данная оправа с очевидностью достаточно прочна, чтобы выдержать давление при фрезеровании и обработке штихелем.

4. Поскольку приходится крепить ряд камней, их необходимо все предварительно разместить на оправе и убедиться, что для каждого из них найдется место.


 

РАЗМЕТКА
Бриллианты выкладываются на площадку для того, чтобы их можно было равномерно разместить и отметить центры камней для их установки. Для этого нагрейте оправу ровно настолько, чтобы можно было нанести на нее тонкий слой воска. Затем пло­щадками вниз разместите камни на пластине и установите их точ­но на те места, где они будут крепиться. Штихелем или чертилкой нанесите легкие штрихи между камнями и сбоку от каждого кам­ня. Снимите камни и проведите другие ограничивающие линии на площадке.

Границы следует прочертить циркулем,; это поможет сверлить и вырезать посадочные места так, чтобы они располагались по прямой. Центры и граничные линии должны быть четкими, чтобы бриллианты были распределены равномерно и лежали на прямой линии.

СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ
Болтштихелем сделайте углубления в центрах для того, что­бы можно было начать сверление. Просверлите отверстия, каж­дое перпендикулярно поверхности. Выходные отверстия также должны лежать по осевой линии и быть равномерно распреде­ленными.

ФРЕЗЕРОВАНИЕ ОТВЕРСТИЙ НА КОНУС
Фрезой-«бутон» расфрезеруйте отверстия. Все время контро­лируйте равномерность распределения отверстий и следите, что­бы они лежали на прямой в отведенных границах. Диаметр отвер­стий не должен превышать диаметр бриллиантов, и они должны сходиться вниз на конус, начиная с поверхности металла.

ВЫРЕЗАНИЕ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ
Посадочной фрезой из быстрорежущей стали вырежьте по­садочные места. Вначале прорежьте гнезда фрезой чуть меньше­го, чем камни, диаметра затем закончите работу нужной фрезой. Такой порядок работы гарантирует, что посадочное место не по­лучится больше диаметра камня. Когда вы с этим справитесь, той же посадочной фрезой обработайте отверстия на выходе,. Так вы снимете облой с выхода отверстий и сделаете внутреннюю поверхность кольца более гладкой.

УСТАНОВКА БРИЛЛИАНТОВ
Обметите посадочные места от мусора и очистите брилли­анты перед их установкой в гнезде. Бриллиант вдавливается в гнездо краешком деревянного клина. Как бы притенить работу ладонью от яркого света, держа ее сантиметрах в пяти над поверхностью изделия. Это позволяет лучше оценить, насколько ровно сидит камень.

ФИКСИРОВАНИЕ БРИЛЛИАНТОВ
Болтштихелем поднимите четыре (бывает и иначе) корнера на каждый бриллиант. Эти корнеры должны быть равномерно рас­положены по углам квадрата вокруг каждого камня. Кроме этого, корнеры всех бриллиантов должны лежать на одной линии с каж­дой стороны. Чтобы этого добиться, начинайте ставить корнеры от ранее прочерченных граничных линий лишь настолько далеко от бриллиантов, чтобы получить корнеры достаточного для за­крепки размера.

ВЫЕМКА ЛИШНЕГО МЕТАЛЛА
Для того чтобы бриллианты и корнеры «поднялись» над по-

 

 

верхностью металла, лишний металл вынимается шпицштихе-лем. Вначале прорежьте углы, начиная от края пластины к осно­ваниям соответствующих корнеров . Эти углубления помогут очертить контуры дизайна и предотвратят возможный срыв штихеля и прорезание насквозь края пластины в дальней­шем при выборке ограничивающих плоскостей. Четыре гранич­ных плоскости режутся от угла до угла вдоль оснований корнеров и рундистов бриллиантов. Все эти резы должны быть прямыми и иметь наклон от края пластины к бриллиантам.


Шпицштихелем снимите металл с уклоном от края пластины к рундистам бриллиантов.
Закатайте корнеры корнайзеном.

В прилагаемой серии фотографий показана разновидность звездчатой подрезки, выполненная в промежутках между брилли­антами. Она выполняется четырьмя короткими прямыми резами между соседними камнями. Каждый такой рез начинается возле центральной линии от рундистов бриллиантов. Режьте так, чтобы образовались наклонные плоскости, сходящиеся между корнера­ми, крепящими соседние бриллианты.

ОФОРМЛЕНИЕ КОРНЕРОВ
Корнеры должны быть закатаны так, чтобы все они имели один и тот же размер. Возможно, раз-другой придется править корнайзен в процессе работы над оправой. Иногда трудно обра­ботать тот или иной корнер. Часто эта проблема решается допол­нительной выемкой металла, прилегающего к корнерам, с целью еще больше выделить их. Далее флахштихелем подработайте ме­талл от оснований корнеров к бриллиантам.

 

Глянцевая подрезка. Глянцевая подрезка металла между корнерами. металла вдоль ряда бриллиантов при помощи флахштихеля.

ГЛЯНЦЕВАЯ ПОДРЕЗКА МЕТАЛЛА
Флахштихелем с заполированным кончиком выполните глян­цевую подрезку металла вдоль четырех сторон и между бриллиантами. Вначале подрежьте металл между бриллиантами, затем - граничные плоскости. Альтернативные способы допол­нить глянцевую подрезку вдоль границ закрепки. Здесь в той или иной степени может быть ис­пользован мелкий треугольный надфиль и/или острозаточснный пемзовый диск при обработке протяженных участков металла.

Когда глянцевая подрезка завершена, плоским напильником обработайте края пластины вплоть до глянцевой подрезки. Затем зачистите следы от опиливания наждачной бумагой. Внешний край пластины закрепщик должен выгладить настолько, насколь­ко это возможно, чтобы избежать излишней полировки в даль­нейшем.


Пример закрепки бриллиантов двумя корнерами.

Постановка бриллиантов по дуге
Постановка бриллиантов по окружностям и спиралям обыч­но применяется в кластерах, особенно в «вечерних» кольцах, в которых сочетаются многие геометрические формы. Другие при­менения - это так называемые «гарды» колец и «восходящие» ди­зайны кластеров, рассматриваемые далее. Здесь же дается лишь основная закрепка бриллиантов по кривой линии. Это дальней­шее развитие предыдущего материала, посвященного постановке бриллиантов по прямой линии. Та же основная процедура здесь расширена для постановки бриллиантов по изогнутым линиям. Некоторые различия касаются размещения корнеров и глянцевой подрезки. Лишь только закрепщик овладеет в достаточной степе­ни навыком закрепки бриллиантов по кривым линиям, более про­двинутая техника «паве» не должна стать для него проблемой.
На что следует обратить внимание:

1. Кольцо - «подкова» здесь украшается тремя небольшими бриллиантами, вставленными на возвышении по изгибу дизайна. Первое, на что следует обратить внимание - это толщина пласти­ны; она должна обеспечивать возможность механической обра­ботки. В данном случае достаточно визуального осмотра без при­менения измерительных инструментов.

2. Пластина возвышается над кольцом, а бриллианты невели­ки. Проблемы проникновения шипов бриллиантов во внутренний контур кольца возникнуть не должно.

3. Шинка и галерея выглядят достаточно прочными, что­бы выдержать давление, необходимое при корнеровой закрепке бриллиантов.

4. Следует проверить, поместятся ли бриллианты на площад­ке, и не будут ли их рундисты выходить за контур оправы. Для этого разместите бриллианты на оправе.

РАЗМЕТКА
Временами разметка при закрепке бриллиантов по кривой мо­жет оказаться весьма обманчивой. Легко ошибиться относитель­но расположения центров камней. Лучше выложить бриллианты на пластину и разметить их положение, нежели сделать это на основе предположений. Можно выполнить разметку с помощью чертилки или штихеля. Нанеси­те легкие штрихи между и вокруг бриллиантов. После удаления бриллиантов центры можно определить с достаточной точнос­тью.

Кольцо-«подкова». Нанесение отметок изогнутой площадкой по изгибу между и вокруг бриллиантов при дизайна. помощи чертилки.

СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ
В центрах расположения бриллиантов просверлите отверстия. Не перегревайте сверло: окунайте его время от времени в охлаждающую жидкость

РАСФРЕЗЕРОВКА ОТВЕРСТИЙ
Фрезой-«бутон» расфрезеруйте отверстия до диаметра, не­сколько меньшего, чем диаметр камней. В нашем случае брил­лианты будут стоять очень близко друг к другу, поэтому будьте особенно внимательны, чтобы сохранить равномерность разме щения камней. Если фреза начинает смещаться от центра, отвер­стие можно «оттянуть» на ранних стадиях сверления, наклоняя фрезу


Охлаждайте сверло,. Сверление отверстий, время от времени окуная его в масло.

ВЫРЕЗАНИЕ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ
Вначале вырежьте центральное гнездо, затем вырезайте при­легающие посадочные места: может оказаться, что их придется «оттягивать» дальше от центра. После вырезания центрального посадочного места уже можно предполагать, как будут установ­лены бриллианты, и какова будет ширина бордюра.

УСТАНОВКА БРИЛЛИАНТОВ
Если по краям гнезд появился облой, спилите его. Когда вы убедитесь, что гнезда и бриллианты очищены, можно устанав­ливать камни. Бриллианты должны сидеть плотно, их площадки должны находиться на уровне поверхности пластины. Это обе­спечит хороший размер корнеров и возможность должным обра­зом выполнить глянцевую подрезку.

ФИКСАЦИЯ БРИЛЛИАНТОВ
Корнеры на бриллианты наваливаются при помощи болтшти-хеля. Корнеры по внутренней стороне дуги будут располагаться ближе друг к другу, чем по внешней. Следует не забывать, что в этом случае, так как металла между краем пластины и брилли­антами немного, постановка корнеров затруднена. Есть тенден­ция соскальзывания штихеля вниз и назад, а не по направлению к бриллиантам. Это явление можно преодолеть, располагая и удер­живая штихель под небольшим углом вплоть до того момента, когда корнер практически достиг бриллиантов.

ВЫБОРКА ЛИШНЕГО МЕТАЛЛА
Прежде всего, прорежьте углы пластины от краев до основа­ний корнеров, расположенных в этих местах, затем обработай­те бордюры. Металл по бордюру снимается позади корнеров в каждом углу вдоль рундистов бриллиантов и режется с наклоном к поверхности металла по краю. Для этого шпицштихель нужно держать под наклоном. В такой ситуации металл между камня­ми и расположенными там корнерами может сниматься прямым единственным резом на уровне рундиста от бордюра до бордюра поперек пластины.


ЗАКАТКА КОРНЕРОВ

Корнайзен, зажатый в наконечник бормашины и используе­мый для закатки корнеров. Возможно, при­дется снять еще какое-то количество металла, если корнеры не оформляются должным образом. Если вы используете бормаши­ну для закатки корнеров, а не зажатый в рукоятке корнайзен, убе­дитесь, что он отцентрирован в наконечнике .


ГЛЯНЦЕВАЯ ПОДРЕЗКА МЕТАЛЛА
Поскольку в нашем примере бриллианты расположены очень близко друг к другу, между ними не остается металла, который можно было бы подвергнуть глянцевой подрезке. Подрезать мож­но только бордюры. Возникнет некоторая сложность при подрез­ке короткой кривой из-за ее сильно изогнутого контура. Можно порекомендовать выгладить ее настолько, насколько это возмож­но при помощи флахштихеля, не снимая при этом слишком много металла. Затем пройдитесь по этому участку острозаточснным пемзовым кругом. Затем края пластины подрабатываются барет-ным и полукруглым надфилем.




Закрепка «паве»

 

1. Квадратный кластер

2. Круглый кластер

3. Овальный кластер

4. Кластер «груша»

5. Кластер свободной формы

Закрепка «паве» наиболее всего вознаграждает работу ма­стера - закрепщика. Возможно, ни одна из проблем, с которыми сталкивается закрепщик, не решается с таким ощущением гордо­сти и профессиональной самооценки. Умственные и физические данные высшего уровня профессионального мастерства сочета­ются здесь для того, чтобы создать конфигурацию бриллиантов на пустой пластине металла. Некоторые оправы предполагают единственно возможный основной дизайн, другие же могут быть сложным образом составлены из пластин металла различной фор­мы. Благодаря врожденному типу поведения преданного своему делу мастера удовлетворение в работе он находит, ища как раз сложностей в ущерб унылой простоте.

Частные мнения касательно точного определения закрепки «паве» различаются. Разница в точках зрения на этот вопрос сре­ди мастеров - ювелиров, похоже, кореллирует со степенью ма­стерства, опыта и знаний. К примеру, менее опытный новичок или дилетант может определить «паве», как просто корнеровую закрепку или закрепку на пластине. Ювелир же, дизайнер или мастер, который провел за верстаком многие годы в ювелирной промышленности может определить закрепку «паве» в более де­тальных и пространных терминах.

Наиболее базовая форма закрепки «паве» - это корнеровая закрепка единственного бриллианта в пластину металла. Одна­ко это упрощение - и не вполне может служить определением, так как одиночный бриллиант не может закрывать собой всю по­верхность металла. Более точное определение - это установка существенного количества бриллиантов вблизи один от другого в пластину металла. Более того, бриллианты должны быть плот­но упакованы в такую конфигурацию, что после выемки лишнего металла остаются видны лишь бриллианты и корнеры. Бриллиан­ты должны покрывать или «мостить» поверхность металла так, чтобы его не было видно.

Эта продвинутая часть изложения материала определяет и показывает закрепку «паве» так, как на нее смотрят опытные мастера. Формат изложения следует за изложением материала в редыдущей части в том, что вначале даются простые формы оправ, а далее развитие идет к оправам, включающим в себя тон­кие детали. Многие формы кластеров проиллюстрированы в по­следовательности, которая постепенно вводит все более и более сложные варианты. Вначале описаны процедуры закрепки кла­стеров бриллиантов в квадратные и круглые пластины. Они пред­ставлены для того, чтобы познакомить закрепщика с особенно­стями корнеровой закрепки бриллиантов, расположенных близко друг к другу. Далее дается закрепка бриллиантов в овальную пла­стину и в пластину формы «груша» в технике «паве». Кластеры такого типа представляют собой более высокий уровень мастер­ства, который базируется и развивается на основе вышеописан­ных процедур. Сюда также включены некоторые уникальные от­клонения от общепринятой корнеровой закрепки бриллиантов. Геометрические формы усложняются с каждым новым кластером для того, чтобы продемонстрировать, как большое число кон­кретных приложений корнеровой закрепки может быть сплавле­но воедино в данную раскладку камней на оправе. В конце части приведена сложная оправа для демонстрации продвинутой про­цедуры закрепки «паве».

Квадратный кластер

Корнеровая закрепка бриллиантов в квадратный кластер при­ведена здесь для того, чтобы проиллюстрировать образование кластера «паве». В начале Раздела III мы устанавливали еди­ничный бриллиант в квадратную пластину. Это мы назвали ба­зисной процедурой корнеровой закрепки, далее, в той же части, уже несколько бриллиантов крепились в линию, чтобы показать развитие этой базисной техники. Теперь же мы еще дальше раз­виваем эту процедуру с целью продемонстрировать, как этот ба­зисный навыкгможно использовать раз за разом на более крупной оправе для получения кластера «паве». Недостаточно опытных закрепщиков мы отсылаем к этим базисным процедурам, чтобы они время от времени получали там необходимую информацию до тех пор, пока на каждой стадии они не «набьют руку». В этот раздел включены все фазы процедуры корнеровой закрепки, но, возможно, придется обращаться к более базисным деталям, опи­санным в Разделах IIи III.
На что следует обратить внимание:

1. Пластина, напаяна на мужское кольцо, но толщина ее может оказаться меньше, чем это кажется. С помощью толщиномера убедитесь, что толщины металла до­статочно для выборки посадочных мест на должную глубину.

2. Убедитесь, что пластина расположена достаточно высоко, и шипы бриллиантов не будут выходить за внутренний контур кольца.

3. Осмотрите оправу на предмет выявления слабых мест, ко­торые могут не выдержать давления при закрепке. Толщину пла­стины в этом смысле также следует принять во внимание. Так как крепится несколько бриллиантов, пластина ослабнет еще больше, поскольку при выборке посадочных мест будет удалено много металла.
(d) Разместите бриллианты на площадке, чтобы удостове­риться, что все они поместятся на ней. Это определяется чисто визуально.

РАЗМЕТКА
На этой стадии принимаются решения, касающиеся расположения корнеров, способа подрезки металла и ширины глянцевой подрезки бордюров. Вначале зачистите поверхность наждачной бумагой, чтобы можно было нанести четко различимые разметочные линии . Пересекающиеся осевые линии площадки находят при помощи циркуля методом проб и ошибок. Затем равномерно разместите три бриллианта и нанесите пометки рядом с ними. Этим задаются другие осевые линии.

У нас будет закреплено три ряда бриллиантов. Осевые линии для закрепки следует прочертить одной ножкой циркуля. Другая ножка циркуля будет, как по направляющей, скользить вдоль прямого края пластины . По завершению этой операции на осевых линиях должно быть четко отмечено девять центров.

Нанесение осевых линий чертилкой. Нанесение осевых линий циркулем.

СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ
При помощи болтштихеля выполните углубления в каждом центре для начала сверления . Очень важно, чтобы отверстия эти были равномерно распределены. Углубления в точках сверления помогут избежать соскальзывания сверла с предназначенного для него места. Тщательно просверлите все отверстия. Время от времени окунайте сверло в охлаждающую жидкость для снижения трения и облегчения сверления.

Выборка углублений болтштихелем. Сверление отверстий,

РАСФРЕЗЕРОВКА ОТВЕРСТИЙ
Расфрезеруйте отверстия на конус с помощью фрезы - «бу­тон». Отверстия должны быть равномерно расположены и быть слегка меньше диаметра бриллиантов. Начните с расфрезеровки трех отверстий, расположенных на пересекающей площадку пря­мой, затем расфрезеруйте прилегающие отверстия. Все эти ряды отверстий в конце процедуры должны быть параллельны. При фрезеровке старайтесь предвидеть проблемы, которые могут воз­никнуть позже при постановке корнеров и гравировке металла.

Вырезание посадочных мест посадочной фрезой из быстрорежущей стали.

ВЫРЕЗАНИЕ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ
Посадочные места вырезайте посадочной фрезой из быстрорежущей стали. Не исключено, что некоторые гнезда придется резать глубже и/или шире, чтобы скомпенсировать разницу в размерах бриллиантов. Кроме этого, необходимо четко отметить посадочные места, а бриллианты, им соответствующие, также должны быть помещены отдельно. Для вырезания посадочных мест с должной точностью обычно требуется заметное время.

Обметите оправу от мусора перед установкой бриллиантов.
Использование надфиля для удаления металлических ибортиков, образовавшихся при вырезании посадочных мест над поверхностью металла.

УСТАНОВКА БРИЛЛИАНТОВ
Опиливанием удаляется облой по краю посадочных мест, образовавшийся при их вырезании, для того, чтобы подготовить гнезда для постановки бриллиантов.

Опиливание следует проводить осторожно, чтобы сохранить разметочные линии. Затем выполните короткие вращения посадоч­ной фрезы в гнездах для дальнейшей очистки посадочных мест. Обметите мусор с оправы и очистите бриллианты

Вдавливание брил­лиантов в посадочные места с помощью кусочка древесины.
Постановка корнеров болтштихелем.

Вдавите бриллианты в гнезда. Некоторые камни зайдут в по­садочные места легко, другие придется слегка вдавливать. В иде­але должно требоваться некоторое давление, чтобы бриллиант плотно сидел в гнезде. Несмотря на некоторое различие в разме­рах, желательно, чтобы все камни помещались на пластине пло­щадками заподлицо с поверхностью металла (при условии, что масса камней не слишком велика).

ФИКСАЦИЯ БРИЛЛИАНТОВ
Болтштихелем поднимите по четыре корнера на каждый брил­лиант. Сложность заключается в том, чтобы и сами корнеры так­же располагались на одной линии. Этого можно добиться, если начинать рез с линий разметки на одном и том же расстоянии от камней. При таком подходе менее вероятно, что корнеры встанут вразброд. Не пытайтесь подтянуть бриллианты до тех пор, пока все корнеры не будут частично поставлены, а бриллианты сохра­нят при этом исходное положение и не перекосятся. Излишнее давление с одной из сторон, не скомпенсированное корнером с другой, может вызвать наклон бриллианта.

ВЫБОРКА ЛИШНЕГО МЕТАЛЛА
Металл удаляется для того, чтобы выделить бриллианты и корнеры. Работайте шпицштихелем. Вначале прорежьте металл от каждого угла пластины до основания соответствующего корне­ра. Это короткие резы, но они важны, так как подчеркивают квад­ратную форму пластины. К тому же они помогут предотвратить срыв штихеля и прорезание края пластины при резке бордюрных плоскостей. С этого момента все резы выполняются с наклоном штихеля. Четыре стороны прорезаются от угла до угла вдоль оснований корнеров и рундистов бриллиантов до края пластины.

Метод выборки металла между корнерами может быть раз­личным и зависит от предполагаемого дизайна закрепки. На сопровождающих текст иллюстрациях показаны скошенные полосы металла после глянцевой подрезки между камнями. Это де­лается выполнением длинных резов поперек пластины, как бы разделяя бриллианты на ряды. Затем кольцо поворачивается, и такие же резы выполняются уже поперек ранее сделанных. В ре­зультате мы имеем наклонные плоскости металла, образующие «водораздел» между каждой парой рядом лежащих бриллиантов.

Выборка лишнего металла между бриллиантами шпицштихелем. Закатка корнеров корнайзеном.

ЗАКАТКА КОРНЕРОВ
Корнеры оформляются корнайзеном. Это делается еще до глянцевой подрезки, чтобы не повредить ее результат, а также по­тому, что может оказаться необходимой выемка дополнительного количества металла для оформления корнеров должным образом. Корнеры следует идеально закруглить, и они должны быть одина­кового размера. Часто со сформованных корнеров на бриллиант налипает металлический облой. Его удаляют острым флахшти-хелем.

ГЛЯНЦЕВАЯ ПОДРЕЗКА МЕТАЛЛА
Уже отгравированный металл подвергают глянцевой подрез­ке флахштихелем. На протяжении этой стадии штихель придется неоднократно править и полировать. Вначале выполните глянце­вую подрезку между камнями, так как штихель, скорее всего, будет срываться и втыкаться в бордюры. Затем подрежьте бордюры. Держите штихель наклонно, чтобы обеспечить качественный на­клонный рез. Работайте при этом легкими сбривающими резами до тех пор, пока не появится возможность выполнить на каждой стороне единственный рез. После завершения подрезки пройди­тесь вновь шпицштихелем от каждого угла пластины к основанию соответствующего корнера. Наконец, плоским надфилем опилите края пластины, затем выгладьте края большим резиновым дис­ком. После этого можно применить обработку мелиграфом.

Глянцевая подрезка. Обработайте края металла флахштихелем. пластины плоским напильником. Выглаживание краев пластины резиновым диском большого диаметра.


Обработка края пластины мелиграфом. Квадратный кластер бриллиантов в корнеровой закрепке.


Круглые пластины традиционно используются для закреп­ки бриллиантов в кластеры «паве». Их особенность в том, что почти всегда они выколочены в объемную форму. Их примене­ние повсеместно принято во всех типах ювелирных изделий, так как несколько бриллиантов могут быть сгруппированы так, что­бы походить на один большой, ярко сверкающий бриллиант. В этом разделе показана особенная конфигурация такого размеще­ния, применение которого даст указанный эффект. Это кластер из семи бриллиантов одинакового размера.

Круглые кластеры из семи или девятнадцати бриллиантов одного и того же размера являются превосходными примерами того, как множество бриллиантов можно закрепить так, чтобы они походили вместе на один большой бриллиант. При постановке семи бриллиантов один из них устанавливается в центре, а шесть - вокруг него. Кластер из девятнадцати бриллиантов по­хож на кластер из семи бриллиантов, но является более сложной разновидностью и также состоит из шести бриллиантов, окружающих центральный камень, но вокруг этих шести рас­положено еще двенадцать бриллиантов. В обеих рассмотрен­ных ситуациях мы имеем дело с уникальным единообразием в том смысле, что все бриллианты удается разместить вплотную рундистами с образованием круглой фигуры.

Если в круглом кластере бриллианты различаются по размеру, либо число камней отличается от семи или девятнадцати, брил­лианты может и не удается расположить столь же симметрично. Однако бриллианты разных размеров также можно объединить в круглый кластер. Потребуется определенное время на планировку при возникновении подобных ситуаций для того, чтобы размес­тить бриллианты наиболее выигрышным способом. Здесь закреп-щик должен уметь видеть результат работы еще до ее начала.

Закрепка «паве» бриллиантов в круглую пластину - задача, с которой закрепщик сталкивается постоянно. Возможно, круглая форма востребована рынком в такой степени именно потому, что она похожа на традиционный бриллиант круглой формы. Произ­водители применяют жесткий дизайн из семи или девятнадцати бриллиантов по той причине, что геометрически они способны закрыть собою пластины круглой формы. Заказчики, обычно рас­полагающие разнопородными бриллиантами, часто останавлива­ют свой выбор на круглом кластере. В подобных ситуациях за­крепщик должен ответить на вызов и расположить бриллианты так, чтобы под ними скрылась поверхность металла. Закрепщик может выполнить сотни круглых кластеров, и все равно в каждом из них учится чему-то новому.

ОСМОТР ОПРАВЫ
На что следует обратить внимание:

1. Толщиномером определите толщину пластины. Удосто­верьтесь, что посадочные места можно вырезать на достаточную глубину, и при этом камни не провалятся. Выпуклые пластины вроде показанной на Рис. 4-20 часто подвергаются значительной обработке при монтаже и становятся тонкими. Промерять следует всю пластину.

2. Пластина должна располагаться достаточно высоко, чтобы шипы бриллиантов не травмировали палец.


Оправа для круглого кластера. Из трех произвольно выбранных по краю пластины точек подбором раствора цир­куля определите положение ее центра.

3. Визуальный осмотр оправы показывает, что галерея на­дежно поддерживает площадку, но шинка довольно тонкая. Стоит сделать в подобных ситуациях мысленную заметку, чтобы избежать деформации шинки в дальнейшем при постановке корнеров.

4. Прежде чем что-либо делать, убедитесь, что все бриллиан­ты разместятся на пластине.

РАЗМЕТКА
На фотографиях в этом разделе показана постановка семи бриллиантов равного размера в круглую пластину. Шесть бриллиантов будут окружать один центральный. Центр пласти­ны находится методом проб и ошибок с использованием циркуля. Для этого из трех произвольно выбранных точек на краю пласти­ны очертите дуги, меняя раствор циркуля до тех пор, пока они не пересекутся в одной точке.

Далее найдите радиус окружности, на которой будут распо­лагаться центры шести бриллиантов. Это делают, помещая один бриллиант в центр и в любом месте рядом с ним с небольшим за­зором располагая еще один бриллиант. (После того как бриллиан­ты будут установлены, они будут расположены ближе друг к дру­гу). Сделайте отметины с каждой стороны второго бриллианта, чтобы обозначить положение окружности нужного радиуса. Снимите бриллианты и прочертите из центра пластины окружность такого радиуса, чтобы она прошла через сделанные отметки. Это будет линия, на которой расположатся центры шести внешних бриллиантов

Нанесите метки рядом со вторым бриллиантом окружности под центры для определения радиуса внешних бриллиантов.
Нанесение циркулем окружности, по которой будут располагаться центры внешних бриллиантов.

Для того чтобы найти расположение центров камней на окруж­ности, вначале сделайте на ней засечку болтштихелем, предпо­чтительно по оси кольца. Это одно из возможных решений, но его результат - расположение трех бриллиантов в ряд по оси паль­ца, что создает благоприятный эффект. Теперь тем же раствором циркуля, начиная со сделанного углубления, сделайте засечку на окружности. Из этой точки пересечения вновь тем же раствором циркуля выполните еще одну засечку на окружности. Продолжайте так до тех пор, пока очередная засечка не придется на исходное углубление на окружности, оставив по дороге шесть равномерно распределенных вдоль окружности дуг, пересекающих ее. Это и есть центры размещения шести внешних бриллиантов.

Использование циркуля для нанесения шести равномерно распределенных по окружности центров. Сверление отверстий в круглой пластине

СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ
Болтштихелем выберите углубление в центре пластины и в шести окружающих его центрах. Эти углубления будут служить центрами сверлений и предохранят сверло от соскальзывания. Сверлите осторожно, так чтобы контролировать сверло на выходе из металла. Сверло может сломаться, если оно наткнется на под­держивающую галерею.

РАСФРЕЗЕРОВКА ОТВЕРСТИЙ
Вначале расфрезеровывают центральное отверстие с тем, чтобы при фрезеровке отверстий внешнего ряда можно было из­бежать их взаимного перекрывания. Старайтесь получить кони­ческое углубление хорошего качества, сужающееся от самой по­верхности металла, для этого не фрезеруйте слишком глубоко и не превышайте диаметр бриллианта. Когда бриллианты в закреп­ке «паве» сближаются друг с другом при посадке вглубь металла, как в данном случае, часто полезно уже на этом этапе вырезать посадочное место под центральный камень. Затем расфрезеруйте отверстия для внешнего кольцевого ряда бриллиантов.

Вырезание посадочных мест посадочной фрезой из быстрорежущей стали.

ВЫРЕЗАНИЕ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ
Гнезда под камни режутся посадочной фрезой из быстрорежущей стали. Несомненно, найдется, по меньшей мере, один камень, который хотя бы ненамного, но больше остальных. Этот камень следует установить в центр, если все камни одинакового качества. Компромисс качества и размера - это всегда решение, которое подлежит обдумыванию при закрепке кластеров.

УСТАНОВКА БРИЛЛИАНТОВ


Установка бриллиантов путем придавливания их кусочком древесины.

 

Очистите оправу и бриллианты перед их установкой. Посторонние включения между оправой и бриллиантом могут привести к неправильной посадке, и позже их будет трудно удалить. Если понадобится приложить давление для вдавливания камня в гнездо, пользуйтесь кусочком древесины и надавливайте на площадку бриллианта. Бриллианты, которые крепятся в нашем примере, значительно мельче карата. Все они устанавливаются площадками заподлицо с поверхностью металла. Более крупные камни следует устанавливать несколько выше.

ФИКСАЦИЯ БРИЛЛИАНТОВ
Вначале поднимите корнеры к центральному бриллианту. В этом случае корнеры внешних камней могут симметрично на­чинаться от углублений, оставленных болтштихелем. Для того чтобы поставить корнеры на центральный бриллиант, начинайте с обычного расстояния от него между внешними камнями. Под­нимайте корнеры попеременно и понемногу с противолежащих сторон бриллианта до тех пор, пока бриллиант не зафиксирует­ся, сохранив при этом ровную, без перекосов, установку в гнезде. Затем поставьте корнеры у внешних бриллиантов. Эти корнеры должны начинаться от канавок, поставленных болтштихелем при фиксации центрального бриллианта. Корнеры вдоль края пласти­ны должны начинаться между бриллиантами так, чтобы по завер­шению работы корнеры не мешали круговой глянцевой подрезке, которую придется выполнять в дальнейшем..

Постановка бриллиантов. . Расположение корнеров для закрепки корнеров в кластере из семи бриллиантов.

ВЫБОРКА ЛИШНЕГО МЕТАЛЛА
Шпицштихелем выберите вначале бордюрный скос вокруг рундистов внешнего ряда бриллиантов до внешнего края пласти­ны. Между камнями металл подрезается звездчатой подрезкой.*» Выполняйте эту работу, делая прямые наклонные резы от уров­ня рундистов бриллиантов вдоль сторон корнеров. Резы в центре пластины завершаются между тройками корнеров, и резы, при­мыкающие к внешнему ряду корнеров, заканчиваются у основа­ния скошенного бордюра.

Использование шпицштихеля для выемки лишнего металла. Закатка корнеров корнайзеном.

ЗАКАТКА КОРНЕРОВ
Убедитесь, что корнеры достаточно выделяются, прежде чем пытаться их оформить. Если металл вокруг корнеров недостаточ­но подработан, корнеры не удастся должным образом оформить. Поскольку корнеры расположены в непосредственной близости друг от друга, особенно в центре пластины, вогнутый кончик кор-найзена должен быть хорошо оформлен. Любой лишний металл на кончике инструмента следует снять.

ГЛЯНЦЕВАЯ ПОДРЕЗКА МЕТАЛЛА
Звездчатая подрезка между корнерами и бриллиантами под­вергается глянцевой подрезке в первую очередь. Это делается заполированным кончиком флахштихеля просто проходом по ко­ротким резам, оставленным ранее шпицштихелем. В последнюю очередь глянцевая подрезка делается по круговому бордюру. Этот раздел более сложен для глянцевой подрезки из-за формы конту­ра и протяженности реза. Помогает максимально возможное вы­равнивание металла перед проходом штихелем с заполированным кончиком. (Заполированный кончик быстро потеряет полировку, если им выполнять много резов). Рекомендуется вначале выров­нять бордюр короткими сбривающими резами. Затем, после за­точки кончика штихеля, заполируйте его, чтобы делать длинные непрерывные зеркальные резы. Не забывайте, что флахштихель нужно держать под небольшим углом к металлу, чтобы не нако­вырять в нем углублений.

 

Разделение лобзиком корнеров на крапана ровно настолько, чтобы их можно было скруглить.


Дизайн кольца, представленного на фотографиях, предпола­гает, что верхушка крепится пайкой на четырех «крапанах». Те­перь каждый из этих «крапанов» следует обработать так, чтобы на конце каждого было три корнера. Для этого вначале разделите эти корнеры, слегка запилив лобзиком с каждой стороны от цен­трального корнера к общему центру между тремя корнерами и краем пластины. Не пилите слишком глубоко.а лишь настолько, чтобы можно было при помощи полостной фрезы оформить кор­неры. Затем трехгранным игольчатым надфилем и острозаточсн­ным пемзовым диском удалите облой, образовавшийся при работе полостной фрезой. Тем же надфилем обработайте край пластины. Можно далее пройтись по краю мелиграфом.

Овальный кластер

Задачи при постановке бриллиантов в овальные пластины в оправу «паве» во многих отношениях те же, что и для круглых пластин. Основная цель обоих дизайнов - подать кластер брил­лиантов, разместив их таким образом, чтобы они выглядели, как единственный крупный камень. В рассматриваемом случае -бриллиант овальной огранки. Однако есть и довольно много особенностей, оправдывающих выделение особого раздела, посвященного закрепке «паве» бриллиантов в пластины овальной формы.

Упорядочение размещения бриллиантов возможно тогда, когда в овальную пластину устанавливается определенное количество камней одинакового размера. К сожалению, это количество не постоянно, как в случае с круглой пластиной, так как овалы бывают разные по форме. К примеру, на одном овале можно разместить десять бриллиантов - два рядом лежащих ряда по три бриллианта поперек овала и еще по два еще по его длинной оси на концах. Но возможно, что установка тех же бриллиантов в другую овальную пластину с той же площадью поверхности не приведет к ее заполнению. Это происходит потому, что при равной площади овалы могут иметь различающиеся длину и ширину.

Часто, как и в случае с круглыми кластерами, в овал при­ходится устанавливать произвольное количество бриллиантов, различающихся по размеру. Временами тщательно подобранный способ размещения камней, различных по размеру, дает даже луч­ший результат. Особенно это относится к овальным пластинам из-за самой специфики их формы. Просмотрев указания по раз­метке для корнеровой закрепки в Разделе II, закрепщик может об­наружить, что некоторые конкретные бриллианты как бы заранее просятся на вполне определенное место на пластине. Поскольку овал сам по себе - набор скошенных и криволинейных участков, он больше подходит для закрепки «паве» различающихся по размеру бриллиантов, которые можно размещать на пластине, устанавливая их именно на том месте, где они «должны быть».
Схожесть и различия установки бриллиантов в оправу «паве» в круглые и овальные кластеры может вызвать споры. Цель каж­дой из них совершенно ясна: бриллианты должны напоминать один крупный камень или выглядеть, как сплошной ковер. В отношении внешнего вида одной форме можно отдать предпо­чтение в ущерб другой на основании личных пристрастий. Дело закрепщика - решить, как разместить бриллианты в наиболее вы­игрышном варианте. При наличии оправы и бриллиантов следует разработать такую схему их размещения, которая находится в со­гласии с общими требованиями к закрепке «паве». Возможности закрепки «паве» в отношении различий в размере бриллиантов в равной степени зависят и от соотношения длины и ширины овальной пластины.

Пример закрепки «паве» в овальный кластер, приведенный в этом разделе, относится к бриллиантам четырех различных раз­меров. Всего у нас одиннадцать бриллиантов, которые нужно сгруппировать в кластер. Ситуации, подобные этой, обычно воз­никают при выполнении особых заказов - перезакрепке брилли­антов. На этом примере особо подчеркивается фаза разметки при корнеровой закрепке. Из-за различного размера бриллиантов и их числа вначале разрабатывается план размещения бриллиантов так, чтобы получить в максимальной степени эффект «паве». В то же время вся группа бриллиантов должна, в общем, иметь форму, близкую к овалу.

ОСМОТР ОПРАВЫ
На что следует обратить внимание:

1. Проверьте толщину пластины, чтобы убедиться в том, что бриллианты могут быть посажены на нужную глубину и при этом не провалятся насквозь. Необходимо пользоваться толщиноме­ром, так как край пластины может оказаться толще, чем центр.

2. Проверьте, не будут ли шипы бриллиантов выдаваться во внутренний контур кольца после их установки. Это можно сде­лать просто на глаз, приложив самый большой бриллиант к краю пластины и поддерживающей галереи. На Рис. 4-39 показано, как бриллиант, удерживаемый воском, опускают до примерного уровня, на котором он будет установлен после закрепки.
(c) Проверьте прочность оправы. Постарайтесь оценить
влияние, которое давление окажет на пластину, поддерживающую
галерею и шинку кольца.

(d) Выложите бриллианты на площадку, чтобы удостоверить­
ся, что места для размещения на ней камней достаточно.

Кольцо с овальной площадкой. Удерживание бриллианта на воске напротив боковой стороны пластины.

ШАГ 2- РАЗМЕТКА
Бриллианты разных размеров, устанавливаемые в овальную пластину, показаны на фотографиях. Для того чтобы приступить к разметке, пластину нагревают настолько, чтобы нанести на нее тонкий слой воска. После этого бриллианты можно выложить на пластину, и просто так они уже не соскользнут. По­сле того как вам удается разложить их наиболее выигрышным об­разом, чертилкой следует наметить линии между и вокруг брил­лиантов.

После того как эти наметки выполнены, начертите овал на слое воска, нанесенном внутри жестяной коробочки (Рис. 4-42). Снимите камни с пластины по одному и перенесите их на их со­ответствующие места внутри овала в жестяной коробочке. Это. делается для того, чтобы бриллианты всегда были на месте и для *. соотнесения каждого конкретного камня и его посадочного места при резке гнезд.

Нанесение на пластину пленки воска для наметки линий между и
вокруг бриллиантов. Использование чертилки в процессе разметки
и выкладки бриллиантов.

Бриллианты, выложенные в жестяную коробочку для соотнесения каждого камня с его местоположением на оправе при их постановке . Сверление отверстий в овальной пластине под кластер.

 

3. СВЕРЛЕНИЕ ОТВЕРСТИЙ
Сделайте углубления в центрах сверления отверстий в тех местах, где будут установлены бриллианты. Эти углубления пре­дотвратят соскальзывание сверла. После этого отверстия можно точно и безопасно просверлить.

РАСФРЕЗЕРОВКА ОТВЕРСТИЙ НА КОНУС
Поскольку предстоит крепить бриллианты разных размеров, диаметры фрез также должны различаться. Это потребует определенных трудозатрат на смену инструмента для того, чтобы для каждого отверстия использовать свою фрезу. Пластина овальной формы после расфрезеровки отверстий.

Расфрезеровка отверстий фрезой-«бутон». Отверстия в овальной пластине после их расфрезеровки.

ВЫРЕЗАНИЕ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ
Посадочные места вырезаются посадочными фрезами из бы­строрежущей стали. Если бриллианты не предполагается раз­мещать очень близко друг к другу, вначале вырезайте гнезда под мелкие бриллианты независимо от места их расположения. В противном случае начинайте работу из центра пластины и про­двигайтесь к ее краям. По мере вырезания посадочных мест при­дется примерять к ним бриллианты. Эта примерка необходима, чтобы избежать получения слишком мелких или слишком глубо­ких посадочных мест.

УСТАНОВКА БРИЛЛИАНТОВ
Вначале подготовьте пластину для установки камней. Поверх ность пластины и ее оборотная сторона должны быть гладкими. Наружную сторону можно опилить, но облой на выходе отвер­стий под пластиной нужно удалять посадочной фрезой (Рис. 4-48). Затем посадочные места и бриллианты очищают и помещают камни каждый на свое место.

Вырезание поса- Рис. 4-47. Облой металла,

дочного места посадочной который зачастую появляется на

фрезой из быстрорежущей выходе отверстий под пластиной,
стали.

Рис. 4-48. Удаление металлических заусенцев на обратной стороне пластины i

посадочной фрезой:

 

Рис. 4-49. Вдавливание бриллиантов в посадочные места при помощи кусочка древесины.

206 ОВАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

ФИКСАЦИЯ БРИЛЛИАНТОВ
Болтштихелем поднимите корнеры у бриллиантов. Овальная пластина на фотографиях гравируется между корнерами, но металл с таким же успехом можно превратить между бриллиантами и в корнеры. Решение на этот счет следует принять именно сейчас, так как это определяет местоположение корнеров.

Рис. 4-50. (А) Постановка корнеров болтштихелем для фиксации бриллиантов.

Если металл предполагается гравировать, как в нашем примере, корнеры ставятся симметрично вокруг и между брил­лиантов. Когда поставлен корнер для фиксации бриллианта, напротив него должен также ставиться корнер для фиксации бриллианта, расположенного рядом. Это делается для того, что­бы лишний металл можно было симметрично отгравировать в дальнейшем. (Изучите расположение корнеров на Рис. 4-50(В)). С другой стороны, если выбрана обработка всего металла в виде корнеров, корнеры, крепящие бриллианты, располагают случайным образом.

ВЫБОРКА ЛИШНЕГО МЕТАЛЛА
Металл гравируйте шпицштихелем. Вначале следует отгра­вировать бордюр. Снимайте металл понемногу от рундистов, бриллиантов к краю пластины. Начинайте работу короткими ре­зами от рундиста одного камня, огибая основания корнеров к рун-

ОВАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР 207

 



Рис. 4-50. (В) Расположение корнеров, если свободная

поверхность металла подвергается гравировке.

Рис. 4-50. (С) Расположение корнеров, если свободная

поверхность металла декорируется корнерами.


диету рядом расположенного бриллианта. Постепенно появится возможность выполнять все более длинные резы, и вы получите единый бордюр, скошенный от края пластины к бриллиантам.

Далее гравируется металл между бриллиантами, чтобы выде­лить камни и корнеры. Простейший метод состоит в следующем: срежьте металл сбоку от каждого корнера, начиная резать от рун-диста того бриллианта, который фиксируется данным корнером; режьте прямо к основанию того корнера, который фиксирует ря­дом лежащий бриллиант. Все резы должны быть выполнены со скосом от корнеров и рундистов бриллиантов.

 

Рис. 4-51. Гравировка

металла между бриллиантами

шпицштихелем.


Рис. 4-52. Оформление корнеров корнайзеном.


208 ОВАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР

ЗАКАТКА КОРНЕРОВ

(Рис. 4-52) Корнеры получаются разного размера. Это происходит по­тому, что для постановки корнера в различных местах пластины имеется различное количество металла, а также из-за того, что более крупные камни по желанию могут крепиться более круп­ными корнерами. Именно такой случай показан на фотографиях овального кластера. Поэтому корнайзен для оформления корне­ров придется подбирать в зависимости от их размера.








Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 3750;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.144 сек.