Тема № 35. Жанровые особенности публицистического стиля
Публицистический жанр — это относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца.
Жанр — оптимальная форма решения творческой задачи, стоящей перед публицистом. Поэтому — в отличие от текста — он всегда жестко детерминирован: цель, лежащая в основе решения любой творческой задачи, определяет выбор жанра. Детерминизм (обусловленность) жанра связан: а) с объективными свойствами анализируемого или описываемого факта; б) с конкретными задачами, решаемыми данным изданием и данным автором; в) с мировоззренческими и индивидуально-психологическими особенностями личности журналиста. Творчество публициста носит избирательный характер. Разрабатывая тему, анализируя попавшие в поле его зрения факты, корреспондент еще на предварительной стадии своей работы осуществляет определенный выбор жанра, останавливаясь, в конечном счете, на том, который представляется ему наиболее подходящим.
Какая бы классификация жанров ни предлагалась, публицистический текст непременно включает в себя три важнейших компонента: а) сообщение о новости или возникшей проблеме; б) фрагментарное или обстоятельное осмысление ситуации; в) приемы эмоционального воздействия на аудиторию (на логико-понятийном или понятийно-образном уровне).
В этой связи тексты, появляющиеся в прессе, можно разбить на пять групп:
оперативно-новостные — заметка во всех ее разновидностях;
оперативно-исследовательские — интервью, репортажи, отчеты;
исследовательско-новостные — корреспонденция, комментарий (колонка), рецензия;
исследовательские — статья, письмо, обозрение;
исследовательско-образные (художественно-публицистические) — очерк, эссе, фельетон, памфлет.
Оперативно-новостные тексты. Ядро этих текстов — новость, то есть сообщение, содержащее информацию, ранее неизвестную аудитории. Сущность любой новости образует факт — нечто, имевшее место во времени и пространстве.
Важнейшие требования, предъявляемые к информационному сообщению:
оперативность;
релевантность — соответствие интересам аудитории;
фактическая точность;
декодируемость — понятность для аудитории сути сообщения;
очищенность сущностной информации от "шумов" (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы);
краткость информации.
Всем этим требованиям соответствует ведущий оперативно-новостной текст СМИ —заметка. Ее жанровое своеобразие выражается в максимальной локализации пространственно- временных координат. Заметка несет в себе классическое триединство: все факты в ней (предполагается, что основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта, репортер "затем" расширяет" информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями — цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной информации. Нередко говорят о протокольной бесстрастности заметки, о ее безусловной, изначальной объективности. Но как бы точен и правдив ни был материал, он в любом случае субъективен, ибо, во-первых, предлагает факт, извлеченный из реальности (и, следовательно, уже получивший субъективное предпочтение автора и редактора), а во-вторых, сохранить абсолютную объективность в изложении факта даже в жанре заметки практически невозможно...
Зачин в заметке называется лидом. Лид — фактологическая основа заметки, ее смысловой центр, определяющий структуру текста: изложив суть факта, репортер "затем" расширяет" информационное поле материала, дополняя его новыми сведениями — цифрами, цитатами, ссылками на источники полученной информации. Нередко говорят о протокольной бесстрастности заметки, о ее безусловной, изначальной объективности. Но как бы точен и правдив ни был материал, он в любом случае субъективен, ибо, во-первых, предлагает факт, извлеченный из реальности (и, следовательно, уже получивший субъективное предпочтение автора и редактора), а во-вторых, сохранить абсолютную объективность в изложении факта даже в жанре заметки практически невозможно...
Вот характерный пример. "Новые Известия" в заметке "Надписи на рейхстаге сохранят для истории" пишут:
В Москве обратили внимание на решение руководства бундестага ФРГ увековечить на внутренних стенах здания бывшего рейхстага надписи, которые оставили в мае 1945 года советские воины. Как говорится в сообщении МИД РФ, переданном в Интерфакс, "сохраненные на стенах рейхстага надписи — часть нашей совместной истории, напоминание о том, сколь долгим, трагичным и исполненным огромных жертв был путь к миру, добрососедству и сотрудничеству государств континента". 19 апреля 1999 г. в Берлине состоялось торжественное открытие после реконструкции здания бывшего рейхстага, в котором будет работать парламент ФРГ.
Автор заметки ограничен в выявлении собственного "я", на первый план в текстах такого рода — в короткой хронике, в развернутом новостном сообщении — выступает сообщение о факте. Однако автор и не безразличен к информации — он всегда ощущается и в отборе фактов, и в их группировке, и в изложении. Целенаправленность, свойственная публицистическим текстам, свойственна и заметке.
Оперативно-исследовательские тексты.В чем спецификаотчета, репортажа интервью как жанров публицистики? В том, что в них при общем сохранении интереса к новости на первый план выступает не оперативное значение сообщаемой информации, а ее истолкование. Важно подчеркнуть: анализ в отчете, интервью и репортаже — не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментирования. Господствуют в отчете, репортаже и интервью повествовательно- описательные элементы, а не логико-рациональные. Факт, зафиксированный в заметке, может быть возвращен на газетную полосу, в радио- и телеэфир в виде развернутого материала, сообщающего детали и подробности с места события, комментирующего и оценивающего происходящее. Вкупе с заметкой отчет, репортаж и интервью позволяют создать движущуюся панораму действительности, передать ощущение динамики жизни. Взаимно дополняя друг друга, оперативно-исследовательские тексты не просто дают представление об окружающем нас мире, но и позволяют усвоить логику общественного развития, помогают понять особенности людей как участников социальных процессов.
Репортаж — один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом. Стержнеобразующий жанровый элемент здесь — отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле.
Природообразующие элементы репортажа:
· последовательное воспроизведение события — динамизм повествования, связанный с протяженностью действия во времени и пространстве;
· наглядность — создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведения подробностей ситуации, воспроизведения поступков и реплик действующих лиц;
· предельная документальность — репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла (который возможен в очерке и фельетоне);
· образная аналитичность — отвечая на вопрос, каким образом происходило событие, публицист выступает как исследователь (вспомним знаменитые репортажи В. Гиляровского);
· эмоционально окрашенный стиль повествования, придающий рассказу дополнительную убедительность;
· активная роль личности самого репортера, позволяющая не только увидеть событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения.
Классическим образцом жанра, подтверждающим все сказанное выше, является репортаж В. Пескова "Моя река, мои журавли..." из цикла "Мещерское половодье". Журналист рассказывает о своей поездке в Приокский заповедник. В материале звучит экологическая тема: человек и окружающая его природа, ее защита. Раскрытию темы подчинено все: и начальные эпизоды — столовая на станции Шилово, где посетителей кормят лещами ("Извините, лещ у нас керосином припахивает", — сказала официантка. Лещ действительно отдавал керосином"), и рассказ о капитане пароходика, на котором плывет журналист, повернувшем свое суденышко назад, чтобы корреспондент мог сделать необходимые фотокадры, и встреча с безруким трактористом, который рассказывает легенду о журавлином пере, приносящем счастье. Динамизм повествованию придает то обстоятельство, что пароходик плывет по разлившейся Оке. Время действия — с утра до вечера. Репортаж густо населен действующими лицами. Каждый из персонажей обрисован кратко, но точно. "У капитана якорь и шрам на руке. На лице под кожей — темные точки, какие оставляют уголь и охотничий порох". А вот "старуха, у которой в корзине возятся куры, а поверх полушубка, наподобие ленты с патронами, висят бублики на шпагате". Вот девчонка, царевной восседающая на груде мешков и корзин и бережно держащая большое зеркало. Вот милиционер, который "косит глаз в сторону зеркала и, набравшись, наконец, храбрости, садится рядом с девчонкой".
Песков ведет рассказ неторопливо. Сама эта неспешность имеет внутренний резон: нечаянно сложившийся коллектив потом будет активно участвовать в работе журналиста, подсказывать новые объекты для съемок, поднимать в воздух своим криком перелетных птиц... Палуба — "семнадцать пар глаз" — коллективный герой репортажа: "Теперь вся палуба хочет видеть гусей"... "После возбуждения палуба замолкает"... "Вся палуба машет руками, кричит"... И при этом находятся индивидуальные черточки для многих попутчиков, главным образом — через речь. "А ну как газета к германцам дойдет. Позарятся на красоту и опять... " — это сказала бабка. "Лежу под Брянском в окопе. Мокрый, вши поясницу грызут, патроны на счет, котелок языком полирован", — а это из рассказа безрукого тракториста. "Надо человеку и знать, и любить, и беречь свою землю. Тогда и умирать за нее легче, и жить на ней... хочется", — говорит капитан. Пароходик плывет, и журналист напоминает об этом движении: "На крошечных островах, посреди половодья стоят аккуратные домики бакенщиков с обязательной цифрой на стене. 450... 463... 475". И вот путешествие завершается: "Море воды в вечерней тишине стало стеклянным. Красное солнце раскаленной монетой катится в воду. Сейчас коснется, закипит, пойдет..."
Спецификаинтервью как жанра заключается в том, что в его тексте внешне главенствует точка зрения не автора, а собеседника журналиста. Это не означает, что голос публициста в интервью не слышен: во-первых, ход самой беседы искусно направляется журналистом (содержание и структура общения жестко подчинены задачам, решаемым автором), а во-вторых, демонстрация точки зрения собеседника по обсуждаемому вопросу подразумевает, предполагает, выявляет (иногда — прямо, иногда — косвенно) и позицию корреспондента. Искусство интервью заключается в том, что аудитория всегда получает возможность соотнести взгляд публициста со взглядом его собеседника.
Формы интервью различны: беседы, диалоги, монологи, полилоги, анкеты... Но все это многообразие в сущности своей подчиняется двум важнейшим задачам: выявить точку зрения собеседника по обсуждаемому вопросу (вопросам) и рассказать о собеседнике, создать его психологический портрет. Важнейшим жанрообразующим признаком интервью является субъективизация повествования. В основе текста лежит высказывание собеседника — его живая речь, отражающая особенности мышления говорящего. Чрезвычайно важно эти особенности уловить и зафиксировать. Высказывание может быть зафиксировано как оперативный отклик на только что случившееся событие (экспресс-интервью, микроинтервью). Но это может быть и развернутый монолог — ответ на заранее сформулированный и переданный собеседнику вопрос. Это может быть беседа-диалог, в которой обе стороны выступают равноправными участниками, обсуждая волнующие их события.
Некогда отчет относили к сугубо информационным материалам. Сегодня некоторые специалисты включают его в число жанров аналитических. Учебники прежних лет предметную сторону отчета видели в действии, выраженном в слове: текст писал журналист, побывавший на сессии совета, на собрании, на конференции. При этом допускалось, что описание события во всей его полноте возможно не только в строго последовательной, хронологической форме, но и в форме "комплектации" отдельных смысловых узлов (тематический и аналитический отчет). Однако главной жанровосодержащей приметой отчета полагалось строго документальное изложение происходящего.
Сегодня отчет, заметно теснимый другими жанрами, старается сохранить свое место в прессе, широко используя элементы корреспонденции (картинки с натуры), репортажа (эффект присутствия), статьи (система рассуждений автора), комментария (описание факта с последующим его анализом). Расширилась и предметная основа отчета —- "Спорт-экспресс" публикует отче- ;, ты о матчах, турнирах, соревнованиях; в "Известиях" нередки отчеты, связанные с проведением общероссийских акций (например, кампании за возвращение дезертиров в свои части); "Комсомольская правда", "Московский комсомолец", "Новая газета" публикуют отчеты, рассказывающие о разнообразных событиях политической, экономической, культурной жизни . страны. Естественно, не исчез и традиционный прямой отчет, протокольно фиксирующий разного рода заседания (правительства, Думы, местных органов власти), собрания общественности и т. д.
Современный отчет видоизменился, но сохраняет свои родовые жанровые признаки. Какие?
· В основе лежит максимально полный рассказ о конкретном отдельном событии, лично наблюдаемом автором;
· повествование ограничено определенными пространственно- временными рамками, охватывающими описываемое событие. Это не означает, что публицист не может раздвинуть границы своего рассказа, но такое расширение выглядит как намеренное вкрапливание дополнительных эпизодов в описание хода события;
· существенным содержательным элементом отчета является детализация события, изложение подробностей. Причем в качестве детали и подробности выступают не предметные описания вещи или ситуации, а, как правило, реплики действующих лиц;
· cтремясь эмоционально воздействовать на аудиторию, автор не обязан приглушать формальные приемы "самовыражения" (они, как известно, все равно очевидны в структуре повествования, в отборе деталей, в индивидуальных особенностях письма). Побуждение аудитории к активному восприятию текста отчета связано с прямой демонстрацией собственной позиции.
Исследовательско-новостные тексты. Тексты этой группы объединяет стремление публициста, с одной стороны, сохранить новостное ядро передаваемой информации (так называемая актуализация проблемы), а с другой — возникшую проблему проанализировать, описываемым фактам дать оценку. Оперативный повод, таким образом, уступает место актуально звучащей проблеме. В жанрах этой группы могут быть использованы факты, уже известные аудитории из информационных сообщений: заметка о театральной премьере, например, как правило, опережает рецензию на спектакль. Акцент переносится с новизны на актуальность, с изложения факта на его интерпретацию, комментарий.
Специфические жанровые признаки корреспонденции:
· отдельная ситуация в ее проблемном целом как предмет исследования;
· выявление закономерностей развития текущей действительности на основе анализа конкретной жизненной ситуации;
· факт как основа текста, как повод для его интерпретации; соединение лично наблюдаемых журналистом фактов с фактами "вторичного" использования;
· авторское рассуждение, вытекающее из обобщения описываемых фактов;
· явно или неявно функционирующая цепочка: тезис — аргументация — демонстрация — вывод.
Принципиальная задача автора корреспонденции — на основе фактов, имеющих точный адрес, выявить тенденции их развития, предложить способы решения возникшей проблемы.
Информационное и аналитическое начала слиты воедино.
Итак, корреспонденция — это публицистический текст, вскрывающий объективную природу конкретных фактов действительности, объединенных одной проблемой и ограниченных временем, местом и числом действующих лиц, а также предлагающий решение проблемы.
Комментарий. Расширение жанрового спектра комментирующей журналистики — одна из примет современных российских СМИ. Конечно, комментарий в газете, на радио и ТВ существовал и раньше: оперативно сообщаемая новость комментировалась, уточнялась, разъяснялась. Однако именно в последнее десятилетие (точнее — с начала 1990-х гг.) в ответ на экспансию "интенсивной журналистики" получают свое развитие жанры, прочно связанные с оперативным осмыслением факта. Рубрика "Факт и комментарий" становится первополосной (в разных вариантах названий). Комментарий из метода обработки факта превращается в жанр. Каковы признаки этого жанра?
· Комментарий — это оперативный отклик на событие, это впечатление, не претендующее на исчерпывающую полноту анализа. Предметом разговора может быть новость, а может — факт, уже обнародованный ранее. Важна здесь не быстрота передачи сообщения, а точка зрения на событие. При этом факт служит отправной точкой разговора с аудиторией;
· стержневой доминантой жанра выступает рассуждение по тому или иному поводу. Подчеркнутая субъективность стиля, с одной стороны, как бы снижает претензии на справедливость оценок, а с другой — предлагает аудитории (соглашаясь или не соглашаясь с позицией публициста) самой сделать определенные выводы;
· в комментарии главное — прогностическая оценка факта или события. Важно подчеркнуть, что данный прогноз — лишь один из возможных вариантов. Вариантность обсуждения проблемы входит в число жанровых признаков комментария. Автор препарирует факт, мнение, суть проблемы, ориентируясь на эмоциональный отклик аудитории. Конечно, когда анализ подменяется одной из версий оценки, опасность ошибок довольно велика, но эта естественная уязвимость комментария оборачивается и его достоинством — следить за движением мысли публициста всегда любопытно;
· целостность текста обеспечивается целостностью личности автора и его позицией.
Близкую по задачам проблему воздействия на аудиторию решает и колонка, жанр для нашей публицистики новый, пришедший из-за рубежа. В 1960-е гг. "Правда" и "Известия" довольно часто перепечатывали под рубрикой "Фельетон" почерпнутые из "Нью-Йорк геральд трибюн" тексты, принадлежавшие перу Арта Бухвальда. Бухвальд — типичный колумнист, то есть "держатель" колонки. Когда в конце 1980-х отечественная журналистика все очевиднее стала приобретать авторский характер, колонка появилась и у нас: М. Соколов в "Коммерсанте", Л. Радзиховский в "Сегодня", А. Боссарт, А. Минкин, Стародум (Ст. Рассадин) в "Новой газете".... Многие провинциальные газеты тоже обзавелись колонками и колумнистами. На Западе колонка обычно занимает до 200 строк. Объемы отечественных текстов этого жанра находятся в тех же пределах.
Справедливости ради следует отметить, что у современной отечественной колонки в 1920-е гг. был предшественник — фельетон-комментарий, в жанре которого работали молодые тогда М. Кольцов, В. Катаев, М. Булгаков, И. Ильф и Е. Петров. Сегодняшняя колонка, разумеется, носит не только иронико-коммческий характер: она служит и журналисту- политологу,, и экономисту, и социологу, и театральному или кинокритику. Какое-то время авторами колонки в "Известиях" выступали, в частности, писатель Михаил Жванецкий, политик Борис Федоров.
В чем жанровый смысл колонки? Во-первых, автор выступает в качестве героя-повествователя или персонажа-маски (в комическом варианте колонки), чья точка зрения, собственно, и является предметом исследования. В этом отношении колонка близка эссе (см. ниже). Автор вводится в повествование как лицо размышляющее и переживающее. Во-вторых, колонка как оперативный отклик на происшедшее (или — происходящее) по своей тональности полемична. Этим она и отличается от комментария, в котором мнение публициста далеко не всегда содержит оппозицию описываемому факту. Колумист не уточняет, не объясняет факт или возникшую ситуацию — он выступает по отношению к ним оппонентом. В-третьих, поскольку в колонке, как правило, взгляд автора не совпадает с общепринятой точкой зрения, он предлагает новое представление о ситуации. Персональная точка зрения — смысловое ядро колонки.
Колонка — это всегда прямой диалог с аудиторией, соло, рассчитанное на контакт со слушателями, живое, образное слово, сориентированное на сочувственный отклик тех, к кому оно обращено (по крайней мере — на понимание).
Отличиерецензии от других исследовательско-новостных жанров в том, что предметом анализа в ней является отраженная действительность, то есть реальность, уже нашедшая отражение в творческих произведениях — искусства, науки, публицистики и т. п. Поэтому автор всегда соотносит свой взгляд на окружающий мир с тем, как этот мир показан в обозреваемом произведении. Главные задачи рецензента — ориентация аудит тории в тех проблемах, о которых говорят создатели книги, спектакля или живописного полотна, формирование у читателя эстетических представлений о действительности, объяснение сути творческого процесса, содействие аудитории в выработке самостоятельных оценок подобных произведений. Рассмотрим специфику этого жанра на материале художественной критики. Публицистический смысл рецензии состоит в том, чтобы оперативно откликнуться на появление конкретного произведения искусства и создать образ рецензируемого произведения, объяснить читателю или слушателю, как связаны между собой эстетически оформленный мир, фантазия творца и виртуальный мир искусства. Поскольку художественное произведение — это концентрированная система образов, отражающая впечатления художника от окружающей его действительности, критик стремится понять, что хотел сказать автор и как это сказалось. Поиск ответов на вопросы "Что хотел сказать?" и "Как сказалось?" помогает создать целостное представление о рецензируемой вещи и способствуют целостности журналистского текста. Процесс создания текста зеркально отражает ход мышления критика-публициста, при этом выделяются четыре взаимосвязанных между собой этапа:
· восприятие произведения — непосредственно-эмоциональный акт коммуникативного общения с произведением;
· размышление над прочитанным, увиденным, услышанным;
· "разъятие гармонии" (по В. Г. Белинскому) — практическое осуществление анализа, то есть определение темы и идеи произведения, системы образов, выражающих замысел художника, структурно- композиционных особенностей произведения, характера конфликта как его движущей силы, своеобразия языка и стиля;
· собственно написание текста.
Говоря упрощенно, рецензент отвечает на вопрос — "Про что все это?" При этом он предлагает свою интерпретацию вещи (постижение замысла художника), ее трактовку (выяснение идейно-философского или философско-нравственного содержания произведения), дает истолкование (разбор сложных мест, зашифрованных образов и символов), предлагает прочтение вещи (осмысление всех компонентов произведения в их взаимосвязи).
Следует помнить, что, анализируя конкретное сочинение, рецензент обязан вписать его в художественный процесс, в художественную традицию, художественную моду. Сделать это можно с помощью разных подходов: а) на жанровом уровне — скажем, анализируемый роман соотнести с эволюцией жанра; б) на биографическом уровне — рассматриваемую вещь вписать в творческую биографию художника; в) на тематическом уровне — сопоставить разработку художником определенной проблемы с тем, что уже сказано по данной теме; г) на уровне образов — показать эволюцию героя в системе образов мирового искусства (или данного отрезка времени).
Разновидности художественной рецензии многочисленны — они соответствуют всем основным видам искусства (кинорецензия, рецензия литературная, театральная, музыкальная и т. д.). Своеобразие каждой из них обусловлено предметом анализа, особенностями рассматриваемой формы. В театральной рецензии, например, критик имеет дело с постоянно возобновляемым зрелищем, в кинорецензии — с особой организацией динамически организованного, зрительного ряда (кадр, ракурс, монтаж), в литературной рецензии — с линейными (словесными) образами, "перетекающими" в пластические, создаваемые фантазией читателя. Но во всех видах рецензии есть нечто общее, а именно стремление критика выразить свое отношение к миру через анализ художественного произведения.
Исследовательские тексты.К группе исследовательских текстов относятся статья, письмо, обозрение.
Выделяемые современной теорией публицистики тексты расследования, версии, исповеди, пресс- релизов вряд ли можно называть самостоятельными жанрами. Это, скорее, своеобразные разновидности статьи (расследование, версия), корреспонденции (пресс-релиз), очерка (версия). Что отличает исследовательские тексты? Во-первых, опора не на описание фактов, а на логически-рациональный их анализ. В центре повествования оказывается система рассуждений публициста, подчас подчеркнуто абстрагирующегося от используемых им фактов. Во-вторых, в текстах такого рода широко представлены не только лично наблюдаемые журналистом факты, но и сведения, добытые иными путями. Для создания ' убедительной картины изучаемого явления автор широко привлекает разнообразные источники информации, сопоставляет подчас противоположные точки зрения, прибегает к обширному цитированию. В-третьих, стилистика исследовательских текстов, сохраняя черты индивидуального языка публициста, тем не менее тяготеет к научному изложению проблемы.
Статья. Если в корреспонденции публицист анализирует конкретную социальную ситуацию, опираясь на лично наблюдаемые (или — самостоятельно обнаруженные) факты действительности, то в статье обобщение носит более широкий характер. Здесь дается всесторонний анализ явлений, процессов и проблем. Опираясь на факты социального бытия, публицист рассматривает закономерности эволюции действительности в различных ее проявлениях — политических, экономических, нравственных, культурологических и т. д. При этом публицист не просто иллюстрирует мысль примерами из жизни (как иногда принято думать), а кладет факт в основание своего исследования. Как правило, в статье автор оперирует группами фактов, создающих определенную социальную ситуацию, т. е. круг проблем, объединенных единым процессом.
Современная статья активно вбирает в себя элементы других жанров — репортажа, очерка, корреспонденции, интервью. Она становится более эмоциональной по тону, более личностной, хотя, разумеется, развитие мысли остается основой ее структуры.
Каковы жанровые признаки статьи?
· Масштабное расширение границ повествования — пространственно-временные пределы текста определяются масштабностью фактов и их разнообразием (глобализация обсуждаемых проблем);
· факты, используемые публицистом, могут быть почерпнуты из раз- , личных источников — личных наблюдений, встреч, обработки документов, выступлений СМИ, писем в редакцию и т. д.;
· структура текста статьи — это комплекс положений, рассуждений, суждений и умозаключений, то есть система доказательств, опирающихся на выявление причинно-следственных связей между отдельными фактами;
· определенная объективация письма: текст чаще всего выдержан в интонациях строго научной лексики, публицист оперирует образами-понятиями, образами-тезисами; отсюда — обращение публициста к логически-понятийному, категориальному аппарату, четкость формулировок.
Публицистическое обозрение — один из старейших газетно-журнальных жанров (достаточно вспомнить знаменитые литературные, экономические, социально-нравственные обозрения Бестужева-Марлинского, Белинского, Минаева, Шелгунова, Благосветлова, Салтыкова-Щедрина).
В чем специфика обозрения как жанра? Прежде всего, его предметную основу составляет не механический конгломерат разрозненных сведений, а совокупность социальных фактов в форме панорамы жизни всего общества или определенной его сферы. Каждый из них рассматривается не изолированно, а как элемент более обширного целого. При этом главное значение "Имеют не рассуждения автора, а события, явления, процессы в их сущностном выражении. Панорамность изображения достигается тем, что журналист предлагает, с одной стороны, максимально широкий охват действительности, а с другой (по аналогии с панорамой как произведением живописи) — различную глубину изображения: крупный план, средний, общий. Крупный план— это лично наблюдаемые автором факты, воспроизводимые в отдельных эпизодах, картинках, репликах. Средний план — описание возникшей социальной ситуации, процессов и явлений. Общий план — установление взаимосвязи между отдельными фактами, создание целостной картины действительности в ее противоречиях, выявление общих закономерностей развития социального мира, создание собственно панорамы событий.
Обозрение — публицистический жанр, представляющий собой основанную на разнообразных фактах картину действительности в форме панорамы жизни общества. В последние годы в отечественных СМИ господствует тематическое обозрение.
Письмо (вариант названия — открытое письмо) не следует путать с почтой, приходящей в редакцию от аудитории.
В то же время письмо — остропублицистический жанр, ибо предлагает аудитории личностно окрашенную точку зрения, требующую ответной реакции. Жанровое своеобразие письма характеризуется следующими признаками:
· в тексте отчетливо прослеживается коммуникативная цепочка: автор — проблема — адресат. Персональная адресность письма в сочетании с его проблемностью делает послание максимально актуализированным;
· ядром текста служит проблема, требующая немедленного разрешения;
· явственно просматриваются как личность адресата, так и личность автора (ссылки на факты собственной биографии, упоминание эпизодов из жизни адресата и т. д.);
· материал строится по принципам "мягкой аргументации": в нем взвешиваются "за" и "против", текст представляет собой доверительный (хотя и публичный) разговор с адресатом.
Отсюда различные стилевые интонации, закрепленные в тексте: интимный диалог, монолог, ораторское выступление. Письмо — эпистолярный жанр публицистики, в форме публичного обращения к конкретному лицу или коллективу поднимающий актуальные проблемы, которые требуют немедленного разрешения.
Исследовательско-образные тексты. Один из парадоксов современной отечественной публицистики — широкое распространение приемов образного письма при одновременном заметном угнетении тех жанров, для которых метод образного познания действительности является определяющим, — очерка, фельетона, памфлета. Очерк прежних десятилетий скомпрометировал себя очевидной "лакокрасочностью" — герои не то чтобы были выдуманы, но им, реальным людям, придавались такие черты, которые в массовом сознании не существовали. Почти исчез с газетной полосы и фельетон (он, впрочем, ожил на телеэкране, например, в "Куклах" и "Итого" В. Шендеровича): гласность и свобода печати сделали ненужным комическое иносказание — можно напрямую обличать любую государственную персону и вводить в публичный оборот любой отрицательный факт.
Жизнь настолько отклонилась от нормы, что выглядит неправдоподобной при нормальном взгляде на мир. Отпадает потребность утрировать ее изображение средствами сатирической публицистики. Есть еще одно обстоятельство, убравшее с жанровой арены художественно-публицистические тексты. Гипердинамический стиль работы нынешних СМИ (как в музыке — "Быстро! Быстрее! Еще быстрее!") не побуждает авторов к кропотливой работе над образами.
Образная публицистика, сближаясь по методам .своего исследования с искусством, вводит в тексты СМИ личность как некую социально-нравственную целостность, позволяя исследовать героя и автора-повествователя в их поступках и переживаниях.
Жанровую природуочерка определяет синкретическое соединение трех начал — социологического (научного), публицистического и художественного.
Социологическое начало очерка выражается в его направленности на исследование общественных отношений и проблем, в рассмотрении социальных сторон деятельности личности, в стремлении автора не к произвольному выбору индивидуально- неповторимых характеров, а к выявлению объективных причин, породивших те или иные социальные характеры и ситуации. Очерк — аналитически обоснованная образная картина действительности: система доказательств в нем строится на разработке конфликта, на взаимодействии персонажей, на особом характере повествования, включающем в себя как описание поступков действующих лиц, так и рассуждения автора.
Публицистическое начало очерка проявляется в опоре на факт. В документальном очерке реальные события — исходная точка развития сюжета. Автор так группирует факты, чтобы они придавали жизненность социально значимому характеру. В беллетризованном очерке ситуация выглядит максимально Обобщенной, границы факта размыты: место реальных событий и людей занимает действие, созданное фантазией публициста. Надо заметить, что, некогда популярный беллетризованный очерк (вспомним В. Овечкина, Е. Дороша, Г. Радова) едва ли не совсем ушел из повседневной практики СМИ. Но и в документальном очерке (как, впрочем, и в фельетоне) существенную роль играет домысел. Домысел — необходимый элемент творчества публициста. Строго говоря, он возможен и в других жанрах, где в силу необходимости автор занимается реконструкцией факта или ситуации (журналист не был очевидцем события, но считает необходимым его восстановить в тексте так, как оно протекало на самом деле). В. очерковом (и в фельетонном) тексте образное преобразование реальности неминуемо ведет к ее домысливанию. Оно обнаруживает себя во введении концептуального времени и пространства, в особых способах разработки конфликта, использования значащих деталей и реплик действующих лиц и т. д. Публицистическое начало проявляется и в стремлении автора дать факты в их социальном заострении, максимально актуализировать поднимаемую проблему, выразить свое к ней отношение, опираясь на систему художественно-публицистических образов. В очерковом тексте идея концентрируется в системе образов — как конкретных персон, выразителей и носителей идеи, так и в системе образов-понятий. Именно так, в частности, работал А. Аграновский, создавая очерки "Пустыри", "Обтекатели", "Хозяева". Обнажение мысли в очерке — эстетический закон, определяющий специфику публицистической образности, в основе которой лежит приглашение читателя к соразмышлению.
Художественное начало определяется стремлением публициста создать достоверную и убедительную картину действительности с помощью образного мышления, при котором картины, ситуации, явления и характеры социально типизируются. В очерке (и в фельетоне тоже) возможны два способа типизации — собирательная и избирательная. В первом случае в вымышленном персонаже (событии) обозначаются признаки определенного типа социального поведения, характера или явления. Во втором -— в реальном, единичном персонаже или действии выявляются черты и свойства, принадлежащие данному типу людей или событий. Но и в том, и в другом случае факты и ситуации преобразуются в систему художественно- публицистических образов.
Следует подчеркнуть, что художественно-публицистический образ отличается от чисто художественного своей "выпрямленностью". Авторская задача в нем просматривается ясно и определенно: не случайно о художественно-публицистических образах говорят, что они обладают (а не страдают) определенной однобокостью изображения. Герой в очерке всегда категориален. Сохраняя свою индивидуальную неповторимость, он в то же время выполняет служебную функцию — отражает проблему, решаемую автором.
Еще одна примета очерка (и в этом его сущностное отличие от беллетристических жанров) — повествование в нем ведется от лица биографического автора, то есть лица реально существующего и вписанного в определенную сетку биографических координат. "Я" в очерке — это сам публицист, его точка зрения на происходящее, его оценки и выводы.
Фельетон по своим природообразующим элементам близок к очерку. Он тоже синкретичен, в нем также нерасчленимы три начала — публицистическое, сатирическое и художественное.
Основу метода составляет комическое заострение — преувеличение или преуменьшение черт, свойств и признаков изображаемого явления. В качестве этих средств в фельетоне выступают гротеск, гипербола, пародирование, окарикатурирование (преувеличивающее заострение) и литота (преуменьшающее заострение). Благодаря им выявляется содержание комического парадокса — противоречие отрицательного факта общепринятому мнению и здравому смыслу или противоречивость его формы, внешних признаков. Комизм заключается в том, что силы, выражающие данное противоречие, своей отрицательности не осознают: персонаж всегда претенциозен,"предъявляя права на роль, которую сыграть не в состоянии. Эту аномалию и высмеивает публицист-сатирик, показывая всю несостоятельность объекта насмешки, стремящегося постоянно выдавать желаемое за действительность. Прибегая к иносказанию, фельетонист использует его для создания сатирического образа.
Между тем фельетонное повествование — это всегда особый код, который предстоит разгадать читателю или зрителю. Эзопов язык, к помощи которого прибегает сатирик, это не просто прием повествования, а типологический признак жанра. В основе приема лежит сознательное нарушение не только лексико-стилистических норм языка, но и — что более принципиально — нарушение внешнего правдоподобия в изображении предмета или явления, нарочитое смещение пропорций описываемого факта. Если в очерке домысел возможен, но не обязателен, то в фельетоне без гиперболизации, без доведения ситуации до крайности, иногда до абсурда не обойтись. В домысле отражается умение сатирика-публициста — без указующего перста, без назидания создать необходимый сатирический образ.
Эссе. "Содержание моей книги — я сам", — написал М. Монтень в своих знаменитых "Опытах". Так родился жанр эссе, в основе которого лежит постижение хода развития мысли, анализ увиденного в жизни сквозь призму ощущений автора. Жанроопределяющим элементом эссе является, таким образом, процесс познания мира, отраженный в процессе самопознания личности. Эссе соединяет бытийное и личностное: жизнь вокруг нас — это одновременно и наш внутренний мир. И наоборот: спектр чувствований публициста — это отражение чувствований, рождаемых внешним миром. Поэтому в центре эссе находится не среда, увиденная глазами субъекта высказывания, а сам субъект как центр мироздания. Человек в его отношениях с действительностью — предметная основа текста.
С помощью системы разнообразных ассоциаций — логических, эмоциональных и др. — автор предлагает самоанализ личности, познающей окружающий мир и самое себя. Так субъект исследования становится его объектом. Откровенность в описании собственных переживаний, своего внутреннего состояния — важнейшее качество эссеистского текста.
Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 5000;