Тема № 30. Эфирное телевидение
Телевидение, как и любое средство массовой информации (как печать — площадью газетного номера), ограничено временными рамками, структурой программ. Предварительный контур общей структуры телевидения называют сеткой вещания, Сетка, с которой соотносятся тематические планы, отражает уровень организационной деятельности телестудии и учитывает жанры, тематику и время выступлений, временную ритмичность, адресность, состав аудитории, координацию с другими телестудиями. Оперируя временем, телестудия верстает отдельные передачи. Программная телевизионная верстка -- это важный метод организации вещания с целью действия на телезрителя. Планы телестудии реализуются в павильонных или натурных съемках.
Заглянем в павильон студии телевидения. Три стены павильона — глухие, без окон, в четвертой стене, примерно на половине ее высоты, прорезано большое, почти во всю длину стены, окно. Там, за окном — аппаратная. Пол павильона идеально гладкий; телевизионная камера катится прямо по полу, у нее особый штатив — на пневматических шинах. От каждой камеры (а их может быть от двух, пяти) тянется по полу толстый кабель и уходит куда-то в стену. Непременные принадлежности павильона — осветительные приборы и маленькая тележка, с установленным на ней «журавлем» — длинным рычагом, на конце которого висит микрофон.
Включение камеры происходит в аппаратной. Перед окном, выходящим в павильон, — пульт с контрольными мониторами, каждый из которых соединен проводами с одной из камер. Каждая пар «монитор-камера» пронумерована одинаковой цифрой. И только с одного монитора вместо цифры стоит буква «К»: изображение сюда поступает не с камеры, а с кинопроектора, т. е. с кинопленки. Есть и не помеченный ни цифрой, ни буквой «эфирный», или «выходной монитор (с несколько большим экраном) -- на нем можно увидеть именно то изображение, которое в данный момент «выходит в эфир. Каждая из камер посылает на экран монитора свое изображение.
Сейчас начнется передача. Камера 1 направлена на заставку «Один на один»; на экране монитора 1 мы видим это изображение. Камера 2 направлена прямо на ведущего-модератора, сидящего за столиком. На мониторе 2 мы видим анфас, его лицо крупным планом. Камера 3 стоит дальше от столика и чуть в стороне от камеры 2. Поэтому на мониторе 3 изображение ведущего уже не анфас, а сбоку и средним планом («поясной портрет»). Видим мы еще и двух человек, сидящих рядом с модератором — лидеров политических партий. Тележка с «журавлем» установлена так, что микрофон висит перед ними — достаточно высоко для того, чтобы не попасть в поле зрения камер 2 и 3, но достаточно низко для того, чтобы можно было говорить, ничуть не повышая голоса. Экран монитора «К» пуст. Нет изображения и на экране «выходного» монитора: ни одна камера еще не «включена в эфир». Наконец, отданы все необходимые распоряжения: прозвенели звонки, требующие тишины; в павильоне вспыхнуло табло: «микрофон включен». По знаку режиссера, ведущего передачу, его ассистент нажимает на пульте кнопку с цифрой «1». И в тот же миг на экране«выходного» монитора — с камеры 1 появляется заставка. Теперь мы видим одно и то же изображение на двух экранах сразу-- на экране монитора 1 и эфирного, или «выходного». Это же изображение приняли на своих экранах миллионы телевизоров в стране, потому что передатчик телецентра «видит» только то изображение,которое передано на «выходной» монитор. Другими словами, сейчас «в эфир вышла» камера 1.
Но вот режиссер дал новый знак, и ассистент нажал вторую кнопку. Автоматически «от эфира отключилась» камера 1 и одновременно «включилась в эфир» камера 2. На экране «выходного» монитора (и монитора 2) и на экранах всех телевизоров крупный план ведущего, который предлагает вниманию телезрителей передачу - дискуссию двух политических лидеров, имеющих различные точки рения на решение социальных проблем.
Включена камера 3: на «выходном» мониторе (и на экранах телевизоров) средний план: ведущий и его собеседники Ж. и Н. Ведущий представляет их.
Когда называется имя Ж., средний план сменяется его крупным планом: камера 1, подчиняясь оператору, отъехала от заставки, стоящей в другом углу павильона, и бесшумно подкатилась к выступающим. Это произошло, пока «в эфире» были камеры 2 и 3. За это время оператор направил объектив камеры 1 на Ж., «взяв» его крупный план. Режиссер увидел на мониторе 1 изображение Ж. за несколько секунд до того, как ведущий произнес его имя. И в нужный момент ассистент «включил в эфир» камеру 1 — после среднего плана, показанного камерой 3.
Камера 2 тем временем направляется на Н. По знаку режиссера на «выходном» мониторе появляется крупный план Н. -- в тот момент, когда модератор представляет его.
Голос ведущего звучит «из-за кадра», а видим мы сначала одного, затем — другого лидера. Собеседники представлены. Ведущий задает им первый вопрос. И снова ассистент режиссера нажимает кнопку, включающую «в эфир» камеру 3, снова на экранах телевизоров — средний план: три человека, сидящие за столом.
После нескольких вопросов и ответов Н. просит показать кинокадры, заснятые на пленке. Ассистент нажимает соответствующую кнопку, и на мониторе «К» (и на «эфирном» мониторе) появляется новое изображение, получаемое уже не от телевизионной камеры, от кинопроектора, с пленки, т.е. предварительно зафиксированное. Из-за кадра время от времени слышен голос невидимого сейчас Н, комментирующего кинокадры. В результате такого телевизионного монтажа изображений кадров телезрители видят на экране непрерывный их поток. В данном случае описана прямая («живая») телепередача, идущая в эфир «прямо», т.е. без предварительной фиксации. Но есть и иная технология — видеомагнитная запись, ведущаяся по той же схеме монтажа, что и прямая передача, но вместо «выхода в эфир» изображение, подаваемое на «выходной» монитор, фиксируется (записывается) на магнитную ленту. Эта запись перед передачей в эфир, на домашние телевизоры, также может быть подвергнута монтажу (обычно - с целью сокращения объема передачи), номожет быть передана и без всяких изменений. Первые шаги в освоении формы телепередачи, идущей в эфир не «прямо», т.е. не с телекамер, а с пленки, были сделаны еще в 1951 г., когда возникло производство телефильмов — художественных, публицистических или научных сообщений, зафиксированных на кинопленке, т.е. с помощью кинокамеры, и предназначенных исключительно для показа по телевидению. Но уже в семидесятые годы по мере совершенствования техники записи изображения и звука на ферромагнитной пленке — ВМЗ (видеомагнитная запись) кинотелефильм стал актив вытесняться видеофильмом — сообщением, полученным с помощью телекамер и зафиксированным видеомагнитофоном.
Дата добавления: 2017-02-04; просмотров: 376;