Использование детьми выразительных средств
Рис. 16. Настя (2г.). Зеленая кошка
На первоначальном этапе восприятие и использование отдельных компонентов изобразительной грамоты происходят под контролем зрения, но с образованием изобразительных двигательных навыков овладение ими осуществляется в практической деятельности, при непосредственном действии мышечно-суставных ощущений. Однако зрительный контроль никогда не устраняется целиком.
Многие рисовальные движения ребенка раннего возраста носят неустойчивый и исследовательский характер, что объясняется слабостью и недостаточным развитием тормозных процессов (Н. Красногорский, М.Лебединский, Е.Игнатьев).
Особое значение в становлении изобразительного творчества имеет развитие корковой регуляции изобразительных движений, достигающей довольно высокого уровня развития только к седьмому году жизни. У детей раннего дошкольного возраста эти процессы еще недостаточно развиты. С возрастом установление сложных отношений между различными выразительными средствами изобразительного искусства происходит на более качественном уровне, что связано с психофизиологией ребенка. Однако, учитывая изобразительную непосредственность детей раннего и младшего дошкольного возраста и их художественную незакомплексованность, они свободнее используют спектр доступных этому возрасту компонентов изобразительной грамоты, в результате чего художественные образы приобретают большую выразительность и оригинальность. Доказательством служит анализ исследований, посвященных проблеме восприятия и усвоения цвета, который выступает в качестве одного из составляющих компонентов изобразительной грамоты. Так, А. Мэн, У. Чейз доказали возможность усвоения цвета уже в первый год жизни ребенка. Г. Розенгардт-Пупко, Н. Швачкин, А. Сулина, А. Гарбини, А.Декедр указывают, что усвоение цвета и цветовых различений становится доступным в возрасте от года до двух лет. Некоторые ученые (Е. Аркин, А.Бини, Е.Игнатьев, Н.Пронко, Д.Синольдс, Б.Хачапуридзе и др.) считают, что второй и третий годы жизни — наиболее благоприятные возрастные периоды для усвоения цвета, поскольку закладывается способность к словесной ориентации в области различения цветов и их оттенков, а также к практическому использованию приобретенного опыта в собственном творчестве. Если изучение цвета начинается в более поздний период, то это оказывает тормозящее действие на творческий процесс: дети более неуверенно и односторонне используют его в процессе изобразительной деятельности и творчества.
Таким образом, данные свидетельствуют о наличии у детей раннего возраста процессов, способствующих формированию умений различать, идентифицировать объекты по цвету, форме, величине.
Нельзя отрицать тот факт, что цвет, форму, композицию дети в этот период применяют чаще неосознанно, но это не лишает выразительный образ неповторимой индивидуальности, смелого цветового и композиционного решения. Цветовое и композиционное «чутье» или художественная интуиция детей этой возрастной группы не позволяют относиться к процессу рисования как явлению спонтанному, не требующему специально организованного педагогического воздействия. Напротив, овладение основами изобразительной грамоты определяется как формирование у ребенка новых, художественных отношений и свойств при целесообразном руководстве. Такое понимание приводит к выводу: чем раньше дети начнут воспринимать и изучать специфику различных компонентов изобразительной грамоты, тем выразительнее будут образы.
В процессе рисования дошкольников начиная с периода раннего детства немаловажная роль отводится тренировке руки, поскольку «развитая рука позволяет увереннее переносить усвоенные знания в собственный образ» 1. Для формирования двигательных изобразительных навыков руки могут быть полезными специальные упражнения, которые можно разделить на следующие виды: имитирующие игровые; подражательные; тренировочные каллиграфические, реальные содержательные.
1. См.: Флёрина Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. — М., 1956. - С. 68.
К имитирующим игровым относятся упражнения, направленные на выполнение движений в воздухе. Они подготавливают руку и глаз к последующему реальному изображению, облегчают акт рисования. Выполнение этих игровых движений с детьми, как указывает Е. И. Игнатьев, следует проводить в очень медленном темпе для того, чтобы у них лучше зафиксировались отдельные элементы целостного движения.
В качестве подражательных упражнений Е. А. Флёрина рекомендует действия (отдельные приемы или изобразительные элементы), которые он копирует вслед за взрослым.
Тренировочные каллиграфические упражнения необходимы для того, чтобы ребенок на больших форматах листа имел возможность детально прорабатывать то или иное рисовальное движение. Тем самым развивается двигательная (тактильно-мышечная) память, позволяющая при работе на меньших форматах уверенно использовать освоенные приемы рисования. Исключение этих упражнений из практики затрудняет овладение формообразующими движениями и многими правилами живописи.
Содержательные упражнения выполняются уже в процессе изобразительного творчества. Дети, создавая свой образ, предварительно выполняют эскиз будущей работы. Эти упражнения предназначены, как правило, для детей старшего дошкольного возраста.
В ходе использования основ изобразительной грамоты для создания собственного образа дети раннего дошкольного возраста часто меняют свое намерение, и конечный результат-воплощение отличается от первоначального замысла. Но, как показали исследования О.М.Дьяченко, Е.И.Игнатьева, Р.Г.Казаковой, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, Р. Я. Лехтман-Абрамовича, Н. П. Сакулиной, Е. А. Флёриной, Ф. И. Фрадкина и др., изменение замысла в процессе рисования наблюдается и у детей старшего дошкольного возраста. Значит, в процессе усвоения изобразительной грамоты не совпадают цель и результат создания художественно-выразительных образов, что характерно для детей в разные возрастные периоды. Однако если для детей раннего и младшего дошкольного возраста такое явление типично, то для 5—7-летних оно не должно быть нормой. Соответственно необходимо знание механизмов образования художественных свойств и отношений при овладении дошкольниками основами изобразительного искусства, чтобы своевременно предотвратить появление изобразительных стереотипов. Используя компоненты изобразительной грамоты при создании художественно-выразительного образа, ребенок не всегда достигает намеченной цели, и это либо побуждает к продолжению творческой активности в данном направлении, либо приводит к снижению интереса к рисованию вообще. Но даже повторные действия не гарантируют достижения замысла, и тогда в дальнейших операциях алгоритм повторяют до тех пор, пока результат не удовлетворит ребенка. Если полученный результат соответствует замыслу дошкольника, он либо остается доволен работой, либо стремится сделать не менее удачные работы. Когда рисунок превосходит ожидания ребенка, «юный художник» либо наслаждается достигнутым, либо желает закрепить результат, стремясь выполнить рисунки такого же уровня или даже лучше.
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1584;