Развитие государства в XVI веке. Иван IV и его время. Опричнина
Формальное правление Ивана IV началось в 1533 г., когда он, будучи трехлетним ребенком, лишился отца, великого князя Василия III. В 1538 г. в восьмилетнем возрасте он остается круглым сиротой после смерти матери, Елены Глинской, которая правила его именем. Начинается тяжелейший и для Ивана, и для России период боярского правления. Иван познал все горести сиротского детства, а страна – всю тяжесть боярского произвола. Не заботясь об интересах государства и не стесняясь малолетнего государя, боярские кланы ожесточенно боролись за представительство в Боярской думе за престижные и доходные «кормления», разворовывали государственную казну, притесняли народ и рвались к вершине власти. Все это расшатывало государство, ослабляло его, подрывало внутреннюю стабильность. Пользуясь ослаблением России, участили свои набеги татары. Требовались реформы, направленные на укрепление государства, внутреннюю стабилизацию и улучшение международного положения России. В январе 1547 г. Иван IV предпринимает важный шаг для укрепления авторитета верховной власти в России и поднятие ее престижа на международной арене. В Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий осуществил обряд венчания его на царство. Принятый Иваном IV титул царя уравнивал его статус со статусом европейских королей, возвышал его над остальным обществом и соответствовал той особой миссии, которую призвана была выполнять Москва – быть вечным христианским царством, Третьим Римом.
В конце 40-х годов вокруг молодого князя сложился круг лиц, которых позднее Андрей Курбский назвал «Избранной радой», и это название перекочевало в сочинения историков. «Избранная рада» – группа ближайших советников Ивана IV, происходивших из различных социальных слоев, в которую входили митрополит Макарий,священник Сильвестр,окольничий А. Адашев,дьяк И. Висковатый,князь Андрей Курбский и др.«Избранная рада» осуществила целый ряд реформ, которые способствовали дальнейшей централизации и укреплению государства (см.таблицу 2).
Таблица 2 – Реформы, осуществленные «Избранной радой»
Год, период | Реформа | Результаты и последствия |
Созыв Земского собора | Начало формирования сословно-представительной монархии. Ослабление сословной монополии боярства в решении политических вопросов. Усиление позиций дворянства. Укрепление центральной власти | |
Издание нового Судебника | Усиление централизации. Ограничение прав «кормленщиков». Дальнейшее закрепощение крестьянства. Укрепление позиций дворянства | |
Ограничение местничества | Ослабление политической роли боярства. Усиление верховной власти | |
«Испомещение» в Московском уезде «избранной тысячи» (1070 человек) дворян | Укрепление центральной власти. Упрочение позиций дворянства | |
Создание стрелецкого войска (6 полков по 500 человек) | Начало создания регулярной армии. Укрепление центральной власти | |
Перевод ряда трудовых повинностей в денежную форму. Введение единой единицы обложения налогами – «большой сохи» | Централизация финансовой и налоговой системы | |
Складывание системы органов центрального государственного управления – приказов | Усиление централизации управления государством | |
1555 – 1556 | Земская реформа. Замена «кормлений» выборными представительными органами местного управления, подчиненными приказам | Ослабление роли боярства и усиление роли дворянства в управлении государством. Усиление централизации |
«Уложение о службе», регламентировавшее военную службу людей «по отечеству» | Укрепление обороноспособности страны и верховной власти |
Таким образом, в конце 40-х – 50-е годы в России складывается система органов власти и управления, свойственная централизованному государству. Ослаблению политического значения боярства и одновременно упрочению положения дворянства, а также укреплению власти государя способствовало реформирование военной сферы. В результате боярство и дворянство значительно уравнивались по отношению к военной службе. Состоявших на военной службе у государя бояр и дворян именовали служилыми людьми«по отечеству». Они стали основой вооруженных сил Московского государства (дворянское ополчение). Их служба, согласно «Уложению о службе», начиналась с 15 лет, могла передаваться по наследству и вознаграждалась денежным жалованьем, а также земельным окладом, т. е. наделом от 150 до 450 десятин. С каждых 150 десятин своих владений дворянин должен был поставлять в войско одного полностью экипированного воина на коне. Помимо служилых людей «по отечеству», в московское войско входили служилые люди «по прибору» – стрельцы, пушкари, казаки.
В 1551 г. состоялся церковный собор, деятельное участие в организации и работе которого, наряду с митрополитом Макарием, как и подобает главе «вечного христианского царства», принял царь Иван Грозный. Постановление церковного собора включало в себя сто глав, в силу чего собор стали именовать Стоглавым. Митрополит Макарий в своей деятельности руководствовался идеей «Москва – Третий Рим» и стремился доказать, что Русская православная церковь достойна той исключительной миссии, которая на нее возложена. С этой целью Макарий предпринял составление своих Четьих-Миней, задуманных как собрание всех духовных сокровищ русской земли. Кроме того, митрополит хотел продемонстрировать всему миру, какое количество святых взрастила Русь, для чего была проведена канонизация русских угодников. В общей сложности соборы канонизировали 30 общерусских и 9 местночтимых святых. Смело поставив на соборе вопрос о нравственных, литургических, экономических недостатках Русской православной церкви, митрополит Макарий добивался принятия решений, направленных на их устранение и, следовательно, на дальнейшее укрепление церкви. В то же время царь Иван Грозный пытался на соборе отстоять интересы светской власти. Для создания прочной опоры царской власти в лице дворянства Ивану требовался обширный государственный земельный фонд. Одним из каналов пополнения его являлась секуляризация церковных и монастырских земель. В достижении этой цели Иван IV мог опираться на нестяжателей. Однако, подводя итог длительного спора нестяжателей с иосифлянами, собор поддержал именно последних. Он провозгласил неотчуждаемость церковных земель. Тем не менее некоторые меры по ограничению монастырского землевладения все-таки были приняты. Монастыри обязаны были вернуть прежним владельцам земли, попавшие к ним за долги или неправильно записанные за ними. Впредь передача вотчинных земель монастырям должна была совершаться только с согласия государя.
На Стоглавом Соборе был утвержден перечень общерусских и местночтимых святых, единые культы и обряды, а также единые каноны церковной живописи. Тем самым был усилен национальный характер Русской православной церкви. Одобрение собором нового Судебника и проводимых в стране реформ явилось демонстрацией крепнущего союза церкви и государства.
Таким образом, реформы, осуществленные в конце 40-х – 50-е годы XVI в., носили комплексный характер. Они охватили все важнейшие сферы жизни общества и государства, усилили центральную государственную власть и ее опору – служилое дворянство. Одновременно с централизацией государственной власти происходила централизация церковной организации и религиозного культа, проводилась в жизнь идея симфонии духовной и светской властей.
Опричнина и ее последствия.Период с конца 40-х до конца 50-х годов был удачным для России еще и потому, что, по выражению В. О. Ключевского, в это время наряду с «широкими и хорошо обдуманными планами внутренних преобразований» осуществлялись «смелые внешние предприятия». Наиболее важными из внешнеполитических предприятий были присоединение Казани (1552) и Астрахани (1556), а также успешное начало Ливонской войны (1558-1583), целью которой было завоевание выхода к Балтике. Завершилась она поражением России, но начальный этап ее был удачным. В результате ударов русских войск Ливонский орден к 1560 г. распался. Но этот год одновременно стал вехой как в истории страны, так и в биографии Ивана Грозного, ознаменовавший начало тяжелого, мрачного времени. После 1560 г. начинается полоса военных неудач России. В 1560 г. скончалась жена Ивана IV Анастасия Романовна из рода Захарьиных-Юрьевых (будущих Романовых), с которой царь прожил в счастливом браке 13 с половиной лет и которая благотворно влияла на него. Тогда же прекращаются реформы и происходит разрыв Ивана Грозного с «Избранной радой», члены которой подвергаются репрессиям. К этому времени у Ивана Грозного окончательно сформировалась собственная концепция царской власти, ее природы и пределов. Она опиралась на: 1) византийскую имперскую доктрину, согласно которой власть императора имеет божественное происхождение, а следовательно – неограниченные функции; 2) идею о переходе прав и привилегий византийских императоров к московским князьям после завоевания турками Константинополя в 1453 г. и женитьбы Ивана III на Софье Палеолог в 1472 г.; 3) идею о главенствующей роли Московского государства в православном мире; 4) идею о преемственности власти киевских и московских князей и самодержавном характере этой власти.
Все эти постулаты нашли отражение в ряде сочинений религиозного и публицистического характера, которые получили распространение в конце XV-XVI в. Сформировавшаяся у Ивана Грозного концепция самодержавия была изложена им в переписке с князем Андреем Курбским, начавшейся после бегства последнего в Литву и продолжавшейся с перерывами в 1564-1579 гг. В 1564 г. А. Курбский направляет из Литвы послание Ивану, в котором пытается объяснить причины своего побега и обвиняет царя в измене идеалу Московского царства – Третьему Риму, в союзе с Антихристом, в гонениях на бояр, в забвении своего долга и обязанностей перед подданными. В ответном послании Иван Грозный излагает свое представление о самодержавной власти царя как не стесненной, не ограниченной ни законами, ни обычаями, ни даже здравым смыслом. Царь самим Богом поставлен управлять, и кроме него никто этого делать не должен: ни попы, ни рабы. Рабами же и холопами он считал всех своих подданных. Эту идею безусловной и всеобъемлющей власти самодержца Иван IV воплотил в опричнине.
В начале января 1565 г. из Александровской слободы, где обосновался Иван со своими приближенными, в Москву прибыл гонец, доставивший митрополиту Афанасию два письма. В первом из них Иван Грозный излагал свои претензии к боярам, приказным и духовенству. Письмо заканчивалось словами о том, что царь, не желая больше терпеть преступлений боярства, покидает престол. Второе письмо было адресовано посадским людям. В нем говорилось, что на них государь «гневу и опалы не держит», ни в чем их не обвиняет, а виновниками всех беззаконий, творящихся в государстве, считает бояр и приказных. При известии об отречении государя от престола москвичи потребовали направить к нему делегацию, которая будет просить Ивана вернуться, впредь править так, как ему будет угодно, а в искоренении крамолы рассчитывать на их помощь и поддержку. Приняв делегацию, царь согласился вернуться при условии, что ему будет предоставлена полная свобода в борьбе с государственной изменой. Это означало, что он получал неограниченную власть и без совета с Боярской думой мог «класть опалы», казнить, отбирать имущество казненных и опальных в казну. Царь обещал, что бояре и приказные будут управлять страной, как и прежде. Для охранения же своей жизни Иван решил «учредить на своем государстве опричнину».
Территория государства была разделена на опричнину и земщину. Земщиной должны были управлять бояре посредством прежних институтов и обычаев. Опричнина же представляла собой как бы государев удел. В Московском государстве опричниной именовались земельные владения, которые предоставлялись вдовым княгиням наряду с прожитками (содержанием). Прожитками княжны могли пользоваться на протяжении своей жизни, но они не подлежали передаче по наследству. Опричнина же являлась наследственным земельным владением. Создавая опричнину, Иван Грозный тем самым выделял удел самому себе, в котором являлся полновластным хозяином (см. таблицу 3 Приложения 3.6).
Таким образом, опричнина Ивана IV– это особая территория в составе государства. В нее царь отобрал земли из разных регионов, всего – 20 городов с уездами. Стремясь сосредоточить в своих руках рычаги экономического контроля, Иван забирал в опричнину в первую очередь благополучные в хозяйственном отношении территории, а также те, где имелись источники ценных ископаемых, по которым пролегали важнейшие пути сообщения. Была разделена на опричнину и земщину и Москва. Здесь граница между ними проходила по Большой Никитской улице: Сивцев Вражек, Арбат, Воздвиженка входили в опричнину, а территория по другую сторону Большой Никитской – в земщину. Одной из ипостасей опричнины стал особый царский двор, созданный после ее учреждения. Было создано также опричное войско, насчитывавшее поначалу 1 тыс. человек, а затем доведенное до б тыс. Управление опричниной осуществлялось с помощью созданной здесь Думы и приказов.
Однако в первую очередь опричнина являлась особой политикой Ивана Грозного, осуществляемой террористическими методами и направленной на усиление его самодержавной власти. Вернувшись в феврале 1565 г. в Москву, Иван, опираясь на опричный аппарат, приступает к искоренению крамолы. Казни, пытки, насильственные пострижения в монахи, конфискации имущества становятся повседневным явлением. Нередко государь лично участвовал в экзекуциях. Тогда же начались переселения. Стремясь подорвать экономическую силу своих противников и ликвидировать их политическую опору в лице подвластного населения, Иван IV отбирает вотчины у бояр, а их владельцев переселяет в другие регионы. Там им предоставляются земельные владения, но уже в качестве поместья, а не вотчины. Из конфискованных вотчин выделяются поместья опричникам. Таким образом, Иван Грозный пытался ввести единый порядок владения землей. Переселения происходили в сжатые сроки, на сборы отводилось минимальное время. Переселенцы должны были следовать к новым местам обитания без остановки, по пути следования никто не имел права предоставлять им приют.
Апогей опричного террора пришелся на 1567-1570 гг. Только за этот период по далеко неполным данным было казнено около 3,3 тыс. человек (при общей численности населения России в 5-7 млн человек). Репрессиям подвергались не только отдельные лица и семейные кланы, но и целые регионы, в частности Новгород. Несмотря на жестокие погромы, которые периодически учиняли здесь московские князья, Новгородская земля все еще не лишилась своих богатств, привлекавших царя и его опричников. Сохранялась здесь и память о временах, когда Новгород был вольным городом, а потому сильнейшим желанием царя было покончить раз и навсегда с этим республиканским духом. Кроме того, Новгород с прилегавшими к нему территориями традиционно являлся регионом политической поддержки князей Старицких. Князь Владимир Андреевич Старицкий, двоюродный брат Ивана IV, мог претендовать на российский престол, а потому в глазах царя являлся политическим противником номер один, знаменем оппозиции. Дабы избавиться от этой опасности Иван сначала лиши." Владимира Старицкого его вотчины, а затем уничтожил самого князя, его семью, а также его мать, княгиню Ефросинью Стариц-кую. Получив донос, в котором новгородцев обвиняли в намерении отдаться под власть Речи Посполитой, Иван в самом конце 1569 г. с 15-тысячным войском предпринимает карательную экспедицию против Новгорода, разгромив по пути Клин, Тверь, Торжок, не щадя при этом никого, подвергая разграблению даже храмы. Во время погрома Твери Малютой Скуратовым, руководителем опричного террора, был задушен находившийся там в ссылке бывший митрополит Филипп.
Митрополит Филипп(1507–1569)– боярин Федор Степанович Колычев, с 1548 г. игумен Соловецкого монастыря. В 1566 г. церковным собором поставлен на митрополичий престол, несмотря на отрицательное отношение к опричнине. Публично осуждал опричные казни и беззакония, за что был лишен сана и заточен сначала в Богоявленском монастыре, а затем в Тверском Отроч-Успенском монастыре, где и был убит. В 1652 г. канонизирован церковью.
В начале января 1570 г. каратели дошли до Новгорода и здесь разразилась страшная вакханалия убийств и грабежей, продолжавшаяся несколько недель. Половина разоренного города и две новгородские пятины (области) были взяты в опричнину. Покидая Новгород, опричники увозили возы награбленного добра. Все, что не смогли увезти с собой, опричники сжигали. Из Новгорода кровавый след экспедиции потянулся дальше – в Нарву, Иван-город, Псков.
В 1572 г. опричнина была отменена. Поводом к ликвидации опричнины, по мнению многих историков, послужила небоеспособность опричного войска, обнаружившаяся при набеге на Русь крымского хана Девлет-Гирея в 1571 г. Опричники не смогли остановить хана, который сумел дойти до Москвы и поджечь город. В пожаре погибло огромное количество жителей. Во время повторного похода Девлет-Гирея, предпринятого в 1572 г., на его пути встало уже объединенное земско-опричное войско под командованием некогда опального князя Михаила Воротынского (спустя год он будет казнен). В битве у села Молоди оно нанесло поражение войску хана.
Чего добивался Иван Грозный, учреждая опричнину? В чем заключался ее политический смысл и против кого было направлено острие опричного террора? Здесь мнения историков расходятся. Академик С.Ф. Платонов, чья концепция многие годы превалировала в историографии, считал, что опричнина призвана была окончательно сломать старые порядки, препятствовавшие централизации, а, следовательно, ее террор был направлен против боярской аристократии, против боярства как клана, сопротивлявшегося цен-трализаторской политике и тянувшего к удельным временам. Успех политики Ивана Грозного состоял, по мнению С. Ф. Платонова, в том, что опричнина покончила с политическим господством боярства.
Альтернативное мнение:
Боярство боролось не против централизации. Оно добивалось того, чтобы по праву своего происхождения занимать в централизованном государстве ключевые посты. Политический смысл опричнины состоял в усилении личной власти Ивана Грозного. В силу этого террор опричнины был направлен против всех, кого царь подозревал в покушении на эту власть или в пособничестве тем, кто это делал, к какому бы социальному слою они ни принадлежали.
Эта точка зрения получила широкое распространение в современной исторической литературе и подтверждается данными источников. Так, в знаменитом Синодике (поминальном списке) казненных в период наивысшего разгула опричного террора (1567-1570), составленном по приказу Ивана Грозного в 1583 г. и впоследствии реконструированном российскими историками, из 3,3 тыс. человек приблизительно две трети не принадлежали к боярству, а являлись представителями низших сословий. Боярство находилось на авансцене политической жизни страны и, естественно,в первую очередь стало жертвой опричного террора. Однако те его представители, которые доказали свою лояльность по отношению к царю, избежали репрессий, многие из них вступили в опричнину.
Опричнина способствовала достижению поставленной Иваном Грозным цели – она укрепила его самодержавную власть, способствовала дальнейшей централизации страны. Однако такая ускоренная централизация повлекла за собой тяжелейшие последствия. Вкупе с Ливонской войной она вызвала глубокий экономический кризис.
От опричного беспредела, от налогового пресса население спасалось бегством на окраины государства, в результате чего приходили в запустение многие территории. Следствием этого были «заповедные лета», введенные с 1581 г. Ими устанавливались сроки, в течение которых крестьяне не могли покидать феодалов. Дабы прикрепить крестьян к земле, правительство прибегает к составлению писцовых книг. В них содержалось хозяйственное описание земель для податного земельного обложения. Теперь на основании этих книг крестьяне прикреплялись к землям, на которых они обитали при введении заповедных лет.
Опричнина обернулась также и политическим кризисом. Она расколола высшие слои общества, породила борьбу между сторонниками и противниками опричной политики. Эта политическая нестабильность ослабляла государство и была чревата серьезными социальными катаклизмами. Опричнина подрывала нравственные устои общества. Предательство, доносительство, наушничество, бессудные казни, пытки, откровенный разбой, полнейший произвол опричников создавали атмосферу подозрительности, страха, ненависти, дезинтегрировали общество.
Лекция 2. «Смута» в России
(2 часа)
Дата добавления: 2016-04-22; просмотров: 2003;