ОСОБЕННОСТИ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

Прежде всего, следует отметить, что философия обладает мировоззренческимхарактером, т. е. представляет мир через призму человека, не исключая его из единой системы: «мир – человек», выражая его отношение к действительности. Но это особое мировоззрение – рационально–теоретическое. Оно дает ответы на фундаментальные вопросы: о природе мира, о высших целях и ценностях человека, поэтому направленно на рационально – теоретическое постижение всеобщих форм бытия и освоения его человеком. Сам человек в философском мировоззрении представлен как часть универсума, философия дает понимание его места и предназначения в природном, социальном и духовном мире. Причем, человек понимается не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода, выходящее за рамки мира объектов, обладающее душевной и духовной жизнью, способное в познании, в практике проявлять активное отношение к миру.

Этим философия отличается от других форм мировоззрения: она есть сущностное мировоззрение. Еще Аристотель в «Метафизике» отмечал, что философия – это «… наука исследующая первые начала и причины…».

Философия не просто констатирует наличие человека и мира, она раскрывает глубинные основы бытия, открывает мир в его наиболее сущностных и фундаментальных свойствах и характеристиках.

Поскольку философия имеет теоретизированный характер, постольку она сближается с наукой, однако, эти формы знания не тождественны.

Философия формировалась на основе противоречия между предфилософией и зачатками теоретического (научного) знания, требовавшими для своего объяснения не догматические фантазии, а обращения к природным, причинным связям. Принципиально новое осмысление вело к возникновению в структуре мировоззрения новых знаниевых форм – абстрактных понятий, концепций. История показывает, что философия, по крайней мере с онтологической и с гносеологической сторон, развивалась путем, аналогичным пути естественных наук.

Философское знание тем самым, как и научное складывается, исходя из рационалистической обоснованности, логической доказательности, а не ссылок на «авторитет» и « мнение». Способ достижения знания – критичность и рациональные принципы познания. Поэтому по форме существования и построения эти знания тождественны. Близки они и по цели познания: раскрыть сущность мира и его всеобщие закономерности.

Вместе с тем, философское знание как мировоззренческое не разрывает столь жестко S и О познания подобно научному, которое все же более ориентированно на исследование объекта «самого по себе», объективно. Философия же видит мир, оценивает его с точки зрения интересов, целей человека, органически включенного в этот мир. Кроме того, и характер обобщения знания философией иной: она познает всеобщее как данность мира в целом, а не отдельных его составляющих, что происходит в конкретных науках.

Следовательно, обращение к всеобщему, познание всеобщего является важной чертой философского знания.

Еще одна особенность философского мировоззрения – рефлексивность. Философская рефлексия – это не просто осмысление, а осознание предельных (исходных) оснований той или иной культуры. Философия – умозрительна (оторвана от опыта, практики), поэтому рефлексия осуществляется над знаниями, а не над конкретными событиями и явлениями; это – осмысление субъектом собственного мировосприятия как целостности. Тем самым, рефлексия, философское мышление вскрывает исходные смыслы той или иной модели культуры, формирует социальную и личную ориентации человеческой деятельности, по праву занимая центральное место в системе мировоззрения.

Смысл же культуры выражается, прежде всего, в системе ценностей. По существу все многообразие окружения человека оценивается им с точки зрения различных критериев: добра и зла, истины и неистинны, красоты и безобразия, допустимого или запретного, справедливого и несправедливого и т. д. Рефлексирующая способность философии позволяет ей выделить основополагающую систему ценностей- ориентаций и предпочтений человека той или иной культуры. В этом выражается аксиологическаячерта философского знания.

Литература.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000. Гл. 1, 2.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003. Введение, п. 2.

3. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2002. Гл.1, п.2.

4. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Введение.

 

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.

Особенности философского знания определяют предмет философии.

Предметное самоопределение философии складывалось в зависимости от истории ее развития. Ранняя философия видела свою главную задачу в отграничении от мифологии, религии и от частного знания. Аристотель, например, подчеркивал, что философия – это наука о сущем и всеобщем, в то время как другие науки изучают лишь видимые причины и частные связи. В этом смысле предмет философии во многом совпадает с предметом науки.

В философии Нового времени это традиция была во многом продолжена, только на первый план вышло стремление отделить философию не столько от вне научного знания, сколько от частнонаучного (эмпирического). У Канта, Гегеля как и в аристотелевском учении следует, что философия – это наука о всеобщем, которое есть чистая мысль, абстракция.

Понимание предмета философии как теории всеобщего проходит практически через всю историю философии вплоть до наших дней, но различная сама трактовка всеобщего: или «объективно существующее всеобщее», или всеобщее в познании, в логике.

Определение предмета философии представляет серьезную проблему и сегодня. Для одних – предмет философии – это общие законы природы (или общества, или бытия вообще), взятые сами по себе, вне их отражения мыслью, вне отношения к знанию и познанию. Для других, например, позитивистов, наоборот, философия – учение лишь о знании, точнее о языке теории вне связи с тем, каковы объективные закономерности, изучаемые этой теорией. Существуют и другие не противоречащие, а скорее, дополняющие друг друга взгляды на предмет философии.

Если брать определение философии как науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления, то получается, что законы любой из названных областей, поскольку они общие, то оказываются и философскими. Как по таким критериям отличить общие философские законы от нефилософских (например, химии, биологии, истории) , но тоже общих законов этих наук? Иными словами, философия рядом с другими науками оказывается избыточной, так как решает те же вопросы (выявление общих свойств, общих закономерностей), что и конкретные науки.

Если же искать место философии среди наук и духовных явлений об идеальном, то и здесь она оказывается лишней, поскольку эти науки сами способны решать свои общие задачи. Позитивизм потому и потерпел поражение, что пытался свести философию только к исследованию идеального – к логике и языку науки.

Место философии согласно ее мировоззренческому характеру – «ничейная земля», связь материальной и идеальной реальности. Философия как мировоззренческое знание изучает отношение бытия и мышления, природы и духа. Философское видение мира с необходимостью предполагает различие чувственного и мыслимого бытия. Философия изучает не объект сам по себе, а взаимоотношение объекта и познающего и преобразующего его субъекта

Под объектом в философии понимают явления действительности, которые преобразуются под воздействием человеческой деятельности и становятся предметом познания.

Под субъектом понимают человека, группу, общество, как носителей активной преобразующей силы в процессе освоения объекта и его познания.

Под субъект-объектными отношениями понимается взаимодействие субъекта с объектом в процессе преобразования и познания последнего.

Под субъект-субъектными отношениями понимают процесс взаимодействия человека с другим человеком, другими людьми. В итоге вся окружающая нас действительность представляет для философов как система отношений субъекта к объекту и к другим субъектам.

 
 

 


Поэтому можно сделать вывод, что философия изучает всеобщие стороны объекта и всеобщие стороны отношений субъекта к объекту.

 

Литература.

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2000. Разд 1, гл. 3.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2003. Введение, п. 1.

3. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др. – М., 2002. Гл.1, п.1.

4. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Введение.

 








Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 648;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.