Последовательное освоение навыков и умений по технике рисунка в соответствии с программой изобразительных задач
Возрастная группа д/с | Освоение изображения | Линии и формы, лежащие в основе изображения | Технические навыки и умения, необходимые для решения изобразительных задач |
1-я младшая группа (3-й год жизни) | Поощрять изобразительный характер рисунка | Учить проводить прямые, закругленные и зигзагообразные линии, замыкать линии в округлые и угловатые формы | Учить держать карандаш тремя пальцами (между большим и средним, придерживая сверху указательным) правой руки не слишком близко к отточенному концу; рисовать, не заходя за пределы листа бумаги |
2-я младшая группа (4-й год жизни) | Учить изображать предметы округлой формы, предметы, состоящие из прямых линий и их пересечений; предметы прямоугольной формы; учить передавать характерный цвет некоторых предметов, закрашивать рисунки карандашами и красками | Учить замыкать линии в округлые формы; проводить прямые линии слева направо и сверху вниз; пересекать линии; рисовать прямоугольные формы | Учить правильно держать карандаш и кисть (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным) не близко к отточенному концу или ворсу, сильно не сгибая пальцы, не сжимая ими карандаш. Учить правильному приему обмакивания кисти в краску, промыванию в воде, повторному об-макиванию по мере надобности. Учить слитному, неотрывному, безостановочному движению при проведении линий. Отрабатывать навык правильной остановки движения в нужной точке, ритмичность повторных однородных движений, навык произвольного изменения размаха движения. Отрабатывать навык сохранения направления движения по окружности, по прямой, умение произвольно изменять направление под углом. Отрабатывать различные способы движения с карандашом и кистью при закрашивании: карандаш можно вести неотрывно туда-обратно, кисть только в одну сторону, не прерывая движения на середине |
Средняя группа (5-й год жизни) | Закреплять умение изображать предметы различной (освоенной в предыдущей группе) формы, как одночастные, так и из нескольких частей, передавать расположение частей, окраску предметов, характерные детали формы | Учить передавать в рисунке округлую, овальную, прямоугольную и треугольную формы; передавать различие между кругом и овалом, прямоугольником и квадратом, различие форм по величине и положению — вертикальному и горизонтальному. Учить рисовать прямые и дуги в разных направлениях | Закреплять навыки и умения, отработка которых начата в предыдущей группе. Учить рисовать прямые линии: вертикальные и горизонтальные при правильном положении руки с карандашом, обеспечивающем осуществление зрительного контроля за движением (при рисовании вертикальных линий рука движется сбоку линии, перпендикулярно ей; при рисовании горизонтальных линий рука с карандашом движется внизу линии, перпендикулярно ей). При рисовании краской учить вести кисть по ворсу в одном направлении. Учить рисовать мелкие предметы, производя движение только пальцами руки, и крупные, включая в движение кисть руки и предплечье. Вырабатывать умение изменять направление движения (под углом, от движения по одной дуге к движению по другой дуге). |
Возрастная группа д/с | Освоение изображения | Линии и формы, лежащие в основе изображения | Технические навыки и умения, необходимые для решения изобразительных задач |
Старшая группа (6-й год жизни) | Учить выделять в предмете и передавать основную форму крупных частей, затем характерную форму путем добавления деталей, отношение частей по величине и расположению; передавать пропорции форм и строение предметов (высокий — низкий, узкий - широкий), передавать характерную форму, строение и окраску предметов после тщательного наблюдения натуры, передавать изображение живых существ в движении | Учить передавать основную форму частей предмета, уподоблять ее известным геометрическим формам. Знакомить с формами розеты, многоугольника, используя их в декоративном рисовании. Учить приемам декоративного рисования | Закреплять навыки и умения, приобретенные в предшествующих группах. Учить правильно держать кисть при рисовании широких и тонких линий (при рисовании широких линий кисть ведут наклонно к бумаге, всем ворсом прижимая к бумаге, при рисовании тонких линий кисть надо держать палочкой вверх и вести ее, слегка касаясь бумаги концом ворса). Отрабатывать навык произвольной регуляции силы нажима на карандаш (при рисовании и закрашивании рисунков). Формировать умение изменять направление движений (под углом, от движения по одной дуге, к движению по другой дуге, от движения по прямой к движению по дуге и наоборот). Учить подчинять движение соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат). Отрабатывать умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине. Учить детей рисовать гуашью, акварелью, цветными карандашами, цветными восковыми мелками. Учить использовать простой (графитный) карандаш для создания подготовительного рисунка. Учить изменять силу нажима на карандаш в целях получения разных оттенков одного и того же цвета. Учить смешивать краски, чтобы получить новый цвет. |
Подготовительная к школе группа (7-й год жизни) | Учить передавать характерную форму, строение, окраску наблюдаемых в натуре, предметов и явлений, их характерные признаки, черты | Учить передавать формы и линии в различном положении в пространстве и в отношении друг к другу. Учить рисованию завитков разного характера | Закреплять ранее усвоенные навыки рисования карандашом и кистью, формировать умение свободно владеть карандашом и кистью при различных приемах рисования. Закреплять умение регулировать движения по силе, размаху, длительности, легкости, свободе в зависимости от задач изображения. Продолжать дальнейшую отработку и совершенствование навыков и умений, определяющих изображение формы предметов и ее пространственную характеристику. Совершенствовать умения подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат), подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине. Учить детей использовать в рисунке разные материалы (угольный карандаш, сангину) наряду с уже знакомыми цветными карандашами и красками (гуашь, акварель), цветными мелками |
Методы и приёмы обучения графическим навыкам и умениям.
1. Обследование (чтобы у детей были ясные представления о тех предметах, которые они будут изображать). Необходимо провести связь с требуемой техникой рисунка: при рассмотрении дома — прямизну стен, ровный ряд окон; при рассмотрении предметов овальной формы — ее некоторую вытянутость по сравнению с округлой и т.д. Воспроизвести движения, выделяющие контур предмета. Затем это же движение предлагается произвести в воздухе всем детям: «А теперь все вместе покажите, какой шарик круглый». Целесообразно обследование выносить за пределы занятия (накануне или утром в день занятия).
2. Овладение определенными движениями, позволяющими передать различные формы (округлые, прямоугольные). Обучая детей рисованию этих форм, важно подчеркивать различия в движении руки, фиксируя внимание на положении руки и на двигательных ощущениях. Однако и внутри одной и той же группы форм есть отличия. Так, в группе округлых предметов выделяются предметы круглой формы (шар, мяч и т.д.) и предметы овальной и эллиптической формы (лимон, яйцо, огурец и др.). Обучая детей изображению округлых форм, следует подчеркивать различный способ движения руки при рисовании форм, разных по пропорциям. Круг рисуется плавным, неотрывным, постепенно закругляющимся движением, а при рисовании предметов овальной формы нужно изменять направление движения — переходить от движения по одной дуге к движению по другой дуге (вначале идет равномерное закругление, затем закругление приостанавливается, дуга несколько выпрямляется, потом снова следует равномерное закругление и снова выпрямление). Такое расчленение движения и объяснение помогают детям в. его освоении.
Дети быстрее осваивают различие в движении при рисовании круга и эллипса, если вначале давать изображение круглого и эллиптического предметов, резко различающихся по пропорциям: предмет эллиптической формы должен быть более удлиненным и равномерно утолщающимся. Предметы эти нужно давать на одном занятии, и формообразующие движения отрабатывать в сравнении, но тогда, когда дети хорошо освоят рисование предметов круглой формы.
Обучая детей способу изображения в рисунке предметов круглой и овальной формы, важно развивать разнонаправленные движения руки: слева направо и справа налево. Движение при рисовании предметов округлой формы различного характера должно быть плавным.
Рисовальные движения нужно отрабатывать не изолированно, а в процессе рисования, направленного на создание образа предмета или явления.
3. Для образования навыка правильного владения инструментом очень важно, когда дети впервые получают тот или иной инструмент, проследить, как держит карандаш или кисть каждый ребенок, и в случае надобности исправить. При этом важны не только словесные указания: «Оля, возьми карандаш правильно», но и исправление действенным путем: показать, как надо держать, а иногда подойти к ребенку и правильно вложить карандаш в его руку.
Так, обучая детей способам рисования прямых линий, следует подчеркивать, что положение руки различно при рисовании вертикальных, горизонтальных и наклонных линий. Показывая способы закрашивания рисунков, сопровождать их следующими замечаниями: чтобы не перейти за контур, движения у линии контура должны быть медленными, осторожными, они должны производиться пальцами руки; при закрашивании середины«рисунка они могут быть более быстрыми, размашистыми. Надо обращать внимание детей на то, что при рисовании мелких изображений двигаются только одни пальцы руки, а при рисовании крупных изображений в движение включается вся кисть руки.
4. При обучении графическим навыкам и умениям детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективным оказывается метод подражания. Однако в тех случаях, когда дети приходят в старшую группу, не овладев навыками рисования в предшествовавших группах, использование метода пассивных движений также дает положительные результаты.
Показ рукой ребенка используется в этой группе и при обучении рисовальным формообразующим движениям. Показ производится на отдельном листе бумаги или жестом с фиксированием внимания на характере движения и состоянии руки.
Случаи применения метода пассивных движений на этом этапе обучения нечасты, и наибольший эффект дает метод подражания.
Используя подражание как способ обучения техническим навыкам и умениям, нужно как можно больше активизировать детей, развивая их самостоятельность в усвоении двигательного опыта. В связи с этим педагог должен показывать тот или иной прием выполнения движения только в том случае, если этот прием дается детям впервые. Если же он знаком и его следует только напомнить, то нужно предложить вспомнить движение, необходимое для изображения, всем детям, а уж потом вызвать кого-то к доске. Лучше, чтобы это были дети, которые хорошо усвоили движение, могли сразу безошибочно воспроизвести его после показа педагога. Когда же движение более знакомо, можно вызывать разных детей. В ряде случаев полезно, предлагая детям нужный способ действия, показать его в воздухе рукой с карандашом или кистью (например, показать, подняв руку с инструментом, как они его держат, или показать в воздухе способ движения руки, необходимый для рисования предмета круглой формы и т.д.). Такие приемы активизации детей эффективно сказываются на усвоении ими движений: проделав движение в воздухе, дети увереннее действуют на листе бумаги.
5. Сложные двигательные навыки (к ним мы относятся графические навыки) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений.
Но упражнения не должны носить формального, механического характера. Их содержание должно быть разнообразно. Надо так построить занятия по рисованию, чтобы на каждом из них дети упражнялись в том или ином действии и у них отрабатывался тот или иной навык.
Иногда упражнения могут носить образный характер («паутинка», «волны», «дым» и т.д.).
Иногда результату упражнения можно придать разное значение — декоративное, предметное или сюжетное: «Вот какие красивые вышли коврики, полосочки на них ровные, прямые»; «Вот как много извилистых ручейков течет у нас» и т.д. Такому упражнению может быть отведено 3—4 минуты в начале занятия. Отрабатываемый в упражнении навык должен входить в решение последующей изобразительной задачи.
В специальных упражнениях могут отрабатываться навыки рисования прямых линий — вертикальных и горизонтальных, различные способы действия кистью (всем ворсом, примакиванием и т.д.), способы создания различных форм и др. Например, в начале занятия педагог говорит детям, что они будут рисовать сказочные домики трех поросят (тема занятия может быть другой: рисование красивой тележки, дома и т.д., важно лишь, чтобы изображение создавалось прямыми линиями), но чтобы нарисовать домик красиво, нужно уметь правильно рисовать линии сверху вниз и слева направо. Педагог предлагает детям поучиться этому.
Если упражнение проводится впервые (когда у детей не сформированы технические навыки), воспитатель показывает и объясняет, как это нужно делать.
Повторность изображений на одном занятии легче обеспечить в младшей и средней группах детского сада, так как этому способствует относительная простота изобразительных задач, выделенных в программе этих групп. Необходимо искать возможности такого повторения и на некоторых занятиях в старшей и подготовительной группах (рисование на тему «Зайчиха с зайчатами» по песенке «Много зайчиков приходит, и больших и маленьких», «Машины едут по улице и везут разные грузы», «Дома на улице», «Птицы» и т.д.).
Далее пример
Рисование цветными карандашами на тему «Разноцветные колечки» (вторая младшая группа).
В начале занятия воспитательница показала детям колечки и сказала: «Посмотрите, дети, какие красивые разноцветные колечки. Вы вчера играли с этими колечками, а сегодня вы их нарисуете. И у каждого будет много красивых разноцветных колечек. Колечко круглое по форме (при этом воспитательница обводит его пальцем по контуру).
— Оля, покажи, какое круглое колечко сначала одной, , затем другой рукой (девочка обводит кольцо). Теперь Алеша покажет пальчиком всем детям, какой формы это колечко (дает ребенку в руки другое колечко)».
Увидев, что движение руки мальчика неточное, торопливое, воспитательница взяла его палец в свою руку: «Давай хорошо покажем, чтобы всем было видно» — и вместе с рукой ребенка (одной, потом другой) неторопливо обвела предмет по контуру. «Колечко круглое. Покажите все пальчиком, какое оно круглое», — предложила воспитательница и сама показала жестом в воздухе. Затем показывает на доске, как надо рисовать круглое колечко. Обращается к детям: «Кто хочет показать, как надо нарисовать колечко? Иди, Миша, покажи».
Мальчик выходит к доске и рисует колечко на листе бумаги, приколотом к мольберту. Воспитательница обращает внимание детей на то, как правильно держит карандаш Миша, напоминает, что рисовать колечко надо, не останавливая руки, сразу.
«Теперь будем рисовать колечки красного цвета. Возьмите все красные карандаши, покажите, как вы держите карандаш». Воспитательница проверила, поправила тех, кто ошибался, вкладывая карандаш в руку ребенка, напомнила, что рисовать нужно сразу, не останавливаясь. Затем она предложила положить красный карандаш и взять синий, чтобы нарисовать колечки синего цвета: «Возьмите карандаш правильно, покажите, как вы его держите».
Дети рисовали колечки, а воспитательница проверяла, отмечала, как много колечек рисуют дети. В тех случаях, когда дети затруднялись или у них получалось неправильно, воспитательница поправляла, иногда брала руку ребенка в свою и, рисуя на отдельном листе бумаги, показывала, подчеркивая, как надо держать карандаш и вести руку, не отрывая карандаша от бумаги. В конце занятия все рисунки были выставлены на доску. Воспитательница привлекла к ним внимание детей: «Посмотрите, дети, как много разноцветных, красивых колечек вы нарисовали». Детям нравится учиться рисовать, они испытывают чувство удовлетворения, когда получается красиво.
Другое занятие. Рисование цветными карандашами на тему «Тележки едут по дороге» (средняя группа).
Воспитательница сказала детям, что они будут рисовать тележки, которые едут по дороге, напомнила, что тележки бывают разные: большие, маленькие, высокие, низкие, длинные, короткие, разных цветов. «Чтобы хорошо нарисовать, — обратилась она к детям, — давайте рассмотрим эту тележку (показывает игрушку) и вспомним, какой формы борт у тележки» (вызвала одного из детей, поднявших руку).
«Синий», — ответил ребенок.
«Синий — это цвет, — поправила воспитательница. — А форма?» «Прямоугольная», — вспомнил ребенок.
Воспитательница вызвала другого и предложила обвести по контуру борт тележки. Ребенок обвел пальчиком, называя длину сторон: длинная, короткая, длинная, короткая. «Прямоугольная», ~ подтвердила воспитательница.
Затем она спросила, какой формы колеса. Получив правильный ответ, вызвала ребенка, предложила обвести по контуру колеса. Уточнила, где они расположены.
После этого воспитательница взяла такой же (удлиненный), как у детей на столах, листок бумаги, показала его всем и сказала:
«Вот у вас такие же листочки — это дорожка. На ней вы нарисуете много разных тележек, которые едут по дороге. С чего вы начнете рисовать тележки?» Получив правильный ответ, предложила всем детям взять карандаш, показать, как они его держат (проверила, поправила тех, кто ошибся), посоветовала подумать, где поедет первая тележка, и начать рисовать ее с борта.
Дети рисовали, а воспитательница проверяла, все ли правильно держат карандаш, слитно ли ведут линии; тем, кто ошибался, напоминала, что линию надо вести прямо и все время смотреть, куда ведешь, чтобы вовремя остановиться и повернуть линию в другую сторону, а то тележка получится некрасивая. В ходе работы она уточнила, что сначала нужно нарисовать несколько тележек, а потом их закрашивать.
Увидев, что некоторые дети уже нарисовали одну тележку, она сказала: «У Веры, Сережи, Маши одна тележка уже едет по дороге, сейчас другая поедет». Тем, которые долго рисовали первую, предлагала поторопиться и начинать рисовать другую.
Когда было нарисовано несколько тележек, воспитательница напомнила: «А теперь аккуратно закрасьте свои тележки, чтобы они были красивые, как новые. Помните, что закрашивать нужно в одну сторону, как начали, не меняя направления: сверху вниз или слева направо; не спешите, у краев двигайте карандашом помедленнее, чтобы не выйти за линию, иначе получится некрасиво; не нажимайте на карандаш очень сильно».
Воспитательница следила, как дети закрашивают свои рисунки. Если она замечала, что кто-нибудь изменяет направление штрихов или спешит и выходит за линии контура, или неравномерно нажимает на карандаш, напоминала, как надо правильно закрашивать, а иногда, беря руку ребенка в свою, производила движения в нужном направлении, темпе и с определенной силой, чтобы ребенок почувствовал, каким должно быть движение при закрашивании. Часть детей увлеклась, забыла, как нужно действовать правильно, и воспитательница вновь напомнила им.
Увидев, что одни дети закончили рисование тележек, а другие еще нет, но до конца занятия есть некоторое время, воспитательница предложила: «Кто уже нарисовал тележки, подумайте, какой груз они везут».
Постепенно готовые рисунки выставлялись на доску.
В конце занятия воспитательница обратилась к детям: «Вот какие длинные дороги получились (проводит рукой по рядам), а по ним едет много-много разных тележек: и больших, и маленьких, и длинных, и коротких, с высокими бортами и с низкими (при этом показывает разные тележки), и все они разного цвета. Затем воспитательница подчеркнула, что некоторые дети очень хорошо нарисовали тележки (ровные, с прямыми бортами, с одинаковыми круглыми колесами) и правильно их закрасили: тележки получились красивые, как новые. Предложила детям найти такие рисунки.
Приведенные примеры показывают, как повторение изображения одних и тех же предметов в рисунке может способствовать упражнению детей, отработке определенных графических навыков и умений. В обоих случаях техническая задача была тесно связана с изобразительной, хорошее техническое исполнение обеспечило и хорошее решение изображения в целом, что вызвало чувство удовлетворения у детей.
6. Слово, словесная инструкция в формировании двигательных навыков. Дети младшего возраста еще не могут повторить объяснение, но в старшей группе целесообразно вслед за показом и объяснением движений вызывать для повторения инструкции детей к доске.
Роль словесной инструкции в правильном выполнении движений значительно повышается на протяжении дошкольного возраста. Вначале это будет слово, сопровождающее действие педагога. Затем ребенок сопровождает словом собственные рисовальные движения, показывая их у доски. Потом слово отделяется от действия: ребенку предлагается вначале объяснить, как надо действовать и почему именно так, и только после этого приступать к работе. Например; в младшем возрасте слова определяют ритм кругообразного движения руки ребенка, не дают задерживать движение, организуют его во времени («Еще шарик, еще шарик, еще шарик».).
7. Индивидуальный подход в обучении технике рисования уже на первых этапах овладения детьми деятельностью способствует успешному формированию ее у всех детей группы: все дети получают равные возможности изображения окружающих предметов и явлений. При этом овладение одними и теми же техническими приемами не ведет к однообразию рисунков. И дальше развитие техники изображения идет с индивидуальными различиями.
Таким образом, при формировании технических навыков рисования используются следующие пути обучения: организация ориентировочно-исследовательской деятельности, обучение навыкам на основе подражания (организация показа двигательного образца), проведение упражнений в целях отработки движений руки, их качеств, слово педагога, повторение детьми словесной инструкции, запоминание правил и регуляция с их помощью движений руки. Все эти способы должны использоваться в единстве.
Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достичь, разнообразя способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и т.д.), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. Сочетание разных материалов в одном рисунке позволяет добиваться большей выразительности изображения.
Нетрадиционные техники рисования позволяют использовать различные материалы для создания художественного образа.
Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т.п., но в старшем дошкольном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных: кляксографии, монотипии и т.п.
Это не весь перечень нетрадиционных техник. Его можно продолжать.
НЕТРАДИЦИОННЫЕ
Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 6631;