Дезадаптивное поведение.
Поведение присуще только живым существам, а жизнь – это пластичное приспособление внутренних изменений к изменениям внешним, которое принято называть термином адаптация.
Различают три вида адаптации и дезадаптации, связанных между собой: физиологическую, психологическую и социально-психологическую.
Физиологическая адаптация – это свойство организма человека целесообразно перестраивать свои функции в соответствии с требованиями среды. Примером, поясняющим это явление, может служить адаптация глаза, скажем, через час пребывания в темноте, световая чувствительность глаза может стать в 200 000 раз больше первоначальной, а после засвета глаза несколько секунд человек ничего не видит. Эта и любая другая физиологическая дезадаптация проявляются в более или менее резко выраженной психологической дезадаптации и отклоняющемся поведении.
Психологическая адаптация. Психологическую адаптацию отчетливо можно увидеть в случае проявления психологической дезадаптации. Примером этого могут быть явления напряженности, или стресса, – состояния, проявляющиеся как отклоняющееся поведение и как синдром физиологических (вегетативных и двигательных) и психических отклонений, вызванных новизной или сложностью условий деятельности. Как писал И. П. Павлов «Дело тут не столько в силе воздействующих раздражителей, сколько в новизне их. Это видно и в наших лабораторных опытах, главная реакция пассивно оборонительного рефлекса имеется не на силу, а на новизну. Раздражение может быть слабым, но оно должно быть новым».
Необходимо отметить, что, во-первых, проблема напряженности и адаптации к вызывающим ее факторам существенна для психодиагностики, а во-вторых, она изучена в условиях обучения полетам лучше, чем в других видах деятельности, и полученные данные могут быть использованы в любых других условиях.
Социально-психологическая адаптация – это адаптация личности к общению с новым коллективом Легкость и эффективность, полнота этого вида адаптации, зависят от особенностей коллектива. Однако, как показали исследования Г. С. Васильева, в не меньшей, а иногда и в большей степени они зависят от коммуникативных способностей личности как совокупности свойств личности, обеспечивающей эффективность ее общения с другими личностями и психологическую совместимость в совместной деятельности.
Г. С. Васильев в структуре коммуникативных способностей выделяет три основные подструктуры и одну на них основную для всех трех, элементами которой являются коллективизм, профессиональность, стремление к общению, доброжелательность, скромность, требовательность к себе, опыт общественной деятельности, стеничность эмоций, активность, самообладание, сообразительносгь, организованность.
Первая основная подструктура – это гностическая способность как способность человека понимать других людей. Ее элементы – стремление к пониманию других, умение слушать партнера по общению, наблюдательность.
Вторая подструктура – это экспрессивная способность как способность к самовыражению своей личности. Ее элементы – стремление быть понятым другими, правдивость, культура речи, доверие к партнерам.
Третья подструктура – это интеракционная способность как способность адекватно влиять на партнеров общения. Ее элементы – требовательность, вежливость, такт, дисциплинированность, решительность.
Надо отметить, что плохое развитие коммуникативных способностей, хотя бы у части членов коллектива, а также наличие у них психологической несовместимости – это предпосылка конфликтов.
Конфликт – это вид общения, проявляющегося в виде отклоняющегося поведения его участников, в основе которого лежат различного рода реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в различной мере осознанные противоречия в целях общающихся личностей при попытках их разрешения на фоне эмоциональных реакций и состояний.
Наличие или отсутствие конфликтов – основной фактор, определяющий качество психологического климата коллектива.
Говоря о свойствах личности, затрудняющих адаптацию или определяющих дезадаптацию и тем приводящих к отклоняющемуся поведению, необходимо отметить, что развитие отечественной авиационной и космической психологии определило внимание к условиям деятельности, получившим название экстремальных, т. е. вызывающих в силу своей необычности для человека реакции и организма и личности, находящиеся на грани патологических нарушений.
К данному времени хорошо изучено влияние таких экстремальных условий как гипоксия, пониженное и повышенное давление воздуха, ускорение, невесомость, повышенная и пониженная температура, сенсорный голод.
Все эти условия деятельности человека являются факторами различных форм его отклоняющегося поведения, имеющих общее, определяемое различными степенями помрачения сознания, особенное, определяемое спецификой и степенью выраженности каждого фактора; единичное, определяемое особенностями организма и личности каждого индивида.
Исследования адаптации к экстремальным условиям заострило внимание к явлению реадаптации, как вторичной адаптации к исходному состоянию. Например, у космонавтов есть индивидуально-различный период адаптации к невесомости и столь же, а иногда и более различный период реадаптации после возвращения на Землю. Еще более сложна реадаптация водолаза после подъема с глубины, требующая постепенности, нарушение которой трагично. Это примеры физиологической реадаптации к экстремальным условиям
Однако реадаптация может быть и психологическая, и социально-психологическая, притом сугубо индивидуальная. Примером первой являются различные темпы включения в привычную деятельность, скажем, утром, после сна, после отпуска. Примером второй, иногда называемой ресоциализацией, является включение в трудовой коллектив больного после его реабилитации или вышедшего па свободу по исполнении срока заключения.
В качестве примера влияния на адаптацию и реадаптацию личности являются гипнотренировки в условиях внушенной невесомости, осуществленные и описанные Л. П. Гримаком.
Следует отметить, что трудность, замедленность и неполнота адаптации личности (а иногда и организма) к измененным, и тем более к экстремальным, условиям проявляются у человека в форме дезадаптированного отклоняющегося поведения. А стойкая адаптация к длительным экстремальным или даже только к резко отличным от обычных условиям жизни и деятельности требует при возвращении к ним соответствующей реадаптации.
В условиях дезадаптированного поведения отчетливо проявляются психосоматические взаимодействия, скрытые в норме.
Дата добавления: 2016-04-19; просмотров: 1352;