ТЕМА 2 ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.
Часть 1
Лекция
1 Понятие личности, ее структура.
2 Социальный статус и социальная роль. Типы личности.
3 Процесс социализации.
1.Человек выступает объектом изучения многих наук. В чем же проявляется специфика социологического подхода?
Философию интересует человек с точки зрения его места в мире как субъекта познания и творчества. Психология анализирует человека как целостность психических процессов, качеств и отношений: темперамента, характера, способностей, волевых качеств и т.д. То есть психология ищет стабильные характеристики психики, которые обеспечивают неизменность человеческой природы. Историки, напротив, проявляют интерес к тому, как под влиянием культурно-исторических факторов изменяется человеческое существо.
Социолог исследует человека, прежде всего, как личность, как элемент социальной жизни, раскрывает механизмы ее становления под воздействием социальных факторов, а также пути и каналы обратного влияния личности на социальный мир. Социологию интересует участие человека-личности в изменениях и развитии социальных отношений; она исследует связи личности и социальной группы, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию социального поведения. То есть специфика социологического подхода к изучению человека состоит в выявлении его социальных характеристик.
Разграничим термины, которые употребляются по отношению к человеку.
Термин «человек» употребляется как родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду. То есть понятие «человек» указывает на качественное отличие людей от животных, на человека – продукт природы, служит для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и особенностей.
Термин «индивид» употребляется в значении «конкретный человек», единичный представитель человеческого вида.
Термин «индивидуальность» означает то особенное и специфичное, что отличает одного человека от других, включая его физиологические, психические и социальные качества.
Термин «личность» служит для характеристики социального в человеке. Личность – устойчивый комплекс социальных качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена.
Исходные социологические принципы анализа личности:
1 Каждый человек является индивидом, но не каждый – личностью. Личностью не рождаются, личностью становятся. Индивид выступает исходным пунктом развития личности, личность – результат развития индивида в обществе.
2 Личность – конкретное выражение сущности человека и одновременно выражение социально значимых черт данного общества, его культуры.
3 Включение личности в общество происходит через вхождение ее в различные социальные общности, именно они являются основным путем соединения общества и человека.
Подчеркнем, что любой человек (а не только гениальные и великие, одаренные и яркие люди), являющийся носителем социальных качеств своего общества, тех соц. групп, к которым он принадлежит, и выступающий как субъект соц. жизни, должен рассматриваться как личность. Однако уровень развития личности может быть различным.
Для характеристики личности используется понятие «структура личности», которая включает в себя:
- Потребности
- Интересы
- Мотивы
- Ценностные ориентации
- Социальные установки
- Убеждения, мировоззренческие принципы.
Исходная ступень в анализе личности – потребности. Потребность – нужда в чем-либо, противоречия между наличным и необходимым.
Потребности бывают: материальные и духовные, первичные и вторичные.
Американский социолог А. Маслоу предложил иерархию человеческих потребностей, которая состоит из пяти уровней:
1) Физиологические потребности (потребности в пище, воздухе, движении, сексе и пр.).
2) Экзистенциальные потребности (потребности в самосохранении, в уверенности в завтрашнем дне).
3) Социальные потребности (потребности в принадлежности к коллективу, в общении).
4) Потребности престижа (потребность в уважении, признании, служебном росте).
5) Духовные (самовыражение через творчество).
Первые две группы потребностей Маслоу считает первичными и врожденными, три остальные – приобретенными. Каждый последующий уровень потребностей актуализируется только лишь после удовлетворения потребностей предыдущего уровня. Таким образом, Маслоу при помощи идеи о возвышении человеческих потребностей пытается проследить переход человека от биологического состояния к социальному.
Следующий компонент структуры личности – интерес – представляет собой направленность субъекта на значимые для него объекты, связанные с удовлетворением потребностей. Потребности и интересы личности лежат в основе ее мотивов.
Мотив– внутренний побудитель к действию. Мотив следует отличать от стимула – внешнего побудителя индивида к действию.
Ценностные ориентации– объекты и идеи, которые являются значимыми для индивида. Они формируются постредством избирательного усвоения ценностей общества, в котором живет человек.
Ценный для индивида объект не всегда является реально нужным, необходимым человеку. Индивид оценивает предмет, не соотнося его прямо и непосредственно со своими потребностями и интересами (которые он может и не вполне осознавать), пропуская через призму распространенных в данном обществе ценностных критериев, идеалов, готовых оценок, стереотипов обыденного сознания, представлений о должном, справедливом, прекрасном, полезном и т.д. Однако процесс формирования ценностного сознания это не односторонний процесс, личность критически относится к «готовым» ценностям, проверяет их на собственном жизненном опыте. Таким образом, ценностное сознание – это сложный, многомерный духовный феномен, в котором присутствуют как общераспространенные ценностные стереотипы, принятые нерефлексивно, на веру, так и ценностные представления, принятые и проверенные личным опытом, собственные оценки, собственные ценностные суждения.
2.Изучение места человека в обществе, его связь с ним осуществляется при помощи понятий: «социальный статус» и «социальная роль».
Социальный статус человека – его позиция в социальной системе, связанная с принадлежностью к определенной социальной группе. Социальный статус предполагает совокупность определнных прав и обязанностей.
Социальный статус представляет собой обобщенную характеристику положения человека в обществе, включающую в себя профессию, квалификацию, должность, материальное положение, национальность, религиозность и т.д.
Социальный статус индивида характеризуется следующими моментами:
1. Определенными правами и обязанностями, закрепленными в законах или нет.
2. Объемом власти и авторитета.
3. Уровнем социального престижа и уважения в глазах общественности.
4. Объемом и ассортиментом потребляемых товаров и услуг.
5. Оценкой тех или иных событий общественной жизни.
Выделяют несколько видов социальных статусов.
Приобретенный статус – статус, достигнутый при помощи усилий самого человека (например, менеджер, профессор, банкир).
Предписанный статус – статус, данный человеку от рождения (например, горожанин, мужчина, украинец).
Смешанный статус – статус, полученный человеком по независящими от него обстоятельствам (например, безработный, инвалид).
Главный статус – статус, оказывающий существенное влияние на выполнение индивидом всех социальных ролей, как правило, он связан с профессиональной деятельностью человека. Главный статус меняется на протяжении жизни человека, он связан с субъективным признанием важности для индивида на определенном жизненном этапе того или иного социального статуса. Например, на этапе профессионального самоопределения, в качестве главного статуса может выступать статус студента, после рождения детей главным статусом становится статус отца, после обретения детьми материальной независимости главный статус – представитель профессии (врач, юрист, инженер и т.д.).
Социальная роль – ожидаемое типичное поведение человека, связанное с его социальным статусом. Это поведение человека, имеющего соответствующий социальный статус.
Поскольку поведение человека, занимающего определенный стату может иметь несколько аспектов (например, студент может быть слушателем лекций, экспериментатором в лаборатории, старостой, участником студенческих конференций, неформальным лидером, практикантом и т.д.), часто вместо понятия социальной роли используют понятие ролевой набор. Т.е. рассматривают эти разные аспекты как маленькие самостоятельные роли. С этой точки зрения одному статусу принадлежат несколько социальных ролей.
Т. Парсонс предложил пять характеристик социальных ролей:
1. Эмоциональность. Некоторые роли требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств.
2. Способ получения. Некоторые роли обусловлены предписанными статусами, другие роли завоевываются.
3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между ребенком и родителями устанавливаются отношения более широкого плана.
4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, врач обязан оказать неотложную медицинскую помощь своему пациенту.
5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, например, что предприниматель поглощен собственными интересами – получением максимальной прибыли. Но предполагается, что работник службы занятости трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.
Как считает Парсонс, любая роль включает какое-нибудь сочетание этих характеристик.
Социальная роль распадается на ролевые ожидания – то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение – то, как человек реально выполняет свою роль. Главным связующим звеном между ними служит характер индивида. Это значит, что поведение конкретного человека не укладывается в чистую схему, каждый по-своему интерпретирует и истолковывает роль. Роль – это обобщенный шаблон, который наполняет содержанием конкретный человек.
Ситуация, связанная с необходимостью удовлетворять противоречивым требованиям одной, двух или более ролей, называют ролевым конфликтом.
Виды ролевых конфликтов:
1. Межличностные ролевые конфликты –противоречия между ролями, проигрываемыми разными индивидами (например, роли правонарушителя и работника органов внутренних дел).
2. Внутриличностные ролевые конфликты –противоречия внутри роли или между ролями, проигрываемыми одним индивидом. Внутриличностные ролевые конфликты бывают также двух видов:
1) внутриролевые(например, к студенту предъявляются противоречивые требования в процессе обучения, и он вынужден выбирать, писать реферат по философии, выполнять самостоятельную работу по социологии или работать над курсовым проектом);
2) межролевые(например, роли менеджера компании и отца семейства предъявляют противоречивые требования к индивиду).
Существует несколько способов разрешения ролевых конфликтов:
1. Выбор главной роли (человек взвешивает важность каждой роли, которые ему необходимо выполнять одновременно).
2. Разделение ролей (человек четко разделяет место выполнения разных ролей: например, отца в семье и надзирателя в тюрьме).
3. Рационализация (человек скрывает сам от себя реальность ролевого конфликта или напряжения путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли).
4. Регулирование ролей (человек перекладывает ответственность за некачественно выполненную роль на других).
Как уже отмечалось, социологию интересует социально-типичное в личности. Выделяют следующие типы личностей:
1. Идеальный – тип личности, который выступает идеалом для членов данного общества, к которому они стремятся.
2. Базисный – тип личности, который необходим для оптимального развития общества на данном этапе.
3. Модальный – тип личности, который является наиболее распространенным в данном обществе.
Если проанализировать историю украинского общества в 20 и 21 столетии, то можно выделить следующие модальные типы личности:
1. Личность, «растворенная» в обществе, не выделяется из системы традиционных общественных связей, она усвоила коллективистскую идеологию, в рамках которой отдельный человек – лишь функционально определенный элемент общественной системы. Этот тип личности доминировал в СССР до периода застоя.
2. Личность, отчужденная от общества, соответствует периоду распада тоталитарной идеологии и характеризуется двойной системой ценностей (для внешнего и внутреннего употребления).
3. Амбивалентная личность, сознание которой состоит из двух частей – демократических ценностей, с одной стороны, и тоталитарных ориентаций – с другой. Этот тип становится доминирующим с момента возникновения независимого украинского государства. Можно выделить три разновидности амбивалентного типа личности:
1) конформно-амбивалентный тип личности характеризуется некритическим принятием различных социально-политических альтернатив, поддержкой решений, лидеров и организаций, которые взаимно исключают друг друга;
2) нигилистски-амбивалентный тип склонен к отрицанию каких-либо альтернатив общественного развития, к негативизму в отношении к любым организованным политическим силам;
3) мозаично-амбивалентный тип характеризуется противоречивым объединением элементов демократического сознания, которое формируется, и тоталитарных структур, которые разрушаются.
Если конформно-амбивалентное сознание приводит общество к авторитарной форме правления, нигилистски-амбивалентное – к бунту, то мозаичное сознание кажется наиболее гибким, способным к восприятию демократических норм.
3.В отличие от живых организмов, стоящих на низших ступенях эволюционной лестницы, человеческий младенец не способен выжить без помощи других. Для того чтобы самостоятельно жить в обществе, новорожденный должен научиться понимать самого себя, приобрести навыки общения, усвоить множество правил, по которым живет это общество. Другими словами, ребенок должен социализироваться.
3. Социализация – процесс усвоения индивидом социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.
Социализация охватывает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, воздействующие на личность.
Этапы социализации:
1. Первичная социализация (усвоение норм ребенком).
2. Вторичная (усвоение норм и ролей взрослым человеком).
Первичная и вторичная социализация имеют следующие различия:
1. Социализация взрослых выражается, главным образом, в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.
2. Взрослые могут оценивать нормы, дети способны только усваивать их.
3. Социализация взрослых предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество оттенков.
4. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует мотивацию их поведения.
Социализация протекает под влиянием агентов социализации. Агентами социализации являются:
родители, сверстники, учителя, средства массовой информации (первичная социализация)
начальники, коллеги, политические лидеры, религиозные организации, средства массовой информации (вторичная социализация).
Социализация начинается с формирования личности. Как это происходит?
Для ответа на этот вопрос обратимся к теории Джоржа Герберта Мида. Дж. Мид полагает, что человеческое «Я» является продуктом социальным и формируется оно в процессе взаимодействия с другими индивидами. Процесс формирования личности проходит три стадии.
1. Имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Например, ребенок ходит по квартире с палкой и при этом воображает, что у него в руке пылесос.
2. Игровая стадия. С 4-х – 5-ти лет дети начинают проигрывать роли (воспитательницы, врача, милиционера и пр.). При этом они меняют интонацию, принимают позы, которые им доводилось видеть у взрослых носителей данной роли. Обмениваясь ролями в процессе игры, дети постепенно осмысливают себя как отдельных действующих лиц – как «меня». По мнению Дж. Г. Мида, человеческое «Я» состоит из «Я-сам» и «Я-меня». «Я-сам» – это несоциализированный ребенок, набор спонтанных стремлений и желаний. «Я-меня» – это «Я»-социальное, это видение того, что собой представляет человек, созданное на основе мнений значимых других (родственников, друзей).
3. Стадия коллективных игр. С 8-ми – 9-ти лет дети начинают принимать участие в организованных играх, основанных на четких правилах, понятии справедливости и равного участия (футбол, баскетбол). На этой стадии ребенок учится оценивать свое поведение с точки зрения не конкретных людей, а «генерализированного другого» – так Мид называет общие ценности и моральные нормы, которые выступают основой культуры.
Дата добавления: 2016-02-27; просмотров: 587;