Формирование приемов самоконтроля

Успешность и результативность обучения в школе во многом зависят от состояния контроля за про­цессом усвоения учебного материала. Контрольное действие может быть усвоено детьми этого возраста эффективно только в форме ролевых взаимоотно­шений. Поэтому правила взаимного контроля ис­пользуются в сюжетной игре.

 

ФАБРИКА ИГРУШЕК

Цель: формирование приемов самоконтроля.

Возраст: 8-10 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Игра включает в себя последователь­ные взаимосвязанные ролевые действия «мастера», «художника», «упаковщика» и «контролера». Спе­циальная роль контролера вводится для того, что­бы придать контрольной функции самостоятельное значение в глазах ребенка. Этому способствует так­же и обозначение контрольной функции особым знаком, который в ходе игры приобретает значение средства, организующего поведение детей.

В обязанности контролера входит наблюдение за тем, как работают остальные сотрудники, оценка их труда и режима работы. Каждая игровая группа состоит из 4 детей, в группе проводится в среднем по 4 игровых занятия. Во время занятий обособ­ленная роль контролера снимается и его функции распределяются между детьми: каждый играющий получает значок, а вместе с ним и новые обязан­ности — проверять работу партнеров. Взаимность контроля, постоянная смена позиций в процессе иг­ры (контролер — проверяемый) способствуют усво­ению ребенком двусторонней формы контрольных отношений. После этого игру можно видоизменить, а формирование приема контроля перенести с то­варища на самого себя.

Детям дается задание — отсортировать фигур­ки по размеру. После того как ребенок получает инструкцию, учитель прикалывает ему значок кон­тролера и спрашивает, кого теперь надо будет про­верять. Этот прием используется для того, чтобы связать освоенные ребенком в игре правила кон­троля за действиями партнеров с требованием са­моконтроля. После проведения серии таких обуча­ющих упражнений у детей появляется устойчивое соблюдение правил даже в индивидуальной неиг­ровой ситуации.

 

СДЕЛАЙ ТАК ЖЕ

Цель:формирование приемов самоконтроля.

Возраст: 8-10лет.

Форма проведения:индивидуальная и групповая.

Ход игры:Варианты заданий в этой игре мо­гут быть различными. Например, учитель ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в поряд­ке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

а) квадрат из треугольников по заданному об­разцу

 

б) елочку из треугольников

 

в) узор из геометрических фигур

г) композицию

д) разложить геометрические фигуры в задан­ном порядке

 

Задания легко видоизменяются. Например, за­дание с пирамидкой: учитель ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо зна­кома детям, только в основу сбора теперь кладет­ся последовательность цветов (независимо от раз­меров колец).

Каждый ребенок должен собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание услож­няется. Например, ученику дается карточка с нарисованными цветными кольцами и с учетом их размеров:

Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом и написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета» считая сверху и сни­зу. Это же задание усложняется. Каждому учени­ку дается карточка с нарисованными незакрашен­ными кружочками. Ученики должны их закрасить, ориентируясь на образец:

5 — красный; 4 — синий; 3 — желтый; 2 — коричневый; 1 — черный.

Выполнив работу, ученики самостоятельно про­веряют ее по образцу.

ЛЕСЕНКА

Цель: формирование приемов самоконтроля.

Возраст: 8-10 лет.

Форма проведения: индивидуальная и группо­вая.

Ход игры: Каждой паре детей дается одна кар­точка с примерами:

 

 

Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно примеры составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру сту­пеньки, на которой он записан:

 

Записывая ответ примера на каждой ступень­ке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

ЧИСЛО-КОНТРОЛЕР

Цель: формирование приемов самоконтроля.

Возраст: 6-8 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Ученики получают карточки с при­мерами:

2-1= 3-1= 0+3= 9-9=

1+1= 7-7= 5-3=

Решив данные примеры, они могут себя про­контролировать — сумма всех ответов равняется числу 10.

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов само­контроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с за­данным образцом.

2.4.3. Развитие произвольности

Для развития данного умения необходимо ис­пользовать материал, отличающийся достаточной интеллектуальной насыщенностью и в то же время являющийся интересным и занимательным, т. к. только в этом случае он может достаточно долго удерживать внимание ребенка, требуя одновременно сосредоточенности и умственных усилий. Наиболее подходящими в этом случае являются игры.

ПУГОВИЦА

Цель: развитие произвольности.

Возраст: 8-10 лет.

Форма проведения: групповая (работа в парах).

Ход игры: Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле — это квад­рат, разделенный на клетки. Начинающий игру вы­ставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуго­вица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй дол­жен на своем поле повторить то же расположе­ние пуговиц.

 

Чем больше в игре используется клеток и пу­говиц, тем игра становится сложнее.

Комментарии: Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

ХИТРЫЕ КАРТИНКИ

Цель: развитие произвольности.

Возраст: 8-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Материал: фишки «Домино».

Ход игры:Сначала учитель объясняет соотно­шение картинок и схем, а потом происходит игра. Она позволяет при интересном сюжете достаточно долго удерживать учебную задачу: умение анали­зировать элементарную схему.

Комментарии: Эта игра также развивает про­странственное восприятие, степень концентрации внимания, абстрактное мышление.








Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 528;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.013 сек.