общий лаг определенно длиннее в случае дискреционных денежных или бюджетно-налоговых изменений по сравнению с автоматической реакцией.
Общий вывод, к которому приходит Фридман, заключается в следующем:
денежно-кредитная политика, основанная на правиле (монетарном), должна сочетаться с бюджетно-налоговой политикой сбалансированного бюджета.
В этой ситуации, по его мнению, действуют только автоматические стабилизаторы:
через взаимосвязь денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики обеспечивается автоматическое финансирование бюджетного дефицита, наоборот, бюджетный профицит автоматически влияет на приспособление денежно-кредитной политики.
3. Даже сторонники дискреционной денежно-кредитной политики признают объективные трудности проведения дискреционной денежно-кредитной политики:
1. Снижение нормы обязательных резервов (rr0)может не привести к снижению фактической нормы резервирования (rr), которая зависит от политики каждого коммерческого банка и от спроса на ссуды.
2. Повышение нормы обязательных резервов (rr0)может не привести к повышению фактической нормы (rr), если до этого банки хранили значительные избыточные резервы.
3. Снижение учетной ставки может непривести к росту заимствований коммерческих банков.
4. Коэффициент депонирования crнаходится вне контроля Центрального банка.
Несмотря на все проблемы, правительства развитых стран активно используют инструменты дискреционной денежно-кредитной политики. В основе этого лежит по существу кейнсианское понимание взаимосвязи товарного и денежного (точнее, финансового) рынков. Признание этой взаимосвязи послужило основанием для разработки политики количественного смягчения (quantitative easing – QE), которую начала проводить ФРС США под руководством Б. Бернанке с ноября 2008 г. (в разгар финансово-экономического кризиса) и которая еще не завершилась, несмотря на заявления нового главы ФРС Джанет Йеллен. Целью этой политики было оживление экономики и сокращение безработицы. Таким образом, по своей направленности QE - это стимулирующая политика. Однако ее справедливо называют нетрадиционной монетарной политикой, так как она проводилась в условиях ликвидной ловушки. Можно отметить некоторые особенности QE:
во-первых, традиционные методы не помогли – снижение учетной ставки ФРС в декабре 2008 г. до 0,25% не вызвало ожидаемого результата;
во-вторых, QE предполагала покупку ФРС не только государственных ценных бумаг, но и корпоративных;
в-третьих, эта политика имела целью не снижение процентных ставок, которые к началу ее проведения и так уже были близки к нулю (ликвидная ловушка), а насыщение рынка ликвидностью с целью повлиять на возрождение рухнувшего фондового рынка.
Кейнсианский характер этой политики проявился в том, что возрождение и укрепление фондового рынка США, начавшееся в марте 2009 года, не сразу, очень медленно, но все-таки повлияло на формирование оптимистических настроений инвесторов, что, в конце концов, привело к оживлению экономики.
Мы вернемся к вопросам денежно-кредитной политики в лекции 18, которая посвящена анализу сравнительной эффективности денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики на основе модели IS-LM.
Дата добавления: 2016-04-14; просмотров: 422;