Техническая и промышленная революция конца XVIII - начала XIX в.
В конце XVIII - начале XIX в. проходил процесс кардинальных изменений в материально-технической базе капиталистического производства, который с полным основанием называют технической революцией. В результате этого революционного преобразования произошло становление машинно-фабричного производства. В XIX в. в своем наиболее развитом виде техническое оснащение капиталистического машинно-фабричного производства представляло собой совокупность технологических машин, приводимых в действие от одного центрального парового двигателя через разветвленную сеть передаточных механизмов [1, 8].
Развитие технических средств определяется социально-экономическими факторами, ростом общественных потребностей, которые постоянно возникают, расширяются и приходят в противоречие с достигнутым уров-, нем технического прогресса. Это справедливо для любого вида технических средств. Для становления машинной техники это положение было четко сформулировано К. Марксом: «Машинный труд как революционизирующий элемент непосредственно вызывается к жизни превышением потребности над возможностью удовлетворить ее прежними средствами производства» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 47, с. 461).
Техническая революция конца XVIII - начала XIX в. связана с изобретением и внедрением рабочих машин в ведущую отрасль промышленности этого периода - текстильное производство. Затем под воздействием потребности производства был создан универсальный тепловой двигатель в виде паровой машины двойного действия. Однако только с переходом на машинную систему производства машин были обеспечены необходимые технические условия для победы крупной машинной индустрии.
В результате технической революции конца XVIII - начала XIX в. были изобретены различные машины, необходимые для создания крупного машинного производства, созданы условия для такого построения технологического процесса, при котором предмет труда проходит последовательный ряд взаимно связанных частичных процессов, выполняемых разнородными, но дополняющими одна другую рабочими машинами.
В новых условиях изготовление изделий предполагало выполнение трех обязательных условий: 1) предмет труда обрабатывался инструментом, приводимым в действие механизмом машины, а не человеком, который теперь сам становится придатком машины; 2) обработка строится на основе разделения труда не по субъективному принципу, как это было в мануфактуре, а на основе объективного разложения технологического процесса на такие составные части, выполнение которых можно передать техническим средствам; 3) производственный процесс осуществляется в результате кооперации не «частичных» рабочих, а кооперации и взаимодействия «частичных» машин, в совокупности составляющих систему. Все это создавало технические предпосылки промышленной революции, т. е. изменения способа производства в результате перехода к машинно-фабричному производству, к крупной капиталистической промышленности. В. И. Ленин писал, что промышленной революцией называется «крутое и резкое преобразование всех общественных отношении под влиянием машин (заметьте, именно под влиянием машинной индустрии, а не «капитализма» вообще)» (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 2, с. 231), поскольку капитализм возник раньше и на первом этапе развивался на основе ручного производства [1,2].
Машины, которые стоили очень дорого и поэтому были доступны только крупным капиталистам, изменили весь существовавший до тех пор способ производства и вытеснили прежних рабочих: они изготовляли товары дешевле и лучше, чем могли их сделать рабочие с помощью своих несовершенных прялок и ткацких станков. Вслед за текстильным производством машины вскоре получили широкое распространение и в других отраслях промышленности.
Техническая революция постепенно захватила все отрасли промышленности; были технически перевооружены транспорт, связь, а потом и сельское хозяйство. Великая промышленная революция за сто лет во всех цивилизованных странах совершила полный переворот во всем способе производства.
Развитие средств труда в систему машин не случайно для капитала. Возникнув в недрах феодализма, техническую базу которого составляли ручные орудия труда, капитализм как высшая ступень товарного производства, когда товаром становится и рабочая сила, формировал собственную материальную основу и создал ее в форме системы машин. В машинно-фабричном производстве экономическое подчинение рабочего капиталу дополняется технологическим подчинением рабочего машине. Превращение человека в живой придаток машины в полной мере соответствует тому общественному способу производства, при котором рабочий является лишь средством извлечения прибыли.
В условиях машинной индустрии технические средства, технология и организация производственного процесса свободны от жесткой ориентации на возможности работника. Разложение технологического процесса на элементарные операции является предпосылкой нового построения производства, исходя из учета прежде всего его объективных факторов. Тем самым создаются условия для того, чтобы возникающие проблемы могли быть разрешены научно. Процесс производства становится применением науки, а наука - фактором, функцией производственного процесса (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 47, с. 553). В. И. Ленин отмечал, что крупная машинная индустрия вносит радикальное изменение в производство, что она выбрасывает за борт ручное искусство, преобразует производство на новых, рациональных началах, систематически применяет к производству данные науки. Однако-достижения науки, будучи овеществлены в средствах труда, выступают в капиталистическом производстве в качестве отчужденной, противостоящей рабочему силы. С переходом от ручных орудий к системе машин происходит, по словам К. Маркса, отделение науки как науки, примененной к производству, от непосредственного труда. Наука в капиталистическом производстве не становится фактором развития рабочих, а выступает как чуждая, враждебная, господствующая над трудом сила, она является непосредственной производительной силой капитала. Таким образом, капиталистическое применение машин обостряет социальные противоречия в буржуазном обществе [1, 3, 4].
Англия была первой страной, которая вступила на путь развития крупной промышленности. Экономические результаты промышленной революции были показаны Ф. Энгельсом. Если в 1771-1775 гг. в Англию ежегодно в среднем ввозилось менее 5 млн. ф. хлопка-сырца, то в 1841 г. было ввезено 528 млн. ф., а в 1844 г., по подсчетам Ф. Энгельса, ввоз должен был составить не менее 600 млн. ф. В 1834 г. Англия вывезла 556 млн. ярдов хлопчатобумажной ткани, 76,5 млн. ф. хлопчатобумажной пряжи и на 1200 тыс. ф. ст. хлопчатобумажных вязаных изделий (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 2, с. 249-250). Крупным районом хлопчатобумажной промышленности: стал Ланкашир, сформировались такие центры, как Ливерпуль и Манчестер, в которых к 30-м годам XIX в. насчитывалось до 700 тыс. жителей. Вслед за хлопчатобумажным производством технические нововведения проникают и на предприятия по производству шерстяных тканей. С этого времени в округах, обрабатывающих шерсть, началось такое же быстрое развитие, как и в районах хлопчатобумажного производства.
Совершенствование рабочих машин и универсального парового двигателя привели к тому, что «машинный труд одержал победу над ручным трудом в главных отраслях английской промышленности, и вся дальнейшая история этой последней повествует лишь о том, как ручной труд уступал машине одну позицию за другой» (Там же, с. 248). В этом победном шествии машинного труда необходимо отметить машинное производство самих машин, образовавшее отдельную отрасль промышленности - машиностроение.
Развитие машиностроения стимулировало прогресс в горнодобывающей промышленности, металлургии, строительстве дорог и каналов, сооружения пароходов и паровозов. В результате промышленной революции вместо «небольших мастерских разрозненных производителей появилась современная промышленность с ее огромными фабриками и заводами, в которых сотни рабочих управляют сложными машинами, приводимыми в движение паром; дилижансы и повозки на больших дорогах вытеснены железнодорожными поездами, так же как маленькие парусные шхуны и фелюги - пароходами. Даже в земледелии все больше начинают господствовать машина и пар, медленно, но неуклонно заменяющие мелких собственников крупными капиталистами, которые обрабатывают с помощью наемных рабочих большие площади земли» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 18, с. 302-303). Англия из аграрной страны превратилась в высокоразвитое промышленное государство, которое наводнило своими товарами рынки Европы, Азии и Америки. «Таким образом, крупная промышленность связала между собой все народы земли, объединила все маленькие местные рынки во всемирный рынок, подготовила всюду почву для цивилизации и прогресса и привела к тому, что все, что совершается в цивилизованных странах, должно оказывать влияние на все остальные страны...» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 4, с. 326-327) Вслед за Англией промышленная революция охватила другие страны Европы и Америки.
Техническая и промышленная революции в Англии оказали самое непосредственное влияние на развитие производства во Франции. Под влиянием английской промышленности происходил рост полотняного производства в Нормандии, кружевной промышленности в Валансьене, начали применять рабочие машины в чулочно-вязалыюм производстве. Английских мастеров приглашали для обучения французских ткачей операции механического чесания, английские прядильные и ткацкие станки устанавливали на французских текстильных предприятиях. Наиболее крупные металлургические заводы вводили новейшие английские технические достижения: отражательные печи, цилиндрические воздуходувки, усовершенствованные кузнечные и сверлильные станки, паровые машины. Однако в целом промышленность в дореволюционной Франции развивалась медленно, так как введение новых технических достижений не поощрялось. Ряд постановлений ограничивал и запрещал сооружение металлургических, стекольных и других заводов. Промышленная деятельность во Франции этого времени почти целиком была сосредоточена в деревнях.
Развитие промышленности во Франции заметно ускорилось после буржуазной революции 1789-1794 гг., когда возникли крупные промышленные предприятия, возрос объем производства, нашли применение многие изобретения (химический метод беления и крашения тканей, искусственное изготовление селитры и др.).
Машинно-фабричное производство во Франции начало утверждаться в 20-х годах XIX в. Благодаря изобретению Родье (1819 г.) был механизирован шелкомотальный процесс. В конце 20-х годов на фабриках департамента Нижней Сены начали широко применять паровые машины. В начале 30-х годов машинно-фабричная система утвердилась в прядильном производстве, а к началу 40-х годов - в машиностроении. В 1854 г. жюри международной промышленной выставки в Мюнхене отмечало, что производство машин во Франции уже 15 лет занимает весьма важное место.
Под влиянием технического развития Англии и Франции со второй четверти XIX в. промышленный переворот охватил Германию, Австрию и Венгрию.
Немецкая буржуазия, вышедшая на политическую арену позже английской и французской буржуазии, с 1815 г. обретает все больший политический вес. В 1815-1818 гг. она добилась покровительственного тарифа и образования Таможенного Союза. 1784-1833 гг. явились периодом зарождения в Германии элементов ноной техники. Собственно техническая революция в Германии проходила в 1834-1848 гг. И лишь после 1848 г. техническая революция начала перерастать в промышленную, которая закончилась победой машинно-фабричного производства. Ф. Энгельс писал: «После революции 1848 г. «образованная» Германия дала отставку теории и перешла на практическую почву. Основанные на ручном труде мелкий промысел и мануфактура уступили место настоящей крупной промышленности» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 21, с. 316).
В Германии переход от ремесла к крупному машинно-фабричному производству включал в себя промежуточный этап - этап домашней промышленности, опиравшейся на мелкое, свободное или арендаторское земледелие. Поэтому промышленная революция в Германии затронула не только городское, но и сельское население и распространилась на гораздо большую территорию страны, чем это было в Англии и Франции. Реакционные силы Германии не могли приостановить этот процесс. Ф. Энгельс отмечал, что паровые машины, механические прядильные и ткацкие станки, паровые плуги и молотилки, железные дороги и электрический телеграф, современные паровые прессы делают невозможным движение вспять, наоборот, неумолимо уничтожают все остатки феодальных и цеховых отношений [10].
Техническая революция в Италии началась только в 70-х годах XIX в. после воссоединения страны и ряда буржуазных преобразований. Промышленная революция в этой стране происходила в период 1898-1908 гг. В то время быстро росла крупная индустрия, большими тем-памп развивались металлургия, металлообрабатывающая, химическая и другие отрасли промышленности. Промышленному подъему страны способствовали вложения иностранного капитала и установление протекционистских пошлин [1].
Технический переворот и промышленная революция в США проходили под непосредственным влиянием английской промышленной революции. Вместе с тем для США характерно большое число собственных изобретений и быстрое внедрение их в производство. Хотя первые текстильные машины были вывезены из Англии, они почти сразу подверглись улучшению, кроме торо, были сконструированы новые, более совершенные образцы.
Первые рабочие машины появились в США в 1787 г. Это были прядильные машины «Дженни» и кардные машины, которыми стали оснащать текстильные предприятия. Уже в 1789 г. была построена прядильная машина с водяным приводом. В 1791 г. был применен механический ткацкий станок. В 1793 г. американец Эли Уитни изобрел машину для очистки хлопка, получившую широкое распространение в Америке и в Европе. К числу технических усовершенствований на американских текстильных предприятиях в 20-х годах XIX в. относится приводимая водяным двигателем цилиндрическая машина для механической набойки тканей; конденсор Гоулдинга, механизировавший кардный процесс; механическая передача полуфабриката от машины к машине и др.
В металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности США машины начали применять в первые годы XIX в. Это были машина для изготовления шляпок гвоздей и машина для вставления проволочных зубьев в кардные цилиндры. Позже рабочие машины стали применять на предприятиях, изготовлявших швейные машины, часы, сельскохозяйственные орудия и др.
В США получило развитие сельскохозяйственное машиностроение. В 1844 г. началось серийное производство сельскохозяйственных машин. Начало введения паровых машин в США относится к 1790-1800 гг. Однако, несмотря на относительно широкое применение машин в различных отраслях производства в конце XVIII - первой половине XIX в., предприятия США представляли собой мануфактуры. Капиталистические фабрики с системой машин, а также производство машин как отрасль производства, характерные для промышленного переворота, появились после гражданской войны 60-х годов. Созданные в результате этой войны новые производственные отношения способствовали развитию производительных сил и перерастанию технической революции в промышленную. Начавшись в начале 60-х годов, промышленная революция в США протекала бурно и в основном завершилась в начале 70-х годов XIX в.
Становление крупной машинной индустрии в России тесно связано с отменой крепостного права. «С 1861 г. в России начинается развитие современной промышленности в масштабе, достойном великого народа» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 38, с. 264), - писал Ф. Энгельс. Вскрывая причины возникновения промышленного капитала в России, Ф. Энгельс утверждал, что «современная капиталистическая фаза развития в России представляется неизбежным следствием тех исторических условий, которые были созданы Крымской войной, того способа, каким было осуществлено изменение аграрных отношений в 1861 г., и, наконец, неизбежным следствием общего политического застоя во всей Европе» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 39, с. 128).
Начало технической революции в России относится к 20-м годам XIX в. В это время технически переоборудовали многие текстильные и металлообрабатывающие предприятия России, отечественные изобретатели разрабатывали и строили различные машины и паровые двигатели, из Англии ввозили рабочие машины. Число только механических ткацких станков в России в 1860 г. составляло 13 131 [7].
С начала XIX в. в России начинает развиваться машиностроение, с 20-х годов во многих производствах применяют паровые машины, с 30-х годов происходит переход от кричного процесса к пудлингованию и вскоре был выплавлен первый чугун на коксе. Все эти данные свидетельствуют о техническом перевороте в производстве.
Техническая революция, происходившая в России в 20-50-х годах XIX столетия, стала перерастать в промышленную лишь после реформы 1861 г., знаменовавшей собой начало нового периода капиталистического развития России. В. И. Ленин, анализируя развитие капитализма в России, показал, что именно в пореформенный период произошел окончательный переход от мануфактурного производства к машинному, к фабричной системе.
Машинно-фабричное производство в металлургической и металлообрабатывающей промышленности установилось в России в 80-90-е годы XIX в. Об этом свидетельствуют характер технологии производства того времени, тип применяемой техники, масштабы и объем производства. Промышленный переворот в России закончился примерно в 1895- 1897 гг.
К концу XIX столетия машинно-фабричное производство стало господствующим способом производства. Англия, Франция, США, Германия и Россия превратились в крупные капиталистические державы. Капитализм победил также и в Италии, Голландии, Швеции, Японии и ряде других стран, началось развитие капитализма в колониальных и зависимых странах [1].
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 3681;