ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ Х. 1 Тот же Сенека в трактате "О благодеяниях" (кн
1 Тот же Сенека в трактате "О благодеяниях" (кн. V, гл. 21) говорит: "Многое на свете не ограждено ни законом, ни судебным иском, что тем не менее требуется в силу обычая человеческого общества, превосходящего всякий писаный закон". Квинтилиан в "Наставлениях об ораторском искусстве" (кн. III. гл. 8) пишет: "Бывают действительно Деяния не похвальные по природе, но допускаемые законом, как, например, по Законам XII таблиц тело должника можно было разделить между кредиторами, что отвергнуто общественным обычаем". Цицерон ("Об обязанностях", кн. III) заявляет:
"Законы одним способом карают правонарушения, философы - другим; законы ограничиваются осязаемым, философы распространяют свои действия на все, постигаемое рассудком и разумом".
2 Сенека ("К Гельвии". VI) замечает: "Иные приобретают себе оружием право в чужой стране". "Право" и "чужая страна", казалось бы, несовместимы. Но они должны быть согласованы, как учит приведенный текст. Следует вспомнить то, что сказано выше в этой книге, в главе IV, II.
3 Августин же в послании четвертом, обращенном к Марцеллину, пишет. "А если в силу этого земные государства соблюдают христианские заповеди, то даже самые войны не должны вестись без милосердия". Он же. касаясь вопроса о различных обыкновениях церкви, говорит: "У истинных богопочитателей даже самые войны имеют мирный характер".
4 Книга Чисел (гл. V, 6). Иероним ("К Рустику") пишет: "Если все, что было захвачено, не может быть возвращено, то невозможно избегнуть осуждения". Августин в послании к Македонию (LIV) заявляет: "Если нужная вещь, послужившая причиной преступления. может быть возвращена и не возвращается, то на самом деле нет раскаяния, но лишь имеется притворство" (приведено у Грациана, causa XI. quaest. VI).
5 Есть замечательное место у пророка Исайи (LVIII, 5, 6, 7); имеется на греческом языке у Юстина Мучрника в "Диалоге с Трифоном".
6 Смотри окаянные правила у Моисея Маймонида (гл. II. 2) Также смотри у Моисея де Котци ("Повеления", XVI).
7 Смотри у Леунклавия в "Истории Турции" (кн. кн. V и XVII).
8 Антоний принудил жителей Тира вернуть достояние, принадлежавшее иудеям. Заключенных, проданных ими, он повелел освободить. имущество, захваченное у евреев, - возвратить соответственно (Иосиф Флавий, "Иудейские древности", кн. XIV). Макрин возвратил парфянам пленных и добычу, потому что римляне нарушили мир без повода с их стороны (Геродиан, кн. XIV, в конце) Турецкий султан Магомет повелел освободить пленных, взятых в городе Святой Марии в Ахайе (Халкокондила, кн. IX).
9 Смотри у Диодора Сицилийского в "Пейрезианских извлечениях".
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 445;