ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ VI
1 Кассиодор (II, 2): "Отчуждение вещей требует полной свободы суждения".
2 И оттого также подарки отсутствующим могут посылаться через посредников, как замечает Сервий в комментарии на слова книги IX ."Энеиды": "когда заключала с ним заочную дружбу".
3 Бальд и Ольдрад, толк. на С. Intellecto de lureiurando; тот же Бальд, "Заключения", 327, 7; кардинал Тоски, "Практические заключения", 40, 1, и 694; примеры у Франка Гарея, т. II, под годом 1526, и у Гвиччардини, кн. XVI.
4 Гайлий, "О государственном мире", кн. II, гл. XV, 14, смотри у Серрана в истории Карла Мудрого и в истории Франциска I, где идет речь о Бургундии.
5 Сравни с тем, что имеется ниже в этой книге, в главе XXIV, VI, По этой причине был оправдан спартанцами Анаксилай, который сдал Византию, вынужденный к тому голодом (Ксенофонт, "Греческая история", кн. I). Император Анастасий также помиловал префектов, которые уступили персам Мартирополь, потому что его не было возможности защищать (Прокопий, "О зданиях"). Прокопий, "Готский поход" (кн. IV): "Так как доблесть не совместима с жизнью впроголодь и природа не терпит, чтобы те, кто нуждается, были в то же время храбры", И у Анны Комнины (кн. VI) в письме Кефали императору Алексею об осаде Лариссы говорится: "Вынужденные необходимостью (что можно противопоставить силе природы?), мы решили сдать город тем, кто нас не только осаждал, но, как вполне известно, теснил отовсюду".
6 И освобождение от долга преданности (см. Кромер, "Польша", XXV).
7 Так, в империи при отчуждениях согласие избирателей - имперских князей по обычаю и договорам имеет силу согласия имперских сословий.
8 Как, например, передача Дарием Силофонту города и острова Самоса.
9 Древние греки дали название "теменос" части государственной территории, предоставленной царю. Примером могут служить у Гомера: Беллерофонт у ликнян в шестой песне "Илиады". Мелеагр в девятой песне "Илиады", Главк, ликиец в двенадцатой песне "Илиады"; смотри комментарии схолиаста.
10 Без согласия чинов [сословий]. Пример у Де Ту (в кн. LXIII, под годом 1577).
11 У Софокла в "Трахинянках" найдем завещание Геркулеса, у Еврипида - завещание Алкестида, а у Гомера в "Одиссее" (песнь XVII) - дарение Телемака на случай смерти, которое на самом деле есть не что иное, как своего рода завещание. Есть у Гомера также выражение воли о совершении известных действий, как это показал Плутарх на основании слов Андромахи и Пенелопы. Другие примеры завещаний в древности мы привели выше, в книге I, главе IV [III]. XII, в тексте и в примечаниях. У евреев завещания были в ходу, как видно из Второзакония (XXI, 16) и книги Премудрости сына Сирахова (гл. XXXIII. 25).
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 546;