ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ VII
1 Как иногда у англов, армориков, сицилийцев. Упоминание о таком законе в Греции имеется у Сопатра и Сириана ("О Гермогене"). Христиан, король Дании, отменив закон о конфискации имуществ потерпевших кораблекрушения, утверждал, что он благодаря этому потерял ежегодный доход в сто тысяч золотых. Об этом же дурном обычае упоминает также Бригитта (VIII, 6), говорится о нем и в "Саксонском зерцале" (II, 29), в сообщении о Дании, в С. Ехcommunicatlonis de raptoribus. Смотри у Кранца, "Историю вандалов" (XIII, 40; XIV. I); у Кромера, "Польшу" (XXI).
2 Добавь L. nequld, D. de mcendio, rulna, naufragio. Никита Хониат в истории правления Андроника называет это "бессмысленнейшим обычаем"; смотри также Кассиодора (IV, 7). Что вздумалось Водену защищать нечто подобное? Он же порицает Папиниана за то, что тот предпочел умереть, нежели поступить против совести.
3 Смотри ниже, книгу III. главу VII, VI. Так, Ириней защищает евреев, ссылаясь на естественное право, за то, что они в возмещение исполненной работы взяли имущество, принадлежавшее египтянам. "Египтяне, - говорит он - ведь были обязаны [еврейскому] народу не только своим имуществом, но и жизнью". Тертуллиан, толкуя о том же в книге второй "Против Маркиона", пишет: "Египтяне потребовали обратно у евреев золотые и серебряные сосуды. На это евреи возбудили встречный иск, требуя уплаты стоимости их рабочих услуг". Он доказывает, что евреи требовали гораздо менее, нежели египтяне были должны. У Диодора Сицилийского (кн. IV) повествуется о Гезионее, который за обещанное его дочери Иксионом, но не переданное имущество удержал его лошадей. С этим согласно то. что сообщается в книге III, главе II, настоящего труда.
4 "фидеикомиссы могут передаваться наследникам без завещания, потому что отец семейства считается вправе оставить им законную часть наследства", - говорит юрист Павел (L. Conficluntur. I. D. de lure codicil lorum).
5 Юлиан в "Цезарях": "Справедливо оставлять детям наследство". История Иова в конце содержит свидетельство того, что по древнему обычаю дочери были наследницами вслед за сыновьями. Этот справедливый принцип имеет в ВИДУ Августин, воспрещая церкви принимать имущество от тех, кто лишал своих детей наследства. Соответствующие места имеются в книге "О жизни клириков" (кн. П) и в слове "К братьям в пустыне" (LII), если только последнее есть произведение Августина. Эти места Грациан приводит в causa XIII, quaest. II; causa XVII, quaest, IV, Прокопий в "Персидском походе" (I) говорит: "Законы, которые в прочем у разных народов противоречат друг другу, обнаруживая большое разнообразие. в этом вопросе как у варваров, так и у римлян согласны и единодушны между собой, провозглашая детей собственниками имущества, оставленного отцом".
6 Плиний (X. 33) говорит о ласточках: "Они с величайшей справедливостью распределяют пищу по очереди между птенцами.
7 Смотри Лев Африканский, кн. IX, относительно грифов.
8 Филон, "О житии Моисея" (III): "Так как по естественному закону дети наследуют в имуществе родителям, а не родители детям, то Моисей обошел молчанием последнее как то, что противоречит пожеланиям родителей и служит дурным предзнаменованием" Ксенофонт, "Воспоминания о Сократе" (кн. II): "Своим будущим детям отец заготовляет все необходимое для их существования и даже в возможно наибольшем изобилии".
9 Евреи говорят: "Сын является преемником даже в могиле", а также: "Сыновья сыновей - сами как бы сыновья". Об этом праве как о праве естественном упоминает Иакхиад в толковании "На Даниила" (V, 2). "Справедливее всего, очевидно, наследование ВНУКОВ и внучек вместо их отца", - говорит Юстиниан в разделе Институций о наследствах, переходящих без завещания. Эйнхард в жизнеописании Карла Великого приписывает это благочестию: "Потомки всякий раз заступают место своего родителя". - по словам Михаила Атталиата.
10 Так, при распределении городов по жребию между Гераклидами один жребий выпал на долю Прокла и Эврисфена, как происходящих от Аристодема, против Темона и Ксенофонта. Об этом упоминает Аполлодор (кн. II), Пачсаний ("Коринфика"), Страбон (кн. VIII).
11 Смотри "Баба Кама" (гл. IX, 10); смотри ниже, XXV.
12 Или внук, усыновленный вместо сына, как Яковом - внуки Ефраима и Манассия.
13 Как некогда прочие сыновья после первородных в мексиканских владениях.
14 Смотри подобный закон у древних бургундов (кн. I. разд. I. 2).
15 По-еврейски - "морашах".
16 По-еврейски - "нахалах", такое же различие смотри в "Бургундском законе" (кн. I, разд. I, 1).
17 Сенека, "О благодеяниях" (кн. IV, гл. II): "Когда мы делаем распоряжение в самом конце жизни, когда мы составляем завещание, разве мы не делим имуществ, которые нам ничем не могут уже быть полезными? И сколько времени потребуется, как долго пробудет втайне, сколько дадим и кому? Разве важно, кому мы дадим. не рассчитывая уже на получение обратно? Но никогда мы не распределяем внимательнее, никогда мы не напрягаем сильнее нашего суждения, нежели когда, отложив соображения пользы, мы имеем в виду одну лишь честь".
18 Так, умирающий у Прокопия в "Персидском походе" (I) говорит: "Что ты ни переносишь на моих детей, то ты сосредоточиваешь на мне". Смотри пример у Зосимы (кн. IV) о поступке Феодосия, вознаграждающего за оказанные ему услуги отца Валентиниана Младшего в лице самого Валентиниана. По закону Моисея, после братьев наследовал двоюродный брат от дяди как более близкий родственник первого владельца, чем сыновья братьев (кн. Чисел. XXVII, 11).
19 Смотри Второзаконие (XV, 11; XXIII, 7), Притчи (XI, 17). Об этом же толкует Сервий в комментарии на следующий стих "Энеиды" (кн. VI):
Не положили удела своим.
Гиерокл говорит: "Забота же о близких родственниках пусть заимствует свою меру от степени естественной близости, так что после родителей на долю каждого из кровных родственников приходится столько, сколько требует родственная близость по отношению к родителям". Поссидий, говоря об Августине, полагает: "Справедливо и праведно, по его мнению, чтобы либо сыновья, либо родители, либо свойственники скончавшегося получали по преимуществу наследства" (о которых он там толкует).
20 Оба эти места из Цицерона, цитируемые впоследствии, заимствованы из той же книги первой его рассуждения "Об обязанностях".
21 Заимствовано у пророка Исайи (кн. LVIII, 7). Сходное можно встретить у Златоуста в толковании "На послание I к коринфянам" (IV, 7) н у Августина в трактате "О христианском учении" (кн. П. 12).
22 Древнейшие обычаи германцев не знали ни заступления, ни представительства даже между детьми; впервые это право было введено во Франции эдиктом Хильдеберта; а в зарейнских областях - Оттоном, сыном Генриха, по свидетельству Виттекинда (кн. II). Смотри "Законы лонгобардов" (кн. II, разд. XIV, 18). Древнее шотландское право также учитывало только степень близости родства. Смотри у Понтана в "Истории Дании" (VII), где сообщается, как король Англии, приняв на себя третейское разбирательство, постановил такое решение.
23 В Малой Азии братья царствовали единовременно, но одному только, в частности, принадлежало право носить диадему (Полибий, "Извлечения о посольствах", XCIII). Найдешь также у Ливия и у того же Полибия сообщение о том, что Египет был разделен между братьями Птоломеями, Сыновья Аттилы просили разделить между ними поровну жребием покоренные отцом страны (Иорнанд, "История готов"). Григора (кн. VII) об Ирине, супруге Андроника палеолога, говорит: "Более всего удивительно, что согласно ее воле должен править не один, как это было по древнему обычаю Константинопольской империи, но чтобы государства и области наподобие обычаев, принятых у государей Запада, делились между отдельными сыновьями, дабы таким образом царство подобно собственной вотчине каждого переходило от отцов к ним так, как это обычно бывает с имуществом людей плебейского происхождения, и, следовательно, непрерывно переходили к детям и наследникам каждого. Хотя этот порядок и получил начало в западных странах, тем не менее она стремилась всей душой ввести такой, не имеющий здесь примера, обычай, заимствованный ею оттуда".
24 Об Александре и Лаодике смотри у Полибия в "Извлечениях о посольствах" (CXL), о дочери Авлеты - у Страбона (XVII) О том, что в Азии после Семирамиды царствовали многие женщины повествует Арриан в "Анабасисе". Таковы Нитокрида в Вавилоне. Артемизия в Галикарнассе, Томирида у скифов. Сервий "На "Энеиду" (I): "Ибо ранее царствовали также женщины". О том, что то же наблюдалось у рутулов, сообщает он же в комментарии на "Энеиду" (IX).
25 У татар внебрачные и законные дети имеют равные права. О персах же Геродот говорит: "У них существует такой обычай, что внебрачный правит, пока не найдется какой-нибудь законный потомок". В Испании у вандалов царствовали двое: Гонтарис, законный сын и Зигерих, внебрачный сын Годигизикла по свидетельству Прокопия. О древнем обычае северных народов сообщает Адам Бременский в "Истории церкви" (гл. CVI), Гельмольд в книге "О делах славянских" (кн. I, гл. гл. 51 и 52). Михаилу Палеологу, правителю Фессалии, наследовал за отсутствием законных, внебрачный сын Михаил (Григора, кн. II); этому также наследовал внебрачный сын (Григора, кн. IV). О Молоссе, внебрачном сыне Пирра, смотри у Сервия в комментарии "На "Энеиду" (III).
26 О шведах смотри у Бригитты (IV, 3); о датчанах - у Саксона (XII и XIII). Аппиан, "Война с Митридатом": "Он считал справедливым, чтобы царство принадлежало старшему по возрасту" Никита Хониат в жизнеописании Иоанна Комнина: "Природа, следуя своему порядку, удостаивает старших по возрасту. Бог же не всегда следует этому порядку в сообщении высших почестей". Он же в книге о Мануиле, говоря об Исаакии. указывает: "Он был призван по старшинству возраста к престолонаследию". У Иосифа Антипатр говорил о Гиркане: "Власть верховного главы ему принадлежит в порядке старшинства". Смотри также "Историю Турции" (XVI) Леунклавия.
27 Дардан и Ласий царствовали в Трое на равных правах, как указывает Сервий в комментарии на следующее место "Энеиды" (II): ". . . и дружественные пенаты". В Крите Минос и Радамант царствовали вместе (Юлиан, "Против христиан"). В Альбе правили вместе Нумитор и Амулий, как сообщает автор жизнеописаний знаменитых мужей. Другие сообщают, что Нумитору были уступлены деньги, царство же досталось Амулию, по свидетельству Плутарха. Подобно тому, как передают некоторые, Этеоклу принадлежало фиванское царство, Полинику же вместо того досталось ожерелье Гермионы. Равным образом в Норвегии одному доставалось царство, другому - корабль и надежда на добычу от морских походов.
28 Еврипид. "Неистовый Геркулес":
Пока досталось царство славным конникам Дзету, Амфиону, потомкам Зевсовым.
29 Смотри у Никиты Хониата жизнеописание Мануила (кн. IV).
30 Гомер о царстве на острове Крите говорит в "Илиаде" (XIII):
Был у нас у обоих отеческий род единый. А Юпитер - старейший, в делах весьма искушенный
Здесь Гомер, как обычно, мудро приводит достаточную причину, почему старшему по возрасту отдается предпочтение: так как "по большей части" старшинство оправдывается в таких делах. Зосима во второй книге говорит о персидском законе: "...так как закон отдает верховную власть старшему из сыновей царя". Периандр наследовал отцу на царстве в Коринфе, "потому что он был старшим сыном", как говорит Николай из Дамаска в извлечениях полученных нами благодаря благосклонности величайшего мужа Николая Пейрезия.
31 Смотри Еврипид. "Ион".
32 И если бы Орест умер, не оставив потомства, то Аргосское царство вслед за ним унаследовала бы Электра, что мы узнаем из "Ифигении в Тавриде" Еврипида. Так, престол в Калидоне достался Андремону, зятю Евея, а царство Астерия - его зятю Миносу, как сообщает Аполлодор, указывая на ту причину, что не осталось никакого потомства мужского пола.
33 Иннокентий III полагал, что такое царство не должны наследовать наследники, которые не выполняют последних указаний покойного (С. licet, de voto).
34 См. "Практические заключения" кардинала Тоски (88. под словом "престолонаследие"); "О преемстве королей" Вильгельма Монферрана в книге "Океан права"; "О праве казны" Перегрина (кн. I, разд. II, 44. и кн. V. разд. I, 109).
Смотри примеры такого преемства в королевстве Норвегии у ученейшего и усерднейшего мужа Иоанна Понтана в "Истории Дании" (кн. IX), об обычаях Нормандии относительно близости родства наследников - у Жана Серра в жизнеописании Людовика Толстого, по поводу Болонского спора.
Аргентрей в "Истории Бретани" (кн. VI, гл. 4) пишет: "В преемстве дети первородных, будь то мужчины или женщины, а также дети нисходящих второй степени, если отсутствуют дети от первородных, по праву первородства представляют личность своих отцов в наследовании феодов и призываются к таким правам преемства и первородства, подобно их отцам, если бы они были в живых, исключая их дядей с отцовской и материнской стороны: это согласно общему и общеизвестному обычаю как в преемстве по прямой линии, так и по боковым линиям. По вышеупомянутым практике и обычаям к дочери переходит преемство в феодах, каковы герцогство, графство, пэрство или баронство, вне зависимости от их величия и знатности; и так это происходит в Артуа. Шампани. Тулузе и Бретани".
Такой порядок преемства предписан в Мантуанской марке императором Сигизмундом в 1432 году, а императором Карлом V и испанским королем Филиппом и в своих королевствах и княжествах в 1554 и 1594 годах.
35 Точно так же в завещательных отказах [легатах], по которым срок приобретения права истек, но не наступил срок его осуществления.
36 Старинное свидетельство этого обычая во Франции найдешь у Агафия (кн. II). Такой же порядок преемства существовал в роде Давида после Соломона (см. Паралипоменон II, XX, 3).
37 Как в провинции Нарбонне. Смотри у Серра в жизнеописании Карла VIII. По такому, я полагаю, праву преемства по смерти Теодориха, скончавшегося без потомства, наследовал сын его сестры Аталарих. И в Аррагонии, по-видимому, существовал тот же порядок.
38 У эфиопов по рассказу Николая Дамасского некогда царям наследовали сыновья сестер. То же было принято у пиктов, по свидетельству Беды, чтобы всегда наследовали родственники по женской линии. Тацит о Германии говорит; "Сыновья сестер состоят в почете у отца. Некоторые считают, что эти узы крови священнее и теснее". Озорий учит нас, что то же соблюдается у некоторых индусских племен.
39 Это в Африке возникло вследствие завещания Гизериха. Прокопки в первой книге "Войны с вандалами" пишет; "Некоторое время спустя Гизерих скончался уже в преклонном возрасте, оставив завещание, в котором столь много прочего предписал вандалам и выразил волю, чтобы вандальское царство неизменно переходило к тому, кто ближе всего по рождению к самому Гизериху по мужской линии, а между ближайшими родственниками чтобы предпочтение оказывалось старшему по возрасту". Иорианд говорит: "Гизерих, после продолжительного царствования, перед смертью, призвав своих сыновей, распорядился, чтобы между ними не было раздора из-за честолюбивых притязаний на царствование, но чтобы каждый по своему порядку и степени предшествовал другим, то есть чтобы вслед за его старшим родственником преемство переходило к следующему и опять за ним - к последующему". Виктор Утический во второй книге сообщает: "Согласно постановлению короля Гизериха, кто был старейшим из всех, тому царство должно было достаться предпочтительно перед всеми прочими".
Здесь всегда имеется в виду не последний властитель, но первый приобретатель королевства. Позаимствовал ли этот порядок преемства Гизерих у испанской Африки, где он соблюдался, как мы показали в тексте, иди же у каких-нибудь народов нашего Севера, в этом возможно сомневаться. Ибо и у лонгобардов королю Васу, оставившему после себя сыновей, не должен был наследовать никто из сыновей, а Рисиульф, его племянник, по свидетельству Прокопия в "Готском походе" (III). И в Венгрии после смерти Иатра царство перешло по праву не к детям его, но к брату, согласно сообщению Никиты Хониата в книге о деяниях Мануила (кн. IV), я не знаю, сюда ли относится принятый у патцинацитов порядок преемства, изложенный не вполне ясно у Константина Порфирородного в сочинении "Об управлении империей" (гл. XXXVII). О соблюдении такого же порядка у данов передает Кранц в "Истории Дании" (IV) и "Истории Швеции" (V). Также в Альбе Энею наследовал не Иул сын Аскания, старшего сына Энея, но Другой сын Энея.
40 Ливии о Масиниссе пишет: "Пока он сражался в Испании на стороне карфагенян, отец его скончался (имя отца было Гальба); царство перешло к брату царя Дезальку (таков был обычай нумидийцев)". Обо всей Мавритании смотри у Марианы (кн. XXIX). Согласно заимствованному оттуда примеру, у сарацин, пришедших из Африки в Испанию, братья имели преимущество перед сыновьями во времена Абдерахмана (Родерих Толедский, "История арабов", гл. VI). Де Ту ("История", кн. LXV, под годом 1578) о Гамете говорит: "Конечно, он был призван на царство согласно завещанию отца после братьев, сыновья которых были устранены". Что такой же порядок преемства соблюдался в мексиканском и перуанском царствах, я усматриваю из истории этих стран.
41 О подобном царстве следует иметь в виду то, что сообщает Бальд во введении к "Декреталиям" Григория, а именно - что преемник может быть выбран королем из числа его сыновей по его желанию. Имеется также пример в истории Мексики.
42 Это царство на правах вотчины досталось Давиду не по праву войны, но как дар самого бога.
43 Ни по завещанию, ни путем усыновления; о королевстве в Неаполе смотри у Марианы (кн. XX).
44 О королевстве Франции смотри у Де Ту (кн. CV, под годом 1593); смотри также у Гвиччардини.
45 Или в собрании сословий, как делается в Англии и Шотландии, по свидетельству Камдена (1571 и 1572 гг.); или через уполномоченных на это, как делалось в Аррагонии. по свидетельству Марианы (кн. XX).
46 Которому было дано имя Артаксеркса Мнемона (см. Плутарх, жизнеописание Артаксеркса).
47 Об этом смотри у Сигеберта и примечания на книгу Виттекинда (III). Баязет и Гемес спорили между собой о престоле в Турции; старшим по возрасту был Баязет, но Гемес родился в царствование своего отца; возобладал же Баязет (Мариана, кн. XXIV). Константин Дукас оставил империю сыновьям, из которых двое родились до вступления отца на царство, третий же - "после завладения им императорской порфирой" (Зонара; см. Корсетти, "О царственном потомстве", ч. III, вопр. 26).
48 Напротив, соправителем царства при Ксерксе стал Артансеркс, но не Дарий и Гистасп, старшие по возрасту, но рожденные до вступления отца на царство. Может быть, на самом деле, избрание на царство в Персии зависело от народного голосования, но лишь в пределах царского рода ибо это сообщает Аммиан (кн. XXIII) об Арзакидах, которые, сами будучи парфянами, повелевали персами, а о персах, преемниках этих парфян, говорит Зонара в истории Юстина.
49 Смотри у Шопина "О доменах" (кн. II): у Фомы Грамматика "Неаполитанские решения" (I); у Иоанна ле Сириера "О первородстве", включенное в "Океан права": у Марианы (кн. кн. XX и XXVI): Кромера (кн. XXX).
50 Смотри выше, примечание к Х [XI]. По той же причине некогда в Палатинате возобладал Рупрехт, младший брат, над другим
Рупрехтом, происходившим от первородного (см. Рейнкинг, кн. I, разд. IV, гл. XVII, 35).
51 Генрих, сын Генцона, был предпочтен Гундамунду; о таком преемстве смотри выше, в тексте и в примечаниях к XXIV.
52 Смотри у Серра о Карле Мудром, с. также у Марианы (кн. XVIII), по свидетельству которого сыновья Эдуарда даже не возбудили спора. Тот же Мариана, повествуя (кн. XIV) о споре между сыном Альфонса и внуком от сына, сообщает, что конвент [собрание сословий] высказался в пользу сына. Санхо, неизвестно, однако же, - согласно или же вопреки праву.
53 Смотри об Иоанне и Артуре у Серра в истории Филиппа Августа. Он же сообщает в истории Филиппа Валуа и Карла VIII, что в Бретани решение последовало в пользу преемства линий.
54 Тот же порядок существует в Лузитании, по утверждению Марианы (кн. XXVI). Однако он же сообщает, что вопреки этому Эманунл был предпочтен императору Максимилиану благодаря расположению к нему народа Он также сообщает (XII), что в королевстве Кастилии Фердинанд, сын Беренгарии, младшей сестры скончавшегося короля Генриха, был предпочтен Бланке, старшей сестре того же короля, что произошло из ненависти к Франции, так как Бланка вышла замуж во Франции.
55 В старину там [то есть в королевстве Аррагонии], по словам Марианы, полагалось наследовать брату, но не дочерям короля. Впоследствии же преемство линий настолько пришлось по вкусу, что сын сестры имел предпочтение перед потомством брата более отдаленных степеней родства (кн. XV. 13; XIX, 21; XX. 2 и 8). Он же (кн. XXIV), повествуя об Альфонсе, пишет: "К наследованию в королевстве Аррагонии он назначил своих внуков предпочтительно перед сыновьями Фердинанда и даже внуков от дочери перед дочерьми Фердинанда, если угаснет мужское потомство". И Мариана добавляет: "Так часто права на королевскую корону изменяются по произволу королей" (см. также Мариана, кн. XXVII, 3).
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 579;