Ограничения свободы отказов
Первоначально наследодатель пользовался безграничной свободой отказов. С течением времени, однако, был установлен ряд ограничений в интересах наследника. Сначала lex Furia testamentaria определила, что отдельные отказы не должны превышать суммы в 1000 ассов. Lex Voconia видоизменила этот принцип; в ней постановлено, что ни один легатарий не должен получать больше того, что получит наследник. Наконец, была издана lex Falcidia. По этому закону наследник имеет право удержать четвертую часть своей наследственной доли, свободной от отказов (так. назыв. quarta Falcidia). Поскольку отказы нарушают эту норму, они считаются недействительными. Правило это, установленное сначала только по отношению к легатам, впоследствии было распространено и на фидекомиссы, и другие виды сингулярных распоряжений на случай смерти, как-то: mortis causa donationes и conditionis implendae causa imposita. Ср. подробности исчисления quarta у Дернбурга. Pandekten. Т. III. _ 101.
В этом виде эти постановления перешли в юстиниановское право. Юстиниан, однако, в Новвелле I лишил постановления quarta Falcidia характера обязательных норм и сохранил за ними только значение диспозитивных норм. Именно он предоставил наследодателю право постановить, что установленные им отказы не должны подлежать редукции.
Глава VI. Универсальный фидеикомисс
Понятие и история
Выше было замечено, что объектом фидеикомисса могли служить не только отдельные объекты, но и вся наследственная масса или часть ее. Другими словами, наследодатель мог поручить наследнику выдать все наследство или часть его (тотчас же, или по истечении определенного срока времени, или в случае наступления известного условия) третьему лицу. Первоначально такой универсальный фидеикомисс подчинялся тем же началам, как и обыкновенные отказы. Это приводило на практике к весьма серьезным затруднениям. Наследник обязан был передавать и цедировать универсальному фидеикомиссарию весь наследственный актив, а, между тем, продолжал отвечать пред кредиторами наследственной массы, так как он все-таки оставался формально наследником. Конечно, он имел право регресса против универсального фидеикомиссария; с этой целью между тем и другим заключались даже особые stipulationes quasi emptae venditae hereditatis (если выдаче подлежало все наследство), или stipulationes partis et pro parte (если выдаче подлежала часть наследства), но все это не ограждало его в достаточной степени.
Положение дел коренным образом изменилось при Нероне благодаря изданию Senatusconsultum Trebellianum. Этот сенатусконсульт предписывал, что раз наследник (heres fiduciarius) переуступил наследство фидеикомиссарию, то он с этого времени уже не отвечает за долги наследственной массы и не может требовать уплаты от должников ее, а то и другое право переходит к фидеикомиссарию, который, таким образом, был облечен правами наследника. Эти постановления были дополнены другим сенатусконсультом - SC. Pegasianum. В нем было поставлено: а) что если непосредственный наследник добровольно примет наследство, то он имеет право удержать ? часть наследства; b) если он не пожелает приобрести наследства, с тем, чтоб таким путем лишить такового и фидеикомиссария, то он может быть принужден к принятию наследства (чего до тех пор нельзя было сделать); он, в таком случае, теряет право на удержание ? части наследства, и все права и обязанности наследника переходят к универсальному фидеикомиссарию. Юстиниан слил постановления обоих сенатусконсультов.
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 473;