ГЕНЕЗИС ОБЩЕСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ
Прежде всего об исходных предпосылках анализа зрелого общественного отношения. Одна из предпосылок исследования социального явления, в том числе и генезиса общественного отношения, заключается в том, что исходной точкой анализа полагается уже ставшее, зрелое явление. Отсюда процесс познания продвигается к незрелым (промежуточным) формам, через ко-
72 Сабо И. Основы теории права. М., 1974, с. 23.
73 Рудаков Б. Ф. Методологический анализ материальности, производственных отношений.—В кн.: Некоторые методологические проблемы исторического материализма, с. 107.
74 Moкpoнocoв Г.В. Диалектика содержания и формы общественных отношений.—В кн.: Общественные отношения и сознание, с. 5—6.
75 Л енин В. И. Поли. собр. соч., т. 1, с. 427.
76 Гольдентрихт С. С. Общественное бытие, социально-историческая практика и сознание. — В кн.; Общественное сознание и общественная практика, с. 25.
77 Воронович Б.Д., Плетников Ю. К. Категория «деятельность» в историческом материализме. М., 1975, с. 18—19.
торые происходило развитие исследуемого предмета. После выяснения зародышевых и промежуточных элементов явления познание вновь возвращается к осмысливанию реально существующего зрелого явления, но уже на основе познанных особенностей его становления. Все это означает, что последовательность познавательного процесса может не совпадать с последовательностью становления и развития изучаемого явления.78
Обращаясь к генезису общественного отношения, важно учитывать, что зрелые общественные отношения исторически появляются только в обществе, уже имеющем определенный мир материальной и духовной культуры, т.е. в определенной общественной среде, которая и является питательной основой таких отношений.
Общественные отношения — это одна из важнейших форм осуществления человеческого опыта, поэтому в обществе, особенно современном, материальное производство, правовая, политическая, моральная и даже собственно духовная деятельность осуществляются в реальности только посредством тех или иных форм общения людей, и прежде всего через систему общественных отношений.
Каковы же признаки общественного отношения?
На определенном этапе общественного развития необходимым условием существования общественного отношения становится признание субъектами таких отношений друг друга в качестве независимых и равных.79 Определенная, независимость сторон в общественном отношении не исключает того, что каждая из сторон в таком отношении может добиться осуществления преследуемых интересов только через посредство другой стороны отношения. «Уже самый факт, что это есть отношение, означает, что в нем есть две стороны, которые относятся друг к другу».80 Далее, только отнесясь к человеку Павлу, как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе, как к человеку.81 Поэтому для общественного отношения характерен и такой признак, как наличие в нем двух уровней соотносимости: внешнего — отношения каждой из сторон к противоположной, и внутреннего — отношения каждой из сторон социального отношения к самой себе. Последнее, однако, оказывается всегда опосредованным внешним отношением. В'свете отмеченного представляется лишенной какой бы то ни было основы встречающееся еще и сегодня в юридической литературе мнение, будто общественное отношение, с точки зрения субъектного состава, якобы, может состоять только из одной стороны
78 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 38—46.
79 См. там же, с. 191.
80 Там же, т. 13, с. .497-498.
81 См. там же, т. 23, с. 62 (сноска).
или, как говорят в юридической теории, может быть односубъектным или даже вообще не предполагать конкретных, субъектов (так называемые абсолютные и общерегулятивные правовые отношения).
Далее, для общественного отношения, как правило, характерна неоднократная повторяемость в более или менее постоянном качестве. Оно как бы «прочнеет», образуя стабильную форму социального взаимодействия, пригодную относительно длительное время для самых различных индивидов. Такое отношение в известном смысле оказывается «безразличным» к индивидуальным особенностям своих конкретных субъектов. Предпосылки стабильности общественных отношений различны. Одна из них заключается в том, что каждая сторона, вступая в подобные отношения, рассчитывает, что на определенные ее поступки вторая сторона ответит ожидаемыми действиями. Глубинная основа этого лежит в цикличности производства, предполагающей равные и свободные стороны обмена результатами деятельности. К. Маркс по этому поводу писал, что если «экономическая форма, обмен, полагает всестороннее равенство субъектов, то содержание, субстанция, как индивидуальная, так и вещественная, которая побуждает к обмену, полагает свободу. Таким образом ... обмен меновыми стоимостями представляет собой производительный, реальный базис всякого равенства и всякой свободы ... будучи развиты в юридических, политических, социальных отношениях, они представляют, собой все тот же базис, но в некоторой другой степени».82 Немаловажную роль при этом играют нормативные регуляторы поведения людей, основное назначение которых—описать, закрепить и гарантировать варианты допускаемого и обязанного в обществе поведения. Общественное отношение находит отражение в норме-регуляторе, предписывающем участникам отношения модель поведения, которой они могут или должны следовать, и содержащем меру .общественного или государственного воздействия как за точное следование предписываемому варианту поведения (меры поощрения), так и за его нарушение (санкции).83 Последнее бросает свет на тот факт, что общественное отношение, складываясь, непременно проходит общественное (классовое) сознание, формулирующее норму, которая его закрепляет.
Деятельность, точнее, обмен деятельностью в рамках общественного отношения, оказывается фиксированным и обеспечивается общественной силой, ядром которой в классовом обществе выступает государственное принуждение.
Содержание зрелого общественного отношения характеризует общезначимая деятельность, ее участники—субъекты ор-
82 Там же, т. 46, ч. I, с. 191.
83 Общая теория государства и права / Под ред. В. С. Петрова, Л. С. Явича, т. 2, Л., 1974, с. 328.
ганизованного социального целого, поэтому личные силы его непосредственных участников выступают в форме общественной силы.
Приведенные признаки общественного отношения, характеризуя его основные свойства, вместе с тем наталкивают на вопрос, который невозможно обойти молчанием: если общественное отношение — это реальное взаимодействие людей, выражающееся всегда вовне, в действиях и поступках людей (и в этом смысле оно всегда объективно),то у него, как и у всякого реального явления, должны быть промежуточные стадии становления (незрелые формы, через которые oho развивается).
Действительно, возьмем, например, современные социальные отношения: отношение мастера и рабочего в производственном процессе, депутата и избирателей на депутатском приеме, режиссера и актеров при постановке спектакля, отношения, возникающие в ходе заседания различных советов, и пр. Между этими же субъектами возможны и иные, причем самые различные отношения за пределами их производственной или. общественной деятельности: тогда, когда они встречаются как знакомые, обсуждают интересующие их жизненные вопросы, обмениваются опытом, знаниями и пр. Очевидно, первые отношения содержат все признаки зрелого общественного отношения, в то время как вторые, обладая некоторыми (главным образом признаками, характеризующими основное качество социального отношения), не содержат целого ряда характеристик, возводящих отношение в ранг зрелого общественного отношения. Второй вид отношений — будем называть их не общественными, а «фактическими» — лишен стабильности в том смысле, что они могут отражать неповторимость, оригинальность того или иного взаимодействия, не исключая взаимодействия случайного, нетипического. «Фактические» отношения не предусматриваются официальными и государством охраняемыми нормами, хотя они и могут отвечать как таким нормам, так и нормам, не установленным государством или обществом официально. Деятельность, осуществляемая в рамках «фактических» отношений, не является непосредственно общезначимой н не обеспечивается поэтому общественной силой. Это обстоятельство, конечно, не исключает моментов общезначимости взаимодействия в рамках «фактических» отношений, но в целом взаимодействие в этих отношениях таковым не является, поскольку поведение, в них осуществляемое, не представлено в качестве всеобщего масштаба (не закреплено официально действующей нормой, находящейся под защитой общества или государства).
В зрелом общественном отношении личные силы его непосредственных участников выступают как общественная сила. Поэтому индивидуальные интересы его субъектов, выступая в форме общественной силы, оказываются вплетенными в общественную систему интересов. «Фактические» отношения таким
признаком непосредственно не обладают. Разумеется, и в таких отношениях их участники в большинстве случаев, выступают как члены общества. Но чем реальней человек становится существом социальным (общественным), тем больше у него оснований проявлять себя как индивидуальность. Индивидуальные качества личности складываются главным образом в процессе осуществления общественного, когда последнее переживается человеком как свое, индивидуальное и приобретает в силу этого личностную окраску. Но «общественное» и «личное» при социализме—вопреки мнению буржуазной пропаганды, исходящей из нивелировки личности социалистическим государством и обществом—хотя и тесно связаны в своей глубинной основе, все-таки не тождественные явления, и каждое из них удерживает относительно самостоятельную специфику.
«Фактические» отношения можно было бы определить как форму взаимодействия людей, которая лишена непосредствен-' ной общезначимости, отличается неповторимостью. Форма таких отношений нормативным регулятором не регламентируется и непосредственно общественной силой не обеспечивается.84
Пытаясь проникнуть в самые зачаточные слои общественного отношения, мы сталкиваемся со следами еще более глубинных явлений, которые несводимы к рассмотренным признакам «фактического» отношения. Эти зачаточные явления при определенных условиях модифицируются в фактические и общественные. отношения.
Проникновение в глубинные слои общественного отношения до уровня его генетической предпосылки, которой является общественная связь, возможно только с помощью теоретической абстракции. Воспринимаемая таким путем общественная связь есть отражение существовавшей ранее связи. Полученное знание, как правило, фиксирует поэтому не «чистую» связь непосредственно, а более зрелую ее форму, в которую она развилась—общественную связь.
Многие ученые в последнее время различают понятия связи и отношения вообще, общественного отношения и общественной связи в частности.85 Даже авторы, которые подходят к этому вопросу весьма осторожно, признают, что всякая связь предполагает отношение, но не всякое отношение только связь. В частности, В. П. Тугаринов считает, что отношение, в отличие
84 Предложенное понимание фактических отношений не совпадает с распространенным в юридической литературе термином «фактические отношения», под которым обычно понимаются неправовые, в том числе и зрелые общественные отношения.
85 См., напр.: Тугарннов В. П. О соотношении категорий материалистической диалектики. Л., 1956, с. 42; У е м о в А. И. Вещи, свойства, отношения. М., 1963 , с. 23; В ы р е л к и н В. П. Общественные отношения как категория марксистской социологии Автореф. канд. дис., с. 64; С в я -д е р с к и й В. И., Зобов Р. А. Отношение как категория материалистической диалектики, с. 89 и др.
от связи, может не связывать явления, а разделять. Отношения различия и противоречия, конечно, предполагают связь, но их существо не в общности, характерной для связи, а в раздельности. Отношение—более многогранное явление. Наконец, понятие отношения связано с понятием относительного, которое отсутствует в понятии связи.86
В юридической литературе различают понятия правовых связей и отношений. Г. В. Мальцев, В. Д. Сорокин, Л. С. Явич. Относительно позиции Л. С. Явича это можно утверждать вполне определенно.87
Вместе с тем в литературе, в том числе и юридической. связь и отношение чаще всего, отождествляются.88 Между тем, когда говорят, что связь есть отношение, то имеют в виду, что отношение основывается на связи, включает связь, но это вовсе не означает тождественности связи и отношения. На уровне отношения появляется нечто дополнительное, позволяющее говорить именно об отношении, а не только о связи.
Трудность в проведении разграничения между общественным отношением и общественной связью заключается в том, что понятия «связь» и «отношение» анализируются главным образом в логике и социологии. На формирование знания об этих явлениях накладывается специфика структуры знания названных наук, особенности терминологии и пр. Использование данных понятий в юридической литературе, помимо учета специфики предмета юридического знания, предполагает определенную корректировку этих понятий, которая бы учитывала и специфику юридических категорий.
Анализ общественной связи можно, очевидно, проводить как в историко-генетическом, так и в системно-функциональном аспектах. Применительно к общественной связи такое разграничение уровней анализа, конечно, условно, в особенности применительно ко второму аспекту анализа.
Однако упомянутое разграничение двух аспектов анализа. проводить необходимо, ибо только таким путем можно выявить некоторые, любопытные метаморфозы связи, ее. места в становлении общественного отношения в историко-генетическом' плане и в плане ее роли в возникновении и функционировании общественного отношения в современном обществе. Остановимся вначале на некоторых основных моментах первого, историко-генетического аспекта данной проблемы.
Вообще, понятие связи человека с окружающей его действи
86 Т у г а р и и о в В. П. О соотношении категорий материалистической диалектики, с. 42.
87 Мальце в Г. В. Социалистическое право и свобода личности, с. 91;
Сорокин В. Д. Метод правового регулирования. М., 1976, с. 74 и сл.;
Я в и ч Л. С. Общая теория права, с. 210; и др.
88 Назаров Б. Л. Социалистическое право в социальных связях. М., 1976, с. 42 и сл. .
тельностью может рассматриваться по меньшей мере в трех аспектах или направлениях. Во-первых, человек как продукт материальной природы подчиняется ее физическим закономерностям. Например, обладая определенным весом, он связан в своих действиях, законом тяготения. Во-вторых, речь может идти о связях человека как продукта органической природы. Здесь несомненна зависимость человека от особенностей жизни его организма в соответствующей среде. Подчинением человека законам физического и органического-мира носит объективный характер. Эти связи стабильны, однако современные достижения в области космоса, медицины, биологии органической химии свидетельствуют и о том, что рамки таких связей могут быть все же подвижными. Третий вид связей вытекает из факта совместного существования, совместной жизнедеятельности людей не только в условиях естественной природы, но также и в условиях «очеловеченной» среды, создаваемой самими людьми. Здесь налицо зависимость человека от общественного бытия, определяющим фактором которого является способ производства и воспроизводства материальной, жизни. Связи эти условно можно назвать искусственными, в отличие от естественных. Искусственные связи начинают приобретать очертания общественных, социальных только тогда, когда удовлетворение целого ряда потребностей отдельным индивидом становится практически невозможным без других индивидов. Более того, генезис и утверждение общественных связей является свидетельством того факта, что необходимость в другом индивиде становится объективной потребностью. Причем такой потребностью, через которую для данного индивида задаются и осознаются большинство его собственных потребностей.
В известном смысле природные и органические связи можно рассматривать в качестве предпосылок возникновения искусственных связей. Однако сказанное не означает, что эти предпосылки находят в общественных связях непосредственное отражение.
Известно, что на начальных этапах развития человеческого общества отношения человека к самому себе через отношение к себе подобному нет. Отсутствуют в строгом смысле и собственно общественные, социальные связи. Это время господства «чистых» естественно-природных связей. Они в далеком прошлом еще не приводили к возникновению на их основе каких-то новых форм взаимодействия, поскольку жестко определяли действия первобытного индивида и одновременно обусловливали ограниченное число решений для него. Поэтому имело место отождествление себя с явлениями окружающего природного и органического мира. В результате первобытный индивидуум полагал себя неотъемлемым элементом, частью животного мира и окружающих его вещей, которые также наделялись им ему свойственной жизнью. Отсюда, скорее всего, убежденность древних
в способности каждой вещи стать любой другой вещью, своего рода оборотничество.89 Это не могло не выливаться в стремление отождествлять себя с природой, слить себя с ней и именно в этом первобытный человек мог поначалу видеть свое высшее назначение. В древности верили в повсюдность какого-то почитаемого центра, поэтому никого не привлекала проблема действительной причины и следствия различных событий и действий людей, предполагалось, что в каждой вещи «разлито», присутствует почитаемое и почти всегда фантастическое начало.90 Со временем такое положение постепенно меняется. В самой основе превращения так называемых искусственных связей в подлинно социальные (общественные) лежит складывающийся способ материального производства, который уже не сводится к пассивному отношению людей к природе (простому собирательству готовых продуктов природы). Появляются новые формы практического отношения к орудиям и средствам производства, отрабатываются формы официального закрепления такого отношения (различные формы собственности). Между людьми и природой появляется «посредник»—способ производства, который окрашивает в тот или иной цвет основные отношения людей. Развивающийся способ производства вызывает и новую структуру (способ, связи) между различного рода деятельностями, посредством которых осуществляется само производство и распределение его результатов. Такие базисные связи в значительной мере объективно диктуют притязания людей на данную, исторически обусловленную деятельность. Закрепление последней со временем становится общественно необходимым. Причем посредством такого закрепления связей между людьми постепенно удовлетворяются потребности развивающегося производства в инициативном, в известном смысле свободном (от жесткого подчинения слепым силам природы) работнике. Практическое (материальное) создание предметного мира, писал К. Маркс, переработка неорганической природы являются самоутверждением человека как сознательного родового существа, т. е. такого существа, которое, начинает относиться к роду как к- своей собственной сущности или к самому себе как к родовому существу.91 «Поэтому именно в переработке предметного мира человек впервые действительно утверждает себя как родовое существо. Это производство есть его деятельная родовая жизнь. Благодаря этому производству природа оказывается его произведением и его действительностью. Предмет труда есть поэтому опредмечивание родовой жизни человека: человек удваивает себя уже не только интеллектуаль-
89 История античной диалектики. М., 1972, с. 8.
90 Л о с е в А. Ф. Античная философия истории. М., 1977, с. 33. 91 См.; Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 93.
но, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире».92
Все это постепенно приводит к тому, что человек все больше начинает освобождаться от слепой и жесткой зависимости от сил природы, что находит выражение во все меньшем, его желании безоговорочно слить, отождествить себя с явлениями физической и органической природы. Человек вначале очень робко обращает свое лицо, свой ум, свои практические способности на себе подобных, на общество, пытается понять свое реальное место в нем, начинает думать о совершенствовании примитивных социальных форм жизнедеятельности.
Если иметь в виду развитие социальных форм жизнедеятельности, то заслуживает внимания, в частности, следующее. На начальных этапах, вероятно, самыми серьезными катаклизмами, обусловившими возникновение новых форм жизнедеятельности, явилось обособление отдельных родов и распадение их на семьи, в особенности на моногамные семьи, Появление родов привело к возникновению между ними новых общественных связей, предопределявших появление неизвестных ранее отношений. Но еще более серьезные изменения были обусловлены появлением и упрочением моногамной семьи. Будучи одним из следствий сложившихся к тому времени материальных условий, моногамная семья (в таких ее основных формах, как патриархальная и соседская), возникнув, сама начинает способствовать зарождению новых форм осуществления материальных потребностей.
С семьей можно связывать официальное закрепление первобытностью настоятельных потребностей в новом типе связей продвинувшегося к тому времени материального производства. Ф. Энгельс показал, что переход прав и имущества (наследование) в более или менее знакомом нам .виде стал возможным только в рамках моногамной семьи. Главную роль в такой семье начинает играть мужчина как основной производитель.93 Утвердившаяся к тому времени формула определения происхождения ребенка по мужской (отцовской) линии (и наследование) являлась, по сути дела, одной из первых искусственных связей, в отличие от связей ребенка по материнской линии.
Моногамная семья вызвала появление новых общественных связей. В частности, при осуществлении определенных прав и обязанностей, связанных с действием экзогамии, мужчина должен был брать невесту уже из другого рода. Следствием этого явилось появление новых связей, в основе которых лежали неизвестные ранее формы взаимодействия, например, отработка невесты, в течение которой жених жил и работал в роде невесты. Это — очень важный мутационный фактор, который, по-
92 Там же, с.94.
93 См. там же, т. 21, с. 58 и сл.
видимому, лег в основу будущего проникновения в замкнутую общность инородцев и сдвигов в характере и структуре связей первобытной коллективности. К числу новых связей можно отнести и юридическую фикцию усыновления, значительно «замутнившую» строго оберегаемую на первых порах «чистоту» общности, основанную на кровном родстве и происхождении от общего предка. Такие связи стали выходить за рамки отдельного рода, племени. Тем самым локальный характер прежней жизни уступал место своей противоположности. И это происходило, несмотря на то, что в то время «идея, что известное число лиц должны сообща пользоваться политическими правами на том только основании, что им .приходится жить на одной территории, показалась бы до крайности странною и чудовищною людям первобытной древности, ибо в древнем мире, где коренные граждане всегда считали себя соединенными узами крови, смотрели на равноправие (с пришельцами) не иначе, как на узурпацию».94 Однако развитие общественных связей внесло настолько серьезные коррективы в подобные правила, .что стало возможным, в частности, такое положение, когда «фикция усыновления так удачно подражала действительному родству, что ни закон, ни общественное мнение не делают ни малейшего различия между действительной и искусственной связью».95
В русле рассматриваемого аспекта находится и формирование такой совместной жизнедеятельности, когда наиболее важные проблемы обсуждаются и решаются коллективно. В зависимости от многих факторов, в том числе и от значимости для коллектива решаемой проблемы, человечество постепенно отрабатывало оптимальное сочетание элементов общественной структуры и способа их связи, которое могло бы обеспечить наиболее благоприятное решение. :
Наряду с такими процессами, предполагавшими- в той или иной мере закрепление определенных прав и обязанностей за всеми или большинством общности (тем самым и закрепление общественных связей) постепенно складываются образцы взаимодействия по решению общественных проблем в рамках локальной группы, касты и пр. Отмеченное приводит к тому, что появляются, предпосылки для закрепления в существующих социальных формах процесса освобождения человека от естественно-природных пут и его прогрессивного развития. Как уже отмечалось, в самой глубинной основе этого лежит способ материального производства. Однако отражение требований развивающегося производства в различных социальных связях было неоднозначным и противоречивым. Один из первых этапов самосознания человеком самого себя в качестве относительно самостоятельного был связан с образованием моногамной семьи.
94 Мэн Г. С. Древнее право. СПб., 1873, с. 103. 95 Там же, с. 106.
Следующим этапом или этапом, развивающимся наряду с названным и способствовавшим в определенной мере становлению личности, было утверждение новых социальных образований, в основе которых лежат уже не кровнородственные связи, а структура сформированных самим обществом связей и отношений. Речь идет, например, о древнегреческом полисе и появлении первых политических идей гражданства, демократии, республиканизма.96 «Очевидно, гражданин полиса не испытывал того, что мы называем теперь отчуждением, он не стремился противопоставить себя общине в целом и не ощущал ее противостоящей себе. Он не мыслил категориями „я" и ,,они", его взаимоотношения с общиной укладывались в более широкое и объединительное местоимение „мы". Конечно, все это—лишь норма, идеал. На самом деле могли быть и, вероятно, не столь уж редко бывали случаи отклонения от нормы. Реальная, повседневная действительность полиса далеко не всегда соответствовала ощущению тесной связи и сопричастности. Но об этом речь пойдет ниже, в данном случае мы имеем в виду именно ощущение, отнюдь не реальность».97
Реальность же диктовала закрепление в социальных формах процессов, связанных с уже имеющимся имущественным неравенством в предклассовом обществе. Например, гражданином полиса мог считаться только тот, кто являлся его коренным жителем, это обстоятельство автоматически делало его собственником земли. В этом же плане могут интерпретироваться и личные (родственные) связи внутри наиболее могущественных в экономическом отношении семей, обеспечивавшие реальное, участие в управлении общностью, а в последствии и государством. В связи с отмеченным будет уместным привести высказывание К. Маркса: «Чем больше мы углубляемся в историю, тем в большей степени индивидуум, а следовательно и производящий индивидуум, выступает несамостоятельным, принадлежащим к более обширному целому: сначала еще совершенно естественным образом он связан с семьей и семьей, развившейся в род; позднее—с общиной в различных ее формах, возникшей из столкновения и слияния родов».98
Тем не менее названные социальные формы в целом можно рассматривать в качестве обеспечивающих в определённой мере процесс генезиса и развития социальных прав человека и прогрессивное совершенствование в нем личностных начал. Однако, по-видимому, как только этот процесс дал о себе знать достаточно отчетливо, возникает социально-политическая форма — государство. Она придает названному процессу направление,
96 Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977, с. 36—37.
97 Там же, с. 36—37.
98 Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 12, с. 710.
которое отвечает интересам прежде всего наиболее могущественной в экономическом отношении части общества. «Ирония истории оказалась таковой, что генезис прав человека, а вместе с тем и общих норм, определяющих защищенную социальными институтами меру его свободы (возможности), самодеятельности,.слился с возникновением юридической формы, использовавшейся для закрепления господства меньшинства над бесправными миллионами людей, попавшими в рабство или крепостную зависимость».99 И дело, по существу, не меняется от того, что государство, в особенности молодое рабовладельческое государство, предприняло меры, направленные на разрушение обычаев, оберегаемых семьями. Наиболее ощутимые удары государство нанесло по экономической основе семьи. Например, в Риме действовало правило, согласно которому имущество, приобретенное во время военных походов, считалось собственностью воина и не поступало во власть главы семьи. Затем в такой же режим попадало имущество, полученное .в качестве вознаграждения за государственную службу. Изменились отношения и в политической области, когда сыновья получили право самостоятельного участия в выборах представительных органов власти, хотя в семейном кругу они были зависимы от отца. Не следствием ли этого противоречия был пресловутый «красный канат», на котором афинских граждан вели в народное собрание и который позже был заменен более гибким инструментом— материальным вознаграждением за участие в государственных делах?
Развитие рабовладельческого, а затем феодального строя было связано поступательным движением общественных связей и их все более основательным перерастанием в общественные отношения. Однако лишь с утверждением капиталистического способа производства буржуазное государство оказывается той формой политической организации, которая охватывает все общество и где появляются более или менее зрелые общественные отношения, но не в том смысле, что такие отношения предоставляют субъектам фактически равные и максимальные возможности для гармонического развития, а в том, что отношения буржуазного общества обогащаются рядом новых признаков, вплотную подводящих такие отношения к социализму. Но за политическим и юридическим фасадом буржуазного общества, который порой выглядит весьма благопристойно, скрываются постройки общества эксплуататорского. И это сказывается, особенно в период развитого капитализма, в самом процессе перехода общественных связей в буржуазные общественные отношения. Дело в том, что в самом базисе, достигшего зенита буржуазного общества, социальные связи начинают складываться таким образом, что оказывается возможным использо-
99 Я в и ч Л. С. Общая теория права, с. 122.
вать их структуру в направлении развития социалистических (производственных) отношений. Капитализм гигантски развивает производительные силы, делает характер производства общественным. Однако — и в этом проявляется самостоятельность надстройки цивилизованного общества, — закрепляя юридически капиталистический базис, буржуазное государство направляет процесс развития общественных связей не в сторону коллективистских отношений, а в направлении, обеспечивающем господство частнособственнических отношений, т. е. в сторону таких общественных отношений (вторичных, третичных и т. д.), которые максимально отвечают интересам господствующего меньшинства. К. Маркс в «Капитале» вскрыл самые глубинные пружины такой корректировки.
Таким образом, если попытаться обобщить отмеченное, то можно считать, что основные этапы (стадии) становления общественных отношений могут быть сведены к следующим:
1. Первоначальной (исходной) стадией становления общественных отношений являются общественные связи. Движение общественных связей, их раавитие в сторону общественных отношений шло по линии все более строгой их организации, прежде всего в плане приведения таких связей в соответствие с материальным способом производства. Со временем процесс;упорядочения общественных связей становится все более сложным и многогранным, поскольку их организация отражает и тот факт, что структура общества начинает выступать не только следствием материальной деятельности людей в условиях природной и биологической среды, но и результатом деятельности людей в условиях «очеловеченной» природы, культурной среде. Другими словами, материальный способ производства — это уже «посредник» между человеком и культурным миром, окружающим людей; 2. Общественные связи превращаются в «фактические» отношения. Развитие общественных связей ,в общественные отношения—если говорить в историческом плане—не происходило непосредственно и автоматически. Общественные связи порождали множество отношений, которые не являлись в строгом смысле еще общественными. Такие отношения выполняли, будучи определенной формой взаимодействия людей, самые различные функции, их социальная значимость не может рассматриваться однопланово. Эти отношения, выступавшие промежуточным звеном (стадией) между общественными связями и общественными отношениями, есть отношения фактические.
Следовательно, процесс реального становления общественных отношений есть процесс движения от социального характера связей между субъектами к фактическим, единичным отношениям, а от них — к общественным. Можно в этом аспекте обратить внимание на ряд высказываний К. Маркса, в которых проводится мысль о том, что тот или иной строй общества существует вначале как фактически сложившиеся нндивидуаль-
ные отношения; постепенно, с развитием классовых отношений, они приобретают общественное значение, и только затем, значительно позднее, такие отношения получают цивилизованное выражение и закрепление в общих нормах.100
К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что в наиболее ранние и примитивные эпохи индивидуальные, фактические отношения собственности, защищающиеся варварским способом и выступавшие в самом грубом виде, и являлись непосредственно правом владеющего, пользующегося имуществом. Только с развитием гражданского общества, т. е. с развитием личных интересов до степени классовых интересов, правовые отношения изменились и получили цивилизованное выражение. Они стали рассматриваться уже не как индивидуальные отношения, а как всеобщие. Вместе с тем, благодаря разделению труда, охрана сталкивающихся между собой интересов отдельных индивидов перешла в руки немногих, и тем самым исчез и варварский способ осуществления права. Ясно, что превращение индивидуальных правоотношений во всеобщие означает трансформацию права конкретной личности .в общую норму, а самих «фактических» отношений — в общественные.101
Если говорить о системно-функциональном аспекте рассматриваемой проблемы, то процесс становления общественных отношений в современном обществе отличает прежде всего следующее. Возникновение общественных отношений, их «созревание» сегодня происходит значительно быстрее, нежели в далеком прошлом. Можно говорить и об определенных модификациях в стадиях становления общественных отношений. В прошлом стадии возникновения отношений могли более или менее последовательно сменять друг друга в течении довольно длительного исторического периода. Сейчас эти процессы происходят быстрее, значительно чаще оказывается возможным и обратный порядок становления отношений — общественные отношения влекут новые общественные связи, которые укладываются в качестве предпосылки возникновения новых отношений и т. д. В значительной мере процесс становления общественных отношений укорачивается и в смысле появления возможности возникновения общественных отношений из общественных связей непосредственно, минуя стадию фактических отношений. Наконец, современное общество оказывается в состоянии обеспечить несравненно более прочные гарантии индивидам в направлении обеспечения возможности для самостоятельной деятельности в рамках общественных связей, вне форм зрелых общественных отношений, т. е. в подобных случаях определенные-формы деятельности индивидов обеспечиваются в рамках общественных связей без последующего непременного развития.
100 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 336—337. 101 Я в и ч Л. С. Общая теория права, с. 25—26.
Глава вторая
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 1250;