Ответ: Общая характеристика англо-саксонской правовой семьи
Англосаксонская правовая семья (семья общего права) — исторически сложилась в Англии, США и страна: британского доминиона (Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д.).
Специфика англосаксонского (общего) права состоит в отсутствии отраслей, урегулированных кодифицированными нормативными актами и наличии в качестве источников права громадного количества судебных (административных) решений - прецедентов, являющихся образцами для последующих аналогичных дел, рассматриваемых другими судами (административными органами). Кроме прецедентов источниками права в англосаксонской правовой семье являются юридические обычаи, законы (статуты), юридические доктрины.
Нормы англосаксонского (общего) права носят казуистический (индивидуальный) характер и представляют собой «модель» конкретного решения, а не результат законодательного абстрагирования от отдельных случаев. В рамках данной правовой семьи приоритетное значение придается процессуальным нормам, формам судопроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновременно и механизм правообразования, и механизм реализации правового предписания.
Важным признаком англосаксонской правовой семьи выступает автономия судебной власти от любой иной власти в государстве.
Англосаксонская правовая семья– система общего права, которая объединяет национально–правовые системы Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии.
Структура англосаксонской правовой семьи:
1) общее право;
2) «право справедливости»;
3) статутное право.
Основной источник системы общего права– правовой прецедент.
Вспомогательные и дополнительные источники права– статутное право и юридические обычаи.
Основатель права в англосаксонской правовой семье– суд
Религиозно-правовая семья (семья мусульманского права) рассматривает право не как результат рациональной (позитивной) деятельности государства и общества, а как продукт высшей воли (Божественного предначертания). В семью религиозно-традиционного (мусульманского) права входят государства Ближнего Востока (Иран, Кувейт, Оман, Бахрейн и т.д).
Основным источником мусульманского права является Коран — священная книга ислама и всех мусульман, состоящая из высказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду с общими духовными положениями, проповедями, обрядами Коран содержит установления в достаточной степени юридического характера.
Производными источниками мусульманского права являются Сунна, Иджма, Кияс.
Сунна - сборник традиционных правил, касающихся действий и высказываний Магомета, воспроизведенных рядом его последователей.
Иджма - конкретизация положений Корана в изложении авторитетных ученых-мусульманистов.
Кияс - рассуждение по аналогии о тех явлениях в жизни мусульман, которые не охватываются предыдущими источниками мусульманского права.
Для приспособления мусульманского права к практической жизни используются различные средства и методы: соглашения, рациональное (собственно юридическое) законодательство, не противоречащие религиозным нормам обычаи и т.д. В странах мусульманского права существовал и существует реальный дуализм организации и функционирования судопроизводства: наряду со специальными религиозными судами (кади), рассмотрение дел осуществляют суды опирающиеся в процессе судопроизводства на социально-правовые обычаи или законодательные акты (регламенты) изданные в порядке формально-юридической процедуры правотворчества.
Религиозная правовая семья– система права, которая объединяет религиозные системы мусульманского права (в Иране, Ираке и т. д.) и индусского права (в Индии, Малайзии и т. д.).
Системы мусульманского права и индусского права относительно самостоятельны и непосредственно связаны с религиозными вероучениями (ислам и индуизм).
Основные источники мусульманского права:
1) Коран– священная книга ислама, состоящая из высказываний пророка Магомета;
2) Сунна– мусульманское священное предание о высказываниях и жизни пророка;
3) Иджма– соглашение мусульманского сообщества о толковании норм ислама;
4) Кияс– современный комментарий к исламу, который восполняет пробелы в религиозных нормах.
Основные источники индусского права:
1) Дхармашастры– религиозные правила поведения и древние законы;
2) Веды– священные тексты брахманизма;
3) Законы Ману– собрание правил, которые регламентируют поведение в частной и общественной жизни.
Творец права в религиозной правовой семье– Божественная сила и обычай, которые требуют неукоснительного соблюдения провозглашенных правил поведения
213. Общая характеристика религиозных правовых систем.
Ответ: Ксемье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
§ главный творец права - Бог, а не общество, не государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
§ источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман, либо в Шастрах, Ведах, законах Ману и т.д. и действующих в отношении индусов;
§ весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, философскими и моральными постулатами, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
§ особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов, конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в их основе конкретные решения;
§ отсутствует деление права на частное и публичное;
§ нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
§ судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;
§ во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англосаксонской правовых семьях).
Дата добавления: 2016-04-11; просмотров: 5453;